• по
Более 51000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 августа 2009 года  Дело N А17-2377/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2009 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.

судей Лысовой Т.В., Перминовой Г.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ермошиной С.Г.

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кафе Лада»

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.06.2009 по делу № А17 - 2377/2009, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кафе Лада»

к Ивановскому городскому комитету по управлению имуществом

о признании недействительным отказа в заключении договора купли - продажи нежилого помещения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Кафе Лада» (далее - заявитель, Общество, ООО «Кафе Лада») обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ивановской области к Ивановскому городскому комитету по управлению имуществом (далее - ответчик, муниципальный орган, Комитет по управлению имуществом) о признании недействительным отказа Комитета по управлению имуществом в заключении договора купли - продажи встроено - пристроенного нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Красных Зорь, д. 14, содержащегося в письме от 30.04.2009 № А01 - 13 - 2028 (далее - отказ от 30.04.2009 № А01 - 13 - 2028), и возложении на ответчика обязанности заключить указанный договор с Обществом в редакции договора от 24.04.2009.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 17.06.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, ООО «Кафе Лада» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению заявителя, решение суда является незаконным, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы права, что выразилось в необоснованном применении статьи 624 Гражданского кодекса Российской Федерации, неприменении статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 12 статьи 43 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178 - ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон от 21.12.2001 № 178 - ФЗ), нарушении статьи 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Комитет по управлению имуществом в отзыве на апелляционную жалобу возражает против приведенных в ней доводов, просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, рассмотреть дело без участия своего представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 29.01.1993 постановлением главы администрации г. Иваново № 2811 зарегистрировано товарищество с ограниченно ответственностью «Кафе «Лада» (далее - Товарищество, ТОО «Кафе «Лада»), созданное на базе арендного предприятия общественного питания «Кафе «Лада» коллективом данного предприятия (л. д. 5, 13 - 14, 54).

15.02.1993 между Комитетом по управлению имуществом и ТОО «Кафе «Лада» заключен договор купли - продажи № 79 арендуемого имущества (далее - договор купли - продажи от 15.02.1993 № 79), в соответствии с которым Товарищество приобрело в собственность движимое имущество арендного предприятия общественного питания «Кафе «Лада». Пункт 4.1 указанного договора гарантирует ТОО «Кафе «Лада» право на аренду занимаемого помещения сроком на 15 лет. Право выкупа данного помещения названный договор не предусматривает (л. д. 53, 91 - 108.).

15.01.1998 между муниципальным органом и Товариществом заключен договор № 171 на аренду нежилого помещения (далее - договор аренды от 15.01.1998 № 171), расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Красных Зорь, д. 14 (далее - нежилое помещение), для использования под кафе. Срок действия договора до 01.01.2008. Условие о праве выкупа ТОО «Кафе «Лада» арендуемого им помещения указанный договор не содержит (л. д. 72 - 89).

04.06.1999 зарегистрировано ООО «Кафе «Лада», созданное путем преобразования ТОО «Кафе «Лада» (л. д. 11, 24, 26).

25.04.2002 между Обществом и Комитетом по управлению имуществом заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 15.01.1998 № 171 (далее - дополнительное соглашение от 25.04.2002), в соответствии с которым заявителю предоставлено право выкупа арендуемого нежилого помещения в срок до 15.02.2008. Согласно пунктам 3 - 4 названного соглашения размер выкупа определяется как сумма рыночной стоимости арендуемого помещения на момент выкупа в соответствии с оценкой независимого оценщика. Выкуп осуществляется арендатором единовременно не позднее десяти дней с момента заключения договора купли - продажи нежилого помещения, либо в рассрочку до шести месяцев (л. д. 90).

13.08.2007 Общество направило ответчику письмо №08/7 - В, в котором сообщило о своем желании воспользоваться правом выкупа арендуемого нежилого помещения (л. д. 71).

20.11.2007 ООО «Кафе Лада» обратилось в Комитет по управлению имуществом с заявкой о приватизации нежилого помещения (л. д. 109 - 110).

06.02.2008 муниципальным органом подготовлен и направлен в адрес заявителя проект договора купли - продажи указанного помещения. Размер выкупной стоимости данного имущества в договоре определен равным 27750000 рублей. Не согласившись с условием о цене выкупа, ООО «Кафе Лада» отказалось подписать договор (л. д. 6, 111 - 114, 122 - 123). Разногласия в отношении выкупной цены нежилого помещения Обществом и Комитетом по управлению имуществом урегулированы не были (л. д. 6 - 7, 122 - 123).

24.04.2009 заявитель направил в адрес ответчика свой проект договора купли - продажи спорного помещения (л. д. 67, 115 - 117).

30.04.2009 письмом № А01 - 13 - 2028 Комитет по управлению имуществом сообщил Обществу об отказе подписать подготовленный заявителем договор купли - продажи, мотивируя свой отказ тем, что в срок, установленный для выкупа арендуемого имущества, право на выкуп ООО «Кафе Лада» реализовано не было (л. д. 68).

Не согласившись с отказом муниципального органа подписать договор купли - продажи нежилого помещения от 24.04.2009, Общество обжаловало его в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что право выкупа нежилого помещения Обществом утрачено, отказал в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

В соответствии со статьей 1 Закона от 21.12.2001 № 178 - ФЗ под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Статьей 15 Закона Российской Федерации от 03.07.91 № 1531 - 1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (далее - Закон от 03.07.91 № 1531 - 1), утратившего силу в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 года № 123 - ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», предусматривался выкуп арендованного имущества только по договору аренды с правом выкупа, заключенному до вступления в силу Закона от 03.07.91 № 1531 - 1, если размеры, сроки, порядок и иные условия внесения выкупа предусмотрены этим договором. В остальных случаях арендатор государственного или муниципального предприятия мог получить право на приобретение арендованного имущества только по конкурсу или на аукционе.

В статье 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 123 - ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (далее - Закон от 21.07.1997 № 123 - ФЗ), утратившего силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования Закона от 21.12.2001 № 178 - ФЗ (то есть 27.04.2002), определен исчерпывающий перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества, среди которых предусмотрен выкуп арендованного имущества.

Однако по смыслу статьи 26 Закона от 21.07.1997 № 123 - ФЗ приватизация сданного в аренду государственного и муниципального имущества возможна только в соответствии с договором аренды с правом выкупа, который был заключен до вступления в силу Закона от 03.07.91 № 1531 - 1.

Таким образом, положения Закона от 21.07.1997 № 123 - ФЗ к рассматриваемым правоотношениям неприменимы.

Согласно пунктам 1, 5 статьи 13 Закона от 21.12.2001 № 178 - ФЗ используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества: 1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; 2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; 3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; 4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; 5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; 6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; 7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; 8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; 9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; 10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления (пункт 1). Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными Законом от 21.12.2001 № 178 - ФЗ (пункт 5). Следовательно, такой способ приватизации, как выкуп арендованного государственного и муниципального имущества, названным законом не предусмотрен.

В соответствии с пунктами 2, 12 - 13 статьи 43 Закона от 21.12.2001 № 178 - ФЗ с даты вступления в силу данного закона продажа государственного и муниципального имущества осуществляется в порядке, предусмотренном данным законом, за исключением случаев, если до указанной даты размещено в установленном порядке информационное сообщение или иным образом направлена оферта для заключения сделки приватизации государственного или муниципального имущества. В этих случаях сделки на основании такого информационного сообщения или оферты должны заключаться в соответствии с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации о приватизации (пункт 2). В случае заключения договора аренды с правом выкупа до вступления в силу настоящего закона о приватизации имущества выкуп государственного и муниципального имущества осуществляется на основании заявления арендатора такого имущества в: 1) сроки, установленные договором аренды с правом выкупа, если в нем содержатся условия о размере выкупа, сроках и порядке его внесения; 2) течение шести месяцев с даты вступления в силу настоящего Федерального закона, если договор аренды с правом выкупа не содержит условий о размере выкупа, сроках и порядке его уплаты посредством: внесения арендуемого государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, созданного совместно с арендатором с предоставлением последнему права первоочередного приобретения акций указанного общества, если рыночная стоимость арендованного имущества на дату подачи заявления составляет свыше 10 тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. Порядок определения стоимости указанных акций, сроки и порядок их оплаты определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом; заключения дополнительного соглашения, предусматривающего условия о размере выкупа, сроках и порядке его внесения, если рыночная стоимость арендуемого имущества на дату подачи заявления составляет 10 тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда и ниже. В случае, если по истечении сроков, установленных договором или настоящим пунктом, не поступит заявление арендатора, нереализованные положения таких договоров о выкупе утрачивают силу (пункт 12). В случае, если все имущество государственного или муниципального унитарного предприятия, за исключением здания или нежилого помещения, в которых располагалось указанное унитарное предприятие, приобретено в собственность до вступления в силу главы IV части первой Гражданского кодекса Российской Федерации с одновременным заключением договора аренды, предусматривающего возможность выкупа такого здания или нежилого помещения, указанное здание или нежилое помещение подлежит продаже собственнику, приобретшему все имущество унитарного предприятия, по рыночной стоимости в соответствии с договором, заключенным между ним и собственником здания или нежилого помещения. По истечении двух лет с даты вступления в силу настоящего Федерального закона положения таких договоров о выкупе утрачивают силу (пункт 13).

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что с даты вступления в силу Закона от 21.12.2001 № 178 - ФЗ (27.04.2002) продажа государственного и муниципального имущества осуществляется в порядке, предусмотренном данным законом, за исключением случаев, когда до 27.04.2002 размещено в установленном порядке информационное сообщение или иным образом направлена оферта для заключения сделки приватизации государственного или муниципального имущества. При размещении такого сообщения или направлении оферты сделки продажи государственного и муниципального имущества должны заключаться в соответствии с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации о приватизации. Если договор аренды государственного и муниципального имущества с правом выкупа арендованного имущества заключен до вступления в силу Закона от 21.12.2001 № 178 - ФЗ, то выкуп арендованного имущества осуществляется в порядке, установленном пунктами 12 - 13 данного закона.

ООО «Кафе Лада» обратилось в Комитет по управлению имуществом с заявкой о приватизации арендованного им нежилого помещения 20.11.2007. Следовательно, порядок выкупа указанного помещения определяется Законом от 21.12.2001 № 178 - ФЗ.

Материалы дела свидетельствуют о том, что ни договор купли - продажи от 15.02.1993 № 79, ни договор аренды от 15.01.1998 № 171 не содержат условий о выкупе нежилого помещения. Право на выкуп спорного помещения предоставлено Обществу дополнительным соглашением от 25.04.2002. При этом указанное соглашение предусматривает лишь условия о сроке выкупа, порядке его внесения и порядке определения размера выкупа. Условие о размере выкупа, который в соответствии с действующими на момент подписания дополнительного соглашения законодательством (пункт 3 статьи 26 Закона от 21.07.1997 № 123 - ФЗ, пункт 4.9 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации № 1553 от 22.07.1994, Положение о порядке определения цены приобретения объектов нежилого фонда, сданных в аренду, являющееся приложением к Программе приватизации муниципальных предприятий г. Иванова, утвержденной решением Ивановской городской Думы от 26.12.2003 № 291), а также в силу пункта 12 статьи 43 Закона от 21.12.2001 № 178 - ФЗ, должен выражаться в виде конкретной денежной суммы, в названном соглашении отсутствует. Следовательно, договор аренды от 15.01.1998 № 171 с внесенными в него изменениями от 25.04.2002 является договором аренды с правом выкупа, заключенным до вступления в силу Закона от 21.12.2001 № 178 - ФЗ, но не содержащим условия о размере выкупа арендуемого имущества. При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 12 статьи 43 Закона от 21.12.2001 № 178 - ФЗ Общество должно было обратиться с заявлением о выкупе спорного помещения не в течение в срока, установленного договором аренды и дополнительным соглашением к нему, а в течение шести месяцев с даты вступления в силу Закона от 21.12.2001 № 178 - ФЗ.

К рассматриваемым спорным правоотношениям не применим и пункт 13 статьи 43 Закона от 21.12.2001 № 178 - ФЗ, поскольку одновременно с приобретением Товариществом имущества арендного предприятия «Кафе «Лада» и до вступления в силу главы IV части первой Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды нежилого помещения, предусматривающий возможность выкупа данного объекта, заключен не был. Кроме того, к моменту обращения Общества в Комитет по управлению имуществом с заявкой о приватизации нежилого помещения истек установленный названным пунктом срок выкупа арендованного имущества (два года с даты вступления в силу Закона от 21.12.2001 № 178 - ФЗ).

Таким образом, срок, в течение которого ООО «Кафе Лада» могло выкупить арендованное нежилое помещение, истек. Следовательно, отказ Комитета по управлению имуществом заключить с Обществом договор купли - продажи встроено - пристроенного нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Красных Зорь, д. 14, не противоречит законодательству, прав и законных интересов заявителя не нарушает.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с пунктом 12 статьи 43 Закона от 21.12.2001 № 178 - ФЗ право выкупа арендуемого имущества реализуется посредством подачи заявления арендатора о выкупе; Общество реализовало свое право выкупа нежилого помещения посредством подачи 20.11.2007 заявки на приватизацию, заявитель при отказе от заключения договора купли - продажи сомневался лишь в размере выкупной стоимости имущества, судом апелляционной инстанции отклоняются, как не влияющие на существо рассматриваемого спора, поскольку в силу пункта 12 статьи 43 Закона от 21.12.2001 № 178 - ФЗ на момент обращения ООО «Кафе Лада» в муниципальный орган срок, в течение которого Общество могло выкупить арендованное нежилое помещение, истек.

Утверждения Общества о том, что оно не утратило право выкупа нежилого помещения, а также о том, что суд первой инстанции нарушил статью 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты за основу, как не соответствующие обстоятельствам дела.

Ссылка заявителя на то, что арбитражный суд при рассмотрении дела применил только нормы Гражданкого кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не принимается, как не влияющая на правильность обжалуемого судебного акта.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.06.2009 по делу № А17 - 2377/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кафе Лада» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий

     Г.Г. Буторина

     Судьи

     Т.В.   Лысова

     Г.Г. Перминова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А17-2377/2009
Принявший орган: Второй арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 25 августа 2009

Поиск в тексте