АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 06 декабря 2011 года  Дело N А05-8187/2011

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Полуяновой Н.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Керниченко Т.Л.

рассмотрев в судебном заседании 01, 02, 05 декабря 2011 года дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (ОГРН 1042900024562; место нахождения: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, дом 14)

к муниципальному унитарному предприятию «Спецавтохозяйство по уборке города» муниципального образования «Город Архангельск» (ОГРН 1022900531983; место нахождения: 163045, г. Архангельск, ул. П. Усова, д.12, корп.2)

с участием третьего лица - открытого акционерного общества «Архангельский мусороперерабатывающий комбинат» (ОГРН 1072901007794; место нахождения: 163045, г. Архангельск, Кузнечихинский промузел, Шестой проезд, строение 8)

о взыскании 869 684 рублей 93 копеек

В заседании суда приняли участие:

от заявителя - Руль З.И., Леванидов Н.Г.

от ответчика - Свирида М.М.

от третьего лица - Шидловский Е.А.

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (далее - заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство по уборке города» муниципального образования «Город Архангельск» (далее - ответчик, Предприятие) 869 684 рублей 93 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 3 квартала 2007 года по 1 квартал 2010 года (требования изложены с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ).

Представители заявителя требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, указали, что ЗАО «АМУ «Севзапэнергомонтаж» была возвращена плата за негативное воздействие на окружающую среду по решению арбитражного суда № А05-9901/2010, плательщиком платы является лицо, размещающее отходы и имеющее соответствующую лицензию.

Представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, указал, что плату за негативное воздействие на окружающую среду должен вносить собственник отходов, которым он не является, заявил о пропуске исковой давности за период с 3 квартала 2007 года по 2 квартал 2008 года.

Представитель третьего лица в судебном заседании пояснил, что все полученные от ЗАО «АМУ «Севзапэнергомонтаж» отходы были переданы ответчику без переработки.

Изучив документы, представленные в материалы дела, заслушав представителей сторон, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, согласно представленным первичным Расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 1 квартала 2007 года по 1 квартал 2010 года, платежным поручениям об уплате указанных платежей за обозначенный период, ЗАО «АМУ «Севзапэнергомонтаж» были перечислены указанные платежи (в части платы за размещение отходов производства и потребления) в размере 501 216 рублей 94 копеек.

ЗАО «АМУ «Севзапэнергомонтаж» посчитав, что у него отсутствует обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области об обязании произвести необходимые действия по возврату излишне уплаченных в бюджет платежей за негативное воздействие на окружающую среду за период с 1 квартала 2007 года по 1 квартал 2010 года в сумме 501 216 рублей 94копеек.

Решением от 27.12.2010 по делу А05-9901/2011 Арбитражный суд Архангельской области обязал Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области произвести необходимые действия по возврату закрытому акционерному обществу «Архангельское монтажное управление «Севзапэнергомонтаж» излишне уплаченных в бюджет платежей за негативное воздействие на окружающую среду за период с 3 квартала 2007 года по 1 квартал 2010 года в общей сумме 443 206 рублей 04 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований ЗАО «АМУ «Севзапэнергомонтаж» отказано.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2011 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.07.2011 решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.12.2010 по делу А05-9901/2011 оставлено без изменения.

При этом суды исходили из того, что ЗАО «АМУ «Севзапэнергомонтаж» не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), следовательно, отсутствуют основания для внесения им платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Судом установлено, что согласно договору от 01.09.2003 № 216 на планово-регулярный вывоз твердых бытовых отходов, заключенному между ОАО «Архангельский мусороперерабатывающий комбинат» (Подрядчик) и ЗАО «АМУ «Севзапэнергомонтаж» (Заказчик), Подрядчик принял на себя обязательства по планово-регулярному вывозу и размещению твердых бытовых отходов от объектов Заказчика, в том числе размещение таких отходов производилось Подрядчиком в период с 01 квартала 2007 года по 1 квартал 2010 года, что подтверждается счетами-фактурами, актами о вывозе и размещении твердых бытовых отходов, а также платежными поручениями.

27 июля 2011 года в адрес ОАО «Архангельский мусороперерабатывающий комбинат» Управлением было предъявлено требование об уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду с 3 квартала 2007 года по 1 квартал 2010 года, обязанность по уплате которых возникла в связи с размещением твердых бытовых отходов, переданных от ЗАО «АМУ «Севзапэнергомонтаж» на основании заключенных договоров.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что в соответствии с договорами № б/н от 01.04.2007, от 01.01.2009 на оказание услуг по утилизации (захоронению) ТБО и КГО, заключенных между ОАО «Архангельский мусороперерабатывающий комбинат» и ответчиком, последний принимает на себя обязательство по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритных отходов (КГО) на городском полигоне для ТБО, расположенном в территориальном округе Майская горка по Окружному шоссе, в 15 зоне градостроительной ценности, предоставленной предприятию в аренду на основании распоряжения первого заместителя мэра г. Архангельска №798/2р от 13.12.2000. Исполнение договоров подтверждается актами по размещению ТБО и КГО с 01.06.2007 по 01.01.2010.

Поскольку Предприятие не оплатило задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду, это явилось основанием для обращения Управления с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Ответчик с заявлением не согласился, мотивируя свои возражения тем, что в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» платным является негативное воздействие на окружающую среду, а не хозяйственная деятельность, связанная с данным воздействием; обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в этом Федеральном законе; платным является размещение отходов как последствие хозяйственной деятельности, а не размещение отходов как вида деятельности; обязанность по внесению платы за размещение отходов возлагается на последнего собственника отходов. Кроме того, ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности по плате за 3, 4 квартал 2007 года и 1, 2 квартал 2008 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Пунктом 1 статьи 16 Закон № 7-ФЗ предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Статьей 16 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются названным федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О, платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, и представляют собой обязательные публично-правовые платежи за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок определения платы).

В силу пункта 1 указанного Порядка определения платы он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные Законом об охране окружающей среды.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище и другое). То есть деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти (статья 12 Закона № 89-ФЗ).

В силу статьи 12 Закона об отходах создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 № 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; отчетным периодом признается календарный квартал.

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 № 190) (далее - Инструктивно-методические указания), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Судом установлено, что ответчик в период с 2007 года по 2010 год включительно осуществлял деятельность по размещению отходов на основании лицензий от 05.10.2004 № 29М04/0070/Л и от 09.12.2009 № ОП-27-000455(29).

Согласно распоряжению первого заместителя мэра города Архангельска от 13.12.2000 № 798/2р между мэрией города Архангельска и Предприятием заключен договор № 1/566л, по условиям которого мэрия передала в аренду Предприятию сроком на 10 лет земельный участок в территориальном округе Майская Горка г. Архангельска (Окружное шоссе) в 15 зоне градостроительной ценности площадью 281866,0 кв.м. для эксплуатации и обустройства функционирующего полигона твердых бытовых отходов. Право аренды зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15.05.2002, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 29 АВ № 070179.

В период с 1 квартала 2007 года по 1 квартал 2010 года включительно Предприятие осуществляло деятельность по размещению твердых бытовых отходов ЗАО «АМУ «Севзапэнергомонтаж» на полигоне на основании заключенных с ОАО «Архангельский мусороперерабатывающий комбинат» договоров от 01.04.2007, 01.01.2009, которая подпадает под виды негативного воздействия на окружающую среду. В связи с этим у Предприятия возникла обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, связанное с размещением отходов ЗАО «АМУ «Севзапэнергомонтаж».

Исходя из вышеизложенного, суд находит необоснованным возражение ответчика по поводу того, что он не является субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку размещает отходы на основании заключенных с заказчиками договоров. В данном случае наличие гражданско-правовых договоров с третьим лицом не освобождает ответчика, имеющего лицензию на данный вид деятельности и пользующегося земельным участком, на котором расположен полигон, от обязанности вносить установленные законом платежи.

Суд не согласен с позицией МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» о том, что им фактически не осуществляется захоронение отходов, поскольку формально, захоронением принадлежащих им отходов занимаются собственники, а предприятие лишь оказывает им соответствующие услуги.

Как указал Высший Арбитражный Суд РФ в постановлении Президиума № 14561/08 от 17.03.2009, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Следовательно, МУП «Спецавтохозяйство по уборке города», как специализированная организация, эксплуатирующая полигон ТБО, является субъектом платы за загрязнение окружающей среды (за размещение отходов).

Согласно расчету заявителя размер платы Предприятия за негативное воздействие на окружающую природную среду за период с 3 квартала 2007 года по 1 квартал 2010 года включительно составил 869 684 рубля 93 копейки.

В силу пунктов 3 и 4 Порядка определения платы плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные для природопользователя предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Согласно постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.

В соответствии с пунктом 6 Порядка определения платы в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5).

Проверив правильность произведенного Управлением расчета, суд находит его обоснованным. Ответчик арифметических возражений в отношении расчета, произведенного Управлением, не представил.

При этом ответчик указывает на неправомерное применение заявителем пятикратного повышающего коэффициента за 1, 4 кварталы 2009 года, 1 квартал 2010 года, ссылаясь на наличие у ЗАО «АМУ «Севзапэнергомонтаж» в указанный период утвержденных лимитов (нормативов) на размещение отходов производства и потребления.

Данный довод ответчика суд находит несостоятельным с учетом следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Статьей 19 Закона № 89-ФЗ установлена обязанность юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Пунктом 1 статьи 22 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

В соответствии со статьей 24 Закона № 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Судом установлено и ответчиком не оспаривается тот факт, что в 1, 4 кварталах 2009 года, 1 квартале 2010 года у Предприятия отсутствовали лимиты на размещение отходов, при этом, как указывалось ранее, Предприятие осуществляло деятельность по размещению отходов производства и потребления и являлось плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в указанные периоды. При этом ЗАО «АМУ «Севзапэнергомонтаж», как установлено в рамках дела А05-9901/2010, не являлось плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду. Порядок внесения платы, как указано в пункте 1, распространяется на предприятия, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи) и предусматривает взимание платы за такой вид вредного воздействия на окружающую природную среду как размещение отходов.

Возражая относительно заявленных требований, ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности в отношении платы за 3, 4 кварталы 2007 года и 1, 2 кварталы 2008 года.

Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Подлежащий применению к спорным правоотношениям общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 ГК РФ).