ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2009 года  Дело N А17-2575/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2009 года

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бармина Д.Ю.,

судей Гуреевой О.А., Дьяконовой Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Барминым Д.Ю.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Баскакова Евгения Витальевича

на решение Арбитражного суда Ивановской области от  09.09.2009 по делу № А17 - 2575/2009, принятое судом в составе судьи Ильичевой О.А.,

по иску индивидуального предпринимателя Баскакова Евгения Витальевича

к Администрации г. Иванова,

третьи лица - индивидуальный предприниматель Денисов Александр Сергеевич; индивидуальный предприниматель Начинкина Екатерина Георгиевна,

о признании недействительными торгов, проведенных в форме открытого конкурса на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальному маршруту № 36 в г. Иваново по лотам №№ 34, 37 - 39 и заключенных по итогам конкурса договоров с лицами, признанными победителями,

установил:

индивидуальный предприниматель Баскаков Евгений Витальевич (далее истец, ИП Баскаков Е.В., заявитель жалобы) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (том 6 л.д. 220 - 225), к Администрации города Иваново (далее ответчик, Администрация), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя Денисова Александра Сергеевича (далее ИП Денисов А.С.) и индивидуального предпринимателя Ничинкину Екатерину Георгиевну  (далее ИП Начинкина Е.Г.), о признании недействительными торгов, проведенных в форме открытого конкурса на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальному маршруту № 36 в г. Иваново по лотам №№ 34, 37 - 39 и заключенных по итогам конкурса договоров с лицами, признанными победителями.

Исковые требования основаны на положениях статей 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральном Законе от 21.07.2005 № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 94 - ФЗ)  и мотивированы тем, что конкурсная документация содержит незаконные требования; при проведении оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия неверно применила ряд нормативных актов; сделанные конкурсной комиссией выводы противоречат содержанию конкурсной заявки истца. Заключенные по итогам конкурса договоры заключены на иных условиях, чем указано в заявке, поданной на участие в конкурсе, чем нарушен принцип равноправия участников при проведении конкурса.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от  09.09.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что истцом не доказано нарушение его прав при проведении конкурса на осуществление перевозок по существующему маршруту; доводы истца о том, что в конкурсной документации содержались требования, противоречащие действующему законодательству (относительно предлагаемого тарифа и критериев его оценки, а также относительно возможности соискателя обеспечить предрейсовый и послерейсовый медицинский контроль) судом отклонены.

Не согласившись с принятым судебным актом ИП Баскаков Е.В. обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.09.2009 и вынести по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.

По мнению заявителя жалобы, выводы, изложенные в решении суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом допущено неправильное применение норм материального права (неправильное толкование закона), что является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

В обоснование апелляционной жалобы ИП Баскаков Е.В. указывает, что истцом оспаривались результаты конкурса по 4 лотам (№№ 34, 37 - 39). Разница между истцом и лицами, объявленными победителями конкурсов во всех случаях составила 12 баллов, если считать полученные баллы, и 60 баллов, если считать итоговый балл.

Заявитель жалобы считает, что по такому критерию как наличие системы (службы) медицинского осмотра водителей его неправомерно лишили 10 баллов, следовательно не начислили в итоге 50 баллов, а кроме того, неправомерно начислили победителям конкурса по указанным лотам дополнительно 2 балла по критерию тарифа по каждому лоту.

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Стороны  явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ответчик ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела,  17.01.2009 Комитет по транспорту и связи администрации города Иванова в газете «Рабочий край» № 6 и на официальном сайте www.ivgoradm.ru разместил информацию о проведении открытого конкурса на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам № 1, 1 - Б, 5, 27, 36 в городе Иванове. Срок предоставления конкурсной документации с 17.01.2009 по 16.02.2009 (16.02.2009 до 10 часов).

По результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам № 1, 1 - Б, 5, 27, 36 городе Иванове по лотам № 34, 37, 38, 39 (оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальному маршруту № 36) (Протокол № 6.2 от 17.02.2009 - том 2 л.д. 35 - 38)  к участию в конкурсе допущены: по лотам № 34, 37 Денисов А.С. и Баскаков Е.В.;  по лоту № 38 Денисов А.С., Начинкина Е.Г., Баскаков Е.В.; по лоту № 39 Денисов А.С., Начинкина Е.Г., Баскаков Е.В. Пискунов М.В., Валинуров Р.М.

По результатам конкурса (протокол № 6.3 оценки и сопоставления заявок участников открытого конкурса от 19.02.2009) победителем по лоту № 34 признан ИП Денисов А.С. , второй номер присвоен ИП Баскакову Е.В.; по лоту № 37 победителем признан ИП Денисов А.С., второй номер присвоен ИП Баскакову Е.В.; по лоту № 38 победителем признан ИП Денисов А.С., второй номер присвоен ИП Начинкиной Е.Г.; по лоту № 39 победителем конкурса признана ИП Начинкина Е.Г., второй номер присвоен ИП Баскакову Е.В. (том 2 л.д. 14 - 18).

03.03.2009 с победителями открытого конкурса по лотам № 34, 37, 38, 39 ИП Денисовым А.С. и ИП Начинкиной Е.Г. Администрацией города Иваново заключены договоры на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами в городе Иванове №№ 243, 245, 246, 247, 248, согласно которым ИП Денисов А.Сю и ИП Начинкина Е.Г. осуществляют перевозки пассажиров в городе Иваново по маршруту № 36 (улица Дюковская - улица Станционная - проспект Ленина - площадь Пушкина - улица Жарова - улица Кузнецова - улица Старокурьяновская).

Ссылаясь на то, что у ответчика не было оснований по проведению конкурса по маршруту № 36, так как срок действия договора, заключенного между истцом и ответчиком не истек, а также на допущенные комиссией нарушения порядка определения победителя, истец обратился в Арбитражный суд Ивановской области с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

В силу вышеназванной нормы основанием для признания торгов недействительными является нарушение процедурных правил их проведения. Правила проведения торгов установлены статьями 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела видно, что победители конкурса по лотам № 34, 37, 38, 39 определены конкурсной комиссией на основании критериев, оцениваемых по бальной системе.

Проведенные 19.02.2009 торги в форме открытого конкурса оспаривались ИП Баскаковым Е.В. по тем мотивам, что у ответчика не было оснований по проведению конкурса по маршруту № 36, так как срок действия договора, заключенного между истцом и ответчиком не истек; конкурсная документация, в нарушение Постановления РСТ по Ивановской области от 30.05.2008 № 142 - п «Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском (муниципальном), пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области», не содержит указания на необходимость округления стоимости билета; по итогам конкурса договоры заключены на иных условиях, чем указано в заявке, поданной на участие в конкурсе; в нарушение порядка определения победителя конкурса конкурсная комиссия неправомерно не добавила ему баллы по показателю «наличие системы (службы) медицинского осмотра водителей».

В соответствии со статьей 7 Закона Ивановской области от 29.12.2000 № 93 - ОЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области» к вопросам местного значения относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. В целях реализации вышеуказанных вопросов местного значения на территории соответствующего муниципального образования (поселения, муниципального района, городского округа) соответствующая администрация: утверждает  паспорта маршрутов и графики движения на внутримуниципальных маршрутах; привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения перевозчиков; организует (для муниципального района, городского округа) введение новых маршрутов и (или) изменение существующих; поддерживает состояние дорог и их обустройство (согласно балансовой принадлежности) в соответствии с требованиями безопасности движения; принимает меры для организации движения автобусов и таксомоторов на маршрутах по утвержденному расписанию; выступает муниципальным заказчиком в сфере пассажирских перевозок согласно федеральному закону о размещении заказов на поставки товаров, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; осуществляет контроль за работой транспорта и обслуживанием пассажиров на территории муниципального образования.

Постановлением Главы города Иванова от 23.07.2007 № 2271 утверждено Положение о конкурсе на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам города Иванова (далее - Положение о конкурсе), которым определен порядок и условия проведения конкурса на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам.

В соответствии с пунктом 1.3. Положения о конкурсе, предметом Конкурса является право на заключение договора на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам в городе Иванове.

Организация конкурса осуществляется Администрацией города Иванова в лице Комитета по транспорту и связи администрации города (пункт 1.4 Положения о конкурсе). Проведение конкурса осуществляется конкурсной комиссией, создаваемой и осуществляющей свою деятельность на основании Постановления Главы города Иванова (пункт 1.5 Положения о конкурсе).

Постановлением Главы города Иванова от 07.08.2007 № 2560  создана конкурсная комиссия по проведению конкурсов на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами на муниципальных маршрутах города Иванова и утвержден ее состав (приложение 1), а также утверждено Положение о конкурсной комиссии (приложение 2) (далее Положение о конкурсной комиссии).

В силу пункта 1.5 Положения о конкурсной комиссии, решения Конкурсной комиссии служат основой для заключения договора на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами на муниципальных маршрутах города Иванова. Конкурсная комиссия: осуществляет процедуру вскрытия конвертов с конкурсными заявками и их рассмотрение; принимает решение о допуске соискателя к участию в Конкурсе и признании его участником Конкурса либо об отказе в допуске к участию в Конкурсе; проводит Конкурс и оформляет его результаты; в случае необходимости создает рабочие группы для проведения оценки (экспертизы) поданных конкурсных заявок с правом привлечения экспертов и специалистов для их проведения; определяет победителя Конкурса; взаимодействует по вопросам своей компетенции с организатором Конкурса.

Судом установлено, что договор от 02.04.2008 № 131 на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами в городе Иваново, заключен Администрацией с ИП Баскаковым Е.В. сроком до 30.06.2008. Дополнительным соглашением сок действия договора продлен до момента заключения с победителем конкурса договора на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальному маршруту в городе Иванове (том 1 л.д. 18 - 20).

Кроме того, судом первой инстанции установлено, что Постановлением Главы города Иванова от 24.06.2008 № 1890 «Об организации пассажирских перевозок автобусами на городских маршрутах» была изменена вся маршрутная сеть перевозки пассажиров автобусами общего пользования в городском сообщении в городе Иваново, в том числе количество единиц подвижного состава на маршруте № 36.

С учетом изложенного, апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что проведение конкурса на осуществление перевозок по существующему маршруту № 36, при наличии заключенного между сторонами договора, не нарушило прав истца, доказательства обратного истцом не представлены.

Оспаривая решение суда от 09.09.2009 заявитель жалобы считает незаконным начисление победителям конкурса (ИП Денисову А.С. и ИП Начинкиной Е..) по лотам № 34, 37, 38, 39 дополнительных 2 баллов по критерию «предлагаемый тариф на перевозку пассажиров» по каждому лоту.

Пунктом 1 Постановления Региональной службы по тарифам Ивановской области от 30.05.2008 № 142 - п (том 6 л.д. 182) установлен предельный максимальный тариф на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Ивановской области в городском (муниципальном) сообщении за одну поездку в автобусах типа ГАЗЕЛЬ в размере 10 рублей.

Согласно пункту 5 указанного постановления, стоимость билетов в городском (муниципальном) и пригородном сообщении подлежит округлению до пятидесяти копеек.

Согласно пункту 15 конкурсной документации, представляемая конкурсная заявка должна содержать, в том числе предлагаемый тариф на перевозку пассажиров и багажа (не выше предельного) (подпункт 9) (том 2 л.д. 6).

В подпункте 1.8 пункта 20 конкурсной документации (том 2 л.д. 7) определены критерии оценки конкурсных заявок относительно предлагаемого участником конкурса тарифа на перевозку пассажиров, согласно которому, при предложении участником конкурса тарифа ниже утвержденного предельного размера тарифа на перевозку пассажиров и багажа на 15% и более начисляется 5 баллов; при предложении размера тарифа ниже утвержденного предельного размера тарифа менее чем на 15% начисляется 2 балла; в случае, если предложенный тариф соответствует утвержденному предельному размеру тарифа на перевозку пассажиров и багажа (отсутствует предложение по тарифу), заявка оценивается в 0 баллов.

В заявках по лотам № 34, 37, 38 39 ИП Денисов С.А. предлагал тариф на перевозку пассажиров и багажа в размере 9 рублей 90 копеек. ИП Начинкина Е.Г. предлагала тариф по указанным лотам в размере 9 рублей 80 копеек.

В связи с тем, что предлагаемый ИП Денисовым С.А. и ИП Начинкиной Е.Г. тариф был ниже утвержденного предельного размера тарифа менее чем на 15%, каждому из них было начислено по 2 балла по каждому лоту.

Поскольку в заявках ИП Баскакова Е.В. по лотам № 34, 37, 38, 39 содержалось предложение по размеру тарифа - 10 рублей за одну поездку, то есть предложения истца соответствовали предельному утвержденному размеру тарифа, конкурсной комиссией обоснованно по указанному критерию по каждой заявке истца баллы не начислены.

В данном случае процедурные правила проведения конкурса не нарушены, действия комиссии соответствуют требованиям пункта 20 Конкурсной документации (критерии оценки конкурсных заявок).

Заключенные 03.03.2009 с победителями конкурса договоры №№ 243, 245, 246, 247, 248, в пункте 1.3 содержат условие, что тарифы на перевозку пассажиров и багажа устанавливаются в соответствии с действующим законодательством и согласовываются с Администрацией, что не противоречит  Постановлению РСТ по Ивановской области от 30.05.2008 № 142 - п «Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском (муниципальном), пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области».

Пунктом 5.2 Положения о конкурсе определены документы, подлежащие представлению конкурсной комиссии с конкурсной заявкой, в том числе документы, подтверждающие возможность соискателя обеспечить техническое обслуживание, ремонт и хранение подвижного состава, предрейсовый и послерейсовый медицинский контроль за состоянием здоровья водителей собственными силами или путем заключения договоров с соответствующими лицами и организациями. Аналогичные требования содержаться в подпункте 7 пункта 15 Конкурсной документации (том 2 л.д. 5).

Согласно пунктам 8.5 - 8.7 Положения о конкурсе, оценка и сопоставление конкурсных заявок участников Конкурса производится на основании балльной шкалы. По каждому из критериев члены конкурсной комиссии выставляют от 0 до 10 баллов с учетом Методики оценки конкурсных заявок и определения победителя в Конкурсе на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам.

На основании результатов оценки и сопоставления конкурсных заявок конкурсной комиссией каждой заявке относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий и уменьшения баллов присваивается порядковый номер. Конкурсной заявке, в которой содержатся лучшие условия и набравшей наибольшее количество баллов, присваивается первый номер.

Победителем Конкурса признается участник Конкурса, заявке которого присвоен первый номер.

В соответствии с пунктом 2.4 Методики оценки конкурсных заявок и определения победителя в конкурсе на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам (Приложение к Положению о конкурсе), а также подпунктом 1.4 пункта 20 Конкурсной документации, по критерию «Наличие системы (службы) медицинского осмотра водителей» оценка заявок производится следующим образом:

- наличие собственной службы медицинского осмотра водителей, отвечающей требованиям действующего законодательства (соответствующих работников), либо договора на медицинское обслуживание с организацией, имеющей сертификат на соответствующие услуги, - 10 баллов;

- отсутствие информации о наличии собственной службы медицинского осмотра водителей, отвечающей требованиям действующего законодательства (соответствующих работников), либо договора на медицинское обслуживание с организацией, имеющей сертификат на соответствующие услуги, - 0 баллов.

Суд установил, что для участия в конкурсе по лотам № 34, 37, 38, 39 ИП Баскаковым Е.В. к конкурсным заявкам представлена копия договора № 369 от 09.02.2009 (том 2 л.д. 114) с ГУЗ «Ивановский областной наркологический диспансер» на оказание услуг, в соответствии с которым ГУЗ «Ивановский областной наркологический диспансер» осуществляет проведение профилактических медицинских предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей. Истцом также представлена копия лицензии ГУЗ «Ивановский областной наркологический диспансер» № ФС - 37 - 01 - 000282 от 06.08.2008, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, где в перечне разрешенных работ и услуг указан: предресовые медицинские осмотры водителей транспортных средств (том 2 л.д. 115 - 117).