АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 05 декабря 2011 года  Дело N А05-11466/2011

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Полуяновой Н.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Керниченко Т.Л.

рассмотрев в судебном заседании 30.11.2011, 05.12.2011 дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1022900536010; место нахождения: 163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, дом 47)

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Новодвинские перевозки» (ОГРН 1022901004851; место нахождения: 164901, Архангельская область, г. Новодвинск, ул. Декабристов, дом 37)

к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании представителей:

от административного органа - Третьяков Д.А.

от лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Журавлев А.И.

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Новодвинские перевозки» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по автобусному маршруту с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Представитель административного органа заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ООО «Новодвинские перевозки» требования не признал, указал, что в данном случае имеются основания для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, рассмотрев представленные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ООО «Новодвинские перевозки» зарегистрировано межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 3 по Архангельской области в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022901004851.

Общество имеет лицензию за государственным номером АСС-29-201042 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. Срок действия этой лицензии, выданной Управлением, установлен на период с 25.01.2010 по 25.01.2015.

На основании приказа от 03 декабря 2011 года № 358-АТ в период с 10.10.2011 по 26.10.2011 государственным инспектором отдела государственного и автодорожного надзора УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Третьяковым Д.А. проведена внеплановая проверка ООО «Новодвинские перевозки», о чем составлен Акт проверки № 207/128 от 26.10.2011.

Основанием для проведения внеплановой документарной проверки послужило поступление информации о причинении вреда жизни и здоровью граждан в результате дорожно-транспортного происшествия 29.09.2011 с участием автобуса VOLVO B10 М-55, государственный регистрационный знак АС358/29.

В ходе проверки было установлено, что Обществом не выполняются требования следующих нормативно-правовых актов:

-   «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 №152, а именно: подпункт 1 пункта 6, так как в путевых листах не указывается показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража и его заезде в гараж; подпункт 3 пункта 6, так как в путевом листе № 13 от 02.10.2011 не верно указана модель автобуса (указано «Икарус» следовало указать «Вольво»); подпункт 4 пункта 6, так как в путевом листе №73 от 09.10.2011 не указано время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки; пункта 13, так как в путевых листах отсутствует расшифровка подписи или штамп лица уполномоченного проставлять показания одометра при выезде транспортного средства из гаража и его заезде в гараж; пункта 13, так как в путевом листе № 218 от 29.09.2011 отсутствует подпись и расшифровка подписи или штамп лица уполномоченного проставлять время при выезде транспортного средства из гаража и его заезде в гараж; пункта 16, так как в путевых листах отсутствуют подписи медицинского работника, проводившего предрейсовый и послерейсовый медосмотры;

- Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 №15: пункта 4, так как графики работы (сменности) водителей составлены не в соответствии с установленными требованиями. Графиками работы (сменности) не установлено время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха; пункта 9, так как при суммированном учете рабочего времени у водителя Беспалова М.И. продолжительность ежедневной работы (смены) превысила допустимые 12 часов 09, 11, 22, 29, 30 сентября и 06 октября 2011 года; пункта 25, так как при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха у водителя Беспалова М.И. составила менее 12 часов с 09 на 10 сентября, с 10 на 11 сентября, с 29 на 30 сентября, со 02 на 03 октября, с 08 по 09 октября;

- пункта 1 статьи 20 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95г. № 196-ФЗ, так как предрейсовые медицинские осмотры организованы не должным образом. Предрейсовые медицинские осмотры водителей ООО «Новодвинские первозки» осуществляет собственными силами. В штат организации по средствам заключения трудовых договоров на должность инспектора по предрейсовым осмотрам приняты Песковой М.С. и Москалев А.А. При этом ООО «Новодвинские перевозки» не имеет в установленном законодательством Российской Федерации порядке лицензии на осуществление соответствующей медицинской деятельности (подпункт 96 пункта 1 статьи 17 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ);

- Приказа Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11 марта 1994 № 13/11 «Об утверждении положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организации и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов» (далее по тексту - Приказ «Об утверждении положения о порядке аттестации»), так как в соответствии с представленной путевой документацией выпуск транспортных средств на линию осуществляют механики Цымляков Анатолий Михайлович, Андриянов Сергей Викторович, Ферин Валерий Викторович и Смирнов Анатолий Анатольевич (на момент проверки уволен), не прошедшие аттестацию на право занимать должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, обязанности диспетчера исполняет Чиркова Валентина Афанасьевна не прошедшая аттестацию на право занимать должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения.

Извещением от 27.10.2011 № 05-15/2577 административный орган пригласил Общество для оформления протокола об административном правонарушении на 31 октября 2011 года (получено 27.10.2011).

31 октября 2011 года по результатам проверки государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Архангельской области и НАО Третьяковым Д.А. на основании части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества составлен протокол № 397 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В протоколе отражены выявленные в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушения.

Протоколом установлено, что ООО «Новодвинские перевозки» нарушило требования, предусмотренные подпунктом «б» и «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637.

Копия протокола направлена Обществу 01.11.2011, что подтверждается копией почтовой квитанции.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Подведомственность арбитражному суду рассматриваемого заявления о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определена частью 3 статьи 23.1 указанного кодекса.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно статье 2 Федерального закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Пунктом 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, предусмотрено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, в) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» определены обязательные реквизиты, которые должен содержать путевой лист.

Согласно требованиям пунктов 6, 7, 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов путевой лист должен содержать сведения о транспортном средстве, которые включают: тип транспортного средства и модель транспортного средства, государственный регистрационный знак легкового автомобиля, автобуса, показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку: наименование и номер путевого листа; сведения о сроке действия путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе.

Сведения о водителе включают: 1) фамилию, имя, отчество водителя; 2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

В соответствии с пунктом 13 Приказа от 18.09.2008 №152, даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.

В материалах дела имеются копии путевых листов, в которых отсутствуют либо не верно указаны сведения, предусмотренные Обязательными реквизитами и порядком заполнения путевых листов.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации, установлены «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (далее - Положение).

Пунктом 4 Положения предусмотрено, что графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Согласно пункту 9 Положения при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

В соответствии с пунктом 25 Положения продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учёте рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Актом проверки, реестром путевых листов и копиями путевых листов подтверждается нарушение предпринимателем режима труда и отдыха водителя Беспалова М.И., ненадлежащее составление графика работы (сменности).

В пункте 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.

В силу п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30, под медицинской деятельностью понимается выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санитарно-курортной медицинской помощи в соответствии с Перечнем согласно приложению к названному Положению.

В указанный Перечень включены работы (услуги) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) водителей транспортных средств.

В соответствии с п. 1.2, 1.4 Типового положения предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств могут проводиться только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию.

Из приведенных норм следует, что требование о необходимости иметь лицензию по осуществлению медицинской деятельности распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность является основной; предрейсовые медицинские осмотры проводятся только прошедшими специальное обучение медицинскими работниками, имеющими соответствующий сертификат.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Общество не является учреждением здравоохранения, основной его деятельностью является осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, следовательно, Общество не обязано иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Судом установлено, что предрейсовый медицинский осмотр в Обществе осуществляют Москалев А.А., имеющий диплом о неполном высшем образовании по специальности «Лечебное дело», и Песковой М.С., имеющий диплом о среднем профессиональном образовании по специальности «Лечебное дело».

При этом у указанных работников отсутствуют соответствующие сертификаты на осуществление медицинской деятельности, что не оспаривается представителем Общества. Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащей организации Обществом предрейсовых медицинских осмотров.

Приказом Минтранса России, Минтруда России от 11.03.1994 № 13/11, утверждено Положение о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта. Согласно Положению аттестация лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полётов и движения наземных транспортных средств, проводится в целях определения пригодности их к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств. Аттестация проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации (Приложение № 1). Аттестация исполнительных руководителей и специалистов организаций проводится один раз в пять лет. Аттестация проводится после повышения квалификации аттестуемого, как правило, в учебных заведениях, указанных в Перечне, который определяется Министерством транспорта Российской Федерации, согласно Приказу от 11.03.1994 № 13/11.

Материалами проверки подтверждается, что выпуск транспортных средств и обязанности диспетчера занимают лица не прошедшие аттестацию на право занимать должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Судом не установлены нарушения требований законодательства при проведении проверки в отношении Общества, а также при возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении и составлении соответствующего протокола.

На момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истёк срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд не усматривает оснований для освобождения лица, привлекаемого к административной ответственности, от административной ответственности, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ, поскольку совершенное административное правонарушение не может быть признано малозначительным ввиду того, что посягает на правоотношения, регулирующие безопасность перевозки пассажиров. Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В данном случае, по мнению суда, присутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, поскольку соблюдение лицензионных условий при осуществлении перевозочной деятельности автомобильным транспортом, обусловлено целью обеспечения безопасного функционирования автомобильного транспорта, принадлежащего индивидуальным предпринимателям. Невыполнение требований нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления перевозочной деятельности юридическими лицами, создает условия для других нарушений лицензионных требований. Использование транспортных средств связано с повышенной опасностью для окружающих. Поэтому нормы Федерального закона №196-ФЗ от 10.10.1995 «О безопасности дорожного движения» исходят из приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, и из приоритета ответственности государства за соблюдение безопасности дорожного движения.

Основания для назначения Обществу административного наказания в виде предупреждения также отсутствуют.

Как указано в части 1 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.