АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 08 декабря 2011 года  Дело N А05-10429/2011

Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 08 декабря 2011 года.

г. Архангельск       Дело №А05-10429/2011

08 декабря 2011 года

Арбитражный суд Архангельской области

в составе судьи Козьминой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 08 декабря 2011 года дело по заявлению администрации муниципального образования «Емцовское» (ОГРН 1052920021186, место нахождения: 164252, Архангельская область, Плесецкий район, п.Емца, ул.Партизанская, д.55)

к Отделу надзорной деятельности Плесецкого района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Архангельской области (ОГРН 1042900042822, место нахождения: 164262, Архангельская область, п.Плесецк, ул.Ленина, д.37, 1042900042822)

об отмене постановления от 26.09.2011 №206,

при участии в судебном заседании представителей: от заявителя - главы администрации Колос П.П., от ответчика - не явились,

протокол судебного заседания вела помощник судьи Юринская И.С.,

установил:

администрация муниципального образования «Емцовское» (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Отдела надзорной деятельности Плесецкого района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Архангельской области (далее - административный орган) от 26.09.2011 № 206 о назначении административного наказания за совершение правонарушений, предусмотренных ч.1, 3, 4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150000 руб.

Административный орган с заявленным требованием не согласен. По мнению административного органа, отсутствие финансовых средств не может являться основанием для невыполнения обязательных требований пожарной безопасности; необходимые нормативные акты на момент проведения проверки отсутствовали. При рассмотрении административного дела администрацией не были представлены доказательства отсутствия либо устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Административный орган извещён надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в судебное заседание не направил, на основании п.2 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено без участия представителей административного органа.

Основанием для обращения в суд послужили следующие обстоятельства.

Администрация муниципального образования «Емцовское» зарегистрирована в статусе юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052920021186.

Но основании распоряжения начальника УНД Главного управления МЧС России по Архангельской области Сивкова А.Л. от 09.08.2011 №96 проведена  плановая выездная проверка администрации муниципального образования «Емцовское» на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в здании администрации по адресу: п.Емца, ул.Партизанская, д.55, в муниципальном жилом фонде администрации, противопожарного водоснабжения на территории МО «Емцовское».

В ходе проверки установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- в нарушение п.3 ППБ 01-03, ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон о пожарной безопасности), п.1 ч.4 ст.8 Областного закона «О пожарной безопасности в Архангельской области» (в редакции областного закона от 23.04.2008 №500-26-ОЗ) (далее - Областной закон о пожарной безопасности) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности разрабатываются не в полном объёме, не приняты следующие нормативно-правовые акты: о порядке привлечения граждан к выполнению на добровольной основе социально-значимых для муниципального образования работ в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности; о создании условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; о создании в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; об оснащении территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; об организации и принятии мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; о принятии мер по локализации пожара и спасению имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; о включении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; об оказании содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

- в нарушение п.3 ППБ 01-03, п.1 ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент) организационное, финансовое и материально-техническое обеспечение пожарной безопасности муниципального образования не осуществляется в полном объеме;

- в нарушение п.3 ППБ 01-03, п.2 ст.63 Технического регламента планы и программы развития территории отсутствуют, не обеспечено надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, а также средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

- в нарушение  п.3 ППБ 01-03, п.9 ст.63 Технического регламента социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами на территории МО «Емцовское» не осуществляется;

- в нарушение п.3 ППБ 01-03, ст.25 Федерального закона о пожарной безопасности, п.6 ч.4 ст.8 Областного закона о пожарной безопасности, пп.3, 4, 5 Положения об организации обучения неработающего населения Архангельской области мерам пожарной безопасности, утвержденного постановлением Главы администрации Архангельской области №148-пп от 10.11.2009, противопожарная пропаганда, информирование населения муниципального образования о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, а так же содействие распространению пожарно-технических знаний не проводится в полном объёме;

- в нарушение  п.3 ППБ 01-03, ст.21 Федерального закона о пожарной безопасности, п.5 ч.4 ст.8 Областного закона о пожарной безопасности меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий МО «Емцовское» не разрабатываются и не реализуются;

- в нарушение п.3 ППБ 01-03, ст.19 Федерального закона о пожарной безопасности, п.3 ч.2 ст.8 Областного закона о пожарной безопасности территории общего пользования не обеспечены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

- в нарушение п.114 ППБ 01-03 населенные пункты, входящие в состав муниципального образования, не обеспечены средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (п.Емца, п.Верховский);

- в нарушение п.3, 94 ППБ 01-03, ст.19 Федерального закона о пожарной безопасности,  п.2 ч.2 ст.8 Областного закона о пожарной безопасности не созданы в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из естественного источника (озеро), расположенного в населенном пункте п.Верховский;

- в нарушение п.90 ППБ 01-03 у всех водоемов, а также по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели - объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий;

- в нарушение п.3, 89 ППБ 01-03, СНиП 2.04.02-84, ст.62, 68 Технического регламента не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения согласно требований норм населенные пункты с числом жителей более 50: п.Емца, п.Верховский (необходимо обеспечить пожаротушение любого объекта не менее чем от 2 пожарных водоёмов, расположенных в радиусе 200 метров);

- в нарушение п.3, 112 ППБ 01-03, п.15, ст.69 Технического регламента для населённых пунктов, расположенных в лесных массивах, не разрабатываются и не выполняются мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения;

- в нарушение п.31 ППБ 01-03 населённые пункты муниципального образования п.Емца, п.Верховский для целей пожаротушения не обеспечены переносными пожарными мотопомпами;

-  в нарушение п.3 ППБ 01-03, п.36, 37 Приказа МЧС России от 12.12.2007 №645 лица, занимающиеся обучением населения мерам пожарной безопасности, не прошли обучение пожарно-техническому минимуму в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности;

- в нарушение п.89, 90 ППБ 01-03, ст.68 Технического регламента пожарные водоёмы находятся в неисправном состоянии (п.Емца, ул.Шеликовская д.6, (за магазином «Пятачок»), ул.Партизанская, возле ДЕПО, не заполнены водой, нет указателя, нет подъездных путей;

- в нарушение п.65, 67, 74 ППБ 01-03 во всех домах с печным отоплением не проведены работы по ремонту, очистке дымовых труб согласно сроков проведения данных работ, по мере необходимости не проводится обработка побелкой дымовых труб в чердачных помещениях (в частности дымовая труба квартиры №9, жилого дома ул. Палкина, требует капитального ремонта);

- в нарушение п.21, 22, 23, 24 ППБ 01-03 допускается устройство временных строений, складирование горючих материалов в противопожарных расстояниях от жилых домов;

- в нарушение п.40 ППБ 01-03 в оконных проемах здания администрации МО «Емцовское», расположенного по адресу: Архангельская область Плесецкий район, п.Емца, ул.Партизанская д.55, установлены глухие металлические решетки;

- в нарушение  п.7 ППБ 01-03 с работниками администрации не проведён противопожарный инструктаж с записью в журнале инструктажей;

- в нарушение п.6 ППБ 01-03 на объект не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности;

- в нарушение п.57, 60 ППБ 01-03 эксплуатация электрических сетей в общих коридорах домов, а так же контроль за их техническим состоянием осуществляется в нарушение требований норм по электроэнергетике, осуществляется эксплуатация, ветхой, поврежденной проводки;

- в нарушение  п.57, 60 ППБ 01-03 в здании администрации МО «Емцовское» по адресу: Архангельская область Плесецкий район, п.Емца, ул.Партизанская д.55, эксплуатируются электропровода и кабели с поврежденной и потерявшей свои защитные свойства изоляцией (замеры сопротивления изоляции электропроводок, заземляющих устройств с оставлением акта проверки не проведены, соединение жил скрутками, эксплуатируется старая электропроводка);

- в нарушение п.108 ППБ 01-03 в здании администрации МО «Емцовское» первичные средства пожаротушения (огнетушители) содержатся в нарушение соответствия с паспортными данными (разукомплектованы - отсутствуют раструбы);

- в нарушение п.3 ППБ 01- 03, ст.4, 52, 54, 81 Технического регламента, п.9 таблицы А.1 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» здание администрации не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации;

- в нарушение п.3, 16, 102 ППБ 01-03, ст.4, 52, 54, 81 Технического регламента,  п.16 таблицы 2, таблицы 1 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты.  Система оповещения  и управления  эвакуацией  при пожаре» здание администрации не оборудовано системой оповещения людей о пожаре;

-  в нарушение п.16 ППБ 01-03 план эвакуации людей при пожаре не соответствует ГОСТ Р 12.2.143-2009;

- в нарушение п.51 ППБ 01-03 эвакуационные выходы и пути эвакуации не обозначены знаками пожарной безопасности.

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 22.09.2011 №96 (л.д.32).

Главный государственный инспектор Плесецкого района Архангельской области по пожарному надзору Ямщиков М.В. составил 22.09.2011 в отношении администрации протоколы об административных правонарушениях № 206, 207, 208 в которых зафиксировал, что администрация, нарушив требования пожарной безопасности за исключением случаев, предусмотренных ст.8.32, 11.16 КоАП РФ об административных правонарушениях и ч.3-8 ст.20.4 КоАП РФ, совершила правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.4 КоАП РФ; нарушив требования пожарной безопасности к электроустановкам зданий, первичным средствам пожаротушения, совершило правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.20.4 КоАП РФ; нарушив требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным выходам, системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуации людей в зданиях, сооружениях и строениях, совершило правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.

Законному представителю - главе администрации муниципального образования «Емцовское» Колос П.П. разъяснены ст.51 Конституции РФ, права, предусмотренные ст.25.1 и 25.4 КоАП РФ. Законный представитель ознакомлен с протоколами, их копии получил 22.09.2011.

Главный государственный инспектор Плесецкого района Архангельской области по пожарному надзору Ямщиков М.В., рассмотрев материалы проверки, 26.09.2011 вынес постановление №206 о назначении администрации административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренных ч.1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ,  в пределах санкции более строго административного наказания, в виде штрафа в размере 150 000 руб. Копия постановления вручена законному представителю администрации 26.09.2011.

Администрация не согласилась с привлечением его к административной ответственности. Администрация указывает, что ряд нормативных правовых актов органов местного самоуправления находились на стадии разработки и приняты 25.09.2011. Забор воды из р.Емца, по мнению администрации, возможен. Противопожарная пропаганда, информирование населения муниципального образования о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности проводится. В поселке проходит строительство пожарного депо, в 2012г. запланировано его функционирование. Населенные пункты с числом жителей более 50 человек обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах сформирована минерализованная зона, противопожарное кольцо вокруг населенных пунктов. Приобретение мотопомп запланировано на 2012г. С лицами, занимающимися обучением населения мерам противопожарной безопасности, занятия проведены без помощи организаций, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности. В жилом доме, указанном в п.15 постановления, запланирован ремонт трубы на 14.10.2011. В некоторых дворах имеются сооружения для хранения дров, которые построены на значительном расстоянии от жилых домов. В оконных проёмах здания администрации установлены металлические решетки в связи с тем, что другим способом отсутствует возможность предотвращения противоправных действий третьих лиц. Все пожарные водоёмы заполнены водой. С работниками администрации проведён противопожарный инструктаж с записью в журнал инструктажей. Инструкция о мерах пожарной безопасности на указанное здание разработана. Электрическая проводка в общих коридорах домов старая, но функционирует исправно, никаких скруток нет, заземление имеется. План эвакуации людей при пожаре имеется и доступен для ознакомления. Эвакуационные выходы обозначены знаками «выход» и «запасный выход».  Остальные выявленные нарушения связаны с отсутствием денежных средств.

В рамках данного дела администрация просит отменить постановление от 26.09.2011 №206 о назначении административного наказания.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителя администрации, не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

В силу п.6 и п.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела; при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2 ст.26.2 КоАП РФ).

В силу п.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно ч.1 ст.38 Федерального закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В соответствии с п.3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии со ст.19 Федерального закона о пожарной безопасности к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;