• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 05 декабря 2011 года  Дело N А05-10677/2011

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Максимовой С.А.

при ведении протокола помощником судьи Поповым Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042902004749, место нахождения: 164200, Архангельская область, Няндомский район, г. Няндома, ул. Североморская, 7а, 1)

к муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 16» (ОГРН 1022901414557, место нахождения: 164200, Архангельская область, Няндомский район, г. Няндома, ул. Советская, 23)

о взыскании 223910 рублей 44 копеек

при участии в заседании представителей:

заявителя - не явился, извещён 18.11.2011,

ответчика - не явился, извещён 21.11.2011,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 16» (далее - Учреждение, ответчик) 223910,44 рублей, в том числе:

- пеней по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 0,11рублей;

- пеней по налогу на доходы физических лиц в сумме 200,22 рублей;

- пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 290,10 рублей, штрафных санкций в сумме 142,00 рублей;

- штрафных санкций по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты до 01.01.2005, в сумме 0,80 рублей;

- пеней по взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 28605,07 рублей;

- пеней по взносам в Фонд социального страхования в сумме 0,26 рублей;

- пеней по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 3410,39 рублей;

- задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 49548,93 рублей, пеней по налогу в сумме 104577,04 рублей;

- пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в фонд социального страхования РФ, в сумме 3149,07 рублей;

- пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 1386,51 рублей;

- задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 17485,27 рублей, пеней по налогу в сумме 15039,67 рублей;

- денежных взысканий за нарушение законодательства о налогах и сборах предусмотренных ст. 116, ст. 117 НК РФ, в сумме 75,00 рублей.

Указанные суммы задолженности образовались до 01.01.2004, пени и штрафные санкции также начислены в связи с несвоевременной уплатой задолженности по налогам и сборам, образовавшейся до 01.01.2004. Пени начислены за период с 2004 по 2007 годы.

Одновременно Инспекцией заявлено ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд.

Ответчик представил отзыв на заявленные требования, в котором против их удовлетворения возражал в связи с пропуском налоговым органом сроков для принудительного взыскания.

Лица, участвующие в деле, в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения спора, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

С учётом положений части 3 статьи 156, статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 16» зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022901414557.

Как следует из справки № 20380 о состоянии расчётов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 12.10.2011 за МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 16» в числе прочих числились следующие суммы задолженности:

- 0,11 рублей пеней по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет;

- 200,22 рублей пеней по налогу на доходы физических лиц;

- 290,10 рублей пеней по налогу на добавленную стоимость, 142,00 рублей штрафных санкций;

- 0,80 рублей штрафных санкций по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты до 01.01.2005;

- 28605,07 рублей пеней по взносам в Пенсионный фонд РФ;

- 0,26 рублей пеней по взносам в Фонд социального страхования;

- 3410,39 рублей пеней по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

- 49548,93 рублей задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, 104577,04 рублей пеней по налогу;

- 3149,07 рублей пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в фонд социального страхования РФ;

- 1386,51 рублей пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- 17485,27 рублей задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, 15039,67 рублей пеней по налогу;

- 75,00 рублей денежных взысканий за нарушение законодательства о налогах и сборах предусмотренных ст. 116, ст. 117 НК РФ.

Указанные суммы ответчиком в добровольном порядке уплачены не были, в связи с чем Инспекция в соответствии с положениями пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Проанализировав заявление Инспекции и представленные письменные доказательства, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно пункту 1 статьи 3 и подпунктам 1, 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган по месту учёта в установленном порядке налоговые декларации по налогам, которые они обязаны уплачивать. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Как следует из материалов дела, Инспекций к взысканию предъявлены задолженность по налогам, образовавшаяся до 01.01.2004, пени и штрафные санкции, начисленные в связи с несвоевременной уплатой задолженности по налогам и сборам, образовавшейся до 01.01.2004. Пени начислены за период с 2004 по 2007 годы.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьёй 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В силу пункта 4 статьи 69 НК РФ, требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Согласно статье 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Правила, установленные статьёй 70 НК РФ, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа (пункт 3 статьи 70 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Таким образом, при определении предельного срока обращения в суд с заявлением о взыскании с юридического лица недоимки по налогам следует учитывать трехмесячный срок, предусмотренный статьёй 70 НК РФ, срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, срок, указанный в требовании (15 дней), а также шестимесячный срок, установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ.

При таких обстоятельствах суд считает, что истёк срок для взыскания задолженности по налогам и сборам, возникшей до 01.01.2004.

Пунктами 1, 3, 5 статьи 75 НК РФ установлено, что в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроками налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Исходя из положений статей 72, 75 НК РФ, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика (плательщика сборов), и в случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации для взыскания основной задолженности.

Учитывая, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате сборов, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.

В случае нарушения пресекательного срока взыскания задолженности по сборам пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по ее уплате, а их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить Налоговому кодексу Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 НК РФ. Заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 НК РФ, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.

Заявитель представил в суд ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о взыскании задолженности по пеням. Указанное ходатайство Инспекция никак не мотивирует.

Суд оставляет заявленное Инспекцией ходатайство о восстановлении пропущенного срока без удовлетворения, поскольку заявителем не приведены обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска законодательно установленных сроков на обращение в суд. Как следует из материалов дела, обладая информацией о наличии у ответчика задолженности с 2004 года, заявитель до октября 2011 года не принимал никаких мер для взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов. Следовательно, заявленное ходатайство Инспекцией не обосновано уважительными причинами.

При таких обстоятельствах заявленные требования о взыскании пеней по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет; пеней по налогу на доходы физических лиц; пеней по налогу на добавленную стоимость, соответствующих штрафных санкций; штрафных санкций по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты до 01.01.2005; пеней по взносам в Пенсионный фонд РФ; пеней по взносам в Фонд социального страхования; пеней по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования; задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, соответствующих пеней по налогу; пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в фонд социального страхования РФ; пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования; задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, соответствующих пеней по налогу; денежных взысканий за нарушение законодательства о налогах и сборах предусмотренных ст. 116, ст. 117 НК РФ, удовлетворению не подлежат.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в удовлетворении требований о взыскании с муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 16», зарегистрированного в едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022901414557, находящегося по адресу: 164200, Архангельская область, Няндомский район, г. Няндома, ул. Советская, 23, в доход бюджета соответствующего уровня 223910 рублей 44 копеек.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

С.А. Максимова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А05-10677/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Архангельской области
Дата принятия: 05 декабря 2011

Поиск в тексте