ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 июня 2010 года  Дело N А29-1369/2009

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Сандалова В.Г.,

судей: Кобелевой О.П., Пуртовой Т.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Русиновой А.И.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.03.2010 по делу № А29 - 1369/2009, принятое судом в составе судьи Изъюровой Т.Ф.,

по иску открытого акционерного общества «Сыктывкар Тиссью Груп»

к Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

о взыскании неосновательного обогащения,

установил:

открытое акционерное общество «Сыктывкар Тиссью Груп» (далее - ОАО «Сыктывкар Тиссью Груп», истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее - администрация, ответчик, заявитель жалобы) о взыскании 710 262 руб. 07 коп. неосновательного обогащения, составляющего излишне уплаченную арендную плату по договору аренды земельного участка от 02.11.2005 № 02/05 - 201.

Исковые требования основаны на положениях статей 309, 395, 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 3, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и мотивированы тем, что одностороннее увеличение арендной платы было произведено администрацией неправомерно, в связи с чем излишне уплаченная сумма арендной платы за 1, 2 и 3 кварталы 2008 года по указанному договору является неосновательным обогащением, подлежащим взысканию с администрации.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 12.03.2010 исковые требования ОАО «Сыктывкар Тиссью Груп» удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскано 710 262 руб. 07 коп. неосновательного обогащения.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного Суда Республики Коми от 12.03.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать ОАО «Сыктывкар Тиссью Груп» в удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно, так как суд не применил норму материального права, а именно часть 1 статьи 424 ГК РФ.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 3 статьи 65 ЗК РФ). При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов (статья 21 Закона «О плате за землю»).

Из смысла приведенных норм следует, что стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование объектом найма должна определяться, считает заявитель, с учетом установленной полномочным органом ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором. При этом стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому, независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что, по мнению ответчика, согласуется с правилами статей 422 и 424 ГК РФ.

В рассматриваемой ситуации постановлением Правительства Республики Коми от 25.12.2007 № 314 был изменен порядок определения размера арендной платы за земельные участки, собственность на которые не разграничена (ее размер стал зависеть от размера кадастровой стоимости земли), а принятие настоящего постановления Правительства Республики Коми было обусловлено внесением соответствующих изменений в Федеральный закон «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которыми порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в результате принятия Правительством Республики Коми постановления № 314 от 25.10.2007 установлен иной размер базовых ставок арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

На основании названного нормативного правового акта администрация неоднократно предлагала ОАО «Сыктывкар Тиссью Груп» внести в договор аренды от 02.11.2005 № 02/05 - 201 изменения, касающиеся размера суммы ежегодной арендной платы. Однако ОАО «Сыктывкар Тиссью Груп» отказалось подписать дополнительное соглашение к названному договору аренды в части изменения размера годовой арендной платы за земли, переданные в аренду.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу ответчика считает ее   необоснованной, принятое решение от 12.03.2010 - законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без  удовлетворения.

Поскольку администрация заключила с ОАО «Сыктывкар Тиссью Груп» договор аренды земельного участка № 02/05 - 200 на добровольных началах и является такой же стороной гражданско - правового договора, как и ОАО «Сыктывкар Тиссью Груп», следовательно, полагает истец, договор аренды  № 02/05 - 201 может быть изменен только в порядке, установленном гражданским законодательством.

При этом Постановление Правительства Республики Коми № 314 «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки, расположенные на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена», приказом Министерства природных ресурсов Республики Коми от 29.12.2007 № 705, решение Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 15.02.2008 № 8/02 - 155 «О порядке определения арендной платы за земли, находящиеся в собственности МО ГО «Сыктывкар», на которые ссылается ответчик в обоснование требования о внесении изменений в договор аренды от 02.11.2005, не могут применяться к отношениям, возникшим с 01.01.2008, поскольку были опубликованы позднее и не вступили в силу с этой даты.

Пункт 3.4. договора аренды подразумевает возможность изменения договора только на основании взаимного соглашения сторон договора. Кроме того, дополнительным соглашением сторон от 21.02.2007 стороны дополнили пункт 3.1. договора, указав, что перерасчет размера арендной платы производится арендодателем в случае индексации ставок земельного налога уполномоченными на это органами в одностороннем порядке, не требующем согласия арендатора.

Таким образом, в настоящее время сторонами фактически определен иной механизм изменения арендной платы - не в связи с изменением базовой ставки арендной платы, а в связи с изменением ставки земельного налога. Данный вывод, как утверждает истец, подтверждается также и расчетами арендной платы, являющимися приложениями к спорному договору, согласно которым ежегодный размер арендной платы в 2005, 2006, 2007 годы исчислен арендодателем исходя из базовой ставки земельного налога. Базовая ставка земельного налога определена налоговым законодательством и в спорный период не изменялась

Доказательства изменения ставки земельного налога в спорный период истцом не представлены. Перерасчет арендной платы проведен им не в результате индексации ставок земельного налога, а в результате изменения порядка расчета размера арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Однако кадастровая стоимость земли лежала в основе исчисления арендной платы и до 2008 года, что видно из расчета арендной платы на 2007 года.

По утверждению истца, внесение изменений в действующий договор возможно лишь при принятии Закона, устанавливающего для сторон правила иные, чем при заключении договора, если в Законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Постановление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации является подзаконным нормативно - правовым актом и не может применяться в целях, предусмотренных частью 2 статьи 422, статьи 424  ГК РФ.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей сторон по имеющимся материалам.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 02.11.2005 между администрацией (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Сыктывкар Тиссью Груп» (далее - ООО «Сыктывкар Тиссью Груп», арендатор) подписан договор аренды № 02/05 - 201 (л.д. - 11 - 13), в соответствии с условиями которого арендодатель передает арендатору земельный участок площадью  43652 кв.м из земель поселений с кадастровым номером 11:05:02 01 004:0110, расположенный по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, пр.Бумажников, 4, для обслуживания здания экспериментальной базы производства санитарно - гигиенических бумаг (пункты 1.1., 1.2. договора).

Срок аренды участка установлен с 02.11.2005 по 02.11.2015 (пункт 2.1. договора).

По акту приема - передачи 02.11.2005 указанный земельный участок передан арендатору (л.д. - 17).

Размер и условия внесения арендной платы определены в разделе 3 договора.

Размер годовой арендной платы за участок составляет 652 597 руб. 40 коп. Арендная плата вносится арендатором ежеквартально - 25 числа последнего месяца квартала путем перечисления ее на расчетный счет получателя (пункт 3.1. договора).

В пункте 3.4. договора стороны предусмотрели, что размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и не чаще одного раза в год при изменении базовой ставки арендной платы.

Согласно расчету, являющимся приложением № 2 к договору аренды (л.д. - 16), ежегодный размер арендной платы исчислен арендодателем исходя из базовой ставки земельного налога.

В аналогичном порядке произведен расчет арендной платы за использование ответчиком земельного участка в 2006, 2007 годах.

Соглашением от 21.02.2007 к договору аренды земельного участка № 02/05 - 201 (л.д. - 18 - 20) стороны изложили пункт 3.1. договора в следующей редакции: «Размер годовой арендной платы за участок составляет 275 007 руб. 60 коп. по срокам уплаты: до 25.03.2007 - 22 917 руб. 30 коп., до 25.06.2007 - 68 751 руб. 90 коп., до 25.09.2007 - 68 751 руб. 90 коп., до 25.12.2007 - 68 571 руб. 90 коп. (согласно уточненному расчету на 2007 год). Данное соглашение зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Коми 13.04.2007.

02.06.2008 стороны подписали соглашение, которым внесли изменения в договор аренды № 02/05 - 201 в части наименования арендатора в связи с реорганизаций юридического лица - ОАО «Сыктывкар Тиссью Груп» (л.д. - 21 - 22).

Уведомлениями от 20.02.2008, 30.05.2008, 30.07.2008 Управление по земельным ресурсам и землеустройству уведомило истца об увеличении размера ежегодной арендной платы за пользование участком на 2008 год соответственно: уведомлением от 20.02.2008 - до 1 838 906 руб., уведомлением от 30.05.2008 - до 1 409 827 руб. 90 коп., уведомлением от 30.07.2007 - до 1 103 343 руб. 60 коп. (л.д. - 23 - 25).

Истцом арендная плата за 1, 2 и 3 кварталы 2008 года уплачена в размере 985 269 руб. 67 коп., что подтверждается платежными поручениями от 25.03.2008 № 983, от 28.04.2008 № 1431, от 25.06.2008 № 2264, от 25.06.2008  № 3494 (л.д. - 26 - 29). Кроме того, истцом оплачены пени в сумме 4519 руб. 67 коп. за просрочку внесения платежей.

Полагая, что одностороннее увеличение арендной платы произведено администрацией неправомерно, а излишне внесенная сумма арендных платежей в размере 710 262 руб. 07 коп. является неосновательным обогащением, истец обратился в Арбитражный суд Республики Коми за защитой нарушенного права в виде взыскания заявленной суммы, составляющей переплату арендных платежей.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене исходя из нижеследующего.

Согласно части 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату); порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Частью 4 статьи 22 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 450 и частью 2 статьи 452 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором, а также по требованию одной из сторон по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной или в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Согласно части 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Как усматривается из материалов дела, суд первой инстанции,  удовлетворяя требования о неосновательном  обогащении  со стороны администрации, исходил из того, что договором от 02.11.2005 № 02/05 - 201 не предусмотрено право арендодателя на одностороннее изменение условий договора в связи с установлением иного порядка определения арендной платы. Право на односторонне изменение арендных платежей предоставлено арендодателю только в случае индексации ставок земельного налога. Поскольку изменение налоговой ставки не произошло, внесение изменений в договор в установленном законом порядке не имеется, следовательно, излишне перечисленные обществом денежные средства получены администрацией в отсутствие на то законных и договорных оснований.

Апелляционный суд не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции в силу следующего.

Как указал суд первой инстанции, решением Арбитражного суда Республики Коми по делу А29 - 1884/2009 от 19.11.2009, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 01.02.2010, отказано в удовлетворении исковых требований администрации о внесении изменений в пункты 3.1., 3.2. и 3.4. договора аренды земельного участка от 02.11.2005 № 02/05 - 201.

Постановлением Федерального арбитражного суда Волго - Вятского округа от 13.05.2010 по делу № А29 - 1884/2009 решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.11.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.02.2010 по указанному делу отменены. Суд  удовлетворил исковые требования администрации и обязал внести изменения в подпункты 3.1., 3.2. и 3.4. договора аренды земельного участка от 02.11.2005 № 02/05 - 201, изложив их в следующей редакции: «3.1. Размер ежегодной арендной платы с 01.01.2008 года определяется в сумме: 1 103 343 (один миллион сто три тысячи триста сорок три) рубля 59 копеек. Расчет арендной платы определен в приложении к соглашению, который является его неотъемлемой частью. 3.2. Арендная плата вносится Арендатором ежеквартально - 25 числа последнего месяца квартала путем перечисления на расчетный счет получателя: УФК по Республики Коми (Администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар»), ИНН 112 101 0333 / КПП 112 101 001, Банк получателя: ГРКЦ НБ Республики Коми Банка России г.Сыктывкара, р/с 40 10 181 000 000 00 100 04, БИК 048 702 001, ОКАТО 874 010 00000, КБК 924 1 11 05 010 04 0000 120 - арендная плата за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов. 3.4. Перерасчет арендной платы производится Арендодателем в одностороннем порядке, не требующего согласия Арендатора, в случае изменения порядка определения арендной платы уполномоченными на это органами.».

Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ данное постановление имеет преюдициальное значение для настоящего дела.

Суд первой инстанции ошибочно не принял во внимание то, что в силу части 3 статьи 65 ЗК РФ стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.

Ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, поэтому стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Постановление Правительства Республики Коми от 25.12.2007 № 314 «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки, расположенные на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена» вступило в законную силу и не противоречит федеральному законодательству.

Согласно пункту 6 названного постановления изменение расчета арендной платы за пользование земельными участками по ранее заключенным договорам аренды действует с 01.01.2008.

Таким образом, Арбитражный суд Республики Коми, правильно установив фактические обстоятельства дела, не применил часть 3 статьи 65 ЗК РФ и статью 424 ГК РФ, что привело к ошибочному выводу о неправомерности произведенного администрацией перерасчета арендной платы и необоснованному удовлетворению исковых требований.

При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права, что, в свою очередь, является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции в соответствии с пунктами 3, 4 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 270 АПК РФ.

В соответствии со статьями 110, 112 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на истца.

Руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л: