ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июля 2010 года  Дело N А28-3263/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Лобановой Л.Н.,

судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя: Перевощиковой Т.В., действующей на основании доверенности от 13.01.2010 № 35/08,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного некоммерческого финансово - кредитного учреждения - Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования

на решение Арбитражного суда Кировской области от  31.05.2010 по делу № А28 - 3263/2010 - 63/18, принятое судом в составе судьи Серегина Р.В.,

по заявлению Государственного некоммерческого финансово - кредитного учреждения - Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования

к Администрации Орловского района Кировской области,

о взыскании задолженности по пеням за несвоевременное погашение страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 112 902 рубля 10 копеек,

установил:

Государственное некоммерческое финансово - кредитное учреждение - Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ГНФКУ - Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования, Учреждение, фонд) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Кировской области к Администрации Орловского района Кировской области (далее - Администрация) о  взыскании пеней за несвоевременное погашение страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2001, 2002, 2003 годы в сумме 112 902 рубля 10 копеек.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 31.05.2010 в удовлетворении заявленных ГНФКУ - Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования требований  отказано.

Государственное некоммерческое финансово - кредитное учреждение - Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит  решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований фонда. Заявитель жалобы считает, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающих граждан не являются налогом. Указывает, что в соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499 - 1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 № 118 - ФЗ и Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543 - 1, Администрация была обязана уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующем бюджете, с учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца. Однако ответчик уплачивал страховые взносы несвоевременно и не в полном объеме, в связи с чем ему были начислены пени. Задолженность Администрации по пеням, начисленным за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2001 - 2003 годы по состоянию на 01.01.2010, составила 112 902 рубля 96 копеек. Указанная сумма, полагает заявитель жалобы, подлежит взысканию с Администрации в судебном порядке, поскольку ответчиком не было в добровольном порядке исполнено требование фонда об уплате суммы пеней по состоянию на 01.01.2010 № 2.

Администрация Орловского района Кировской области в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, считает, что срок для взыскания пеней заявителем пропущен.

В судебном заседании апелляционного суда представитель ГНФКУ - Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования поддержал доводы апелляционной жалобы.

Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть спор в его отсутствие.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела в 2001 году в бюджете муниципального образования «Орловский муниципальный район» на страховые взносы за неработающее население было выделено 683000 рублей, оплачено 551000 рублей.

В 2002 году в бюджете муниципального образования «Орловский муниципальный район» на страховые взносы за неработающее население было выделено 1073000 рублей, оплачено 1073000 рублей.

В 2003 году в бюджете муниципального образования «Орловский муниципальный район» на страховые взносы за неработающее население было выделено 1179000 рублей, оплачено 1179000 рублей (лист дела 29). Уплата страховых взносов производилась ответчиком несвоевременно.

За просрочку исполнения обязанности по уплате страховых взносов фонд начислил Администрации пени, в том числе за 2001 год (с 26.04.2001 по 30.06.2005), за 2002 год (с 26.01.2002 по 31.12.2002), за 2003 год (с 28.01.2003 по 31.10.2003), в общей сумме 112 902 рублей  96 копеек (листы дела 24 - 27).

В адрес ответчика направлено требование от 04.02.2010 № 2 об уплате числящейся задолженности по пени в сумме 112 902 рублей в срок до 05.03.2010. Указанное требование получено ответчиком 09.02.2010, однако им не оспорено, в добровольном порядке не исполнено (листы дела 15 - 16).

В связи с тем, что требование ответчиком добровольно не выполнено, ГНФКУ - Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Администрации Орловского района 112 902 рубля 96 копеек пени по состоянию на 01.01.2010, начисленных ответчику за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан за 2001 - 2003 годы.

Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 2, 26  Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499 - 1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 № 118 - ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах», Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543 - 1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год», статьей 5 Федерального закона от 02.01.2000 № 14 - ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год», статьями 45, пунктом 3 статьи 48, пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, отказал заявителю в удовлетворении требований по причине обращения фонда за взысканием задолженности по пени за пределами установленного налоговым законодательством пресекательного срока.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499 - 1 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 02.04.1993 № 4741 - 1; от 23.12.2003 № 185 - ФЗ) страхователем при обязательном медицинском страховании для неработающего населения является местная администрация (органы местного самоуправления).

Согласно статье 17 указанного Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499 - 1, платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 № 118 - ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах», страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543 - 1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» (далее по тексту - Положение).

Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается плательщиками в порядке, действующем до введения в действие части второй Кодекса.

Правительство Российской Федерации определяет порядок и условия реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, включая списание начисленных пеней, имеющейся у плательщиков таких взносов по состоянию на 1 января 2001 года.

В пункте 3 названного выше Положения установлено, что платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

В соответствии с пунктом 5 Положения органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца.

По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. Пеня начисляется за каждый день просрочки по взносам органов исполнительной власти на обязательное медицинское страхование неработающего населения - 0,1 процента с суммы недоимки (пункт 7 положения).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02.01.2000 № 14 - ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год» по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования неуплаченная сумма считается недоимкой и взыскивается с плательщиков страховых взносов с начислением пеней. Пени начисляются на сумму недоимки за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Фонды обязательного медицинского страхования вправе взыскивать в бесспорном порядке суммы недоимок и пеней со всех счетов, в том числе валютных, за исключением ссудных и бюджетных счетов, плательщиков страховых взносов, платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения - юридических лиц.

Взыскание финансовых санкций, включая штрафы, с юридических лиц, а также сумм недоимок и пеней, финансовых санкций и штрафов с иных категорий плательщиков, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, осуществляется в судебном порядке.

В силу статьи 26 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499 - 1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», пункта 12 Положения все споры по вопросам начисления и уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, удержания пеней, взыскания недоимок и применения финансовых санкций разрешаются в судебном порядке.

В пункте 8 Положения определено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.

Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.

Поскольку правоотношения возникли по поводу неуплаты страховых взносов за 2001 - 2003 года, судом первой инстанции обоснованно применялись нормы части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ) в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Пунктом 1 статьи 70 НК РФ предусмотрено, что требования об уплате налога должны быть направлены налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено НК РФ.

За неисполнение в установленный срок обязанности по уплате налога и  (или) сбора начисляются пени.

В соответствии со статьей 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Пунктом 3 статьи 48 НК РФ определено, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано налоговым органом в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в статье 70 НК РФ. Данное положение применяется также при взыскании пеней (пункт 11 статьи 48 НК РФ).

Основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ), указанные нормы подлежат применению и при взыскании в судебном порядке недоимок по налогам с юридических лиц (пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Сроки, указанные в пункте 3 статьи 48 Кодекса, являются пресекательными и восстановлению не подлежат. Пропуск срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательных сроков на принудительное взыскание налога.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчиком уплачены страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2001 год - 30.06.2005, за 2002 год - 31.12.2002, за 2003 год - 31.10.2003 (листы дела 24 - 27).

Из представленного заявителем расчета пени следует, что им начислены пени ответчику за 2001 год за период с 26.04.2001 по 30.06.2005, за 2002 год за период с 26.01.2002 по 31.12.2002, за 2003 год за период с 28.01.2003 по 31.10.2003 в общей сумме 112 902 рублей 96 копеек.

С учетом приведенных норм Кодекса, сроки на обращение Фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании пеней, подлежали исчислению на задолженность за 2001 год - с 01.07.2005, за 2002 год - с 01.01.2003, за 2003 год - 01.11.2003 следующим образом: 3 месяца (пункт 1 статьи 70 Кодекса) плюс 10 дней (срок на добровольное исполнение требования) плюс 6 месяцев (пункт 3 статьи 48 Кодекса). Заявление о взыскании с Администрации пеней Фонд направил в арбитражный суд 02.04.2010, то есть за пределами установленного срока.

В соответствии с пунктом 11 Положения контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляется совместно Федеральным и территориальным фондами обязательного медицинского страхования и налоговыми органами.

Специальным законодательством о медицинском страховании территориальные фонды обязательного медицинского страхования наделены правом по учету и контролю за своевременным и полным перечислением страховых взносов в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Заявитель, как правильно указал суд первой инстанции, зная о наличии задолженности по уплате пеней за 2001, 2002, 2003 годах во взыскиваемой сумме с 2005 года, каких - либо действий, направленных на взыскание задолженности с ответчика, до февраля 2010 года, не предпринимал.

Требование № 2 об уплате пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2001, 2002, 2003 годы в сумме 112 902 рублей 96 копеек выставлено заявителем в адрес ответчика по состоянию на 01.01.2010, направлено - 04.02.2010, то есть за пределами установленного пунктом 1 статьи 70 НК РФ срока. В арбитражный суд с заявлением о взыскании с Администрации пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за указанные годы, фонд обратился  02.04.2010.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявление о взыскании с Администрации пеней в сумме 112 902 рублей 96 копеек, начисленных на задолженность по страховым  взносам за 2001 - 2003 годы, фонд направил в арбитражный суд за пределами установленного налоговым законодательством пресекательного срока.

В этой связи оснований для удовлетворения требований фонда у суда первой инстанции не имелось.    Апелляционная жалоба фонда удовлетворению не подлежит.

Нарушения или неправильного применения судом первой инстанции норм материального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.