АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 08 декабря 2011 года  Дело N А05-5586/2011

Резолютивная часть решения объявлена 01 декабря 2011 года.

Решение в полном объёме изготовлено 08 декабря 2011 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Быстрова И.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Акуловой С.А.,

рассмотрев 01.12.2011 в открытом судебном заседании дело

по заявлению индивидуального предпринимателя Макаровой Александры Анатольевны (ОГРН 304291806300010; место жительства: 164142, Архангельская область, Каргопольский район, дер. Казаково, пер. Зеленый, дом 3)

к  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу  (ОГРН 1042902004749; место нахождения: 164200, Архангельская область, Няндомский район, г. Няндома, ул. Североморская,  дом 7а, корп. 1)

о признании частично недействительным решения от 04.04.2011 № 09-31/2/ДСП,

при участии в заседании представителей:

от заявителя -

Макаровой А.А. (паспорт),

Некрасова Н.В. (доверенность от 27.05.2011),

Козловой Т.М. (доверенность от 27.05.2011),

от ответчика -

Гудковой Н.Н. (доверенность от 30.05.2011),

установил:

индивидуальный предприниматель Макарова Александра Анатольевна  (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция, ответчик) от 04.04.2011 № 09-31/2/ДСП  «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения».

После неоднократного уточнения заявленного требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявитель просил признать оспариваемое решение Инспекции от 04.04.2011  № 09-31/2/ДСП недействительным в части доначисления 8093 руб. налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), 6226 руб. единого социального налога (далее - ЕСН), 42 085 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисления 1008 руб. 87 коп. пеней по НДФЛ, 776 руб. 16 коп. пеней по ЕСН, 8939 руб. 32 коп. пеней по НДС, привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в общем размере 5640 руб. 50 коп. за неуплату НДФЛ, ЕСН и НДС по эпизоду, связанному с переквалификацией осуществляемой предпринимателем деятельности с розничной торговли на оптовую торговлю, а также в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьёй 119 НК РФ, в виде штрафа в размере 8000 руб. за непредставление в налоговый орган налоговых деклараций по НДС и в виде штрафа в размере 2000 руб. за непредставление в налоговый орган налоговых деклараций по ЕСН.

Ответчик заявленное требование не признал по мотивам, изложенным в отзыве на заявление и в письменных пояснениях.

В судебном заседании предприниматель и её представители заявленное требование с учётом его уточнения, принятого судом в соответствии со статьёй 49 АПК РФ, поддержали, а представитель ответчика выразила несогласие с заявленным требованием, просила отказать в его удовлетворении.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд установил, что поводом для обращения предпринимателя в суд с указанным заявлением послужили следующие фактические обстоятельства.

Макарова Александра Анатольевна, родившаяся 30.05.1975 в деревне Казаково Каргопольского района Архангельской области, зарегистрирована в статусе индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304291806300010. Предприниматель проживает по адресу: 164142, Архангельская область, Каргопольский район, деревня Казаково, пер. Зеленый, дом 3, и по месту своего жительства состоит на налоговом учёте в Инспекции.

Из материалов дела следует, что Инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2008 по 31.12.2009, по результатам которой составлен акт от 09.03.2011 № 09-31/2/04 и принято решение от 04.04.2011 № 09-31/2/ДСП о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Этим решением предприниматель привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в общем размере  6378 руб. 40 коп. за неуплату налогов (из них: 1043 руб. 30 коп. - за неуплату НДФЛ,  802 руб. 60 коп. - за неуплату ЕСН, 4532 руб. 50 коп. - за неуплату НДС).

Этим же решением предпринимателю доначислено и предложено уплатить  11 403 руб. 49 коп. пеней по указанным налогам, а также предложено уплатить 63 958 руб. недоимки по налогам.

В ходе проверки Инспекция установила, что заявитель в проверяемых налоговых периодах осуществляла предпринимательскую деятельность, связанную с реализацией продуктов питания муниципальному образовательному учреждению «Казаковская начальная школа - детский сад» с оформлением договоров и накладных. Инспекция сочла, что указанная деятельность в силу положений статьи 346.26 НК РФ, статей 492, 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не относится к розничной торговле, а потому пришла к выводу о неправомерности применения предпринимателем к этим операциям системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности.

Указанный вывод послужил основанием для доначисления Инспекцией предпринимателю НДФЛ в сумме 8093 руб., ЕСН в сумме 6226 руб., НДС в сумме  42 085 руб., начисления 1008 руб. 87 коп. пеней по НДФЛ, 776 руб. 16 коп. пеней по ЕСН, 8939 руб. 32 коп. пеней по НДС.

Кроме того, указанный вывод послужил основанием для привлечения предпринимателя к предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ ответственности в виде штрафа в общем размере 5640 руб. 50 коп. за неуплату названных налогов (из них:  809 руб. 40 коп. штрафа за неуплату НДФЛ, 622 руб. 60 коп. штрафа за неуплату ЕСН, 4208 руб. 50 коп. штрафа за неуплату НДС).

То, что именно эти суммы налогов, пеней и штрафов, приходятся на указанный эпизод, подтверждается представленными инспекцией в материалы дела расчётами, а также объяснениями представителей заявителя и представителя ответчика, данными в ходе судебных заседаний 09.11.2011 и 01.12.2011, зафиксированными на материальном носителе аудиозаписи названных судебных заседаний.

Основываясь на признании неправомерным применения предпринимателем  в 2008 и 2009 годах к указанным операциям системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, а также на установлении в ходе проверки фактов осуществления предпринимателем в третьем и четвёртом кварталах  2009 года подлежащих обложению по общей системе налогообложения операций по сдаче предпринимателем имущества в аренду, инспекция пришла к выводу о наличии у предпринимателя обязанности по представлению в налоговый орган налоговых деклараций по НДС за первый, второй, третий и четвёртый кварталы 2008 года, за первый, второй, третий и четвёртый кварталы 2009 года, а также налоговых деклараций по ЕСН  за 2008 и 2009 годы. Поскольку такие декларации не были представлены предпринимателем, постольку названным решением от 04.04.2011 № 09-31/2/ДСП Инспекция привлекла предпринимателя к предусмотренной статьёй 119 НК РФ ответственности в виде взыскания штрафа в общем размере 10 000 руб. (из них:  по 1000 руб. за непредставление каждой из восьми налоговых деклараций по НДС, и  по 1000 руб. за непредставление каждой из двух налоговых деклараций по ЕСН).

Решением Управления Федеральной налоговой службы от 20.05.2011  № 07-10/2/06826, принятым по итогам рассмотрения апелляционной жалобы предпринимателя на решение Инспекции от 04.04.2011 № 09-31/2/ДСП, названное решение Инспекции было оставлено без изменения.

Предприниматель, считая, что решение Инспекции от 04.04.2011 № 09-31/2/ДСП не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает права и законные интересы предпринимателя, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании этого решения частично недействительным.

С учётом принятых судом уточнений предмета заявленного требования предприниматель просила признать оспариваемое решение Инспекции от 04.04.2011  № 09-31/2/ДСП недействительным в части доначисления 8093 руб. НДФЛ, 6226 руб. ЕСН, 42 085 руб. НДС, начисления 1008 руб. 87 коп. пеней по НДФЛ, 776 руб. 16 коп. пеней по ЕСН, 8939 руб. 32 коп. пеней по НДС, привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в общем размере  5640 руб. 50 коп. за неуплату НДФЛ, ЕСН и НДС.

Как полагала предприниматель, в проверенных налоговых периодах она осуществляла розничную торговлю продуктами питания через магазин с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров, в том числе реализацию продуктов питания муниципальному образовательному учреждению «Казаковская начальная школа - детский сад» для организации питания детей в этом образовательном учреждении. По мнению предпринимателя, Инспекция необоснованно сделала вывод, что спорные операции по реализации продуктов питания образовательному учреждению относятся к оптовой торговле и в связи с этим необоснованно доначислила предпринимателю названные суммы НДФЛ, ЕСН и НДС, названные суммы пеней, а также названные суммы штрафов за неуплату этих налогов.

Ссылаясь по этой причине на отсутствие у неё обязанности по исчислению и уплате НДС за налоговые периоды с первого квартала 2008 года по второй квартал  2009 года включительно, а также обязанности по исчислению и уплате ЕСН за 2008 год, предприниматель указала на отсутствие законных оснований для привлечения её к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ за непредставление шести налоговых деклараций по НДС за налоговые периоды с первого квартала 2008 года по второй квартал 2009 года включительно, а также одной налоговой декларации по ЕСН за 2008 год.

Своё несогласие с оспариваемым решением Инспекции в части привлечения к ответственности по статье 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по НДС за третий и четвёртый кварталы 2009 года, а также за непредставление налоговой декларации по ЕСН за 2009 год предприниматель и её представители основывали на том, что установленный решением Инспекции размер штрафа за непредставление этих налоговых деклараций несоизмерим с тяжестью совершённого правонарушения. При этом наличие обязанности по представлению налоговых деклараций по названным налогам за указанные налоговые периоды заявитель и её представители не оспаривали, подтвердили, что такая обязанность возникла по причине получения предпринимателем в третьем и в четвёртом кварталах 2009 года подлежащего обложению по общей системе налогообложения дохода от сдачи имущества в аренду.

Законность решения Инспекции от 04.04.2011№ 09-31/2/ДСП в части доначисления предпринимателю налогов, начисления пеней и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налогов по эпизоду, связанному со сдачей имущества в аренду, предприниматель и её представители не оспаривали.

Инспекция сочла доводы заявителя о законности и обоснованности применения системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности в отношении операций по реализации продуктов питания муниципальному образовательному учреждению «Казаковская начальная школа - детский сад» необоснованными, подтвердила при этом позицию, изложенную в оспариваемом решении о том, что в данном случае имели место отношения по договорам поставки. В отзыве на заявление и в письменных пояснениях Инспекция просила отказать в удовлетворении заявления предпринимателя, утверждая, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.

Проанализировав доводы и доказательства, приведённые лицами, участвующими в деле, проверив оспариваемое решение на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, суд пришёл к выводу, что заявленное предпринимателем требование подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности устанавливается названным Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Одним из видов деятельности, подпадающим под действие системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, является розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, на что прямо указано в подпункте 6 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 101-ФЗ).

В статье 346.27 НК РФ (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 101-ФЗ) под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчёт, а также с использованием платёжных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в названном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

В статье 492 ГК РФ указано, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Согласно статье 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Согласно пункту 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать, в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (например, оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ). Однако в случае, если данные товары приобретаются указанным покупателем у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже.

В пункте 124 Государственного стандарта России ГОСТ 51303-99 «Торговля. Термины и определения» указано, что в состав розничного товарооборота включается также продажа товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям, домам для престарелых), через которые осуществляется совместное потребление товаров.

Таким образом, к розничной торговле в целях главы 26.3 НК РФ относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчёт по договорам розничной купли-продажи, независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются эти товары.

Основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является конечная цель использования приобретаемого товара.

Между тем Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает для организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары, обязанности осуществления контроля за последующим использованием покупателем приобретаемых товаров. Одним из основных условий, позволяющих применять в отношении розничной торговли систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, является осуществление этой деятельности через объекты стационарной и (или) нестационарной торговой сети, предусмотренные подпунктами 6 и 7 пункта 2 статьи 346.26 названного Кодекса.

Указанная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 05.07.2011 № 1066/11.

В данном случае из материалов дела следует, что предприниматель осуществляла реализацию продуктов питания муниципальному образовательному учреждению «Казаковская начальная школа - детский сад». Из материалов дела следует, что указанные продукты питания приобретались названным образовательным учреждением не для целей перепродажи, а для целей питания детей (школьников и воспитанников детского сада) и сотрудников образовательного учреждения.

Как пояснили в ходе рассмотрения дела заявитель и его представители, и не опроверг представитель Инспекции, реализация указанных товаров осуществлялась предпринимателем через магазин «Новинка», расположенный в деревне Казаково Каргопольского района Архангельской области. Указанный магазин находился в принадлежащем предпринимателю на праве собственности нежилом отдельно стоящем здании, общая площадь которого составила 32,8 кв.м.

Из объяснений заявителя и его представителей, а также из имеющихся в деле доказательств следует, что товары передавались предпринимателем уполномоченному представителю образовательного учреждения (как правило, завхозу) непосредственно в магазине либо доставлялись транспортом предпринимателя непосредственно из магазина в образовательное учреждение. Передача этих товаров оформлялась накладными. Оплата товаров осуществлялась только путём наличных расчётов.

Ответчик вопреки положениям статей 65 и 200 АПК РФ не представил доказательств того, что товары, реализованные предпринимателем муниципальному образовательному учреждению, приобретались последним для осуществления предпринимательской деятельности, а также не представил доказательств того, что предпринимателю было или должно было быть известно об использовании таких товаров в предпринимательской деятельности этого учреждения.

Каких-либо отклонений и отличий в ценообразовании в зависимости от категории покупателя и объёма продажи (оптовая или розничная) ответчиком не приведено. Как пояснила в ходе рассмотрения дела представитель Инспекции, такие обстоятельства в ходе налоговой проверки не выяснялись.

Судом установлено, что НДС в выписываемых предпринимателем документах не выделялся и к вычету не заявлялся, счета-фактуры предпринимателем не выставлялись.

Составление товарных накладных было обусловлено исключительно потребностью в наличии таких документов у образовательного учреждения.

Тот факт, что предпринимателем с указанным образовательным учреждением были подписаны договоры на закупку продуктов, не свидетельствует об оптовом характере торговых операций. Согласно объяснениям предпринимателя, подписание этих договоров состоялось по просьбе образовательного учреждения.

Каких-либо иных торговых помещений помимо названного выше магазина предприниматель не имеет, наличие иных торговых помещений Инспекцией в ходе проверки не установлено.

Ответчик, обосновывая законность оспариваемого решения, утверждал, что предприниматель осуществляла доставку товара в образовательное учреждение.

Как пояснили в ходе судебного заседания предприниматель и её представители, товары передавались работнику образовательного учреждения непосредственно в магазине, иногда предприниматель подвозила работника образовательного учреждения с приобретённым товаром к зданию, где располагалось образовательное учреждение.