ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 2009 года  Дело N А17-2531/2009

Резолютивная часть постановления объявлена   14 октября 2009 года

Полный текст постановления изготовлен   14 октября 2009 года

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Самуйлова С.В.,

судей Губиной Л.В., Поляковой С.Г.,

при ведении протокола судебного заседания Гагариновой О.В.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента финансов Ивановской области

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.08.2009 по делу №А17 - 2531/2009, принятое судом в составе судьи Романовой Т.В.,

по иску муниципального унитарного предприятия «Ивановское трамвайно - троллейбусное управление»

к Ивановской области в лице департамента финансов Ивановской области

третье лицо: департамент транспорта и телекоммуникаций Ивановской области

о взыскании 20 302 544,80 руб.,

установил:

муниципальное унитарное предприятие «Ивановское трамвайно - троллейбусное управление» (далее МУП «ИТТУ», истец) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к Ивановской области в лице департамента финансов Ивановской области (далее Департамент финансов, ответчик, заявитель).

Предметом иска явилось требование о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот по провозной плате в 2007 году.

Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 15, 16, 124, 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), а также Указ губернатора Ивановской области от 29.12.2005, которым утвержден порядок организации проезда льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта.

Из искового заявления следует, что истец осуществлял перевозку пассажиров и в соответствии с законодательством предоставлял им льготы по оплате проезда. В 2007 году истец перевез 6 414 972 пассажира, имеющих право на предоставление льгот. Фактические расходы предприятия по перевозке льготных категорий граждан составили 61 904 479, 80 руб. Истцу возмещено из бюджета 41 601 935 руб. По мнению истца, бездействием государственных органов, неисполнением субъектом Российской Федерации обязанности по компенсации предприятию затрат, ему причинены убытки в размере 20 302 544,80 руб., которые должны быть возмещены. Сведения, необходимые для расчета затрат истца, предоставлялись им в Комитет по транспорту и связи области.

В суде первой инстанции ответчик требования не признал и указал, что истцу расходы по перевозке льготников компенсированы в рамках предельного максимального уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области в постановлении от 31.01.2007 №11 - П. Размер ущерба истцом не доказан.

Определением арбитражного суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен департамент транспорта и телекоммуникаций Ивановской области (далее - Департамент транспорта, третье лицо). Департамент поддержал позицию ответчика.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 13.08.2009 иск удовлетворен полностью. С Департамента финансов за счет казны Ивановской области в пользу МУП «ИТТУ» взыскано 20 302 544,80 руб. в счет возмещения убытков. Суд исходил из того, что фактические расходы истца по перевозке льготных категорий граждан подтверждены представленными документами. Истец имеет право на компенсацию своих расходов. Размер убытков доказан.

Не согласившись с принятым решением, Департамент финансов обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что заключенным между истцом и комитетом Ивановской области по транспорту договором предусмотрена оплата перевозчику предъявленных талонов по действующему у перевозчика тарифу, но не выше уровня тарифов, установленных Правительством Ивановской области. Департамент финансов перечислил Комитету по транспорту и связи средства на возмещение перевозчикам разницы сумм между стоимостью проезда и стоимостью единого льготного проездного билета. Все отчеты Комитета приняты Департаментом финансов, а заявленные перевозчиками расходы возмещены. Таким образом, расходы истца оплачены.

Для возложения обязанности по возмещению вреда за счет казны Ивановской области необходимо было установить, что вред возник у истца в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, либо вред возник в результате издания органами государственной власти области акта, не соответствующего действующему законодательству. Таких фактов, по мнению заявителя, установлено не было.

Истец и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области от 13.08.2009 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями. Заявитель просил рассмотреть жалобу без участия своих представителей. В соответствии с пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156, пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.

Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

Истец является транспортной организацией, осуществлявшей в 2007 году во исполнение договора ЛП07 - 02 - 1/016 от 09.01.2007, заключенного с Комитетом по транспорту и связи (Департамент транспорта), и в соответствии с Указом Губернатора Ивановской области от 29.12.2005 №165 - уг оказание услуг по перевозке отдельных категорий граждан. Факт оказания истцом услуг по перевозке пассажиров сторонами не оспаривается.

09.01.2007 Комитетом Ивановской области (заказчик) по транспорту и связи с МУП «ИТТУ» (перевозчик) заключен договор №ЛП07 - 02 - 1/016 об оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан на всех видах пассажирского транспорта. Перевозчик обязался осуществлять перевозку категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки на маршрутах Ивановской области по билетам установленного образца при предъявлении гражданином документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки и удостоверяющих личность. Отчетные документы, подтверждающие факт оказания услуг, истец обязался предоставлять заказчику. Заказчик обязался осуществлять оплату услуг истца в установленном в договоре порядке в течение 10 дней с момента получения средств из областного бюджета. В договоре указано, что оплата перевозчику предъявленных талонов осуществляется по действующему у перевозчика тарифу, но не выше уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области.

Истцом в подтверждение исполнения договора на оказание услуг и суммы иска представлены отчеты по договору от 09.01.2007 о количестве использованных единых льготных проездных билетов гражданами льготных категорий и сумме средств, подлежащих возмещению за предоставление льготного проезда, счета - фактуры и акты об оказании услуг за 2007 год.

За указанный период истцом было перевезено 6 414 972 пассажира, имеющих право на предоставление рассматриваемых льгот.

Частично расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот, возмещены в размере 41 601 935 руб., из расчета стоимости проезда в муниципальном пассажирском транспорте в январе - июне 2007 года - 6 рублей, в июле - декабре 2007 года - 7 рублей.

Данные факты ответчик не оспаривает.

По заключению финансовой экспертизы экономического обоснования величины тарифа за одну поездку в муниципальном пассажирском транспорте города Иваново, составленного ООО «Аудитор» 08.11.2007, экономически обоснованный тариф за одну поездку в муниципальном пассажирском транспорте г. Иваново для истца составляет 9,65 руб. Данная величина определена на основании сведений об экономической деятельности предприятия за период с января по октябрь 2007 г.

Расчет фактических расходов в размере 61 904 479,80 руб. при перевозке льготных категорий граждан в 2007 году произведен истцом на основании величины тарифа в размере 9,65 руб.

Федеральным законом от 22.08.2004 №122 - ФЗ с 1 января 2005 года отменены установленные законодательством Российской Федерации льготы, предусматривающие право бесплатного проезда граждан в городском пассажирском транспорте.

Из нормативных правовых актов органов региональной власти и местного самоуправления следует, что указом Губернатора Ивановской области от 29.12.2005 №165 - уг «О порядке организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области в целях обеспечения доступности транспортных услуг на территории Ивановской области гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета и бюджета Ивановской области», с 01.01.2006 введен единый льготный проездной билет на проезд во всех видах пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области. Здесь же утверждены перечни категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки по льготному проезду на всех видах пассажирского транспорта, а также «Порядок организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области» (далее - Порядок).

Обязанность по организации взаимодействия с транспортными организациями - перевозчиками возложена на Комитет по транспорту. В его компетенцию отданы правомочия по заключению договоров с перевозчиками на организацию обслуживания льготных категорий граждан; сбору, анализу, проверке и систематизации отрывных талонов, представляемых транспортными организациями ежемесячно, а также по организации возмещения перевозчикам суммовой разницы между стоимостью проезда по действующему тарифу и ценой проездного билета (талона).

В соответствии с пунктом 9 Порядка Департамент финансов перечисляет Комитету по транспорту средства на возмещение перевозчикам расходов по оказанию услуг по перевозке граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки на транспорте, по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области. При этом средства для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, перечисляются в пределах средств, полученных в виде субвенций из федерального бюджета.

Согласно решению Ивановской городской Думы от 27.04.2004 №320 тарифы на услуги муниципальных унитарных предприятий и учреждений города Иванова утверждает Ивановская городская Дума, по представлению Главы города.

Решением Ивановской городской Думы от 28.06.2006 №162 для МУП «ИТТУ» с 01.06.2006 установлен экономически обоснованный тариф в размере 6,89 руб. При этом Главе города Иванова разрешено самостоятельно устанавливать дифференцированный размер платы за одну поездку в муниципальном пассажирском транспорте в пределах экономически обоснованного тарифа. Администрации города предложено при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет предусмотреть МУП «ИТТУ» средства на покрытие расходов от реализации услуг по регулируемым тарифам в соответствии с расходными обязательствами бюджета города Иванова.

Постановлением Главы администрации г.Иванова от 25.07.2006 №2113 плата за одну поездку в муниципальном пассажирском транспорте установлена в размере 6 рублей. С 01.07.2007 постановлением главы города Иванова от 04.06.2007 №1590 установлена плата за одну поездку в муниципальном пассажирском транспорте в размере 7 рублей.

Постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 №11 - п утвержден предельный максимальный уровень тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте: в городском сообщении - в размере 7 рублей за одну поездку.

28.11.2007 Ивановская городская дума решением №583 установила истцу предельный максимальный тариф на перевозку пассажиров наземным электротранспортом общего пользования в размере 9,65 руб. (с 01.06.2007).

В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникать из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

В пункте 5 статьи 790 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со статьями 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

На основании статьи 1071 ГК РФ от имени казны субъекта Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.

В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного Кодекса Российской Федерации» организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично - правового образования компенсации в виде неполученной с потребителей платы.

В пункте 19 этого же постановления разъяснено, что при решении вопроса об определении публично - правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично - правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства и пришел к выводу о том, что в силу указанных выше норм гражданского законодательства (статьей 15, 15, 1069, пункта 5 статьи 790 ГК РФ) истец имел право на компенсацию убытков в виде выпадающих доходов от реализации услуг по перевозке по льготным ценам. Убытки возникли в результате бездействия государственных органов субъекта федерации - Ивановской области, выразившегося в неисполнении своих гражданско - правовых обязательств. Выпадающие доходы истца компенсированы за счет средств областного бюджета не в полном объеме. Спора по межбюджетным отношениям не было. Доказательств, подтверждающих возмещение убытков в полном размере, ответчиками не представлено.

При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил иск. Оснований для признания данных выводов суда неправильными у апелляционного суда нет.

Ввиду изложенного выше доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными.

Доводы заявителя о частичной компенсации понесенных перевозчиком расходов (в пределах установленного максимального уровня тарифов) несостоятельны, поскольку действующим законодательством не установлена обязанность перевозчика по несению расходов за установленный органами власти льготный проезд отдельных категорий граждан. Расходы транспортной организации подлежат возмещению в полном объеме, что следует из части 1 статьи 15 ГК РФ, установившей правило о полном возмещении убытков.

Из искового заявления, объяснений сторон и представленных доказательств следует, что позиция ответчика основана на исполнении им условий договора от 09.01.2007. В то же время претензии истца не связаны с исполнением ответчиком данного договора. Истцом взыскиваются убытки, выходящие за рамки данного договора. Буквальное толкование условия договора (пункта 2.2.2 в частности) не позволяют суду сделать вывод о том, что стороны договорились о частичном возмещении убытков. В связи с этим ссылка заявителя на положения договора от 09.01.2007 не имеет значения для рассматриваемого спора.

Возражения заявителя относительно применения в расчетах истцом цены одной поездки в размере 9,65 руб. безосновательны. Указанная цена определена после экспертной оценки экономических показателей деятельности предприятия. При этом период финансово - хозяйственной деятельности предприятия, оцененный экспертами, совпадает с периодом, за который истец требует взыскать убытки. Оснований сомневаться в обоснованности выводов экспертов у арбитражного суда нет. К тому же решением Ивановской городской думы истцу установлен предельный максимальный тариф в размере аналогичном тому, что указан в экспертном заключении. Более достоверных сведений об экономически обоснованной цене услуг МУП «ИТТУ» не представило.

С учетом изложенного при совокупности указанных выше обстоятельств суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме.

Исследование представленных сторонами доказательств произведено арбитражным судом надлежащим образом. Этим доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности. Выводы о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.08.2009 по делу №А17 - 2531/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу департамента финансов Ивановской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий    С.В. Самуйлов

     Судьи  
  Л.В. Губина

     С.Г. Полякова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка