• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 06 декабря 2011 года  Дело N А05-10666/2011

Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2011 года

Полый текст решения изготовлен 06 декабря 2011 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Максимовой С.А.

при ведении протокола помощником судьи Поповым Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1022900536010, место нахождения: 163000, Архангельская область, г. Архангельск, ул. Урицкого, 47)

о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

общества с ограниченной ответственностью «Автомобильное предприятие «Автотехтранс» (ОГРН 1022900532093, место нахождения: 163045, Архангельская область, г. Архангельск, ул. Самойло, 21)

при участии в заседании представителей:

заявителя - Вепрева А.И. по доверенности от 01.07.2011,

ООО «Автомобильное предприятие «Автотехтранс» - Фокина А.В. по доверенности от 01.09.2011,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Автомобильное предприятие «Автотехтранс» (далее - Общество) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований специального разрешения (лицензии).

ООО «Автомобильное предприятие «Автотехтранс» представило отзыв на заявленные требования, в котором указало, что

- в графиках рабочего времени стоит дата их составления и по сложившейся на предприятии системе ознакомления с графиками до водителей доводятся графики в день их составления. Обратного административным органом не доказано. Кроме того, такая система введена на предприятии с момента начала деятельности и в ходе предыдущих проверок данное замечание не было выявлено как правонарушение;

- в связи с производственной необходимостью (болезнью, отпусками водителей и т. п.) предприятие вынуждено с письменного согласия водителей допускать их к работе в выходной день, но во всех случаях предприятие действовало с письменного согласия водителей;

- предприятие заключило договоры возмездного оказания медицинских услуг с гражданками Сек Л.Н., Саловой Т.С. и Степкиной Л.Ф., у которых имеются дипломы об окончании медицинских образовательных учреждений и которые являются специалистами-медиками, имеющими право проводить медицинские осмотры;

- книга учёта ДТП на предприятии ведётся, являясь внутренним документом предприятия. В Книге отражены основные требования, относящиеся к учету дорожно-транспортных происшествий, которые также имеются в форме, утвержденной Минтрансом РФ;

- указание в путевых листах неправильного местонахождения юридического лица вызвано тем, что Общество является частью транспортного холдинга, состоящего из ряда отдельных предприятий, имеющих примерно одинаковое название, но разные адреса. В связи с этим произошла техническая ошибка. Существенного ущерба и угрозы возникновения ущерба такая ошибка не вызвала;

- в путевых листах стоит время предрейсового освидетельствования с точностью до часов. Отсутствие в путевых листах указания минут проведения медицинского осмотра можно счесть малозначительным, т.к. из времени освидетельствования и выхода на линию, возможно определить время прохождения медосмотра с достаточной точностью;

- отсутствие в журнале движения путевых листов подписи водителя в получении возможно счесть малозначительным, поскольку утверждённая Минтрансом форма журнала учёта движения путевых листов носит рекомендательный характер. Наличие подписи водителя в журнале не является обязательным реквизитом ведения журнала.

В судебном заседании представитель заявителя на привлечении к ответственности настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Общества в судебном заседании факт допущенных нарушений не оспаривал. Просил назначить административное наказание в виде предупреждения в связи с тем, что нарушения не являются значительными и в течение последних двух лет Общество к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекалось.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Автомобильное предприятие «Автотехтранс» зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022900532093.

Как следует из материалов дела, в период с 13.09.2011 по 07.10.2011 заместителем начальника отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Демидовым В.А. и государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Вепревым А.И. на основании приказа начальника УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному от 06.09.2011 № 338-АТ в связи с причинением вреда жизни, здоровью гражданки Головневой Р.А. в результате ДТП с участием автобуса ООО «Автомобильное предприятие «Автотехтранс» в отношении ООО «Автомобильное предприятие «Автотехтранс» в присутствии генерального директора Антушевой С.А. была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом обязательных требований, касающихся автомобильного транспорта.

Копия приказа от 06.09.2011 № 338-АТ была направлена Обществу по факсу 09.09.2011. Кроме того, с приказом от 06.09.2011 № 338-АТ Антушева С.А. ознакомлена под роспись 09.09.2011 согласно отметке на представленной в материалы дела копии приказа.

В ходе проверки было установлено, что ООО «Автомобильное предприятие «Автотехтранс» осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек на основании лицензии АСС-29-200742, выданной сроком до 28.12.2012, с нарушением следующих требований законодательства:

- пункта 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждённого приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, так как в представленных для проверки графиках работы на август, сентябрь и октябрь 2011 года отсутствуют сведения о том, в какой период до введения графиков в действие указанные графики были доведены до водителей;

- пункта 6 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждённого приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, так как водитель Зулинский В.А. выполнял свои обязанности в выходные дни, установленные для него графиками работы 17, 18, 22, 25, 26 и 29 августа 2011 года, 02, 06 и 07 сентября 2011 года (п/л № 10158, п/л № 10219, п/л № 10386, п/л № 10563, п/л № 10622, п/л № 10740, п/л № 10976, п/л № 20157, п/л № 20216); водитель Сысоев Н.Н. выполнял свои обязанности в выходные дни, установленные для него графиком работы 02, 03, 06, 07, 10, 11, 14, 15, 18, 19, 22, 23, 26, 27 и 31 августа 2011 года (п/л № 9373, п/л № 9435, п/л № 9595, п/л № 9618, п/л № 9789, п/л № 9850, п/л № 10007, п/л № 10057, п/л № 10236, п/л № 10295, п/л № 10403, п/л № 10463, п/л № 10639, п/л № 10680, п/л № 10875);

- пункта 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждённого приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, так как водителям автобусов установлен суммированный учёт рабочего времени без указания продолжительности учётного периода;

- пункта 26 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждённого приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, так как водитель Сысоев Н.Н. не работал на автобусе 04 августа 2011 года и согласно путевому листу № 9435 от 03.08.2011 он закончил работу 03 августа 2011 года в 16 час. 44 мин., а согласно путевому листу № 9554 от 05.08.2011 он начал работу 05 августа 2011 года в 8 час. 09 мин. Из вышеуказанного следует, что продолжительность еженедельного непрерывного отдыха на 1 - ой неделе августа 2011 года, следовавшего непосредственно за ежедневным (междусменным) отдыхом, (продолжительность, которого при суммированном учете рабочего времени должна быть не менее 12 часов) составила всего 27 час. 25 мин.;

- пункта 27 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждённого приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, так как водителю Сысоеву Н.Н. при установленном ему суммированном учёте рабочего времени на 2 - ой и 4 - ой полной неделе августа 2011 года не предоставлялся еженедельный непрерывный отдых (выходные дни). Из представленных для проверки путевых листов выявлено, что водителю Сысоеву Н.Н. в августе 2011 года предоставлялось всего три выходных дня - 4, 21 и 30 августа 2011 года, при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца;

- пункта 29 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждённого приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, так как водители Зулинский В.А. и Сысоев Н.Н. привлекались к работе в выходные дни, установленные для них графиком работы (сменности) без их письменного согласия и без письменного распоряжения работодателя. Водитель Зулинский В.А. выполнял свои обязанности 17, 18, 22, 25, 26 и 29 августа 2011 года, 02, 06 и 07 сентября 2011 года (п/л № 10158, п/л № 10219, п/л № 10386, п/л № 10563, п/л № 10622, п/л № 10740, п/л № 10976, п/л № 20157, п/л № 20216), а водитель Сысоев Н.Н. выполнял свои обязанности 02, 03, 06, 07, 10, 11, 14, 15, 18, 19, 22, 23, 26, 27 и 31 августа 2011 года (п/л № 9373, п/л № 9435, п/л № 9595, п/л № 9618, п/л № 9789, п/л № 9850, п/л № 10007, п/л № 10057, п/л № 10236, п/л № 10295, п/л № 10403, п/л № 10463, п/л № 10639, п/л № 10680, п/л № 10875);

- пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», так как Обществом организован и проводится предрейсовый медицинский осмотр водителей автобусов на основании договоров возмездного оказания услуг, заключенных с физическими лицами Сек Л.Н., Саловой Т.С. и Степкиной Л.Ф. со сроком действия до 31.12.2011, которые не имеют выданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке лицензий на осуществление соответствующей медицинской деятельности;

- учёт дорожно - транспортных происшествий у Общества организован путём ведения и заполнения «Книги учета ООО «Автомобильное предприятие «Автотехтранс», форма которой не соответствует форме учёта дорожно - транспортных происшествий владельцами транспортных средств, утвержденной приказом Минтранса РФ от 02.04.1996 № 22;

- подпункта 1 пункта 5 раздела II Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утверждённых приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 г. № 152, так как в путевых листах №№ 10124, 10244, 10647, 20123 указан адрес (местонахождение) юридического лица ООО «Автомобильное предприятие «Автотехтранс» г. Архангельск, пр. Обводный канал, 71-20, который фактически не является адресом регистрации юридического лица;

- подпункта 2 пункта 7 раздела II Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утверждённых приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152, так как в путевых листах №№ 10124, 10244, 10647, 20123, 20275 отсутствует время (минуты) проведения предрейсового медицинского осмотра водителя;

- Постановления Государственного Комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте», так как в установленной форме журнала учета движения путевых листов в графе «подпись водителя» отсутствует подпись водителя Сысоева Н.Н. в получении путевого листа № 9554 от 05.08.2011;

- Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий, утверждённого приказом Минавтотранса РСФСР от 26.04.1990 № 49, поскольку в ходе проведения проверки юридическим лицом из всех материалов служебного расследования произошедшего 29 августа 2011 года дорожно-транспортного происшествия представлен только акт служебного расследования дорожно-транспортного происшествия, составленный комиссией 30 августа 2011 года и приказ № 3 от 30.08.2011 о создании комиссии о расследовании дорожно-транспортного происшествия;

- в нарушение пункта 5.2. Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий, утверждённого приказом Минавтотранса РСФСР от 26.04.1990 № 49 в утверждённой руководителем Общества форме акта отсутствуют такие разделы как «Сведения о дорожных условиях», «Состояние профилактической работы по безопасности движения», отсутствуют такие графы для заполнения как «Действия водителя до момента происшествия», «В какое время выпустили в рейс водителя», «Соблюдался ли скоростной режим» и другие графы установленные пунктом 5.2. Положения. В представленном акте служебного расследования дорожно-транспортного происшествия в пункте № 2 отсутствует улица, район произошедшего ДТП; в пункте № 3 указан год выпуска автомобиля - 2009, который не соответствует действительности (автобус ПАЗ - 32054, гос. номер Н00ЗХР/29, год выпуска - 2010 г.); в пункте № 4 указан вид происшествия «ДТП», который не является видом дорожно - транспортных происшествий; в пункте № 6 отсутствуют сведения о пострадавших в дорожно-транспортном происшествии; в пункте № 12 отсутствуют сведения о количестве случаев совершения ДТП водителем Узким Р.А., а согласно книге учета у водителя зафиксировано два случая дорожно-транспортных происшествий (21.12.2010 и 27.01.2011); отсутствуют сведения о нарушениях водителем Правил дорожного движения, а согласно книге учета у водителя зафиксировано два случая дорожно-транспортных происшествий (21.12.2010, 27.01.2011), причинами которых стало нарушение водителем Узким Р.А. Правил дорожного движения; отсутствуют сведения о нарушении водителем трудовой дисциплины; пункты 19, 20 и 21 акта остались полностью не заполненными комиссией; к акту не приложены: 1) копия протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия и осмотра транспорта; 2) копия схемы дорожно-транспортного происшествия; 3) объяснения водителя, кондуктора и должностных лиц предприятия с выводами и конкретными мероприятиями по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, дисциплинарными взысканиями в отношении должностных лиц, допустивших нарушения, и другие документы, уточняющие или дополняющие обстоятельства дорожно-транспортного происшествия; список пострадавших с указанием фамилий, инициалов, года рождения, пола, диагноза (по заключению врача) и других данных. Из представленного для проверки акта служебного расследования следует, что предложениями созданной комиссии были: 1) дополнительный инструктаж - не установлено кому; 2) индивидуальная беседа - не установлено с кем. Согласно представленной для проверки «формы» учёта инструктажей по безопасности дорожного движения с водительским составом Общества со всеми водителями проводились последние инструктажи в конце июня 2011 года, а с водителем Макушенко С.П. - 15.08.2011.

По результатам проверки был составлен акт проверки от 07.10.2011 № 191/128, с которым Антушева С.А. ознакомлена под роспись согласно отметке в представленной в материалы дела копии акта.

На основании указанного акта 13 октября 2011 года государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Вепревым А.И. в соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ в отношении ООО «Автомобильное предприятие «Автотехтранс» в присутствии представителя Общества Фокина А.В., действовавшего на основании доверенности от 12.10.2011, составлен протокол № 420 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Протоколом установлено, что ООО «Автомобильное предприятие «Автотехтранс», допустив нарушения, указанные в акте проверки от 07.10.2011, нарушило требования подпунктов «б» и «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637.

Копия протокола была получена Фокиным А.В. 13.10.2011 лично согласно отметке на представленном в материалы дела экземпляре протокола.

В заявлении в арбитражный суд Управление просит привлечь ООО «Автомобильное предприятие «Автотехтранс» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Обществу в вину вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ данное дело подведомственно арбитражному суду.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, установлен статьёй 28.3 КоАП РФ.

Согласно абзацу первому части 3 статьи 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее - лицензирующий орган).

Таким образом, должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта вправе составлять протоколы об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 4 статьи 28.3 КоАП РФ, перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден приказом Ространснадзора от 30.10.2007 № ГК-938фс.

Согласно пункту 2 названного Перечня протоколы об административных правонарушениях в территориальных органах Ространснадзора вправе составлять должностные лица, на которых возложены функции по контролю и надзору в сфере воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта и дорожного хозяйства: начальник управления; заместитель начальника управления; начальник отдела; заместитель начальника отдела; главный государственный инспектор; старший государственный инспектор; государственный инспектор и иные должностные лица территориальных органов Ространснадзора, уполномоченные осуществлять контрольные и надзорные функции в соответствии с должностными регламентами.

Перечень должностных лиц Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утверждён приказом Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 29.09.2010 № 38-П. К таким лицам, в числе прочих, относятся государственные инспекторы.

При таких обстоятельствах, протокол об административном правонарушении, составленный государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Вепревым А.И., составлен уполномоченным должностным лицом.

Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Объектом правонарушения в данном случае являются общественные отношения, возникающие при осуществлении лицензируемых видов деятельности.

Объективная сторона выражается в осуществлении определённого вида предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) с нарушением лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при её осуществлении.

Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.

Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается, что оно на основании лицензии осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек.

В рассматриваемом случае Общество на автобусах, оборудованных для перевозки более восьми человек, с наёмным водителем, на основании лицензии оказывало транспортные услуги по перевозке пассажиров неопределённому кругу лиц.

При таких обстоятельствах, ООО «Автомобильное предприятие «Автотехтранс» относится к субъектам административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Вопросы лицензирования регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 128-ФЗ).

Абзацем 2 статьи 2 Федерального закона № 128-ФЗ установлено, что лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии со статьёй 4 Федерального закона № 128-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее - перевозки пассажиров) определен в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637.

Пунктом 4 Положения о лицензировании установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в числе прочих, наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении (подпункт «а»); соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»); соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункт «в»).

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются нормами Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ).

В соответствии со статьёй 20 Федерального закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны в числе прочего организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В статье 5 Федерального закона № 196-ФЗ указано, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в том числе посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в проведении предрейсовых, а также послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.

В силу пункта 96 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит медицинская деятельность в соответствии с перечнем работ и услуг, устанавливаемым положениями о лицензировании указанных видов деятельности.

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30, медицинская деятельность включает выполнение медицинских работ и услуг по соответствующим медицинским специальностям, включая в том числе проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий в соответствии с перечнем согласно Приложению «Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности». В данном Приложении указаны работы и услуги по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).

Таким образом, предрейсовый медицинский осмотр является медицинской деятельностью, а потому должен осуществляться лицом, имеющим соответствующую лицензию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В нарушение названных норм Обществом организован и проводится предрейсовый медицинский осмотр водителей автобусов с привлечением физических лиц Сек Л.Н., Саловой Т.С. и Степкиной Л.Ф., которые не имеют выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке лицензии на осуществление соответствующей медицинской деятельности.

Указанные обстоятельства представителем Общества в судебном заседании не оспаривались.

При этом судом отклоняются доводы представителя Общества о том, что лица, проводившие предрейсовые осмотры, имели медицинское образование и прошли специальную подготовку, поскольку указанные факты являются одним из условий получения лицензии на осуществление медицинской деятельности, но не заменяют её и не дают права на осуществление медицинской деятельности.

Основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации определены в Положении об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённом приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08 января 1997 года № 2 (далее - Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами), которое является обязательным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами или их обеспечивающих (к последним относятся автовокзалы, пассажирские автостанции) (пункт 1.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами).

Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности отнесены: прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы; организация стажировки водителей; организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей; проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей; регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей; регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте; организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации установлены Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса России 20.08.2004 № 15 (далее - Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей).

Согласно пункту 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.

В нарушение названной нормы в представленных для проверки графиках работы на август, сентябрь и октябрь 2011 года отсутствуют сведения о том, в какой период до введения графиков в действие указанные графики были доведены до водителей.

Пунктом 6 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей установлено, что в течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

В нарушение приведённой нормы водитель Зулинский В.А. выполнял свои обязанности в выходные дни, установленные для него графиками работы 17, 18, 22, 25, 26 и 29 августа 2011 года, 02, 06 и 07 сентября 2011 года (п/л № 10158, п/л № 10219, п/л № 10386, п/л № 10563, п/л № 10622, п/л № 10740, п/л № 10976, п/л № 20157, п/л № 20216); водитель Сысоев Н.Н. выполнял свои обязанности в выходные дни, установленные для него графиком работы 02, 03, 06, 07, 10, 11, 14, 15, 18, 19, 22, 23, 26, 27 и 31 августа 2011 года (п/л № 9373, п/л № 9435, п/л № 9595, п/л № 9618, п/л № 9789, п/л № 9850, п/л № 10007, п/л № 10057, п/л № 10236, п/л № 10295, п/л № 10403, п/л № 10463, п/л № 10639, п/л № 10680, п/л № 10875).

В силу пункта 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учёт рабочего времени с продолжительностью учётного периода один месяц.

При суммированном учёте рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников (пункт 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей).

Согласно пункту 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

В соответствии с пунктом 26 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца (пункт 27 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей).

В нарушение названных норм продолжительность еженедельного непрерывного отдыха водителя Сысоева Н.Н. на 1 - ой неделе августа 2011 года, следовавшего непосредственно за ежедневным (междусменным) отдыхом, (продолжительность, которого при суммированном учёте рабочего времени должна быть не менее 12 часов) составила всего 27 час. 25 мин.; в августе 2011 года водителю Сысоеву Н.Н. предоставлялось всего три выходных дня (4, 21 и 30 августа 2011 года).

В силу пункта 29 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях - с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.

В нарушение названной нормы водитель Зулинский В.А. привлекался к работе в выходные дни, установленные для него графиком работы (сменности) без его письменного согласия и без письменного распоряжения работодателя 17, 18, 22, 25, 26 и 29 августа 2011 года, 02, 06 и 07 сентября 2011 года; водитель Сысоев Н.Н. привлекался к работе в выходные дни, установленные для него графиком работы (сменности) без его письменного согласия и без письменного распоряжения работодателя 02, 03, 06, 07, 10, 11, 14, 15, 18, 19, 22, 23, 26, 27 и 31 августа 2011 года.

Пунктом 2.3.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами установлено, что владельцы транспортных средств обязаны обеспечить водителей необходимыми путевыми документами (путевыми листами, документами на перевозимый груз, графиками движения установленной формы).

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (далее - Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов) утверждены приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152.

Согласно пункту 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе.

Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают для юридического лица - наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона (пункт 5 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов).

Сведения о водителе включают: фамилию, имя, отчество водителя; дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (пункт 7 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов).

Пунктом 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов установлено, что даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

В нарушение приведённых норм в путевых листах №№ 10124 от 16.08.2011, 10244 от 18.08.2011, 10647 от 26.08.2011, 20123 от 05.09.2011 указан адрес (местонахождение) юридического лица ООО «Автомобильное предприятие «Автотехтранс» г. Архангельск, пр. Обводный канал, 71-20, который фактически не является адресом регистрации юридического лица; в путевых листах №№ 10124 от 16.08.2011, 10244 от 18.08.2011, 10647 от 26.08.2011, 20123 от 05.09.2011, 20275 от 08.09.2011 отсутствует время (минуты) проведения предрейсового медицинского осмотра водителя.

По сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, юридическим адресом ООО «Автомобильное предприятие «Автотехтранс» является адрес г. Архангельск, ул. Самойло, 21.

В судебном заседании представитель Общества пояснил, что указание в путевых листах неправильного местонахождения юридического лица является технической ошибкой, вызванной тем, что Общество является частью транспортного холдинга, состоящего из ряда отдельных предприятий, имеющих примерно одинаковое название, но разные адреса.

В соответствии с пунктами 15, 16 Правил учёта дорожно-транспортных происшествий, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647, владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения. Форма учёта дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Приказом Минтранса РФ от 02.04.1996 № 22 в целях установления порядка учёта дорожно-транспортных происшествий, а также других сведений, характеризующих состояние работы по обеспечению безопасности дорожного движения, в предприятиях и организациях любых организационно-правовых форм и форм собственности, расположенных на территории Российской Федерации, являющихся владельцами транспортных средств утверждена форма учёта дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортного средства.

В нарушение указанных требований учёт ДТП организован Обществом путём ведения и заполнения «Книги учета ООО «Автомобильное предприятие «Автотехтранс», форма которой не соответствует форме учёта дорожно - транспортных происшествий владельцами транспортных средств, утвержденной приказом Минтранса РФ от 02.04.1996 № 22.

Форма журнала учёта движения путевых листов утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78, установившим ведение первичного учета по указанным унифицированным формам первичной учетной документации юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность по эксплуатации автотранспортных средств.

В указанной форме предусмотрено, что водители расписываются в получении путевого листа.

В нарушение названных требований в журнале учёта движения путевых листов Общества отсутствует подпись водителя Сысоева Н.Н. в получении путевого листа № 9554 от 05.08.2011.

Единый порядок оповещения, проведения служебного расследования и разбора дорожно - транспортных происшествий утверждён Приказом Минавтотранса РСФСР от 26.04.1990 № 49.

В соответствии с пунктом 1.3 Положения о порядке проведения служебного расследования при служебном расследовании, в пределах компетенции лица, его проводящего, должны быть выявлены: обстоятельства, предшествующие происшествию; причины происшествия; влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно - транспортного происшествия; последствия происшествия; лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно); недостатки в работе автотранспортного предприятия (организации), способствующие возникновению дорожно - транспортных происшествий.

Согласно пункту 1.4. Положения о порядке проведения служебного расследования служебное расследование всех дорожно - транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим предприятию, проводится руководителем автотранспортного предприятия (организации) в срок до 5 суток.

В силу пункта 5.1. Положения о порядке проведения служебного расследования по окончании служебного расследования комиссия составляет акт, который, как правило, должен состоять из следующих основных разделов (пункт 5.2. Положения о порядке проведения служебного расследования):

в первом разделе указывается состав комиссии, проводящей служебное расследование, марки, модели и номера транспортных средств, участвовавших в дорожно - транспортном происшествии, их принадлежность, вид перевозок, фамилия, имя, отчество водителя, место происшествия, обстоятельства происшествия и его последствия.

во втором разделе акта «Условия, предшествующие происшествию» указываются действия водителя до момента происшествия. Кто и в какое время выпустил его в рейс, проходил ли он медосмотр, соблюдался ли скоростной режим и маршрут движения и др.

третий раздел акта «Сведения о дорожных условиях» должен содержать данные о ширине дороги, обочин, покрытии, их дефектах, условиях видимости в момент совершения дорожно - транспортного происшествия, а также наличии недостатков в обустройстве, оборудовании дороги и несоответствии дорожных элементов требованиям СНиПа (если таковое имеется).

в четвертом разделе «Сведения о водителе» указывается возраст водителя, классность, разрешающие отметки, стаж работы водителем и в данном АТП, какое время работает на данной марке транспортного средства, когда проходил переподготовку, его состояние здоровья в момент совершения дорожно - транспортного происшествия, проходил ли перед выездом медосмотр, на каком часу работы произошло происшествие, были ли ранее у него взыскания от администрации и ГАИ (если были, - за что), участвовал ли ранее в дорожно - транспортных происшествиях и т.д.

в пятом разделе «Сведения о транспортном(ых) средстве(ах)» отражаются сведения о техническом состоянии транспортного средства, участвовавшего в происшествии, в частности: его тип, марка, модель, год выпуска, пробег общий и после ТО-2 с указанием времени его проведения, своевременно ли выполнялись заявочные ремонты и т.д. Сведения о другом транспортном средстве(ах), участвовавшем в происшествии.

в шестом разделе «Состояние профилактической работы по безопасности движения» дается оценка работы, проводимой в целях предотвращения дорожно - транспортного происшествия, и указываются выявленные в процессе проверки недостатки.

в седьмом разделе «Заключение» или «Выводы» указываются причины происшествия по мнению комиссии и предлагаются меры по устранению недостатков, выявленных в результате проверки.

К акту прилагаются: копия протокола осмотра места дорожно - транспортного происшествия и осмотра транспорта; копия схемы дорожно - транспортного происшествия; объяснения водителей и должностных лиц предприятия, организации с выводами и конкретными мероприятиями по предупреждению дорожно - транспортных происшествий, дисциплинарными взысканиями в отношении должностных лиц, допустивших нарушения, и другие документы, уточняющие или дополняющие обстоятельства дорожно - транспортного происшествия; список погибших и пострадавших с указанием фамилий, инициалов, года рождения, пола, диагноза (по заключению врача) и других данных.

В нарушение указанных требований в утверждённой руководителем Общества форме акта отсутствуют такие разделы как «Сведения о дорожных условиях», «Состояние профилактической работы по безопасности движения», отсутствуют такие графы для заполнения как «Действия водителя до момента происшествия», «В какое время выпустили в рейс водителя», «Соблюдался ли скоростной режим» и другие графы установленные пунктом 5.2. Положения. В представленном акте служебного расследования дорожно-транспортного происшествия в пункте № 2 отсутствует улица, район произошедшего ДТП; в пункте № 3 указан год выпуска автомобиля - 2009, который не соответствует действительности, (автобус ПАЗ - 32054, гос. номер Н00ЗХР/29, год выпуска - 2010 г.); в пункте № 4 указан вид происшествия «ДТП», который не является видом дорожно - транспортных происшествий; в пункте № 6 отсутствуют сведения о пострадавших в дорожно-транспортном происшествии; в пункте № 12 отсутствуют сведения о количестве случаев совершения ДТП водителем Узким Р.А., а согласно книге учета у водителя зафиксировано два случая дорожно-транспортных происшествий (21.12.2010 и 27.01.2011), отсутствуют сведения о нарушениях водителем Правил дорожного движения, а согласно книге учета у водителя зафиксировано два случая дорожно-транспортных происшествий (21.12.2010, 27.01.2011), причинами которых стало нарушение водителем Узким Р.А. Правил дорожного движения; отсутствуют сведения о нарушении водителем трудовой дисциплины; пункты 19, 20 и 21 акта остались полностью не заполненными комиссией; к акту не приложены: 1) копия протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия и осмотра транспорта; 2) копия схемы дорожно-транспортного происшествия; 3) объяснения водителя, кондуктора и должностных лиц предприятия с выводами и конкретными мероприятиями по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, дисциплинарными взысканиями в отношении должностных лиц, допустивших нарушения, и другие документы, уточняющие или дополняющие обстоятельства дорожно-транспортного происшествия; список пострадавших с указанием фамилий, инициалов, года рождения, пола, диагноза (по заключению врача) и других данных. Из представленного для проверки акта служебного расследования следует, что предложениями созданной комиссии были: 1) дополнительный инструктаж - не установлено кому; 2) индивидуальная беседа - не установлено с кем. Согласно представленной для проверки «формы» учёта инструктажей по безопасности дорожного движения с водительским составом Общества со всеми водителями проводились последние инструктажи в конце июня 2011 года, а с водителем Макушенко С.П. - 15.08.2011.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Из материалов дела (копия акта проверки от 07.10.2011 № 191/128, реестры путевых листов, копии путевых листов, копия журнала регистрации путевых листов, копия журнала учёта ДТП, копия сведений из ГИБДД и т.д.) следует, что ООО «Автомобильное предприятие «Автотехтранс» были допущены нарушения положений приведённых выше нормативных правовых актов в следующей части:

- проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автобусов физическими лицами, не имеющими в установленном законодательством Российской Федерации порядке лицензий на осуществление соответствующей медицинской деятельности;

- выполнения водителем Зулинским В.А. своих обязанностей в выходные дни, установленные для него графиками работы 17, 18, 22, 25, 26 и 29 августа 2011 года, 02, 06 и 07 сентября 2011 года (п/л № 10158, п/л № 10219, п/л № 10386, п/л № 10563, п/л № 10622, п/л № 10740, п/л № 10976, п/л № 20157, п/л № 20216); выполнения водителем Сысоевым Н.Н. своих обязанностей в выходные дни, установленные для него графиком работы 02, 03, 06, 07, 10, 11, 14, 15, 18, 19, 22, 23, 26, 27 и 31 августа 2011 года (п/л № 9373, п/л № 9435, п/л № 9595, п/л № 9618, п/л № 9789, п/л № 9850, п/л № 10007, п/л № 10057, п/л № 10236, п/л № 10295, п/л № 10403, п/л № 10463, п/л № 10639, п/л № 10680, п/л № 10875);

- продолжительности еженедельного непрерывного отдыха водителя Сысоева Н.Н. на 1 - ой неделе августа 2011 года, предоставления в августе 2011 года водителю Сысоеву Н.Н. всего трёх выходных дней (4, 21 и 30 августа 2011 года);

- привлечения водителя Зулинского В.А. к работе в выходные дни, установленные для него графиком работы (сменности) без его письменного согласия и без письменного распоряжения работодателя 17, 18, 22, 25, 26 и 29 августа 2011 года, 02, 06 и 07 сентября 2011 года; привлечения водителя Сысоева Н.Н. к работе в выходные дни, установленные для него графиком работы (сменности) без его письменного согласия и без письменного распоряжения работодателя 02, 03, 06, 07, 10, 11, 14, 15, 18, 19, 22, 23, 26, 27 и 31 августа 2011 года;

- указания в путевых листах №№ 10124 от 16.08.2011, 10244 от 18.08.2011, 10647 от 26.08.2011, 20123 от 05.09.2011 адреса (местонахождения) юридического лица ООО «Автомобильное предприятие «Автотехтранс» г. Архангельск, пр. Обводный канал, 71-20, который фактически не является адресом регистрации юридического лица;

- отсутствия в путевых листах №№ 10124 от 16.08.2011, 10244 от 18.08.2011, 10647 от 26.08.2011, 20123 от 05.09.2011, 20275 от 08.09.2011 время (минуты) проведения предрейсового медицинского осмотра водителя;

- организации учёта ДТП путём ведения и заполнения «Книги учета ООО «Автомобильное предприятие «Автотехтранс», форма которой не соответствует форме учёта дорожно - транспортных происшествий владельцами транспортных средств, утвержденной приказом Минтранса РФ от 02.04.1996 № 22;

- отсутствия в журнале учёта движения путевых листов Общества подписи водителя Сысоева Н.Н. в получении путевого листа № 9554 от 05.08.2011;

- отсутствия в утверждённой руководителем Общества форме акта служебного расследования ДТП таких разделов как «Сведения о дорожных условиях», «Состояние профилактической работы по безопасности движения», отсутствия таких граф для заполнения как «Действия водителя до момента происшествия», «В какое время выпустили в рейс водителя», «Соблюдался ли скоростной режим»; отсутствия в пункте 2 акта служебного расследования дорожно-транспортного происшествия от 30.08.2011 указания улицы, района произошедшего ДТП; в пункте 3 акта указан год выпуска автомобиля 2009, который не соответствует действительности, (автобус ПАЗ - 32054, гос. номер Н00ЗХР/29, год выпуска - 2010 г.); в пункте 4 акта указан вид происшествия «ДТП», который не является видом дорожно - транспортных происшествий; в пункте 6 акта отсутствуют сведения о пострадавших в дорожно-транспортном происшествии; отсутствия в пункте 12 акта сведений о количестве случаев совершения ДТП водителем Узким Р.А., отсутствия сведений о нарушениях водителем Правил дорожного движения, отсутствия сведений о нарушении водителем трудовой дисциплины; незаполнения пунктов 19, 20 и 21 акта; отсутствия в качестве приложений к акту: 1) копии протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия и осмотра транспорта; 2) копии схемы дорожно-транспортного происшествия; 3) объяснений водителя, кондуктора и должностных лиц предприятия с выводами и конкретными мероприятиями по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, дисциплинарными взысканиями в отношении должностных лиц, допустивших нарушения, и других документов, уточняющих или дополняющих обстоятельства дорожно-транспортного происшествия; списка пострадавших с указанием фамилий, инициалов, года рождения, пола, диагноза (по заключению врача) и других данных. Из представленного для проверки акта служебного расследования следует, что предложениями созданной комиссии были: 1) дополнительный инструктаж - не установлено кому; 2) индивидуальная беседа - не установлено с кем. Согласно представленной для проверки «формы» учёта инструктажей по безопасности дорожного движения с водительским составом Общества со всеми водителями проводились последние инструктажи в конце июня 2011 года, а с водителем Макушенко С.П. - 15.08.2011.

Факт выявленных правонарушений представитель Общества в судебном заседании не оспаривал.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемом судьёй, не может быть вынесено по истечении трёх месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде истек трёхмесячный срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в части:

- отсутствия в журнале учёта движения путевых листов Общества подписи водителя Сысоева Н.Н. в получении путевого листа № 9554 от 05.08.2011;

- выполнения водителем Зулинским В.А. своих обязанностей в выходные дни, установленные для него графиками работы 17, 18, 22, 25, 26 и 29 августа 2011 года, 02 сентября 2011 года; выполнения водителем Сысоевым Н.Н. своих обязанностей в выходные дни, установленные для него графиком работы 02, 03, 06, 07, 10, 11, 14, 15, 18, 19, 22, 23, 26, 27 и 31 августа 2011 года;

- нарушения установленной продолжительности еженедельного непрерывного отдыха водителя Сысоева Н.Н. на 1 - ой неделе августа 2011 года и предоставление в августе 2011 года водителю Сысоеву Н.Н. всего трёх выходных дней (4, 21 и 30 августа 2011 года);

- привлечения водителя Зулинского В.А. к работе в выходные дни, установленные для него графиком работы (сменности) без его письменного согласия и без письменного распоряжения работодателя 17. 18, 22, 25, 26 и 29 августа 2011 года, 02 сентября 2011 года; привлечения водителя Сысоева Н.Н. к работе в выходные дни, установленные для него графиком работы (сменности) без его письменного согласия и без письменного распоряжения работодателя 02, 03, 06, 07, 10, 11, 14, 15, 18, 19, 22, 23, 26, 27 и 31 августа 2011 года;

- указания в путевых листах №№ 10124 от 16.08.2011, 10244 от 18.08.2011, 10647 от 26.08.2011, 20123 от 05.09.2011 неверного адреса (местонахождения) юридического лица;

- отсутствия в путевых листах №№ 10124 от 16.08.2011, 10244 от 18.08.2011, 10647 от 26.08.2011, 20123 от 05.09.2011 времени (минут) проведения предрейсового медицинского осмотра водителя;

- отсутствия в утверждённой руководителем Общества форме акта служебного расследования ДТП таких разделов как «Сведения о дорожных условиях», «Состояние профилактической работы по безопасности движения», отсутствия таких граф для заполнения как «Действия водителя до момента происшествия», «В какое время выпустили в рейс водителя», «Соблюдался ли скоростной режим»; отсутствия в пункте 2 акта служебного расследования дорожно-транспортного происшествия от 30.08.2011 указания улицы, района произошедшего ДТП; в пункте 3 акта указан год выпуска автомобиля 2009, который не соответствует действительности, (автобус ПАЗ - 32054, гос. номер Н00ЗХР/29, год выпуска - 2010 г.); указания в пункте 4 акта вида происшествия «ДТП»; отсутствия в пункте 6 акта сведений о пострадавших в дорожно-транспортном происшествии; отсутствия в пункте 12 акта сведений о количестве случаев совершения ДТП водителем Узким Р.А., отсутствия сведений о нарушениях водителем Правил дорожного движения, отсутствия сведений о нарушении водителем трудовой дисциплины; незаполнение пунктов 19, 20 и 21 акта; отсутствия в качестве приложений к акту: 1) копии протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия и осмотра транспорта; 2) копии схемы дорожно-транспортного происшествия; 3) объяснений водителя, кондуктора и должностных лиц предприятия с выводами и конкретными мероприятиями по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, дисциплинарными взысканиями в отношении должностных лиц, допустивших нарушения, и других документов, уточняющих или дополняющих обстоятельства дорожно-транспортного происшествия; списка пострадавших с указанием фамилий, инициалов, года рождения, пола, диагноза (по заключению врача) и других данных. Указания в акте служебного расследования в качестве предложений:: 1) дополнительный инструктаж - не установлено кому; 2) индивидуальная беседа - не установлено с кем.

Истечение срока привлечения к административной ответственности влечёт за собой прекращение производства по делу об административном правонарушении в соответствии с пунктом 6 статьи 24.5 КоАП РФ.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2, следует, что установленные статьей 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности являются пресекательными и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ).

Кроме того, суд считает, что в действиях Общества по установлению суммированного учёта рабочего времени без указания продолжительности учётного периода и неуказанию в графиках работы на август, сентябрь и октябрь 2011 года сведений о том, в какой период до введения графиков в действие указанные графики были доведены до водителей, отсутствует событие правонарушения по следующим основаниям.

В силу пункта 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России 20.08.2004 № 15, в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учёт рабочего времени с продолжительностью учётного периода один месяц.

Таким образом, продолжительность учётного периода при суммированном учёте рабочего времени установлена нормативным правовым актом федерального уровня и отсутствие в локальном правовом акте таких сведений не является нарушением лицензионных требований.

В свою очередь, из представленных в материалы дела копий графиков работы на август, сентябрь и октябрь 2011 года следует, что они были составлены за месяц до введения их в действие и доведены до водителей под роспись.

Как пояснил представитель Общества, по сложившейся на предприятии системе до водителей графики работы на следующий месяц доводятся в день их составления.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, тот факт, что в графиках работы отсутствует дата ознакомления с ними каждого водителя, не свидетельствует о том, что был нарушен установленный для ознакомления месячный срок до введения графиков в действие. Доказательств обратного административным органом не представлено.

В силу положений статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Также суд учитывает, что установленный статьёй 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности за неуказание в графиках работы на август, сентябрь и октябрь 2011 года сведений о том, в какой период до введения графиков в действие указанные графики были доведены до водителей, пропущен.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ООО «Автомобильное предприятие «Автотехтранс» в данном случае выражается в том, что, занимаясь лицензируемым видом предпринимательской деятельности, оно могло и должно было соблюдать лицензионные требования, установленные нормативными правовыми актами и обязательные для исполнения лицензиатами, но не сделало этого.

На основании изложенного суд пришёл к выводу о том, что в следующих допущенных ООО «Автомобильное предприятие «Автотехтранс» нарушениях лицензионных требований имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ:

- проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей автобусов физическими лицами, не имеющими в установленном законодательством Российской Федерации порядке лицензий на осуществление соответствующей медицинской деятельности;

- выполнение водителем Зулинским В.А. своих обязанностей в выходные дни, установленные для него графиками работы 06 и 07 сентября 2011 года;

- привлечение водителя Зулинского В.А. к работе в выходные дни, установленные для него графиком работы (сменности) без его письменного согласия и без письменного распоряжения работодателя 06 и 07 сентября 2011 года;

- отсутствие в путевом листе № 20275 от 08.09.2011 время (минуты) проведения предрейсового медицинского осмотра водителя;

- организации учёта ДТП путём ведения и заполнения «Книги учета ООО «Автомобильное предприятие «Автотехтранс», форма которой не соответствует форме учёта дорожно - транспортных происшествий владельцами транспортных средств, утвержденной приказом Минтранса РФ от 02.04.1996 № 22.

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Совершённое Обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере лицензирования и безопасность пассажирских перевозок (нарушается режим труда и отдыха водителей, нарушается порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров). Следовательно, ООО «Автомобильное предприятие «Автотехтранс» не может быть освобождено от ответственности, поскольку в данном случае признаки малозначительности правонарушения отсутствуют.

Судом отклоняется довод представителя Общества о том, что в качестве меры ответственности за совершённое правонарушение возможно применить предупреждение, по следующим основаниям

В соответствии со статьёй 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В рассматриваемом случае Обществом нарушался режим труда и отдыха водителей, в установленном порядке не проводились предрейсовые медицинские осмотры водителей. По мнению суда, указанные нарушения, несомненно, способствуют возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей (водителей, пассажиров, пешеходов, других участников дорожного движения). При этом суд учитывает, что поводом для проведения проверки в отношении Общества явилось причинение вреда здоровью гражданки Головневой Р.А. в результате ДТП с участием автобуса ООО «Автомобильное предприятие «Автотехтранс».

Частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 указанной статьи).

Обстоятельством, смягчающим ответственность, суд считает признание выявленных нарушений, частичное устранение нарушений.

Об иных обстоятельствах, смягчающих либо отягчающих ответственность, суду не заявлено, из материалов дела данные обстоятельства судом не усматриваются.

На основании изложенного с учётом характера совершённого административного правонарушения суд считает, что ООО «Автомобильное предприятие «Автотехтранс» может быть привлечено к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде взыскания административного штрафа в размере 30000 рублей.

Лицу, привлечённому к административной ответственности, внести или перечислить сумму административного штрафа на счёт получателя штрафа - Управления Федерального казначейства Минфина РФ по Архангельской области (администратор штрафа - Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), расчётный счёт 40101810500000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Архангельской области, БИК 041117001, ИНН 2901043148, КПП 290101001, КБК 10611690040040000140, код ОКАТО 11401000000.

Лицу, привлечённому к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу представить в арбитражный суд копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, принудительное исполнение решения арбитражного суда производится в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

привлечь общество с ограниченной ответственностью «Автомобильное предприятие «Автотехтранс», зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022900532093, находящееся по адресу: 163045, г. Архангельск, ул. Самойло, дом 21, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 30000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

С.А. Максимова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А05-10666/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Архангельской области
Дата принятия: 06 декабря 2011

Поиск в тексте