ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 августа 2010 года  Дело N А29-1589/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Караваевой А.В.,

судей Буториной Г.Г., Лысовой Т.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо - Западном федеральном округе

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.06.2010 по делу № А29 - 1589/2010, принятое судом в составе судьи Полицинского В.Н.,

по заявлению закрытого акционерного общества «Нижнеодесское Управление технологического транспорта»

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо - Западном федеральном округе

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

закрытое акционерное общество «Нижнеодесское Управление технологического транспорта» (далее - заявитель, общество, ЗАО «Нижнеодесское УТТ») обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо - Западном федеральном округе (далее - ответчик, административный орган, Региональное отделение ФСФР) о признании незаконным и отмене постановления от 25.12.2009 № 7210 - 57пн по делу об административном правонарушении на основании статьи 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.06.2010 заявленные требования ЗАО «Нижнеодесское УТТ» удовлетворены, совершенное обществом правонарушение признано малозначительным, оспариваемое постановление о назначении административного наказания отменено.

Региональное отделение ФСФР с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми отменить.

По мнению административного органа, у суда первой инстанции отсутствовали основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ. Ответчик указывает, что административное правонарушение может быть признано малозначительным, если оно не причинило вреда и не создало угрозы причинения вреда личности, обществу, государству.  Региональное отделение ФСФР считает, что общество при осуществлении предпринимательской деятельности не проявило той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась для предотвращения правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, поэтому совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным. Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

ЗАО «Нижнеодесское УТТ» в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Общество указывает, что формальное нарушение законодательства о рынке ценных бумаг имеет место, однако это нарушение не затрагивает права и законные интересы акционеров присоединяющего и присоединяемого обществ и третьих лиц.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. От регионального отделения ФСФР поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителей.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 20.03.2009 решением единственного акционера открытого акционерного общества «Автотранспортное предприятие - 2» (далее - ОАО «АТП - 2») принято решение о реорганизации ОАО «АТП - 2» в форме присоединения к ЗАО «Нижнеодесское УТТ» (л.д.11).

Между обществом и ОАО «АТП - 2» заключен договор о присоединении (л.д.12 - 14).

Внеочередным общим собранием акционеров ЗАО «Нижнеодесское УТТ» от 20.03.2009 принято решение о реорганизации общества путем присоединения ОАО «АТП - 2» к ЗАО «Нижнеодесское УТТ», определены  условия размещения ценных бумаг и утвержден договор о присоединении (л.д.8 - 10).

В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации общество предоставило все необходимые документы для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.

В  ЕГРЮЛ внесена запись от 27.03.2009 за государственным регистрационным номером 9091108999995.

13.05.2009 решение о дополнительном выпуске ценных бумаг от 20.04.2009 в составе необходимого комплекта эмиссионных документов подано в Региональное отделение ФСФР. В соответствии с пунктом 8.2 решения общества о дополнительном выпуске ценных бумаг  от 20.04.2009 срок размещения ценных бумаг определен датой внесения в реестр записи о прекращении деятельности ОАО «АТП - 2».

28.05.2009 ОАО «АТП - 2» обратилось в регистрирующий орган с заявлением о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (л.д.16 - 18).

04.06.2009 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности ОАО «АТП - 2» путем реорганизации в форме присоединения за регистрационным номером 2091108006042 (л.д.85).

11.06.2009 осуществлена государственная регистрация выпуска ценных бумаг, выпуску присвоен государственный регистрационный номер 1 - 01 - 20621 - J - 001D (л.д.74).

16.10.2009 должностное лицо Регионального отделения ФСФР, установив нарушение требований пункта 8.5.3 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 № 07 - 4/пз - н, пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 22.04.1996 № 39 - ФЗ «О рынке ценных бумаг» составило в отношении ЗАО «Нижнеодесское УТТ» протокол об административном правонарушении (л.д.71 - 72).

25.12.2009 Региональное отделение ФСФР, установив в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.17 КоАП РФ, на основании протокола об административном правонарушении от 16.10.2009 вынесло в отношении общества постановление о назначении административного наказания. Указанным постановлением общество привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в сумме 600 000 рублей (л.д.5 - 6).

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми.

Арбитражный суд Республики Коми требования общества удовлетворил, оспариваемое  постановление признано незаконным в силу малозначительности совершенного правонарушения.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии со статьей 15.17 КоАП РФ нарушение эмитентом установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39 - ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Федеральный закон «О рынке ценных бумаг») процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, не подлежат размещению, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статьей 24 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 8.3.4. Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР РФ от 25.01.2007 N 07 - 4/пз - н (далее - Стандарты эмиссии ценных бумаг) размещение ценных бумаг юридического лица, к которому осуществлено присоединение, осуществляется в соответствии с договором о присоединении в день внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединяемого юридического лица.

Пунктами 8.5.1, 8.5.3 Стандартов эмиссии ценных бумаг предусмотрено, что размещение ценных бумаг при присоединении юридических лиц осуществляется путем конвертации. В случае, если конвертация осуществляется в дополнительные акции акционерного общества, к которому осуществляется присоединение, государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) акций такого акционерного общества осуществляется до внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединяемого акционерного общества.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что государственная регистрация дополнительного выпуска ценных бумаг ЗАО «Нижнеодесское УТТ» была осуществлена 11.06.2009. Запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединяемого юридического лица ОАО «АТП - 2» внесена 04.06.2009.

Следовательно, ценные бумаги ЗАО «Нижнеодесское УТТ» были размещены эмитентом 04.06.2009 до государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг (11.06.2009), что является нарушением порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности соблюдения обществом требований законодательства о рынке ценных бумаг не установлено. Кроме того Второй арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции  о том, что допущенное нарушение явилось результатом несогласованности действий общества и ОАО «АТП - 2» и отсутствия надлежащего руководства за процедурой присоединения со стороны общества, что свидетельствует о наличии вины заявителя в совершенном правонарушении.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми сделал правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.17 КоАП РФ.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Из норм КоАП РФ следует, что малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 17 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Согласно пункту 18 указанного Постановления при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Оценив представленные в дело доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного обществом правонарушения, Второй арбитражный апелляционный суд полагает, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава правонарушения оно не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой существенного нарушения прав и интересов граждан и государства, в связи с чем, правомерно признано Арбитражным судом Республики Коми малозначительным.

К тому же из материалов дела не усматривается, что подача заявления о прекращении деятельности ОАО «АТП - 2» в регистрирующий орган до государственной регистрации выпуска ценных бумаг, была обусловлена какими - либо недобросовестными намерениями общества либо присоединяемого лица и преследовала цель предоставления кому - либо преимуществ, связанных с преждевременным размещением  эмиссионных ценных бумаг.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства,  и не усматривает правовых оснований для его отмены.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.06.2010 по делу № А29 - 1589/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо - Западном федеральном округе   - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий

     А.В. Караваева

     Судьи

     Г.Г. Буторина

     Т.В. Лысова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка