ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 августа 2010 года  Дело N А29-11736/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Немчаниновой М.В.,

судей Лобановой Л.Н., Хоровой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Немчаниновой М.В.,

при участии в судебном заседании:

представителей Общества - Ефремова Ю.Е., действующего на основании доверенности от 09.11.2009, Кононовой А.В., действующей на основании доверенности от 09.11.2009, Тамарова В.В., действующего на основании доверенности от 01.01.2010,

представителей Инспекции - Бурчиковой Ж.Г., действующей на основании доверенности от 20.11.2007, Ждановой А.З., действующей на основании доверенности от 03.08.2010, Фроловой Г.Д., действующей на основании доверенности от 09.12.2009,

представителя Управления - Осипова В.В., действующего на основании доверенности от 29.01.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от  03.06.2010 по делу № А29 - 11736/2009, принятое судом в составе судьи Тарасова Д.А.,

по заявлению открытого акционерного общества  «Битран»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми

третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республики Коми

о признании недействительными решений Инспекции

установил:

Открытое акционерное общество  «Битран» (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлениями о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) от 22.05.2009 № 177, от 28.05.2009 №№ 179, 180, 182, 196, 197, 198, 200, 201, 202, 203, 204, 205, 206, 208, 209, 210, 211, 212, 213, от 19.06.2009 № 183 и от 24.07.2009 № 196.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 03.06.2010, требования, заявленные ОАО «Битран», удовлетворены в полном объеме.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми с принятым решением суда не согласилась, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решения Арбитражного суда Республики Коми от 03.06.2010 и отказать в удовлетворении требований Общества.  Налоговый орган указывает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права; нарушены нормы процессуального права - статьи 71, 170, 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не учтена позиция Конституционного суда РФ, изложенная в постановлении от 17.03.2009 № 5 - П, положения постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 66; не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, и обосновывает это следующим.

Налоговый орган считает, что применяемый Обществом метод определения количества добытого полезного ископаемого является косвенным, что не позволяет применить налоговую ставку 0 рублей.  Вопрос о применяемом Обществом методе определения количества добытого полезного ископаемого, с учетом применяемой технологии добычи нефти, был рассмотрен в рамках судебных  дел  № А29 - 7257/2007, № А29 - 7258/2007 за налоговые периоды январь - февраль 2007 года.

Инспекция полагает, что предусмотренный технологическими документами комплекс технологических операций (процессов) по добыче полезного ископаемого заканчивается проведением замеров нефти в резервуарном парке УПОН и УСВ. Указывает на то, что количество добытого полезного ископаемого, заявленное в уточненных налоговых декларациях, не подтверждается оперативными учетными документами, не соответствует данным по отчетам 6 - ГР, 1 - ЛС, 1 - ТЭК; определение количества нефти в резурвуарах УПОН с оформлением актов приема - передачи нефти с нефтешахт № 1, 2, 3 на УПОН и УСВ НШУ «Яреганефть» является измерениями по завершении технологического процесса по добыче нефти. Заявитель жалобы считает, что Общество при определении количества добытого полезного ископаемого производило измерения с применением рулетки с грузом (лотом), метроштока, термометра, не нефти, соответствующей ГОСТ Р 51858 - 2002 или ТУ 0245 - 062 - 00147105 - 2002, а нефтесодержащей жидкости.

Кроме того, Инспекция указывает, что в соответствии с решениями налогового органа № 177 от 22.05.2009, № 179, № 180, № 182 от 28.05.2009, № 183 от 19.06.2009, № 196 от 24.07.2009 налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ, за непредставление актов приема - сдачи нефти с нефтешахт №1, 2, 3 на УПОН и УСВ НШУ «Яреганефть» соответственно за март 2007, за периоды с августа по декабрь 2008 года.

Составление спорных актов предусмотрено технической документацией Общества, они имеются у ОАО «Битран», отражают количество добытого полезного ископаемого за налоговый период и свидетельствуют о применяемом ОАО «Битран» методе определения количества добытого полезного ископаемого, вследствие чего необходимы для проведения камеральной налоговой проверки. Непредставление указанных актов по требованию налогового органа в ходе камеральной проверки, по мнению Инспекции, является основанием для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ. Подробно доводы заявителя жалобы изложены в апелляционной жалобе.

В судебном заседании представители Инспекции поддержали свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в дополнении к ней.

В судебном заседании представитель Управления и в отзыве на жалобу поддержал доводы Инспекции, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.06.2010 отменить, в удовлетворении требований Обществу  - отказать.

Представители Общества в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу указали, что с жалобой Инспекции не согласны, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просят оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение Арбитражного суда Республики Коми - без изменения.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Обществом в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми представлены уточненные налоговые декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ)  за март - декабрь 2007 года и за январь - декабрь 2008 года.

Инспекцией в ходе проведения камеральных проверок указанных выше налоговых деклараций установлено необоснованное применением Обществом налоговой ставки 0 рублей, предусмотренной подпунктами 1, 9 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

По результатам проведенных проверок Инспекцией составлены акты от 17.03.2009 № 132, от 19.03.2009 №№ 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 143, 145, 147, 148, 149, 150,  от 20.03.2009 №№ 151, 152, 153, 154, от 08.04.2009 № 155 и от 18.05.2009 № 177, в которых зафиксированы выявленные правонарушения, и приняты решения от 22.05.2009 № 177, от 28.05.2009 №№ 179, 180, 182, 196, 197, 198, 200, 201, 202, 203, 204, 205, 206, 208, 209, 210, 211, 212, 213, от 19.06.2009 № 183 и от 24.07.2009 № 196. В соответствии с указанными решениями ОАО «Битран» отказано в применении налоговой ставки 0 рублей, отказано в уменьшении налоговых обязательств по платежам в бюджет по НДПИ в размере 2 994 708 816 рублей, доначислен к уплате НДПИ на общую сумму 393 943 412 рублей, пени  за  нарушение  срока  его  уплаты  в  размере   29 416 116 рублей 22 копейки. На основании указанных решений Общество также привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налога за периоды с октября по декабрь 2008 года и на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за непредставление в установленный срок актов приема - передачи нефти с нефтешахт №№ 1, 2, 3 на участке подготовки отгрузки нефти и утилизации сточных вод «Яреганефть» в виде штрафов в общей сумме 59 002 503 рублей 08 копеек.

Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 05.08.2009 № 343 - А, от 14.08.2009 г. №№ 380 - А, 381 - А, 382 - А. 364 - А, 365 - А, 366 - А, 367 - А, 368 - А, 369 - А, 370 - А, 371 - А, 372 - А, 373 - А, 374 - А, 375 - А, 376 - А, 377 - А, 378 - A. 379 - А, 380 - A, 381 - А, 382 - А 383 - А, от 18.09.2009 № 455 - А решения Инспекции оставлены без изменения.

В соответствии с решением Федеральной налоговой службы от 23.10.2009 № 9 - 2 - 08/002756 жалоба ОАО «Битран» на перечисленные выше решения налогового органа оставлена без удовлетворения.

Общество, не согласившись с решениями Инспекции от 22.05.2009 № 177, от 28.05.2009 №№ 179, 180, 182, 196, 197, 198, 200, 201, 202, 203, 204, 205, 206, 208, 209, 210, 211, 212, 213, от 19.06.2009 № 183 и от 24.07.2009 № 196, обжаловало их в судебном порядке.

Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил требования налогоплательщика. Руководствуясь пунктом 1 статьи 337, статьями 339, 342 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 3 стать 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что Обществом проведены мероприятия по приведению учета полезного ископаемого в соответствие с Проектом разработки Ярегского нефтяного месторождения и утвержденной в нефтедобывающих предприятиях методикой. ОАО «Битран» при добыче нефти по лицензии на право пользования недрами СЫК 01931 НЭ на Северном участке Ярегского нефтяного месторождения (залежь III пласта) использует прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого. Количество добытой нефти с качественными характеристиками, удовлетворяющими ГОСТ Р 51858 - 2020 (ТУ), переданной с УПОН и УСВ для налива в железнодорожные цистерны, определяются в железнодорожных цистернах на наливной эстакаде УПОН и УСВ, в них же определяются качественные показатели нефти. С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу, что налоговым органом необоснованно отказано Обществу в применении при исчислении НДПИ налоговой ставки 0 рублей.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей Инспекции, Управления и Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Согласно пункту 1 статьи 337 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс)  полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).

В соответствии с пунктом 1 статьи 339 Кодекса количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.

Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод. Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых (пункт 2 статьи 339 Кодекса).

В пункте 3 статьи 339 Кодекса предусмотрено, что, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого. Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.

Количество добытых полезных ископаемых определяется в порядке, предусмотренном в статье 339 Кодекса. Пунктом 7 указанной статьи  установлено, что при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 настоящей статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).

При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.

В соответствии с подпунктами 1 и 9 пункта 1 статьи 342 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых и при добыче  сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа x с (в пластовых условиях), при использовании прямого метода учета количества добытой нефти на конкретных участках недр.

В соответствии с частью 3 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

1. Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции Открытое акционерное общество «Битран» зарегистрировано в качестве юридического лица 10.08.1992 Комитетом по иностранным инвестициям при Минфине РФ за регистрационным номером 412.16, 22.08.2002 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Ухте внесены сведения в Единый государственный реестр юридических лиц о данном юридическом лице, присвоен основной государственный регистрационный номер 1021100732322.

В соответствии с лицензией на право пользования недрами СЫК 01931 НЭ (том 2 л.д.4 - 5), зарегистрированной в Комигеолфонде Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды 26.04.2002 № 10417, ОАО «Битран» осуществляет добычу нефти на Северном участке Ярегского нефтяного месторождения (залежь III пласта), соответственно, в соответствии со статьей 334 Налогового кодекса РФ является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых.

Из материалов дела следует и Инспекцией не оспаривается правомерность отнесения ОАО «Битран» добываемой им нефти к категории сверхвязких. Налоговый орган указывает на необоснованность применения налоговой ставки 0 рублей в связи с применением ОАО «Битран» косвенного метода определения количества добытого полезного ископаемого.

Судом первой инстанции установлено, что разработка Ярегского месторождения осуществляется ОАО «Битран» на основании Проекта разработки Ярегского нефтяного месторождения в границах лицензионного участка ОАО «Битран», разработанного ОАО «ВНИИнефть» имени академика А.П.Крылова и утвержденного протоколом заседания Центральной комиссии по разработке горючих ископаемых Министерства энергетики РФ 03.04.2003. В соответствии с указанным проектным документом вся добываемая на трех нефтяных шахтах нефтесодержащая жидкость собирается из уклонных блоков в емкости центральных подземных нефтеперекачивающих станций (далее - ЦНПС), затем по нефтепроводу поступает на УПОН и УСВ, в котором в случае поступления из нефтешахт некондиционной нефти производится ее дополнительный отстой с подогревом паром для окончательного отделения воды (пункты 6.8.1 и 6.8.2 Проекта). По факту доведения нефти до установленных требований на УПОН и УСВ производятся операции по отгрузке товарной нефти из резервуаров в железнодорожные цистерны. Измерение объёма нефти производится статическим объёмно - массовым методом с применением измерительных средств и устройств (том 4 л.д. 24 - 25).

Во исполнение данного проекта ОАО «Битран» разработаны: технологические карты подготовки нефти на ЦНПС нефтешахт № 1, 2, 3 и технологическая карта по приему и подготовке к отгрузке нефти на участке ПОН и УСВ НШУ «Яреганефть» ТПП «ЛУКОЙЛ - Ухтанефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ - Коми» для ОАО «Битран» (том 4 л.д.26 - 76).

В соответствии с Технологической схемой разработки Ярегского месторождения добыча нефти на лицензионном участке ОАО «Битран» производится по термошахтной технологии. Нефтесодержащая жидкость (НСЖ) со средним содержанием воды 70 - 80% и температурой 30 - 40 градусов откачивается насосами в песколовушку, в которой происходит осаждение механических примесей. Из песколовушки верхний слой НСЖ через верхние сливные окна поступает в нефтеловушку, где происходит первичное разделение воды и нефти. Далее НСЖ с обводнённостью 22 - 40% и температурой 30 - 40 градусов перетекает в приёмный нефтесборник для подогрева до 90 градусов и предварительного отстоя. Далее НСЖ с обводнённостью 7 - 25% перекачивается в технологический нефтесборник, где происходит подготовка нефти с использованием деэмульгатора, повышения температуры до 90 градусов и отстоя не менее 10 часов. Далее нефть откачивается через резервуары отстоя на нефтебазу, где в калиброванных железнодорожных цистернах происходит замер товарной нефти (соответствующей ГОСТу) сертифицированными рулетками с лотами и метроштоками (том 4 л.д. 26 - 76).

Таким образом, технологический процесс, определённый в техническом проекте разработки данного месторождения полезных ископаемых, включает в себя: операции по извлечению минерального сырья из недр (отходов, потерь); комплекс технологических операций (процессов), осуществляемых по доведению фактически  извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта качества (нефти).

Согласно проектным документам в состав УПОН и УСВ входят: резервуарный парк, состоящий из калиброванных и поверенных резервуаров емкостью от 100 до 3000 куб.м., нефтенасосная станция, предназначенная для налива товарной нефти в железнодорожные цистерны и железнодорожная наливная эстакада.

Проведением замеров нефти в резервуарном парке УПОН и УСВ заканчивается предусмотренный проектными документами комплекс технологических операций по добыче, сбору, подготовке и учету нефти.

Как следует из материалов дела и пояснений налогоплательщика, для определения количества добытого полезного ископаемого отраженного в уточненных налоговых декларациях за март - декабрь 2007 года, январь - декабрь 2008 года Обществом использовались следующие данные, зафиксированные измерительными приборами: остатки товарной нефти, доведенной до необходимого уровня качества по состоянию на первое число текущего месяца, следующего за отчетным (на начало и конец месяца), отгрузка нефти в железнодорожных цистернах  и количество фактических потерь нефти. Указанное подтверждается представленными с уточненными декларациями документами, в частности, исполнительными балансами, месячными эксплуатационными рапортами (том 43 л.д.70 - 174).

Таким образом, количество добытого полезного ископаемого учитывается Обществом по итогам календарного месяца посредством применения измерительных приборов  и исключительно нефти, соответствующей необходимому качеству.

Исследовав и оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, а также исходя из буквального толкования положений статьи 339 Налогового кодекса РФ, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что ОАО «Битран» при добыче нефти по лицензии на право пользования недрами СЫК 01931 НЭ на Северном участке Ярегского нефтяного месторождения (залежь III пласта) использует прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого.

Данное обстоятельство также подтверждается заключением ОАО «ВНИИнефть» имени академика А.П. Крылова от 24.12.2007 являющегося разработчиком технического проекта разработки Ярегского месторождения, на основании которого Обществом осуществляется добыча нефти (том 51 т.д. 30 - 35). Из указанного заключения следует, что Обществом применяется прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого.