• по
Более 55000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 мая 2009 года  Дело N А17-118/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2009 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Лобановой Л.Н.,

судей Черных Л.И., Хоровой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козловой Е.В.,

без участия сторон

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества КИБ "Евроальянс"

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.03.2009 по делу № А17 - 118/2009, принятое судом в составе судьи Голикова С.Н.,

по заявлению открытого акционерного общества КИБ "Евроальянс"

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Ивановской области,

о признании недействительным решения от 23.12.2008 №2,

установил:

Открытое акционерное общество коммерческий инвестиционный банк «Евроальянс» (далее по тексту ОАО, Банк, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России №4 по Ивановской области (далее по тексту Инспекция, налоговый орган) №2 от 23.12.2008 в соответствии с которым ОАО было привлечено к ответственности установленной статьей 135.1 Налогового кодекса РФ в виде наложения штрафа в сумме 1000руб.

Решением суда первой инстанции от 13.03.2009 в удовлетворении заявленных требований банку отказано.

В апелляционной жалобе Банк просит обжалуемое решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, ответственность, предусмотренная статьей 135.1 НК РФ за ненадлежащее оформление выписки по операциям и счетам (нарушение пункта 3 статьи 86 НК РФ) не предусмотрена. Справка об остатках денежных средств на счете предпринимателя с приложением выписки по счету №40802810700000000578 индивидуального предпринимателя Данилова Владимира Сергеевича за период с 04.08.2006 по 31.12.2007 направлена Банком в налоговый орган своевременно.

Заявитель апелляционной жалобы полагает, что представленный порядок представления информации, утвержденный Приказом № ММ - 3 - 06/178@, банком не нарушен, так как выписка содержит все сведения, предусмотренные пунктом 5 Порядка. Данный приказ, по мнению банка не мог быть признан судом в силу пункта 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 №763, поскольку данный приказ не был опубликован в «Российской газете». Запрос Инспекции от 08.10.2008 №09 - 11/15280 не соответствует форме (приложение №4 к Приказу №САЭ - 3 - 06/829@), поскольку в нем не указано в отношении кого проводится проверка.

На основании изложенного банк просит отменить решение Арбитражного суда Ивановской области и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований налогоплательщика.

Межрайонная ИФНС России №4 по Ивановской области в отзыве на жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения ссылаясь на законность судебного акта.

Банк и Инспекция надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы своих представителей в судебное заседание не направили.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекцией 08.10.2008 был направлен в Банк запрос о предоставлении выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в отношении Данилова В.С. Данный запрос был получен банком 16.10.2008 и в этот же день сведения были представлены, что подтверждается сопроводительным письмом от 16.10.2008 №05 - 3894 и прилагаемой к письму выпиской по счету. Решением №2 от 23.12.2008 ИФНС России №4 по Ивановской области привлекла ОАО к ответственности, предусмотренной статьей 135.2 Налогового кодекса Российской Федерации в виде наложения штрафа в сумме 1000руб., в качестве нарушение указав на то, что представленная выписка не соответствует форме утвержденной Приказом ФНС России от 30.03.2007 №ММ - 3 - 06/178@ «Об утверждении Порядка представления банками информации о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях на счетах по запросам налоговых органов и соответствующих форм справок и выписки» (далее - Приказ №ММ - 3 - 06/178@)).

Считая принятое налоговым органом решение недействительным, банк обжаловал его в судебном порядке.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, указал на то, что представленная Банком 07.04.2008 выписка по операциям не соответствовала форме, установленной приложением № 4 к Приказу Федеральной налоговой службы от 30.03.2007 № ММ - 3 - 06/178@.

Судом установлено, что выписка не соответствует установленной форме как по количеству граф в которые необходимо внести сведения, так и по расположению информации по графам полям, выполнен в виде одной таблицы не содержащей подписи должностного лица и печати банка, отсутствует таблица №2, предусмотренная установленной формой. Инспекция на запрос от 08.10.2008 получила от банка недостоверные сведения для проведения анализа и осуществления налоговой проверки индивидуального предпринимателя Данилова В.С. Суд первой инстанции отклонил как несостоятельный довод банка о том, что направленный в его адрес запрос Инспекции не соответствует установленной форме. При этом Арбитражный суд Ивановской области руководствовался статьями 86, 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

В подпункте 11 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляется право налоговых органов требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени. В пункте 2 той же статьи предусмотрено, что налоговые органы могут осуществлять и другие права, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.

Как следует из пункта 2 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы осуществляют права, предусмотренные и другими помимо пункта 1 данной статьи нормами Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, в пункте 2 его статьи 86 закреплено право налоговых органов требовать от банка справки по операциям и счетам в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в абзаце первом пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", наделяющем налоговые органы правом получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово - кредитные учреждения) справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения

Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией налоговым органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.

Пунктом 2 статьи 86 НК РФ предусмотрена обязанность банка выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в течение пяти дней после получения мотивированного запроса налогового органа.

Пунктом 3 статьи 86 НК РФ предусмотрено, что форма и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (пункт 3 введен Федеральным законом от 27.07.2006 № 137 - ФЗ). Форма и порядок направления соответствующих запросов в банк утверждены Приказом Федеральной налоговой службы России от 05.12.2006 № САЭ - 3 - 06/829@. Форма и порядок представления банками информации о наличии счетов в банке (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях на счетах по запросам налоговых органов утверждены Приказом Федеральной налоговой службы России от 30.03.2007 № ММ - 3 - 06/178@. В соответствии со статьей 135.1 НК РФ непредставление банком справок по операциям и счетам в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей.

Положения пункта 3 статьи 86 НК РФ (пункт 3 введен Федеральным законом от 27.07.2006 № 137 - ФЗ) и Приказа Федеральной налоговой службы России от 30.03.2007 № ММ - 3 - 06/178@ регламентируют форму и порядок направления банком информации в налоговый орган по его запросу об операциях на счетах. В частности, Приказом Федеральной налоговой службы от 30.03.2007 № ММ - 3 - 06/178@ утвержден "Порядок предоставления банками информации о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях на счетах по запросам налоговых органов", (далее - Порядок), в соответствии с пунктом 5 которого в выписке по операциям, представляемой в соответствии с запросом налогового органа, указывается, в том числе, следующая информация: полное наименование организации, в отношении которой представляется выписка; ее ИНН/КИО, КПП/фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя (нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет), в отношении которого представляется выписка, его ИНН; номер счета организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет) по операциям, на котором представляется выписка; цифровой код вида валюты счета (в соответствии с Общероссийским классификатором валют); период времени, за который представляется выписка (далее - период); номер (номера) операции по порядку (указывается в порядке осуществления операций по счету); дата совершения операции; вид (шифр), номер и дата (указывается при наличии) документа, на основании которого банком была совершена операция по счету; номер корреспондентского счета банка плательщика/получателя денежных средств; наименование, БИК банка (наименование, реквизиты иностранного банка) плательщика/получателя денежных средств; наименование, ИНН/КИО, КПП плательщика/получателя денежных средств; номер счета плательщика/получателя денежных средств; сумма операции по счету (по дебету/кредиту счета); назначение платежа по каждой операции; остаток по счету на начало периода; сумма по дебету счета за период; сумма по кредиту счета за период; остаток по счету на конец периода.

В приложении № 4 к Приказу Федеральной налоговой службы от 30.03.2007 № ММ - 3 - 06/178@ утверждена форма выписки по операциям.

Налоговый орган вправе запросить у банка сведения о его клиентах с целью проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов налогоплательщиками.

В запросе налогового органа от 08.10.2008 изложена надлежащая мотивировка необходимости предоставления соответствующей информации, связанной с целями и задачами налоговых органов, с указанием конкретного периода, за который запрашивается информация.

Из запроса (л.д.15) следует, что сведения необходимы для проведения выездной налоговой проверки в отношении предпринимателя Данилова В.С., надлежащим образом заполнены все соответствующие поля и реквизиты.

С учетом изложенного апелляционным судом не принимаются доводы заявителя апелляционной жалобы в данной части.

Правонарушение в соответствии со статьей 135.1 НК РФ состоит в том, что банк или вовсе игнорирует обязанность представить запрашиваемые сведения или направляет в налоговый орган явно неполную информацию либо сведения, не соответствующие содержанию мотивированного запроса, что имеет место в рассматриваемом случае.

Таким образом, доводы налогоплательщика о том, что ответственность по статье 135.1 Налогового кодекса РФ может быть применена только за не представление банком запрашиваемой налоговым органом информации несостоятельны.

Вывод суда является правильным, основанным на материалах дела и действующем законодательстве.

В соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все приведенные налоговым органом доводы и представленные в материалы дела доказательства в их совокупности. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при оценке доводов сторон судом не допущено.

Учитывая изложенное, основания у апелляционного суда для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.03.2009 по делу № А17 - 118/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества КИБ "Евроальянс" - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий

     Л.Н.   Лобанова

     Судьи

     Л.И. Черных

     Т.В. Хорова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А17-118/2009
Принявший орган: Второй арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 05 мая 2009

Поиск в тексте