АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 05 декабря 2011 года  Дело N А05-10864/2011

Резолютивная часть решения объявлена 01 декабря 2011 года

Решение в полном объёме изготовлено 05 декабря 2011 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Панфиловой Н.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нехаевой А.В.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ТОРН-1» (ОГРН 1032900009560)

о признании незаконным и отмене Постановления № 299 о назначении административного наказания от 10.10.2011, вынесенного заместителем главного государственного инспектора Октябрьского округа г. Архангельска по пожарному надзору Маслянка Тарасом Юрьевичем,

при участии в заседании представителей:

от заявителя - Рипакова И.В.,

от ответчика -Маслянка Т.Ю., Костина М.М.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ТОРН-1» обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением № 3-1072/11 от 20.10.2011 о признании незаконным и отмене Постановления № 299 о назначении административного наказания от 10.10.2011, вынесенного заместителем главного государственного инспектора Октябрьского округа г. Архангельска по пожарному надзору Маслянка Тарасом Юрьевичем, которым заявитель привлечён к административной ответственности по части 3, части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело подведомственно арбитражному суду.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.

Представители ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились по доводам, изложенным в отзыве и оспариваемом постановлении.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

На основании Распоряжения № 198 от 13.09.2011 заместителя главного государственного инспектора Октябрьского округа г. Архангельска по пожарному надзору Маслянка Тараса Юрьевича с целью надзора за исполнением предписания ГПН № 169/1/156 от 09.07.2010 в период с 15.09.2011 по 23.09.2011 была проведена внеплановая выездная проверка Общества с ограниченной ответственностью «ТОРН-1» в здании жилого дома по адресу: г. Архангельск, пр. Дзержинского, д. 17, о чём составлен Акт проверки № 198 от 23.09.2011. При проведении проверки присутствовал представитель Общества по доверенности от 15.09.2011 Веселков Д.Н.

Акт проверки получен Обществом 30.09.2011, о чем свидетельствует оттиск штампа входящей корреспонденции на экземпляре акта проверки, представленного самим Обществом.

Уведомлением № 981-2-5-7 от 26.09.2011 законный представитель ООО «ТОРН-1» был приглашён для составления протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 30.09.2011 к 10час.00мин. по адресу: г. Архангельск, пр. Бадигина, дом 20, ОНД Октябрьского округа г. Архангельская, каб. № 8. Уведомление № 981-2-5-7 от 26.09.2011 получено Обществом 26.09.2011, что подтверждается входящим штампом на данном уведомлении (вх. № 1375).

Уведомлением № 982-2-5-7 от 26.09.2011 законный представитель ООО «ТОРН-1» был приглашён для составления протокола об административном правонарушении по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 30.09.2011 к 10час.15мин. по адресу: г. Архангельск, пр. Бадигина, дом 20, ОНД Октябрьского округа г. Архангельская, каб. № 8. Уведомление № 982-2-5-7 от 26.09.2011 получено Обществом 26.09.2011, что подтверждается входящим штампом на данном уведомлении (вх. № 1374).

30.09.2011 в отсутствие представителей Общества государственным инспектором Октябрьского округа г. Архангельска по пожарному надзору Костиной М.М. были составлены протокол об административном правонарушении № 298 по части 3 статьи 20.4 КоАП и протокол об административном правонарушении № 299 по части 4 статьи 20.4 КоАП.

Как следует из содержания Акта проверки № 198 от 23.09.2011 и протоколов об административном правонарушении № 298 и 299 от 30.09.2011 в ходе проведения внеплановой проверки с целью надзора за исполнением предписания ГПН № 169/1/156 от 09.07.2010 на территории и в здании жилого дома по адресу: г. Архангельск, пр. Дзержинского, дом 17, в котором Общество с ограниченной ответственностью «ТОРН-1» выступает управляющей компанией, выявлены нарушения требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, изложенные в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ 01-03) (утверждены приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003), а именно:

- внутренний противопожарный водопровод находится в неисправном состоянии (пожарные краны разукомплектованы, проверка состояния ВППВ не производится, отсутствуют пожарные насосы-повысители), что является нарушением пункта 89 ППБ 01-03;

- перекрыт доступ к пожарным кранам на 5, 9, 10 этажах дверями, закрытыми на ключ (или кодовый замок), что является нарушением пункта 40 ППБ 01-03.

Указанные нарушения требований пожарной безопасности образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, выявлены нарушения требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях, системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, изложенные в ППБ 01-03, в Федеральном законе от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 5.13130.2009 «Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические», СП 3.13130.2009 «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре», СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», а именно:

- не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации здание жилого дома, что является нарушением пунктов 3, 34, 98 ППБ 01-03, части 2 статьи 54, части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 6.2 таблицы А.1 Приложения А (обязательное) СП- 5.13130.2009;

- не оборудовано системой оповещения людей при пожаре 1-го типа (звуковой способ оповещения) здание жилого дома, что является нарушением пункта 3 ППБ 01-03, части 2 статьи 54, части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 5 раздела 7 таблицы 2 СП 3.13130.2009;

- отсутствует эвакуационное освещение на путях эвакуации (в проходах, на лестницах), отсутствуют световые табло «Выход»; осветительные приборы аварийного освещения (освещения безопасности, эвакуационного) допускается предусматривать горящими, включаемыми одновременно с основными осветительными приборами нормального освещения и не горящими, автоматически включаемыми при прекращении питания нормального освещения; что является нарушением пункта 3 ППБ 01-03, пунктов 7.62 и 7.66 СНиП 23-05-95;

- в неисправном рабочем состоянии находится система дымоудаления, что является нарушением пунктов 3, 34, 98 ППБ 01-03, части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 7.2 СП 7.13130.2009.

Указанные нарушения требований пожарной безопасности образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением от 03.10.2011 Общество извещено о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

10.10.2011 заместителем главного государственного инспектора Октябрьского округа г. Архангельска по пожарному надзору Маслянка Тарасом Юрьевичем в присутствии представителя Общества Веселкова Д.Н., действующего на основании доверенности от 15.09.2011 на участие в конкретном деле об административном правонарушении, а также представителя Рипаковой И.В. по доверенности от 23.09.2011,  вынесено Постановление № 299 о назначении административного наказания, которым Общество с ограниченной ответственностью «ТОРН-1» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частями 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с указанным Постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене, по следующим основаниям.

Заявитель, не оспаривая факты выявленных нарушений, полагает, что его вина в нарушении требований пожарной безопасности отсутствует. В отношении перекрытого доступа к пожарным кранам на 5, 9, 10 этажах дверями, закрытыми на ключ (или кодовый замок), Общество указывает, что данные двери установлены собственниками квартир, несмотря на неоднократные предписания управляющей компании, демонтаж дверей ими не произведён. Общество также указывает, что не является лицом, уполномоченным владеть, пользоваться или распоряжаться общим имуществом многоквартирного дома; собственники жилых помещений проголосовали против проведения работ капитального характера по восстановлению системы пожаротушения, а ООО «ТОРН-1» проводит работы капитального характера исходя из внесенных собственниками жилых помещений денежных средств по статье капитальный ремонт.

Кроме того, заявитель ссылается на существенное нарушение процессуальных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении, а именно, на вручение заявителю Акта проверки не сразу после её проведения, а в день составления протоколов об административном правонарушении (30.09.2011), что не позволило Обществу своевременно представить свои возражения по акту.

Исследовав доводы заявления и отзыва, представленные в их обоснование доказательства, выслушав представителей заявителя и ответчика, изучив материалы проверки и иные материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

При этом под нормативными документами по пожарной безопасности в силу положений статей 1 и 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Под нарушением требований пожарной безопасности в соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Согласно пункту 1 ППБ 01-03 установленные данными Правилами требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

На основании пункта 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путём заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (пункт 16).

Согласно пункту 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учётом выбранного способа управления многоквартирным домом.

На основании пункта 11 данных Правил содержание общего имущества включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

Кроме того, управляющая компания является в силу положений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, лицом, ответственным за содержание и ремонт жилых помещений.

Как видно из материалов дела в соответствии с Договором № 17-(кв)28 управления многоквартирным домом, утверждённым общим собранием собственников помещений, Общество является управляющей компанией в многоквартирном доме по адресу: г. Архангельск, пр. Дзержинского, дом 17. Данные обстоятельства Обществом не оспариваются.

Согласно пункту 1.1 Договора управления Общество обязалось в течение срока действия договора выполнять работы по надлежащему содержанию, капитальному и текущему ремонту общего имущества дома.

Следовательно, приняв на себя обязательства по содержанию общего имущества данного жилого дома, Общество обязалось, в том числе, обеспечивать соблюдение мер пожарной безопасности, которые в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности не подразделяются на меры текущего и капитального характера.

При таких обстоятельствах правомерен вывод административного органа о том, что Общество является лицом, ответственным за соблюдение норм пожарной безопасности, и, как следствие, надлежащим субъектом административной ответственности по вменяемому правонарушению.

В силу части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размене от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно пункту 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утверждёнными в установленном порядке.

На основании п.19 таблицы 2 НПБ 104-03  жилые здания 11-25 этажей следует оснащать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1-го типа.

Пунктом 6.2 таблицы  1 НПБ 110-03 установлено, что жилые здания высотой более 28 метров  независимо от площади следует оборудовать автоматической установкой  пожарной сигнализации.

Проверкой установлено, что 14-этажный жилой дом, обслуживаемый Обществом по адресу: г. Архангельск, пр. Дзержинского, дом 17, не оборудован автоматической установкой пожарной сигнализации, а также системой оповещения людей при пожаре 1-го типа (звуковой способ оповещения здания жилого дома), чем нарушены пункты 3, 34, 98 ППБ 01-03, часть 2 статьи 54, части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункт 6.2 таблицы А.1 Приложения А (обязательное) СП- 5.13130.2009, а также пункт 19 таблицы 2 НПБ 104-03 и пункт 6.2 таблицы  1 НПБ 110-03.

Кроме того, в доме № 17 на пр. Дзержинского в г. Архангельск в неисправном рабочем состоянии находится система дымоудаления, что является нарушением пунктов 3, 34, 98 ППБ 01-03, части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 7.2 СП 7.13130.2009

В силу пункта 34 ППБ 01-03 противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии. Устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств).

Согласно пункту 98 ППБ 01-03 установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации. Перевод установок с автоматического пуска на ручной запрещается, за исключением случаев, оговоренных в нормах и правилах.

В соответствии с пунктом 7.2 СП 7.13130.2009 системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре следует предусматривать из коридоров и холлов жилых, общественных, административно-бытовых и многофункциональных зданий высотой более 28 м. Высота здания определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных автомашин и нижней отметки открывающегося окна (проема) в наружной стене верхнего этажа (не считая верхнего технического); из коридоров (туннелей) подвальных и цокольных этажей жилых, общественных, административно-бытовых, производственных и многофункциональных зданий при выходах в эти коридоры из помещений, предназначенных для постоянного пребывания людей (независимо от количества людей в этих помещениях).