• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июня 2010 года  Дело N А29-13750/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судейКараваевой А.В., Перминовой Г.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермошиной С.Г.,

при участии в судебном заседании:

представителей ответчика - государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми Ефановой О.Д., действующей на основании доверенности от 17.06.2010, Ожигановой О.В., действующей на основании доверенности от 17.06.2010,

рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Санаторий «Хопровские зори»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.03.2010 по делу А29 - 13750/2009, принятое судом в составе судьи Полицинского В.Н.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Санаторий «Хопровские зори»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

о признании недействительным решения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Санаторий «Хопровские зори» (далее заявитель, Общество, ООО «Санаторий «Хопровские зори») обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее ответчик, антимонопольный орган, УФАС по Республике Коми) о признании недействительным решения от 09.12.2009 № 04 - 78/5967.

Определением Арбитражного суда Республики Коми к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ответчик, заказчик, Фонд социального страхования, ГУ РО ФСС РФ по Республике Коми).

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.03.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, ООО «Санаторий «Хопровские зори» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. По мнению заявителя, решение арбитражного суда является незаконным и необоснованным, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы права, что выразилось в ошибочном истолковании частей 3, 4 статьи 22 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов), необоснованном применении пункта 1 статьи 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации, неприменении части 1 статьи 8 Закона о размещении заказов, статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125 - ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее Закон об обязательном социальном страховании), пункта 30 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 № 286 (далее - Положение об оплате дополнительных расходов на реабилитацию), Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 722 (далее - Правила оценки заявок на участие в конкурсе), Перечня организаций, оказывающих в 2008 году санаторно - курортные услуги застрахованным лицам, пострадавшим вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 25 января 2008 г. № 32н (далее - Перечень организаций, оказывающих санаторно - курортные услуги). Общество просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

УФАС по Республике Коми и ГУ РО ФСС РФ по Республике Коми в отзывах на апелляционную жалобу возражают против изложенных в ней доводов, просят решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Антимонопольный орган ходатайствует о рассмотрении дела без своего представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя и УФАС по Республике Коми.

В судебном заседании апелляционной инстанции представители ГУ РО ФСС РФ по Республике Коми поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 05.11.2009 ГУ РО ФСС РФ по Республике Коми утверждена документация об открытом конкурсе №15 - 05 - 24 на право заключения государственного контракта на оказание в 2010 году услуг по медицинской реабилитации и стационарной медицинской помощи застрахованным лицам, пострадавшим вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее конкурсная документация). Открытый конкурс проводится по пяти лотам. Место оказания названных услуг в конкурсной документацией определено следующим образом: лот № 1 - Московская область; лот № 2 - Волгоградская область; лот № 3 - Краснодарский край, город - курорт Анапа; лот № 4 - Кировская область; лот № 5 - Кировская область (л. д. 78 - 90).

.11.2009ООО «Санаторий «Хопровские зори» обратилось в УФАС по Республике Коми с жалобой на неправомерные действия ГУ РО ФСС РФ по Республике Коми. По мнению Общества, указание в конкурсной документации мест оказания услуг не соответствует статье 8 Закона о размещении заказов и статье 17 Закон о защите конкуренции, так как это ограничивает конкуренцию и возможность участия в конкурсе лиц, оказывающих соответствующие услуги, а сочетание санитарно - курортного лечения и стационарной помощи нарушает требования пункта 2 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов, поскольку качественные и количественные характеристики оказываемых услуг сформулированы только под санитарно - курортное лечение (л. д. 19, 20).

.12.2009 комиссия УФАС по Республике Коми по контролю в сфере размещения заказов рассмотрела жалобу ООО «Санаторий «Хопровские зори» от 26.11.2009 и, придя к выводам о том, что заявления застрахованных лиц о медицинской реабилитации удовлетворяются с учетом рекомендаций лечебного учреждения, определение мест оказания услуг не влечет ограничения количества участников размещения заказа, требования части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов и пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции заказчиком не нарушены, вынесла решение № 04 - 78/5967 о признании данной жалобы необоснованной (л. д. 9 - 11).

Не согласившись с указанным решением, ООО «Санаторий «Хопровские зори» обжаловало его в арбитражный суд.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу о том, что содержание конкурсной документации не свидетельствует об ограничении конкуренции, поскольку любое лицо, способное оказать вышеназванные услуги в указанных местах, вправе претендовать на заключение с ним государственного контракта.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей Фонда социального страхования, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 1 статьи 8 Закона о размещении заказов участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Статьей 10 Закона о размещении заказов предусмотрено, что при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт (часть 2.1). Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями данного закона (часть 3).

В силу статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа (часть 3). Конкурсная документация должна, в том числе содержать: требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом конкурса, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик (пункт 2 части 4); место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (пункт 4 части 4).

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов; участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах (часть 1). Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах (часть 2). Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов (часть 3).

В соответствии с отраслевым стандартом «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 № 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

В силу отраслевого стандарта «Социальное обслуживание населения. Термины и определения. ГОСТ Р 52495 - 2005», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 № 532 - ст, стационарное учреждение социального обслуживания - это учреждение социального обслуживания, обеспечивающее предоставление социальных услуг клиентам в условиях круглосуточного пребывания.

Из письма Росздравнадзора от 06.03.2006 № 01И - 169/06 «О паспортизации санитарно - курортных учреждений» следует, что услугой по медицинской реабилитации является комплекс медицинских услуг, предоставляемых исполнителем, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и профессиональной трудоспособности.

Согласно приказу Минздрава Российской Федерации от 10.04.2001 № 113 «О введении действие отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги» медицинская помощь это комплекс мероприятий (включая медицинские услуги, организационно - технические мероприятия, санитарно - противоэпидемические мероприятия, лекарственное обеспечение и др.), направленных на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья.

В силу Перечня работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, являющегося приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. № 30, Порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно - поликлинической (в том числе первичной медико - санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико - санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно - авиационной), высокотехнологичной, санаторно - курортной медицинской помощи, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 10.05.2007 № 323, услуги по стационарной и санаторно - курортной медицинской помощи технологически и функционально связаны.

Таким образом, участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах; включение в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. Конкурсная документация, помимо прочего, должна содержать место оказания услуг. При размещении заказа заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов. Услуги по стационарной и санаторно - курортной медицинской помощи технологически и функционально связаны. Включение этих услуг в один лот не является ограничением конкуренции и не противоречит законодательству о размещении заказов и защите конкуренции.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, указание в конкурсной документации мест оказания вышеназванных медицинских услуг соответствует требованиям пункта 4 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов. Доказательства, свидетельствующие о том, что указанное обстоятельство нарушает права и законные интересы заявителя и третьих лиц, не представлены. Указание в конкурсной документации данных мест само по себе не свидетельствует о фактической невозможности всех лиц, имеющих право на оказание названых медицинских услуг, принять участие в аукционе, независимо от их места нахождения. Отсутствие в вышеназванных регионах у каких - либо лиц, заинтересованных в заключении государственного контракта, соответствующих медицинских учреждений является результатом их экономической деятельности и не доказывает нарушения Фондом социального страхования прав этих лиц, а также ограничение заказчиком числа участников аукциона.

Включенные в каждый из лотов услуги по стационарной и санаторно - курортной медицинской помощи технологически и функционально связаны. Следовательно, сочетание этих услуг в указанных лотах не ограничивает конкуренцию при проведении торгов и не противоречит статье 17 Закона о защите конкуренции. При этом конкурсная документация содержит требования не только к услугам по санаторно - курортной медицинской помощи, но и к услугам по стационарной медицинской помощи, а именно: оснащение и оборудование, связанное с оказанием стационарной медицинской помощи, должно быть достаточным для проведения полного курса медицинской реабилитации; площади лечебных кабинетов должны быть достаточными для оказания стационарной медицинской помощи; заинтересованное лицо должно иметь лицензию на стационарную помощь по специальности «профпатология» (т. л. д. 81 - 88). Кроме того, действующее законодательство не запрещает организациям, оказывающим услуги по санаторно - курортной медицинской помощи одновременно оказывать услуги и по стационарной медицинской помощи, в том числе иметь ответствующие стационарные отделения.

При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что оспариваемое решение антимонопольного органа не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя.

Доводы апелляционной жалобы о том, что указание в конкурсной документации конкретного субъекта Российской Федерации ограничивает количество участников размещения заказа, устраняет конкуренцию, создает для определенных лиц преимущественные условия участия в торгах: санаторно - курортное лечение и стационарная медицинская помощь являются разными видами оздоровления и производятся в различных учреждениях, судом апелляционной инстанции отклоняются, как не соответствующие обстоятельствам дела и основанные на ошибочном истолковании правовых норм.

Утверждения Общества о том, что арбитражный суд не обратил внимание на то, что к участникам конкурса были выдвинуты требования об оказании стационарной медицинской помощи; применение судом первой инстанции пункта 1 статьи 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации не обоснованно, так как речь в заявлении идет не только о месте происхождения товара, но и о требованиях к товару, информации, работам, услугам, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, судом апелляционной инстанции не принимаются, как не свидетельствующие об ошибочности обжалуемого судебного акта.

Довод ООО «Санаторий «Хопровские зори» о том, что санатории, находящиеся в других областях, не могут принять участие в открытом конкурсе, а также ссылки заявителя на статью 8 Закона об обязательном социальном страховании, пункт 30 Положения об оплате дополнительных расходов на реабилитацию, Правила оценки заявок на участие в конкурсе, Перечень организаций, оказывающих санаторно - курортные услуги, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты за основу, как не влияющие на существо рассматриваемого спора.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.

Согласно платежному поручению от 08.04.2010 № 205 ООО «Санаторий «Хопровские зори» излишне уплатило государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 руб.

Следовательно, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.03.2010 по делу № А29 - 13750/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Санаторий «Хопровские зори» без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Санаторий «Хопровские зори» из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 08.04.2010 № 205 государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 руб.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий

     Г.Г. Буторина

     Судьи

     А.В. Караваева

     Г.Г. Перминова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А29-13750/2009
Принявший орган: Второй арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 29 июня 2010

Поиск в тексте