ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 мая 2010 года  Дело N А29-1230/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Хоровой Т.В.,

судей Лобановой Л.Н., Черных Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания  судьей Хоровой  Т.В.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя: Попова И.И., действующего на основании доверенности от  10.02.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от  30.03.2010 по делу №А29 - 1230/2010, принятое судом в составе судьи  Макаровой Л.Ф.,

по заявлению индивидуального предпринимателя  Бутрима Геннадия Алексеевича

к Министерству финансов Республики Коми,

о  признании незаконным отказа в возврате декларационного платежа в сумме 164467,64 руб.,

установил:

индивидуальный предприниматель  Бутрим Геннадий Алексеевич (далее - Предприниматель)  обратился  с  заявлением  в Арбитражный суд Республики Коми к Министерству финансов Республики Коми (далее - МФ РК) о  признании незаконным отказа в возврате декларационного платежа в сумме 164467,64 руб.

Решением  Арбитражного суда Республики Коми от  30.03.2010  требования  Предпринимателя  удовлетворены  частично:  признан  незаконным  выраженный в письме  от 27.01.2010  №04 - 03/468  отказ МФ РК в возврате декларационного платежа в размере 130000 руб.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Предпринимателю отказано.

Кроме того,  данным решением суда с МФ РК  взысканы в пользу Предпринимателя  судебные расходы  в виде уплаченной  государственной пошлины.

МФ  РК  с принятым решением  суда  в части удовлетворения требований Предпринимателя не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда в соответствующей части отменить и  принять по делу новый судебный акт.

В  обоснование своей позиции по жалобе МФ РК обращает внимание арбитражного апелляционного суда на следующие обстоятельства:

1) Федеральным законом от 30.12.2006 №269 - ФЗ "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами"  и иными нормативным правовым актом порядок возврата уплаченного декларационного платежа не предусмотрен;

2) ссылка суда первой инстанции на статью 8 (1) Закона Республики Коми от 18.11.2008 №110 - РЗ "О республиканском бюджете Республики Коми на 2009 год" является  необоснованной, так как на момент принятия судом решения названный закон утратил силу, кроме того, статья 8 (1) Закона Республики Коми от 18.11.2008 №110 - РЗ устанавливала размер норматива возврата платежа из республиканского бюджета при условии, если будут установлены основания и порядок его возврата на федеральном уровне. Статьей не предусмотрена обязанность Министерства финансов Республики Коми по возврату из бюджета Республики Коми излишне уплаченных декларационных платежей, а основания считать спорный платеж Предпринимателя невыясненными поступлениями, не имелось;

3) выводы суда о том, что сумма декларационного платежа была исчислена Предпринимателем не самостоятельно, являются  необоснованными,  спорный  декларационный  платеж  был уплачен  Предпринимателем добровольно.  Кроме того,  декларационный  платеж имеет   особый правовой характер налоговой амнистии;

4) нормы Конституции Российской Федерации, Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, которые указаны в решении суда, не применимы к рассматриваемым отношениям;

5) суд  первой инстанции, обязав МФ  РК  возвратить Предпринимателю  декларационный платеж и государственную пошлину, необоснованно не указал источник финансирования для возврата;

6) на основании  подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации  МФ РК  считает, что взыскание судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины  произведено судом  первой инстанции  неправомерно, т.к. МФ РК  от уплаты госпошлины  освобождено.

Таким образом, МФ РК считает, что решение суда первой инстанции принято при неправильном применении норм  материального права, поэтому подлежит отмене.

Предприниматель в отзыве на жалобу против изложенных  в ней доводов  возражает, считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, просит в  удовлетворении жалобы отказать.

В  судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал свою позицию  относительно рассматриваемого спора.

МФ РК  явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации  дело  рассматривается в отсутствие представителей МФ  РК.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела  и установлено судом первой инстанции, Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару (далее - Инспекция) в отношении Предпринимателя  проведена выездная налоговая проверка за период с 01.01.2002 по 31.12.2003.

По результатам  проведенных мероприятий налогового контроля 09.02.2006  Инспекцией  вынесено решение №14 - 08/3  о привлечении Предпринимателя  к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

Предприниматель с решением Инспекции не согласился и обжаловал его в  судебном порядке  (дело № А29 - 3995/2006).

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 10.07.2007г. по делу  №А29 - 3995/2006 (с учетом определения от 27.07.2007 об исправлении арифметической ошибки) требования Предпринимателя удовлетворены частично:  решение Инспекции от 09.02.2006  № 14 - 08/3  признано недействительным, в том числе, в части наличия у Предпринимателя  обязанности уплатить налог на доходы физических лиц в сумме 1 285 318 руб. и единый социальный налог в сумме 250 352,58 руб.; пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 551 191,90 руб. и по единому социальному налогу в сумме 106 689,89 руб.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.11.2007 решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.07.2007 в вышеуказанной части оставлено без изменения, апелляционные жалобы Инспекции  и Предпринимателя   - без удовлетворения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Волго - Вятского округа от 26.03.2008 решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.07.2007 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.11.2007 по делу №А29 - 3995/2006 оставлены без изменения, в удовлетворении кассационных жалоб  Инспекции и  Предпринимателя отказано.

Таким образом, с учетом вступивших в законную силу судебных актов по делу № А29 - 3995/2006  с  Предпринимателя  подлежали взысканию  следующие суммы:

- налог на доходы физических лиц в сумме 117 243 руб., пени  в сумме 42837 руб. 30 коп.;

- единый социальный налог в сумме 46 987 руб. 59 коп., пени в сумме 4673 руб. 50 коп.

Поскольку по результатам выездной налоговой проверки подлежали уменьшению исчисленные в завышенных размерах налог на доходы физических лиц за 2003  в сумме 30126 руб. и единый социальный налог за 2003  в сумме 23209 руб. 09 коп.,  неуплата по названным налогам за 2002 составила соответственно 87117 руб. и  23778,50 руб.

В  соответствии с  положениями Федерального закона от 30.12.2006 №269 - ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» Предприниматель произвел уплату декларационного платежа 06.04.2007 - в сумме 130 000 руб. и  09.04.2007 - в сумме  34 467 руб. 64 коп.

После вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Коми от 10.10.2007 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 29.11.2007 по делу №А29 - 3995/2006 Предприниматель обратился в Инспекцию  с заявлением  от 13.12.2007  №45,  в котором он указал на то, что 06.04.2007  произвел уплату декларационного платежа в сумме 130 000 руб. и просил зачесть указанную сумму в счет имеющейся задолженности по решению от 09.02.2006  №14 - 08.  Кроме того, Предприниматель  уведомил Инспекцию  о том, что в связи с уплатой декларационного платежа он считает исполненными обязанности по уплате налога на доходы физических лиц и единого социального налога в общей сумме  211 741 руб. 39 коп.

В  результате рассмотрения  указанного заявления Инспекция отказала Предпринимателю в возврате переплаты по прочим платежам (КБК 09211709000010000180)  (письмо  от 10.01.2008  № 10 - 60/1633).

После отмены Арбитражным судом Республики Коми обеспечительных мер, принятых по делу №А29 - 3995/2006 (определение об отмене обеспечительных мер от 09.01.2008), Инспекцией  были приняты  следующие решения:

- №218 от 17.01.2008 о зачете переплаты по налогу на добавленную стоимость в сумме 19783,66 руб.  в счет уплаты единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет;

- №219 от 17.01.2008 о зачете переплаты по налогу на добавленную стоимость в сумме 3425,79 руб. в счет уплаты пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет;

- №753 от 06.02.2008 о зачете переплаты по налогу на добавленную стоимость в сумме 1972,73 руб. в счет уплаты пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет.

Кроме того, было произведено взыскание с расчетного счета Предпринимателя, открытого в Коми ОСБ № 8617 налога на доходы физических лиц, единого социального налога и пени в общей сумме 135027,32 руб.

Не согласившись с указанными действиями Инспекции, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными:

- решения Инспекции, изложенного в письме № 10 - 60/1633 от 10.01.2008;

- решения Инспекции  №218 от 17.01.2008 о зачете переплаты по налогу на добавленную стоимость в сумме 19783,66 руб. в счет уплаты единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет;

- решения Инспекции  №219 от 17.01.2008 о зачете переплаты по налогу на добавленную стоимость в сумме 3425,79 руб. в счет уплаты пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет;

- решения Инспекции  №753 от 06.02.2008 о зачете переплаты по налогу на добавленную стоимость в сумме 1972,73 руб. в счет уплаты пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет;

- действий Инспекции  по взысканию с его расчетного счета, открытого в Коми ОСБ № 8617, налога на доходы физических лиц, единого социального налога и пени в общей сумме 135027,32 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от  10.06.2008 по делу  №А29 - 2599/2008 требования  Предпринимателя были  удовлетворены.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.08.2008 решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.06.2008 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Инспекции  - без удовлетворения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Волго - Вятского округа от 01.12.2008 решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.06.2008 и постановление  Второго арбитражного  апелляционного суда   от  18.08.2008  по делу №А29 - 2599/2008 отменены, в удовлетворении требований Предпринимателю  отказано.

При этом Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа исходил из того, что Федеральный закон №269 - ФЗ предусматривает освобождение от исполнения налоговых обязательств по налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу, представлению налоговых деклараций по данным налогам при уплате декларационного платежа физическими лицами, которые самостоятельно установили обязательства по уплате налогов.

Декларационный платеж в сумме 130 000 руб. уплачен Предпринимателем  после вынесения  Инспекцией  решения  от 09.02.2006 №14 - 08/3  по результатам проведенной  выездной налоговой проверки.

Поскольку при определении сумм налога на доходы физических лиц и единого социального налога, подлежащих уплате за 2002,  Инспекцией  не был учтен произведенный декларационный платеж, Предприниматель обратился в Министерство финансов Республики Коми с заявлением от 11.01.2010  №01  о возврате декларационных платежей в сумме 164467,64 руб., уплаченных по чекам - ордерам  от 06.04.2007  № 86785  и  от 09.04.2007 № 79077.

МФ  РК  в  возврате  декларационных платежей  Предпринимателю  отказало  со ссылкой  на то,  что  Федеральным законом от 30.12.2006  № 269 - ФЗ   «Об упрощенной системе декларирования доходов физических лиц» основания и механизм возврата декларационного платежа не предусмотрены  (письмо от 27.01.2010  № 04 - 03/468).

Предприниматель с такой позицией МФ РФ не согласился и обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Арбитражный суд Республики Коми,  руководствуясь Федеральным законом  от 30.12.2006 №269 - ФЗ «Об упрощенной системе декларирования доходов физических лиц», статьей 35 Конституции Российской Федерации, статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации  (в редакции, действующей с 01.01.2008), приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006  №168н,  статьей 8(1)  Закона Республики Коми  от 18.11.2008 №110 - РЗ,  частично  отказал Предпринимателю в удовлетворении его требований.  При этом суд первой инстанции указал,  что МФ РК  неправомерно отказало Предпринимателю в возврате  декларационного платежа в сумме 130000 руб., т.к.  его уплата  носила целевой характер, но в сложившихся обстоятельствах не привела к  наступлению последствий,  определенных  в  статье 3 Федерального закона от 30.12.2009 №269 - ФЗ.

В  части  отказа  в возврате Предпринимателю  платежа в размере 34467,67  руб.  суд первой инстанции указал, что  Предпринимателем  не  представлено доказательств того, что  целевым назначением  данного платежа  являлось исполнение  обязанности по уплате  налога на доходы физических лиц и единого социального налога  за 2002.

Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2006 №269 - ФЗ "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами" (далее - Закон N 269 - ФЗ)  определено, что целью настоящего Закона является предоставление возможности физическим лицам исполнить обязанность по уплате налогов в отношении доходов, полученных до 01.01.2006 и подлежащих налогообложению в Российской Федерации посредством уплаты устанавливаемого настоящим Федеральным законом декларационного платежа.

В связи с принятием Закона  №269 - ФЗ в пункт 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)  внесены дополнения, согласно которым обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, в том числе, со дня уплаты декларационного платежа.

Согласно пункту 2 статьи 1 Закона №269 - ФЗ упрощенный порядок декларирования доходов для целей настоящего Закона представляет собой уплату физическими лицами декларационного платежа без представления документов о видах и источниках доходов.

Статьей 2 Закона от 30.12.2006  №269 - ФЗ установлен порядок исчисления и уплаты декларационного платежа. Так, согласно пункту 2 данной статьи декларационный платеж рассчитывается исходя из суммы доходов физического лица, с которых в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке не были уплачены налоги (страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды), и ставки 13 процентов вне зависимости от видов доходов и применявшихся к ним налоговых ставок. При этом в расчетном документе физическим лицом указывается наименование платежа "Декларационный платеж".

В  соответствии с пунктом 1 статьи 2  Закона  №269 - ФЗ физические лица вправе в период со дня его вступления в силу (01.03.2007) и до 01.01.2008 самостоятельно исчислить и уплатить декларационный платеж. При этом при осуществлении упрощенного декларирования доходов данным Законом не установлены минимальные или максимальные ограничения по суммам декларируемых денежных средств.

Декларационный платеж уплачивается через банк в наличной или безналичной форме на счета территориальных органов Федерального казначейства (пункт 3 статьи 2 Закона №269 - ФЗ).

Статья 3 Закона от 30.12.2006 №269 - ФЗ регламентирует признание исполненной обязанности по уплате конкретных налогов (взносов) и представлению налоговых деклараций физическими лицами, уплатившими декларационный платеж. Согласно указанной статье, физические лица, а также физические лица, получившие доходы от предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, осуществившие уплату декларационного платежа в соответствии с Законом, в части дохода, исходя из которого рассчитан уплаченный декларационный платеж, считаются исполнившими свои обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (подоходного налога) и единого социального налога, представлению налоговой декларации (деклараций) по налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу), единому социальному налогу и иных документов, представление которых было обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах при подаче этой декларации (деклараций).