ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 2009 года  Дело N А17-2777/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2009 года.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТрансАвто»

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.07.2009 по делу № А17 - 2777/2009, принятое судом в составе судьи Тимошкина К.А.,

по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Ивановской области

к обществу с ограниченной ответственностью «ТрансАвто»

о привлечении к административной ответственности,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Ивановской области (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ТрансАвто» (далее - ответчик, Общество, ООО «ТрансАвто»), к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее  -   КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 01.07.2009 данное требование удовлетворено: Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Не согласившись с вынесенным решением, ООО «ТрансАвто» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. Ссылаясь на несоответствие приказа о проведении внеплановой проверки от 28.04.2009 № ВН - ТК/202 требованиям части 2 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294 - ФЗ), а также неизвестность источника появления документов Общества в материалах административного дела, считает, что результаты проверки, закрепленные в акте от 22.05.2009 № 114, не имеют доказательственной силы при рассмотрении заявления о привлечении к административной ответственности. Кроме того, ответчик указывает на отсутствие в протоколе об административном правонарушении от 25.05.2009 № 001581 удостоверяющей подписи законного представителя ООО «ТрансАвто» о разъяснении ему прав, предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ, что свидетельствует о невозможности использования данного протокола в качестве доказательства по настоящему делу.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление считает решение суда от 01.07.2009 законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу Общества - без удовлетворения, полагает, что грубые нарушения закона при организации и проведении проверки органом государственного контроля (надзора) допущены не были. Письменный запрос о направлении документов направлялся в адрес Общества и был получен его директором лично. Приказ о проведении проверки от 28.04.2009 № ВН - ТК/202 содержит все необходимые реквизиты. Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ.

Лица, участвующие в деле, явку представителей в апелляционный суд не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Управление ходатайствовало о рассмотрении дела без его участия.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя и ответчика.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании лицензий рег.№ АСС - 37 - 406309 (срок действия с 12.05.2004 по 12.05.2009) и рег.№ АСС - 37 - 413214 (срок действия с 13.05.2009 по 13.05.2014) ООО «ТрансАвто» осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

В период с 04.05.2009 по 20.05.2009 Управлением была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом требований нормативных актов, регламентирующих деятельность на автомобильном транспорте. В ходе проверки выявлены следующие нарушения лицензионных требований при осуществлении ответчиком пассажирских перевозок: 1) водители не обеспечены графиками движения автобусов на маршрутах, не организован должный контроль соблюдения графиков (расписаний) движения автобусов (пункт 5.2.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 (далее - Положение о безопасности перевозок); пункт 3.4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27 (далее - Положение о БДД)); 2) не проводится работа по обеспечению профессиональной надежности водительского состава, а именно: водители не обеспечены информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей (пункт 2.3.4 Положения о безопасности перевозок; пункт 3.4.1 Положения о БДД); не организованы занятия по повышению профмастерства всех водителей (статья 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196 - ФЗ), пункт 2.3.5 Положения о безопасности перевозок; пункт 3.4.2 Положения о БДД); не организована работа по стажировке водителей в предусмотренных законодательством случаях (статья 20 Закона № 196 - ФЗ, пункт 2.2 Положения о безопасности перевозок; пункты 3.1.3, 3.2.1 Положения о БДД); 3) нарушается режим труда и отдыха водителей, отсутствует учет фактически отработанного времени и контроль соблюдения режима труда и отдыха водителей (пункт 2.3.3 Положения о безопасности перевозок; пункт 3.3.2 Положения о БДД; пункты 4 и 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 (далее - Положение о режиме труда и отдыха водителей)); 4) не организован контроль соблюдения водителями правил дорожного движения (далее - ПДД), учет дорожно - транспортных происшествий (далее - ДТП) и нарушений водителями ПДД (пункт 15 Правил учета дорожно - транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 № 647, и пункт 3.4.3 Положения о БДД); 5) не проводится анализ причин ДТП и нарушений ПДД (статья 20 Закона № 196 - ФЗ, пункт 3.4.3 Положения о БДД).

По данным фактам старшим госинспектором Управления в отношении Общества и в присутствии его законного представителя - директора Беспалова В.В. составлен протокол от 25.05.2009 № 001581 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В связи с этим Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «ТрансАвто» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Удовлетворяя данное требование, суд первой инстанции исходил из доказанности факта нарушения Обществом лицензионных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и наличия его вины в совершенном правонарушении. Нарушений Закона № 294 - ФЗ и статьи 28.2 КоАП РФ не установлено. При назначении административного наказания учтено, что решением Арбитражного суда Ивановской области от 14.11.2008 по делу № А17 - 6454/2008 ООО «ТрансАвто» привлечено к административной ответственности за совершение однородного правонарушения.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения Арбитражного суда Ивановской области от 01.07.2009 в силу следующего.

Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128 - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 128 - ФЗ) лицензия представляет собой специальное разрешение, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу подпункта 62 пункта 1 статьи 17 Закона № 128 - ФЗ деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (не связанная с обеспечением собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

Лицензионные требования и условия для вышеуказанной деятельности определены в пункте 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 (далее - Положение о лицензировании).

В соответствии с подпунктами «б», «в» пункта 4 Положения о лицензировании лицензиат обязан соблюдать установленные законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требования по организации и осуществлению перевозок пассажиров, а также установленных статьей 20 Закона № 196 - ФЗ основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

Пунктом 5.2.5 Положения о безопасности перевозок и пунктом 3.4.3 Положения о БДД установлена обязанность владельцев автобусов по организации и осуществлению контроля за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения. Документы, подтверждающие проведение контроля за соблюдением графиков движения автобусов, ООО «ТрансАвто» в ходе проверки не представило.

Согласно пункту 2.3.4 Положения о безопасности перевозок, пункту 3.4.1 Положения о БДД, организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения об условиях движения на маршруте.

В силу пункта 3.4.2 Положения о БДД повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя.

В соответствии с пунктами 3.1.3, 3.2.1 Положения о БДД лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года, водители, назначаемые для работы на горных маршрутах, а также водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки.

Несмотря на письменный запрос заявителя (л.д. 97 - 98), сведения о проведении ежегодных занятий по профмастерству, личные дела водителей, стажировочные листы, на основании которых можно было бы сделать вывод о соблюдении Обществом вышеназванных требований, ответчиком ни в Управление, ни в суд первой инстанции не представлены.

Согласно пункту 3.3.2 Положения о БДД режим труда и отдыха водителей устанавливается в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха. Однако из имеющихся в материалах дела путевых листов, табелей учета использования рабочего времени (л.д. 40 - 46, 58 - 70) следует, что в ООО «ТрансАвто» имеют место случаи нарушения требований Положения о режиме труда и отдыха водителей, отсутствует учет фактически отработанного времени и контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей.

Пунктом 3.4.3 Положения о БДД установлено, что с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация осуществляет контроль за соблюдением водителями ПДД, трудовой дисциплины, правил перевозок пассажиров (грузов), правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию; организует в соответствии с действующими нормативными документами учет и анализ дорожно - транспортных происшествий, совершенных водителями организации, нарушений водителями и работниками организации требований безопасности движения, выявленных как сотрудниками Государственной автомобильной инспекции, так и работниками организации; оперативно доводит до водителей сведения о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно - транспортных происшествий, нарушений ПДД и других норм безопасности движения водителями организации.

В нарушение данных норм Обществом не организован контроль за соблюдением водителями ПДД, учет ДТП и нарушений ПДД водителями, не осуществляется анализ причин ДТП и нарушений ПДД. Сведения, содержащиеся в представленных ответчиком журнале учета нарушений ПДД водителями и журнале учета ДТП (л.д. 71, 77 - 78) не соответствует данным УГИБДД (л.д. 72 - 76, 79 - 83).

Кроме того, вмененные ООО «ТрансАвто» нарушения лицензионных требований и условий подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 25.05.2009 № 001581, актом проверки от 22.05.2009 № 114, рапортом от 13.05.2009 № 33621/2 (л.д. 10 - 16, 34).

Обстоятельства, создающие непреодолимые препятствия для соблюдения ответчиком лицензионных условий при осуществлении перевозок пассажиров, не установлены.

Таким образом, в действиях Общества имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Нормы КоАП РФ, регулирующие порядок производства по административному делу, Управлением не нарушены. Доводы ответчика об отсутствии в протоколе об административном правонарушении от 25.05.2009 № 001581 росписи законного представителя Общества, подтверждающей факт разъяснения ему прав, предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ, противоречит материалам дела.

Ссылка ООО «ТрансАвто» на проведение заявителем проверки с нарушением норм Закона № 294 - ФЗ отклоняются как необоснованные. В приказе от 28.04.2009 № ВН - ТК/202 (л.д. 33), изданном до вступления вышеназванного Закона в силу, указаны цели, задачи и предмет проводимой проверки, правовые основания ее проведения, в том числе нормативные правовые акты, соблюдение которых должно быть проверено, дата начала и окончания контрольного мероприятия. Кроме того, Управлением представлено приложение к настоящему приказу, содержащее адресованный Обществу письменный запрос о представлении документов для контроля (л.д. 97 - 98), который был получен директором Беспаловым В.В. 08.05.2009.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно привлек ООО «ТрансАвто» к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных условий. Административное наказание назначено в пределах санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ с учетом отягчающего ответственность обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, наличие которого подтверждается имеющимся в материалах дела решением Арбитражного суда Ивановской области от 14.11.2008 по делу № А17 - 6454/2008 (л.д. 101 - 103).

Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.07.2009 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.

В соответствии со статьями 202, 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина с апелляционной жалобы по делу о привлечении к административной ответственности не уплачивается.

Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение  Арбитражного  суда  Ивановской области  от  01.07.2009  по  делу  № А17 - 2777/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТрансАвто» - без удовлетворения.

Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в установленном законом порядке.

     Председательствующий
  Т.В. Лысова

     Судьи
  Г.Г. Буторина

     Г.Г. Перминова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка