ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 июля 2009 года  Дело N А17-2481/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2009 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Хоровой Т.В.,

судей Лобановой Л.Н., Немчаниновой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Козловой Е.В.

при участии в судебном заседании:

представителя ответчика: Болотовой Е.В., действующей на основании доверенности от  22.12.2008,  Соколовой Ю.Н., действующей  на основании доверенности от  20.01.2009,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кинешма Аутомотив Компонентс"

на решение Арбитражного суда Ивановской области от  07.04.2009 по делу №А17 - 2481/2008, принятое судом в составе судьи  Борисовой В.Н.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кинешма Аутомотив Компонентс"

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ивановской области

о  признании частично недействительным  решения от 16.10.2007  №76 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы  по Ивановской области от 25.07.2008

и по  заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ивановской области

к обществу с ограниченной ответственностью "Кинешма Аутомотив Компонентс"

о  взыскании  25441,58 руб.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Кинешма Аутомотив Компонентс" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось  с заявлением,  уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Ивановской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ивановской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о  признании частично недействительным  решения от 16.10.2007  №76, в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области от 25.07.2008.

В свою очередь Инспекция  обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с  заявлением о взыскании с Общества задолженности по единому социальному налогу  в сумме 25411,58 руб.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 07.04.2009 заявленные Обществом  требования  удовлетворены частично.  Решение Инспекции признано недействительным в части доначисления:

- налога на добавленную стоимость - в сумме 3102,43 руб.  и пени по налогу на добавленную стоимость - в сумме 120372,23 руб.,

- привлечения Общества  к налоговой ответственности  по статье  122 Налогового кодекса  Российской Федерации за неполную уплату налога на добавленную стоимость  в виде  штрафа в сумме 24789,60 руб., по статье 123 Налогового кодекса  Российской Федерации за неполное перечисление в бюджет удержанного налога на доходы физических лиц в виде штрафа в суммах  105258,80 руб.  и 55982,20 руб.

В удовлетворении остальной части требований Обществу отказано.

Заявление Инспекции о  взыскании с Общества задолженности по единому социальному налогу  в сумме 25411,58 руб.  удовлетворено полностью.

Общество с решением суда первой инстанции в части отказа ему в удовлетворении заявленных требовании не согласилось и обратилось  во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от  07.04.2009  в обжалуемой налогоплательщиком  части  отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своей позиции Общество обращает внимание арбитражного апелляционного суда на следующие обстоятельства:

1) в отношении оказания Обществу транспортных услуг в январе 2006 действия налогоплательщика по включению стоимости названных услуг в состав расходов, уменьшающих налоговую базу для исчисления налога на прибыль, являются правомерными;

2) в нарушение положений пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации суд первой инстанции при принятии решения не учел тот факт, что в решении налогового  органа  отсутствуют конкретные обстоятельства совершения налогоплательщиком правонарушения в части налога на добавленную стоимость; также в решении Инспекции  нет  ссылок на на конкретные первичные документы с указанием их номеров и дат, что в свою очередь лишает налогоплательщика  возможности  обеспечить защиту своих интересов и прав;

3) доначисление единого  социального налога произведено Инспекцией неправомерно, т.к. Общество заключало с физическими лицами гражданско - правовые, а не трудовые  договоры, соответственно, Инспекция не имела права переквалифицировать  названные договоры.

Таким образом, Общество  считает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении,  не  соответствуют фактическим обстоятельствам дела; также судом  первой инстанции, по мнению Общества, при вынесении решения неправильно применены нормы материального права. Общество просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Инспекция представила отзыв на жалобу, в котором против доводов Общества возражает, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений.

Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей  в судебное заседание не направило, заявило ходатайство об отложении дела, в удовлетворении которого арбитражным апелляционным судом отказано, о чем вынесено протокольное определение.

В  соответствии  со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Общества.

В судебном заседании представители Инспекции поддержали свою позицию относительно рассматриваемого спора.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекцией  в отношении Общества проведена выездная налоговая проверка  за период 2005 - 2006, результаты  которой отражены в  акте  от 22.04.2008  №29.

По результатам проведенных в отношении Общества мероприятий налогового контроля Инспекция вынесла решение от 22.05.2008 №29 о привлечении Общества к  ответственности:

-  по пункту 1 статьи   122 Налогового кодекса  Российской Федерации за неполную уплату налогов в виде  штрафа:

а) по налогу на прибыль  в размере 4632,48 руб.,

б) по НДС  в размере 195493,90 руб., в т.ч. за ноябрь 2005    - в сумме 170704,30 руб., за сентябрь 2006 - в сумме 18746,70 руб.,  за октябрь 2006 - в сумме 583,60 руб., за ноябрь 2006 - в сумме 5459,30 руб.;

- по статье 123 Налогового кодекса  Российской Федерации за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: за 2005 - в размере 334,20 руб., за 2006  - в размере 135,20 руб.;

-   по статье 123 Налогового кодекса  Российской Федерации за неполное перечисление в бюджет удержанного налога на доходы физических лиц, подлежащего перечислению налоговым агентом: на 31.12.2005   - в размере 105258,80 руб., на 31.12.2006 - в размере 55982,20 руб.

Общая сумма налоговых санкций составила - 361836,78 руб.   Кроме  того, решением Инспекции  Обществу  предложено  уплатить в доход бюджета доначисленные суммы налогов (всего 2166257,74 руб.) и соответствующие им  суммы пени (300670,82 руб.)

Не согласившись  с  решением Инспекции,  Общество 04.07.2008 обратилось  в Управление Федеральной налоговой службы по Ивановской области с апелляционной жалобой на решение Инспекции.

Решением вышестоящего налогового органа от 25.07.2008 решение Инспекции  от 22.05.2008  №29 изменено, а именно были  уменьшены  следующие суммы:

-  начисленная сумма пени по НДС - на 14556,60 руб.,

- сумма штрафных санкций по пункту 1 статьи  122 Налогового кодекса Российской  Федерации  за неполную уплату НДС - на 170704 руб. 30 коп.  (исключен штраф за неполную уплату НДС за ноябрь 2005  в сумме 170704,30 руб.).

Общество  с  решением налогового органа не согласилось и обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о  признании частично недействительным  решения от 16.10.2007  №76 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы  по Ивановской области от 25.07.2008.

Инспекция в свою очередь обратилась в суд  со встречным заявлением о взыскании 25441,58 руб.  единого социального налога.

Арбитражный суд Ивановской области, частично отказывая  в удовлетворении требований Общества, руководствовался при этом  положениями статей  54, 100, 101, 153, 165, 170 - 172247, 236, 238252, 254, 365, 272  Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 11, 16, 20, 56, 57 - 62  Трудового Кодекса Российской Федерациистатьями  223, 224, 702, 779, 780 Гражданского кодекса Российской  Федерации.

Второй арбитражный апелляционный суд, изучив апелляционную жалобу Общества, отзыв Инспекции  на жалобу, материалы дела,  выслушав  в судебном заседании представителей Инспекции,  не нашел оснований для  удовлетворения жалобы Общества в силу следующего.

По налогу на прибыль.

Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

В силу пункта 1 статьи 252 НК РФ в целях главы 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, под которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.   Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Приобретаемое сырье и материалы непосредственно входят в состав производимой продукции, образуя ее основу, или являются необходимым компонентом при ее изготовлении.

В соответствии с пунктом 1 статьи 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг). Указанные расходы на сырье и материалы списываются по мере передачи таких запасов в производство.  Согласно пункту 2 статьи 254 НК РФ стоимость сырья и материалов, закупленных у поставщиков, складывается из фактических затрат на их приобретение, в частности, в нее включаются:

-  цена приобретения (без НДС и акцизов);

-  стоимость невозвратной тары и упаковки;

-  ввозные таможенные пошлины и сборы;

-  расходы на транспортировку сырья и материалов;

-  комиссионное вознаграждение, уплаченное посреднику;

- иные расходы, непосредственно связанные с приобретением сырья и материалов.  Таким образом, материально - производственные запасы (МПЗ) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01), в которую включаются также фактические затраты организации на доставку и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 11 ПБУ 5/01). То есть в формировании фактической себестоимости материалов участвуют и транспортно - заготовительные расходы (ТЗР). Согласно п.70 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ (далее - Методические указания) в состав ТЗР, в частности, входят:

- расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

- расходы по содержанию заготовительно - складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников.   В статье 272 НК РФ определено, что расходы при методе начисления признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Этой же статьей НК РФ установлены особенности признания расходов  в зависимости от их характера.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно отметил, что  из положений статьи 272 НК РФ следует, что по общему правилу расходы, произведенные налогоплательщиком, должны быть учтены в целях исчисления налога на прибыль в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся.   Порядок отражения операций по приобретению товаров, реализуемых по договорам поставки,  зависит от момента перехода права собственности на товары от поставщика к покупателю.

По общему правилу, закрепленному в статье 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон. Причем под передачей понимается как вручение вещи приобретателю, так и ее сдача перевозчику для отправки приобретателю или организации связи для пересылки покупателю вещей, отчужденных без обязательства доставки (пункт 1 статьи  224 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как  установлено судом первой инстанции  на основании имеющихся в материалах дела  документов (договоры  от  28.05.2004 №22 - 04  с ООО «Сталь - Авто», от 28.11.2005  №23  с ООО «СЕЛЕНИТ», от 27.10.2005 с ООО «БелПАЗ»),  поставка считается совершенной, а право собственности на товар перешедшим к покупателю (Общество)  на станции отгрузки (в т.ч.: по договору  с ООО «Сталь - Авто» - в момент приема железной дорогой груза к перевозке (п.2.5), по договору с ООО «СЕЛЕНИТ»   - в момент оформления счета - фактуры, по договору  с ООО «БелПАЗ» - по дате приема перевозчиком груза к перевозке); отгрузка осуществлялась при условии предоплаты, поставляемый товар оплачивается по согласованным сторонами ценам, указанным в счетах - фактурах; расходы по отправке товара возмещаются покупателем.

Таким образом, по условиям договоров покупатель возмещает поставщикам расходы по транспортировке согласно выставленным счетам - фактурам, при этом, право собственности на товар переходит к покупателю на станции отгрузки.   Как обоснованно отметил  суд первой  инстанции, аналогичный вывод вытекает и из положений пункта 1 статьи 54 НК РФ, согласно которому налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибок. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения). Положения подпункта 1 пункта 2 статьи 265 НК РФ подлежат применению в текущем налоговом периоде только в случае, когда период возникновения расходов, понесенных налогоплательщиком, неизвестен. Во всех других случаях расходы, относящиеся к прошлым налоговым периодам, подлежат отражению в налоговом учете с соблюдением требований статей 54 и 272 НК РФ.