• по
Более 51000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 января 2009 года  Дело N А17-2308/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2009г.

Полный текст постановления изготовлен 30 января 2009г.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Поляковой С.Г.

судей Губиной Л.В., Поляшовой Т.М.

при ведении протокола судебного заседания Поляковой С.Г.

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Администрации Юрьевецкого муниципального района

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 20.11.2008г. по делу № А17 - 2308/2008, принятое судом в составе судьи Ильичевой О.А.,

по иску Общества с ограниченной ответственностью «Иваново - Суэк»

к Муниципальному унитарному предприятию жилищно - коммунального хозяйства Юрьевецкого района,

Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области

о взыскании с ответчиков в солидарном порядке задолженности,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Иваново - Суэк» (далее - ООО «Иваново - Суэк», истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Ивановской области к Муниципальному унитарному предприятию жилищно - коммунального хозяйства Юрьевецкого района, Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (далее соответственно - МУП ЖКХ Юрьевецкого района, Администрация Юрьевецкого МР - заявитель, а вместе ответчики) с требованием о взыскании с ответчиков в солидарном порядке задолженности за поставленный по договору от 22.08.2007г. № 212 каменный уголь в сумме 5.891.474 руб.

Исковые требования ООО «Иваново - Суэк» основаны на статьях 361 - 367, 525 - 529, 532 и 533 Гражданского кодекса Российской Федерации, условиях муниципального контракта на поставку каменного угля на отопительный сезон 2007 - 2008гг. для Юрьевецкого муниципального района Ивановской области от 23.07.2007г. и договора поставки каменного угля от 22.08.2007г. № 212.

Требования истца мотивированы тем, что МУП ЖКХ Юрьевецкого района не оплачен в полном объеме поставленный истцом каменный уголь; ответчики (предприятие и администрация) должны нести ответственность перед ООО «Иваново - СУЭК» в солидарном порядке, поскольку Администрация, являясь муниципальным заказчиком, в соответствии с действующим законодательством выступает по обязательствам покупателя по договору поставки товаров для муниципальных нужд как поручитель.

Ответчик, МУП ЖКХ Юрьевецкого района, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции в судебном заседании 12.11.2008 исковые требования признал в полном объеме.

Ответчик, Администрация Юрьевецкого МР, исковые требования в виде солидарного взыскания суммы задолженности не признал; указав на незаключенность соглашения о муниципальной гарантии, которая должна быть заключена в письменной форме; сославшись на пункт 7 статьи 117 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 20.11.2008г. по делу № А17 - 2308/2008 исковые требования ООО «Иваново - Суэк» удовлетворены: с МУП ЖКХ Юрьевецкого района и Администрации Юрьевецкого МР Ивановской области в солидарном порядке в пользу ООО «Иваново - СУЭК» взыскана задолженность за каменный уголь 5.891.474 руб. и 40.957 руб. 37 коп. - расходов по госпошлине.

При вынесении оспариваемого судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что наличие задолженности подтверждено материалами дела, МУП ЖКХ Юрьевецкого района долг признан, отношения поручительства Администрации Юрьевецкого МР в данном случае возникают в силу закона, а не договора.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик - Администрация Юрьевецкого муниципального района обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ивановской области от 20.11.2008г. по делу № А17 - 2308/2008 в полном объеме и прекратить производство по делу.

Заявитель с вынесенным решением суда первой инстанции не согласен; считает его незаконным и необоснованным в связи с неправильным применением норм материального права.

Заявитель в апелляционной жалобе указывает, что сторонами не соблюдена письменная форма соглашения о поручительстве; из договора поставки каменного угля от 22.08.2007г. № 212 обязательство Администрации не вытекает; законом не предусмотрено существование долговых обязательств муниципального образования в форме устной муниципальной гарантии.

Администрация Юрьевецкого МР полагает, что действующее законодательство не предусматривает солидарность обязанности администрации по долгам муниципального предприятия в связи с заключением последним договора поставки товаров.

Заявитель также ссылается на несоответствие принятого решения суда первой инстанции имеющейся судебной практике.

Истец, ООО «Иваново - Суэк» в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.11.2008г. по делу № А17 - 2308/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание на рассмотрение апелляционной жалобы не обеспечили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствие с пунктом 1 статьи 266, пунктом 1 статьи 123, пунктами 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие не явившихся представителей сторон.

Законность вынесенного решения арбитражного суда Ивановской области от 20.11.2008г. по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что основания для отмены или изменения вынесенного судом первой инстанции решения отсутствуют в силу следующего.

Как следует из материалов дела, 23.07.2007г. между Администрацией (заказчик) и ООО «Иваново - СУЭК» (поставщик) в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по лоту № 1 «Каменный уголь» от 13.07.2007г. № 1.1.1 заключен муниципальный контракт на поставку каменного угля на отопительный сезон 2007 - 2008гг. для Юрьевецкого муниципального района Ивановской области.

По условиям раздела 1 муниципального контракта поставщик обязуется поставить каменный уголь покупателю - заказчику (или по его указанию иному лицу), согласно спецификации (приложение № 1), а заказчик обязуется обеспечить оплату поставленного каменного угля. В приложении № 1 к контракту стороны согласовали объем поставки угля 17957,2 тонн.

В соответствии с пунктом 3.1 контракта цена поставки составляет 35.555.256 руб.

Конкретные получатели угля и график его поставки согласованы в Приложениях № 2, № 3.

В частности, в Приложении № 2 к муниципальному контракту покупателем указан МУП ЖКХ Юрьевецкого района в количестве 16000 тонн.

Согласно пункту 3.5 муниципального контракта все расчеты с поставщиком производит заказчик (или иные лица по указанию заказчика).

В соответствии с названным муниципальным контрактом 22.08.2007г. между МУП ЖКХ Юрьевецкого района (покупатель) и ООО «Иваново - СУЭК» (поставщик) заключен договор поставки каменного угля № 212.

Согласно условиям пункта 1.1 данного договора поставщик обязуется поставить покупателю каменный уголь в соответствии с заключённым муниципальным контрактом от 23.07.2007г. на поставку каменного угля на отопительный сезон 2007 - 2008гг. для Юрьевецкого муниципального района Ивановской области согласно спецификации, а покупатель обязуется принять уголь и оплатить его в соответствии с условиями договора.

В пункте 2.1.1 договора поставщик обязуется поставить покупателю каменный уголь в соответствии с качественными характеристиками, установленными муниципальным контрактом (ГОСТ Р 51591 - 2000 и сертификатом соответствия, марки «Д», сорта ДПК, ДОМ с низшей теплотой сгорания 4600 - 5350 ккал/кг) в объеме 16000 тонн.

Общая цена договора установлена в пункте 3.1 договора и составляет 31.680.000 руб.

В соответствии с пунктом 3.3 договора оплата товара производится в течение 20 дней с даты поставки каменного угля до покупателя на основании счетов поставщика, и приемо­сдаточного акта, подтверждающего поставку каменного угля.

Во исполнение условий заключенного договора ООО «Иваново - СУЭК» в период с 03.09.2007г. по 11.06.2008г. поставило МУП ЖКХ Юрьевецкого района 15968 тонн каменного угля на общую сумму 31.616.640 руб. Факт поставки угля и приемки его покупателем подтверждается актами приемки - передачи продукции, подписанными сторонами.

Каких - либо Актов в подтверждение поставки угля ненадлежащего качества в порядке раздела 6 договора в материалы дела не представлено.

МУП ЖКХ Юрьевецкого района полученный уголь оплатило частично, в сумме 25.725.067 руб.

Задолженность покупателя за уголь на дату подачи иска в суд составила 5.891.474 руб.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчик - МУП ЖКХ Юрьевецкого МР сумму задолженности признало в полном объеме.

В материалы дела также представлено гарантийное письмо Администрации Юрьевецкого МР от 18.01.2008г. № 83, согласно которому последняя гарантировала оплату ООО «Иваново - СУЭК» задолженности по поставке каменного угля в январе, феврале 2008г.

Истец, обращаясь с настоящим исковым заявлением, указал, что предприятием ЖКХ Юрьевецкого района не оплачен в полном объеме поставленный истцом по договору поставки от 22.08.2007г. № 212 каменный уголь; задолженность ответчика по оплате составила 5.891.474 руб.; ответчики должны нести ответственность перед истцом солидарно, поскольку Администрация, являясь муниципальным заказчиком, в соответствии с действующим законодательством выступает по обязательствам покупателя по договору поставки товаров для муниципальных нужд как поручитель; просил суд взыскать с ответчиков в солидарном порядке указанную задолженность.

Апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, проанализировав позиции сторон настоящего спора, пришел к выводу о правомерности решения суда первой инстанции об удовлетворении требований истца в силу следующего.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу пунктов 1, 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530). К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Статьей 526 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Как следует из материалов дела, истец товар поставил МУП ЖКХ Юрьевецкого района, что подтверждается подписанными обеими сторонами актами приемки - передачи продукции.

Порядок оплаты по договору предусмотрен пунктом 3.3 договора, согласно которому оплата товара производится в течение 20 дней с даты поставки каменного угля до покупателя на основании счетов поставщика, и приемо­сдаточного акта, подтверждающего поставку каменного угля.

Ответчик оплату выполненных работ в соответствии с условиями договора (в размере и в сроки) не произвел.

Доказательства обратного отсутствуют в материалах дела.

Таким образом, взысканию в пользу ООО «Иваново - СУЭК» подлежит задолженность в размере 5.891.474 руб.

В соответствии с пунктом 3 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом, применяются иные законы.

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005г. № 94 - ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Как усматривается из материалов дела, Администрацией как органом местного самоуправления был проведен открытый конкурс по размещению заказа на поставку каменного угля на отопительный период 2007 - 2008гг. для муниципальных нужд Юрьевецкого муниципального района Ивановской области.

Анализ положений Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (статьи 1, 3, 4, 9) и представленных в материалы дела доказательств позволяет сделать вывод, что в спорных правоотношениях по поставке каменного угля истцом администрация выступала в качестве муниципального заказчика.

Принимая во внимание изложенные нормы права и фактические обстоятельства дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии правовых и фактических оснований для взыскания 5.891.474 руб. задолженности в пользу ООО «Иваново - СУЭК» с обоих ответчиков (Администрации и МУП ЖКХ Юрьевецкого района) в солидарном порядке.

Доводы заявителя жалобы о невозможности применения солидарного взыскания суммы задолженности в связи с несоблюдением письменной формы соглашения о поручительстве, двухсторонним характером договора поставки каменного угля от 22.08.2007г. № 212 признаются апелляционным судом несостоятельными, не основанными на материалах дела и требованиях закона.

В данном случае суд первой инстанции с учетом положений статьи 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 124, 329 Гражданского кодекса Российской Федерации обоснованно указал, что отношения поручительства Администрации Юрьевецкого МР по обязательствам ООО «Иваново - Суэк», вытекающим из договора поставки каменного угля от 22.08.2007г. № 212, возникают в силу закона, а не договора.

Из условий муниципального контракта на поставку каменного угля на отопительный сезон 2007 - 2008гг. для Юрьевецкого муниципального района Ивановской области от 23.07.2007г. и договора поставки каменного угля от 22.08.2007г. № 212 следует, что последний заключен во исполнение муниципального контракта.

Требование заявителя о прекращении производства по делу, изложенное в апелляционной жалобе, не подлежит удовлетворению за отсутствием оснований, определенных статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статьям 9 и 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и другими федеральными законами или возложенные на них арбитражным судом в соответствии с настоящим Кодексом. Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом последствия. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В соответствии со статьями 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле.

Таким образом, со стороны ответчика администрации Юрьевецкого МР доказательства в оспаривание заявленных исковых требований не представлены.

При совокупности изложенных обстоятельств суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме.

В силу установленных фактических обстоятельств дела, представленных доказательств, судом первой инстанции вынесено правомерное и обоснованное решение. Исследование доказательств произведено арбитражным судом надлежащим образом, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности.

Второй арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение Арбитражного суда Ивановской области является законным, основанным на правильном применении норм права; оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации Юрьевецкого МР не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

В соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Ивановской области от 20.11.2008г. по делу № А17 - 2308/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации Юрьевецкого муниципального района - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.

     Председательствующий
     С.Г. Полякова

     Судьи  
    Л.В. Губина

     Т.М. Поляшова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А17-2308/2008
Принявший орган: Второй арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 30 января 2009

Поиск в тексте