• по
Более 49000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 08 декабря 2011 года  Дело N А05-10385/2011

Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2011 года

Полый текст решения изготовлен 08 декабря 2011 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Максимовой С.А.

при ведении протокола помощником судьи Поповым Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1022900536010, место нахождения: 163000, Архангельская область, г. Архангельск, ул. Урицкого, 47)

о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

открытого акционерного общества «Северодвинское пассажирское автотранспортное предприятие» (ОГРН 1112932003040, место нахождения: 164504, Архангельская область, г. Северодвинск, Беломорский пр-кт, 3)

при участии в заседании представителей:

заявителя - Мазковой Е.В. по доверенности от 20.10.2011 № 24,

ОАО «Северодвинское пассажирское автотранспортное предприятие» - не явился, извещён 29.11.2011,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Северодвинское пассажирское автотранспортное предприятие» (далее - Общество) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В обоснование заявленных требований Управление указало, что при проведении внеплановых мероприятий по государственному контролю надзору выявлено, что ОАО «Северодвинское ПАТП» осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, с нарушением требований пункта 4.2.4 ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования», пунктов 1, 2 Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности руководителей и специалистов организации и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утверждённого приказом Минтранса РФ от 11 марта 1994 года. № 13/11, пунктов 24, 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждённого приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, пунктов 12, 13 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утверждённых приказом Минтранса РФ 18.09.2008. По мнению заявителя, не выполнив требования названных нормативных правовых актов Российской Федерации в области автомобильного транспорта по организации и осуществлению перевозок пассажиров, ОАО «Северодвинское пассажирское автотранспортное предприятие» нарушило требования подпунктов «б» и «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, то есть совершило административное правонарушение, за которое частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

ОАО «Северодвинское пассажирское автотранспортное предприятие» отзыв на заявленные требования не представило.

В судебном заседании представитель заявителя на привлечении к ответственности настаивала. Пояснила, что не располагает сведениями о том, что правонарушение совершено Обществом повторно. Просила назначить наказание в виде административного штрафа.

ОАО «Северодвинское пассажирское автотранспортное предприятие», извещённое о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.

В соответствии с частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ОАО «Северодвинское пассажирское автотранспортное предприятие».

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Открытое акционерное общество «Северодвинское пассажирское автотранспортное предприятие» зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1112932003040.

Как следует из материалов дела, в период с 30.09.2011 по 05.10.2011 старшим государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Поповым Ю.В. на основании приказа начальника УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному от 06.09.2011 № 339-АТ в связи с причинением вреда жизни, здоровью граждан в результате ДТП с участием автобуса ОАО «Северодвинское пассажирское автотранспортное предприятие» в отношении ОАО «Северодвинское пассажирское автотранспортное предприятие» в присутствии представителя Общества Сибгатулиной Л.М., действовавшей на основании доверенности от 28.09.2011 № 2011-09/012-бд, была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом обязательных требований, касающихся автомобильного транспорта.

Копия приказа от 06.09.2011 № 339-АТ была направлена Обществу по факсу 22.09.2011 в качестве приложения к уведомлению-запросу от 22.09.2011 № 05-14/2172.

В ходе проверки было установлено, что ОАО «Северодвинское пассажирское автотранспортное предприятие» осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек на основании лицензии АСС-29-200888, выданной сроком по 17.01.2014, с нарушением следующих требований законодательства:

- пункта 4.2.4 ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования», пунктов 1, 2 Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности руководителей и специалистов организации и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 11 марта 1994 г. № 13/11, так как руководитель ОАО «Северодвинское ПАТП» - директор Васильев А.Ю., диспетчер автомобильного транспорта Михайлова Е.С. не имеют документального подтверждения о прохождении аттестации на право занимать должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения;

- пункта 24 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждённого приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, так как продолжительность перерыва для отдыха и питания у водителя Скворцова С.В. 11 сентября 2011 года составила более 2 часов;

- пункта 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, так как продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителей: Яшнова Г.В. с 22 на 23 сентября 2011 года, Скворцова С.В. с 5 на 6, с 11 на 12 сентября 2011 года составила менее 12 часов;

- пунктов 12, 13 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утверждённых приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152, так как в путевых листах № 73 от 01.09.2011, № 205 от 02.09.2011, № 434 от 04.09.2011, № 565 от 05.09.2011, № 696 от 06.09.2011, № 829 от 07.09.2011, № 2097 от 08.09.2011, № 2225 от 09.09.2011, № 2338 от 11.09.2011 и т. д. в заголовочной части путевых листов не проставляются печать или штамп юридического лица; показания одометра при выезде транспортного средства из гаража и заезде транспортного средства в гараж не заверяются штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий уполномоченных лиц, назначенных решением руководителя предприятия.

По результатам проверки был составлен акт проверки от 05.10.2011 № 189/128, с которым Сибгатулина Л.М. ознакомлена под роспись согласно отметке в представленной в материалы дела копии акта.

На основании указанного акта 07 октября 2011 года старшим государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Поповым Ю.В. в соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ, в отношении ОАО «Северодвинское пассажирское автотранспортное предприятие» составлен протокол № 406 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Протоколом установлено, что ОАО «Северодвинское пассажирское автотранспортное предприятие», допустив нарушения, указанные в акте проверки от 05.10.2011, нарушило требования подпунктов «б» и «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637.

Протокол № 406 составлен в отсутствие представителей Общества, извещённого о времени и месте его составления надлежащим образом извещением от 06.10.2011 № 05-15/2370, полученным Сибгатулиной Л.М. лично 06.10.2011 согласно отметке, сделанной на представленной в материалы дела копии извещения.

Копия протокола была направлена в адрес Общества заказной корреспонденцией и получена им 10.10.2011 согласно представленному в материалы дела уведомлению о вручении.

В заявлении в арбитражный суд Управление просит привлечь ОАО «Северодвинское пассажирское автотранспортное предприятие» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Обществу в вину вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ данное дело подведомственно арбитражному суду.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, установлен статьёй 28.3 КоАП РФ.

Согласно абзацу первому части 3 статьи 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее - лицензирующий орган).

Таким образом, должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта вправе составлять протоколы об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 4 статьи 28.3 КоАП РФ, перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 28.3 КоАП РФ, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден приказом Ространснадзора от 30.10.2007 № ГК-938фс.

Согласно пункту 2 названного Перечня протоколы об административных правонарушениях в территориальных органах Ространснадзора вправе составлять должностные лица, на которых возложены функции по контролю и надзору в сфере воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта и дорожного хозяйства: начальник управления; заместитель начальника управления; начальник отдела; заместитель начальника отдела; главный государственный инспектор; старший государственный инспектор; государственный инспектор и иные должностные лица территориальных органов Ространснадзора, уполномоченные осуществлять контрольные и надзорные функции в соответствии с должностными регламентами.

Перечень должностных лиц Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утверждён приказом Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 29.09.2010 № 38-П. К таким лицам, в числе прочих, относятся старшие государственные инспекторы.

При таких обстоятельствах, протокол об административном правонарушении, составленный старшим государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Поповым Ю.В., составлен уполномоченным должностным лицом.

Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Объектом правонарушения в данном случае являются общественные отношения, возникающие при осуществлении лицензируемых видов деятельности.

Объективная сторона выражается в осуществлении определённого вида предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) с нарушением лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.

Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается, что оно на основании лицензии осуществляет перевозки пассажиров принадлежащими ему на праве собственности автобусами, оборудованными для перевозки более восьми человек.

При таких обстоятельствах, ОАО «Северодвинское пассажирское автотранспортное предприятие» относится к субъектам административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Вопросы лицензирования регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 128-ФЗ).

Абзацем 2 статьи 2 Федерального закона № 128-ФЗ установлено, что лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии со статьёй 4 Федерального закона № 128-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее - перевозки пассажиров) определен в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637.

Пунктом 4 Положения о лицензировании установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в числе прочих, наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении (подпункт «а»); соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»); соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункт «в»).

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются нормами Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ).

В соответствии со статьёй 20 Федерального закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны в числе прочего организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации определены в Положении об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённом приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08 января 1997 года № 2 (далее - Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами), которое является обязательным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами или их обеспечивающих (к последним относятся автовокзалы, пассажирские автостанции) (пункт 1.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами).

Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности отнесены: прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы; организация стажировки водителей; организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей; проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей; регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей; регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте; организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации установлены Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса России 20.08.2004 № 15 (далее - Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей).

Пунктом 24 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей установлено, что водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены. При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут. Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.

Согласно пункту 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

В судебном заседании представитель административного органа пояснила, что доказательства применения Обществом суммированного учёта рабочего времени водителей в ходе проверки добыты не были, однако, именно при таком учёте нормативные правовые акты допускают наименьшую продолжительность междусменного отдыха, поэтому административным органом были применены правила, касающиеся суммированного учёта. Если бы административный орган исходил из того, что Обществом не применяется суммированный учёт рабочего времени водителей, выявленные нарушения в части продолжительности междусменного отдыха были бы ещё более грубыми.

Пунктом 2.3.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами установлено, что владельцы автобусов обязаны обеспечить водителей необходимыми путевыми и иными документами, предусмотренными действующими нормативными правовыми актами.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (далее - Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов) утверждены приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152.

Пунктом 12 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов установлено, что в заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании.

Согласно пункту 13 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.

Положение о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утверждено совместным приказом Минтранса России и Минтруда России от 11.03.1994 № 13/11.

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о порядке аттестации аттестация лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, проводится в целях определения пригодности их к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств. Аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (в дальнейшем - организации), согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации.

В названный перечень, являющийся приложением к Положению о порядке аттестации, включены в числе прочих руководители, независимо от форм собственности и вида деятельности, и диспетчеры предприятий на автомобильном городском наземном транспорте.

Аналогичные положения содержатся в пункте 4.2.4 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования. ГОСТ Р 51825-2001», утверждённого Постановлением Госстандарта РФ от 14.11.2001 № 461-ст.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Из материалов дела (копия акта проверки от 25.03.2011 № 189/128, копии путевых листов, копии реестров путевых листов, копия списка работников, отвечающих за безопасность движения и прошедших обучение и аттестованных, протокол об административном правонарушении) следует, что нарушения положений приведённых выше нормативных правовых актов ОАО «Северодвинское пассажирское автотранспортное предприятие» были допущены, что не оспаривалось представителем Общества при составлении акта проверки.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемом судьёй, не может быть вынесено по истечении трёх месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде истек трёхмесячный срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в части:

- нарушения продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха водителя Скворцова С.В. с 5 на 6 сентября 2011 года;

- нарушения порядка заполнения путевых листов № 73 от 01.09.2011, № 205 от 02.09.2011, № 434 от 04.09.2011, № 565 от 05.09.2011, № 696 от 06.09.2011.

Истечение срока привлечения к административной ответственности влечёт за собой прекращение производства по делу об административном правонарушении в соответствии с пунктом 6 статьи 24.5 КоАП РФ.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2, следует, что установленные статьёй 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности являются пресекательными и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ).

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ОАО «Северодвинское пассажирское автотранспортное предприятие» в данном случае выражается в том, что, занимаясь лицензируемым видом предпринимательской деятельности, оно могло и должно было соблюдать лицензионные требования, установленные нормативными правовыми актами и обязательные для исполнения лицензиатами, но не сделало этого.

На основании изложенного суд пришёл к выводу о том, что в действиях ОАО «Северодвинское пассажирское автотранспортное предприятие» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно указанной статье осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Совершённое Обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере лицензирования и безопасность пассажирских перевозок (нарушается режим труда и отдыха водителей, руководящие работники не имеют соответствующей квалификации в области обеспечения безопасности дорожного движения). Следовательно, ОАО «Северодвинское пассажирское автотранспортное предприятие» не может быть освобождено от ответственности, поскольку в данном случае признаки малозначительности правонарушения отсутствуют.

В соответствии со статьёй 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В рассматриваемом случае Обществом нарушался режим труда и отдыха водителей, руководители Общества не имеют соответствующей квалификации в области обеспечения безопасности дорожного движения. По мнению суда, указанные нарушения, несомненно, способствуют возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей (водителей, пассажиров, пешеходов, других участников дорожного движения). При этом суд учитывает, что поводом для проведения проверки в отношении Общества явилось причинение вреда здоровью граждан в результате ДТП с участием автобуса ОАО «Северодвинское пассажирское автотранспортное предприятие».

Частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 указанной статьи).

Обстоятельством, смягчающим ответственность, суд считает совершение правонарушения впервые.

Об иных обстоятельствах, смягчающих либо отягчающих ответственность, суду не заявлено, из материалов дела данные обстоятельства судом не усматриваются.

На основании изложенного с учётом характера совершённого административного правонарушения суд считает, что ОАО «Северодвинское пассажирское автотранспортное предприятие» должно быть привлечено к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде взыскания административного штрафа в размере 30000 рублей.

Лицу, привлечённому к административной ответственности, внести или перечислить сумму административного штрафа на счёт получателя штрафа - Управления Федерального казначейства Минфина РФ по Архангельской области (администратор штрафа - Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), расчётный счёт 40101810500000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Архангельской области, БИК 041117001, ИНН 2901043148, КПП 290101001, КБК 10611690040040000140, код ОКАТО 11401000000.

Лицу, привлечённому к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу представить в арбитражный суд копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, принудительное исполнение решения арбитражного суда производится в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

привлечь открытое акционерное общество «Северодвинское пассажирское автотранспортное предприятие», зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1112932003040, находящееся по адресу: Архангельская область, г. Северодвинск, пр. Беломорский, дом 3 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 30000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

С.А. Максимова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А05-10385/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Архангельской области
Дата принятия: 08 декабря 2011

Поиск в тексте