ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 мая 2010 года  Дело N А29-10440/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермошиной С.Г.,

без участия представителей сторон,

рассмотрев апелляционную жалобу Эжвинского муниципального унитарного предприятия «Жилкомхоз»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.02.2010 по делу  №  А29 - 10440/2009, принятое судом в составе судьи Шипиловой Э.В.

по заявлению Эжвинского муниципального унитарного предприятия «Жилкомхоз»

к Управлению государственного пожарного надзора главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Республике Коми

о признании недействительным (незаконным) предписания,

установил:

Эжвинское муниципальное унитарное предприятие «Жилкомхоз» (далее - заявитель, Предприятие, МУП «Жилкомхоз») обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Управлению государственного пожарного надзора главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Республике Коми (далее - ответчик, надзорный орган УГПН ГУ МЧС по Республике Коми) о признании недействительным предписания от 26.08.2009 № 58.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 09.02.2010 заявленное требование удовлетворено частично. Предписание от 26.08.2009 № 58 признано недействительным в части выполнения мероприятий, направленных на обеспечение работников охраны и всего персонала подразделений, находящихся на территории участка водопроводно - канализационных сетей, средствами защиты от хлора (пункт 2). В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, МУП «Жилкомхоз» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы права, что выразилось в ошибочном истолковании постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» (далее - Постановление Правительства РФ от 01.03.1993 № 178), неприменении Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказами от 25.07.2006 МЧС России № 422, Мининформсвязи России № 90, Минкультуры России № 376 (далее - Положение о системах оповещения), Регламента взаимодействия Правительства Республики Коми и Главного управления МЧС России по Республике Коми по решению некоторых вопросов в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, утвержденного распоряжением распоряжение правительства Республики Коми от 30 декабря 2008 г. № 534 - р (далее - Регламент взаимодействия), Порядка сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий Республики Коми от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением правительства Республики Коми от 29.04.2009 № 102 (далее - Порядок сбора и обмена информацией), постановления главы администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 10.04.2006 № 4/1016 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее - Постановление от 10.04.2006 № 4/1016).

УГПН ГУ МЧС по Республике Коми в отзыве на апелляционную жалобу возражает против приведенных в ней доводов.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела,  13.02.2009 надзорный орган выдал МУП «Жилкомхоз»  предписание № 3 о создании до 15.08.2009 в полном объеме локальной системы оповещения на потенциально опасном объекте (пункт 1) и обеспечении  до 15.08.2009 всего персонал производственных подразделений, находящихся на территории участка водопроводно - канализационных сетей, средствами индивидуальной защиты от хлора (пункт 2) (л. д. 96).

26.08.2009 сотрудниками УГПН ГУ МЧС по Республике Коми проведена проверка исполнения Предприятием предписания от 13.02.2009 № 3. В ходе проверки установлено, что данное предписание МУП «Жилкомхоз» не выполнило. Результаты проверки отражены в акте от 26.08.2009 № 86 (л. д. 24, 25, 93).

В этот же день надзорным органом в отношении заявителя составлен протокол № 34 об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Предприятию выдано предписание № 58 о создании до 01.12.2009 в полном объеме локальной системы оповещения на потенциально опасном объекте (пункт 1), обеспечении работников охраны и всего персонала подразделений, находящихся на территории участка водопроводно - канализационных сетей, средствами защиты от хлора (пункт 2) (л. д. 19, 21 - 23).

Не согласившись с предписанием от 26.08.2009 № 58, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.

Суд первой инстанции частично удовлетворил заявление МУП «Жилкомхоз», признав недействительными  оспариваемое предписание в части выполнения мероприятий, изложенных в пункте 2 (обеспечение работников охраны и всего персонала подразделений, находящихся на территории участка водопроводно - канализационных сетей, средствами защиты от хлора). В удовлетворении остальной части заявленных требований арбитражный суд отказал.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее,  суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6  постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68 - ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон о защите населения) определено, что чрезвычайной ситуацией является обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио - и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

Согласно статье 14 Закона о защите населения  организации, в том числе обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства РФ от 01.03.1993 № 178 с 1993 года предусмотрено проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах (ядерно, радиационно, химически опасные предприятии и гидросооружения) (пункт 1); определено, что зоны действия локальных систем оповещения в районах размещения химически опасных объектов устанавливаются в радиусе до 2,5 км вокруг объектов (пункт 2); предписано финансирование работ по созданию локальных систем оповещения осуществлять: при строительстве новых потенциально опасных объектов - за счет средств, выделяемых на строительство данных объектов; на действующих потенциально опасных объектах: осуществляющих хозяйственную деятельность - за счет собственных средств этих объектов; находящихся на бюджетном финансировании - за счет средств соответствующих бюджетов;  при создании объединенных локальных систем оповещения - за счет долевого участия потенциально опасных объектов (пункт 3).

В силу пункта 1 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных приказом МЧС России от 28.02.2003 № 105, к потенциально опасным объектам относятся объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества.

Согласно Методическим рекомендациям по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения, утвержденным МЧС России 24.12.2002 (далее - Методические рекомендации), локальные системы оповещения предназначены для обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до: руководителей и персонала объектов; объектовых сил и служб гражданской обороны; руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия соответствующей локальной системы оповещения; оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города, городского района; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения. При авариях (катастрофах), прогнозируемые последствия которых не выходят за границы потенциально опасного объекта, оповещаются: руководители и персонал объекта; объектовые силы и службы гражданской обороны; оперативные дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города, городского района. При авариях, прогнозируемые последствия которых выходят за границы потенциально опасного объекта, дополнительно оповещаются: персонал (руководители, дежурные службы) объектов (организаций), расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; население, проживающее в зоне действия локальной системы оповещения (пункт 2.1). Рабочее место дежурного диспетчера (начальника смены) потенциально опасного объекта оборудуется техническими средствами, обеспечивающими: управление локальной системой оповещения; прямую телефонную и, при необходимости, радиосвязь с оперативными дежурными органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города или городского района; прямую проводную и радиосвязь дежурного диспетчера с оперативным персоналом систем аварийной сигнализации и контроля, а также с дежурными сменами аварийно - спасательных служб потенциально опасного объекта; прием сообщений, передаваемых по территориальной системе централизованного оповещения; контроль прохождения сигналов и информации, передаваемых по локальной системе оповещения; телефонную связь общего пользования (пункт 2.2.5). Технические средства локальных систем оповещения должны находиться в режиме постоянной готовности к передаче сигналов и информации оповещения и обеспечивать автоматизированное включение оконечных средств оповещения по сигналам территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения и от дежурного диспетчера (начальника смены) потенциально опасного объекта (пункт 2.2.6). При создании локальных систем оповещения необходимо предусматривать их организационное, техническое и программное сопряжение с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта Российской Федерации, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта (пункт 2.2.7).

В соответствии с пунктом 4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 21.12.2005 № 993 (далее - Положения об организации обеспечения средствами защиты), организации обеспечивают средствами индивидуальной защиты работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.

Таким образом, объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются опасные химические вещества относятся к потенциально опасным объектам. На действующих потенциально опасных объектах должны создаваться локальные системы оповещения, которые  устанавливаются в радиусе до 2,5 км вокруг данных объектов. Локальные системы оповещения предназначены для обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до: руководителей и персонала объектов; объектовых сил и служб гражданской обороны; руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия соответствующей локальной системы оповещения; оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города, городского района; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения. Локальная система оповещения, в том числе включает прямую телефонную и, при необходимости, радиосвязь с оперативными дежурными органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города или городского района; прямую проводную и радиосвязь дежурного диспетчера с оперативным персоналом систем аварийной сигнализации и контроля, а также с дежурными сменами аварийно - спасательных служб потенциально опасного объекта. Технические средства локальных систем оповещения должны находиться в режиме постоянной готовности к передаче сигналов и информации оповещения и обеспечивать автоматизированное включение оконечных средств оповещения по сигналам территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения и от дежурного диспетчера (начальника смены) потенциально опасного объекта. При создании локальных систем оповещения необходимо предусматривать их организационное, техническое и программное сопряжение с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта Российской Федерации, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта. На организации лежит обязанность обеспечивать своих работников средствами индивидуальной защиты.

Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, МУП «Жилкомхоз» относится к потенциально опасным объектам и, следовательно, им должна быть создана локальная система оповещения. Предприятие имеет план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера и схему связи и оповещения при авариях на фильтро - очистных сооружениях (далее - ФОС) (выброс хлора). В соответствии с указанными документами включение сирен для оповещения населения возможно только в рабочее время, оно не централизовано, осуществляется с разных мест. В выходные и праздничные дни включение сирен затруднено. В случае возникновения аварийной ситуации работник предприятия сообщает об этом по телефону  в больницу, поликлинику, профилакторий, администрацию района, скорую помощь, милицию, пожарную часть, оперативным дежурным Эжвинского района, управления по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям г. Сыктывкара, комитета по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Коми. При этом прямая телефонная линия (связь) с оперативными дежурными органов управления, сил и средств гражданской обороны  города Сыктывкара или  Эжвинского района на Предприятии отсутствует. Кроме того, отсутствует прямая проводная и радиосвязь дежурного диспетчера с оперативным персоналом систем аварийной сигнализации и контроля, с дежурными сменами аварийно - спасательных служб потенциально опасного объекта (имеется только телефонная связь общего пользования). Оповещение населения, находящегося в непосредственной близости к предприятию, о чрезвычайной ситуации возможно только через региональную систему оповещения «Парма» (л. д. 102 - 107, 142 - 144). Таким образом, заявитель не имеет законченной в полном объеме локальной системы оповещения. В предписании от 13.02.2009 № 3 надзорный орган указал заявителю на необходимость до 15.08.2009 создать данную систему в полном объеме.  Но на момент повторной проверки названное требование Предприятие не исполнило, что послужило основанием для выдачи МУП «Жилкомхоз» предписания от 26.08.2009 № 58, содержащего требование о  создании до 01.12.2009 в полном объеме локальной системы оповещения на потенциально опасном объекте. При таких обстоятельствах оспариваемое предписание в указанной части соответствует законодательству. Доказательства, подтверждающие, что требование создать в полном объеме локальную систему оповещения нарушает права и законные интересы заявителя, не представлены.

Вместе с тем, материалы дела свидетельствуют о том, что работники Предприятия средствами защиты от хлора обеспечены (л. д. 90, 97 - 100). В силу статьи  14 Закона о защите населения, пункта 4 Положения об организации обеспечения средствами защиты заявитель не обязан обеспечивать средствами защиты от хлора работников частного охранного предприятия «Альянс», осуществляющих охрану МУП «Жилкомхоз» по договору (л. д. 90, 97 - 100). Таким образом, требование предписания от 26.08.2009 № 58 об обеспечении работников охраны и всего персонала подразделений, находящихся на территории участка водопроводно - канализационных сетей, средствами защиты от хлора является необоснованным. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что арбитражный суд правомерно признал оспариваемое предписание в данной части недействительным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что включение сирен для оповещения населения возможно в любое время суток, в выходные и праздничные дни; дежурный мастер имеет речевую и прямую внутреннюю телефонную связь со всеми подразделениями ФОС; локальная система оповещения Предприятия выполняет в полном объеме свое предназначение и функционирует в соответствии с нормативными и ведомственными актами; пункт 1 предписания от 26.08.2009 № 58 не соответствует требованиям законодательства, нарушает права МУП «Жилкомхоз» в сфере экономической деятельности, судом апелляционной инстанции отклоняются, как не соответствующие материалам дела. При этом заявитель прямо указал в справке о создании локальной системы оповещения на ФОС, представленной в суд апелляционной инстанции, на то, что в момент проверки (26.08.2009) включение сирены могло осуществляться только в рабочее время.

Утверждения МУП «Жилкомхоз» о том, что допустимо нецентрализованное включение сигналов; передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме; в неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до органов управления гражданской обороны и населения осуществляется избирательно; сопряжение локальной системы оповещения Предприятия с локальной системой Республики Коми осуществляется через систему «Парма»,  АСО СО АО «Связь» (включение электросирен),  республиканский узел радиовещания и телевидения; на территории ФОС установлена объектовая локальная система как звуковая, так и речевая; в пункте 1 предписания от 26.08.2009 № 58 не указано, в чем состоит неполнота локальной системы оповещения; согласно проведенному эксперименту сирена слышна на расстоянии свыше 2,5 км.; в оспариваемом предписании отсутствует ссылка на Методические рекомендации; локальная система оповещения МУП «Жилкомхоз» состоит из специально обученных работников, средств связи, оповещения и координации действий по единому плану и сопряжена с местной системой оповещения; а также ссылки заявителя на Положение о системах оповещения, Регламент взаимодействия, Порядок сбора и обмена информацией, Постановление от 10.04.2006 № 4/1016, судом апелляционной инстанции не принимаются, как не влияющие на существо рассматриваемого спора.

Доводы Предприятия о том, что Методические рекомендации касаются строительства новых систем, на уже построенные системы не распространяются, носят рекомендательный характер и не обязательны для исполнения, судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на ошибочном истолковании правовых норм.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.02.2010 по делу  № А29 - 10440/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Эжвинского муниципального унитарного предприятия «Жилкомхоз» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий

     Г.Г. Буторина

     Судьи

     А.В. Караваева

     Т.В.   Лысова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка