• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2010 года  Дело N А29-2885/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Перминовой Г.Г.,

судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,

при участии в судебном заседании:

представителя ответчика Архивного агентства Республики Коми Дамяновска Р.Н., действующей на основании доверенности от 17.09.2010,

представителя ответчика государственного учреждения "Республиканский архив документов по личному составу" Гусева А.П., директора,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Лесопромышленная компания "Сыктывкарский ЛДК"

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.07.2010 по делу №А29 - 2885/2010, принятое судом в составе судьи Полицинского В.Н.,

по заявлению открытого акционерного общества "Лесопромышленная компания "Сыктывкарский ЛДК"

к Архивному агентству Республики Коми, государственному учреждению "Республиканский архив документов по личному составу"

о признании незаконным отказа принять на хранение документы по личному составу и обязаниипринять на хранение документы,

установил:

открытое акционерное общество "Лесопромышленная компания "Сыктывкарский ЛДК" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Лесопромышленная компания "Сыктывкарский ЛДК") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Архивному агентству Республики Коми и государственному учреждению "Республиканский архив документов по личному составу" с заявлением о признании незаконным отказа ответчиков принять на хранение документы по личному составу ОАО «Сыктывкарский ЛДК» и обязании ответчиков принять на хранение документы по личному составу в количестве 2729 дел за период с 1934 года по 2001 год.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 28.07.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя, при рассмотрении дела судом первой инстанции не дана оценка обстоятельствам, свидетельствующим о нарушении прав Общества оспариваемым отказом. Заявитель указывает, что им были понесены расходы на выплату заработной платы работнику, ответственному за хранение и учет архивных материалов, на канцтовары и оборудование, отсутствовала возможность реализовывать права собственника помещений, занятых под размещение архивных документов.

ОАО "Лесопромышленная компания "Сыктывкарский ЛДК" обращает внимание, что ОАО «Сыктывкарский ЛДК» ликвидировано в установленном законом порядке, в связи с чем обязательство, вытекающее из договора хранения архивных документов от 05.10.2001 №648, заключенного между заявителем и ОАО «Сыктывкарский ЛДК», прекращено в силу статьи 419 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Общество также считает, что сделка по заключению указанного договора хранения архивных документов от 05.10.2001 №648 является ничтожной, поскольку в момент ее заключения не соответствовала нормам Указа Главы Республики Коми № 332 от 24.11.1997 и Указа Главы Республики Коми №421 от 19.10.1999, которые, по мнению заявителя, исключают возможность передачи документов по личному составу на договорной возмездной основе коммерческим организациям. Полномочиями по принятию и хранению документов по личному составу ликвидированных организаций обладало государственное учреждение «Республиканский архив по личному составу».

Общество полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку находящиеся в его распоряжении архивные документы иного юридического лица - ОАО «Сыктывкарский ЛДК» переданы заявителю на основании ничтожной сделки, кроме того, обязательство по хранению документов прекращено вследствие ликвидации другой стороны.

Архивное агентство Республики Коми и Государственное учреждение "Республиканский архив документов по личному составу" в отзыве и в пояснениях в судебном заседании суда апелляционной инстанции опровергли доводы апелляционной жалобы, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Заявитель явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 05.10.2001 между ОАО «Лесопромышленная компания «Сыктывкарский ЛДК» (хранителем) и ОАО «Сыктывкарский ЛДК» (поклажедателем) заключен договор хранения архивных документов, согласно которому заявитель за плату в размере 1242018 руб. обязуется принять от поклажедателя на хранение архивные документы по личному составу работников с 1934 по 2001 годы в количестве 2729 дел и хранить их в течение 75 лет (том 1 л.д. 14 - 15). Согласно акту приема - передачи документы приняты заявителем на хранение 28.09.2001 (том 1 л.д. 16 - 150).

12.09.2002 регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации ОАО «Сыктывкарский ЛДК» по решению суда.

04.03.2010 заявитель обратился к руководителю Архивного агентства Республики Коми с заявлением о принятии мер по дальнейшему хранению архивных документов ОАО «Сыктывкарский ЛДК» в связи с прекращением обязательств Общества по договору от 05.10.2001 ввиду ликвидации ОАО «Сыктывкарский ЛДК» (том 1 л.д. 10).

В ответ на указанное обращение государственное учреждение "Республиканский архив документов по личному составу" направило заявителю письмо от 11.03.2010 №31, в котором указало, что учреждение не имеет возможности принять от заявителя на хранение документы по личному составу из - за отсутствия свободных площадей и оборудования, сославшись на пункт 4.4.1 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, а также на статью 17 Федерального закона от 22.10.2004 N 125 - ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".

Полагая, что Архивное агентство Республики Коми и Государственное учреждение "Республиканский архив документов по личному составу" совершили незаконные действия по отказу принять документы по личному составу ликвидированного ОАО «Сыктывкарский ЛДК», которые нарушают права ОАО «Лесопромышленная компания «Сыктывкарский ЛДК», Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей ответчиков, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 22.10.2004 №125 - ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон об архивном деле).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 17 Закона об архивном деле государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона. Уничтожение документов Архивного фонда Российской Федерации запрещается.

В силу части 10 статьи 23 Закона об архивном деле при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

Частью 1 статьи 14 Закона об архивном деле предусмотрено, что государственное управление архивным делом в субъектах Российской Федерации осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела.

В соответствии с Положением об Архивном агентстве Республики Коми, утвержденным Указом Главы Республики Коми от 12.08.2009 N 93, органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию в области архивного дела на территории Республики Коми, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации на территории Республики Коми, является Архивное агентство Республики Коми.

Указом Главы Республики Коми от 19.10.1999 N 421 создано государственное учреждение "Республиканский архив документов по личному составу" для хранения и использования документов по личному составу ликвидируемых организаций независимо от форм собственности, не имеющих правопреемников и вышестоящих по подчиненности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Республики Коми, находящихся на территории Республики Коми.

Согласно пунктам 3.3 и 3.2 Устава государственное учреждение "Республиканский архив документов по личному составу" осуществляет прием документов по личному составу от ликвидированных организаций и предприятий, а также действующих организаций и предприятий на основе договора. При поступлении заявлений, писем, жалоб, иных обращений государственных учреждений, организаций, предприятий, граждан по вопросам социально - правового характера, запросов архивных справок, архивных выписок, копий архивных документов подлежит обязательной регистрации с момента их поступления.

Из приведенных выше норм права следует, что передача документов по личному составу при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, осуществляется с соблюдением установленного законом порядка. Данный порядок предполагает, что управомоченным на совершение данных действий субъектом является ликвидатор или конкурсный управляющий, который в целях передачи на архивное хранение обязан упорядочить архивные документы ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства. При этом передача документов осуществляется на основании договора, заключаемого с соответствующим государственным или муниципальным архивом. В рассматриваемом случае таким архивом, с учетом правоспособности, определенной Уставом, является государственное учреждение "Республиканский архив документов по личному составу".

ОАО «Лесопромышленная компания «Сыктывкарский ЛДК» в целях передачи на хранение документов по личному составу ОАО «Сыктывкарский ЛДК», которое ликвидировано, направило письменное обращение от 04.03.2010 в Архивное агентство Республики Коми со ссылкой на положение части 10 статьи 23 Закона об архивном деле.

Между тем, указанный орган является органом исполнительной власти Республики Коми, полномочия которого четко определены Положением об Архивном агентстве Республики Коми, утвержденным Указом Главы Республики Коми от 12.08.2009 N 93. В число полномочий Архивного агентства Республики Коми принятие на хранение документов по личному составу ликвидированных организаций не входит.

Доказательств обращения заявителя в государственное учреждение "Республиканский архив документов по личному составу" в порядке, который предусмотрен законом, в частности с предложением заключить соответствующий договор в отношении документов, которые упорядочены надлежащим образом, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований о признании незаконным отказа государственного учреждения "Республиканский архив документов по личному составу" принять на хранение документы по личному составу ОАО «Сыктывкарский ЛДК» и обязании принять на хранение документы по личному составу ОАО «ЛПК «Сыктывкарский ЛДК» в количестве 2729 дел за период с 1934 года по 2001 год, поскольку у государственного учреждения "Республиканский архив документов по личному составу" отсутствовали правовые основания для совершения действий по принятию документов на архивное хранение.

Документы по личному составу ОАО «Сыктывкарский ЛДК» были получены заявителем в результате возмездной сделки - договора хранения от 05.10.2001 №648.

Ссылка заявителя на ничтожность договора хранения архивных документов от 05.10.2001 №648 в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также на прекращение обязательства, возникшего из указанного договора, согласно статьи 419 Гражданского кодекса Российской Федерации, к числу таких оснований не относится, поскольку то обстоятельство, что архивные документы ОАО «Сыктывкарский ЛДК», по мнению заявителя, не могут находиться у Общества, не свидетельствует об обязанности государственного учреждения "Республиканский архив документов по личному составу" принять такие документы без соблюдения порядка, установленного законом.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 125 АПК РФ при предъявлении иска к нескольким ответчикам к каждому из них должно быть сформулировано требование.

Заявление Общества не содержит отдельного требования, заявленного к Архивному агентству Республики Коми. Агентство является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и осуществляет полномочия в соответствии с Положением об Архивном агентстве Республики Коми, утвержденным Указом Главы Республики Коми от 12.08.2009 N 93. Принятие документов на архивное хранение в порядке части 10 статьи 23 Закона об архивном деле к компетенции Архивного агентства Республики Коми не относится, связи с чем указанный орган является ненадлежащим ответчиком по требованию о признании незаконным отказа принять на хранение документы по личному составу ОАО «Сыктывкарский ЛДК» и обязании принять на хранение документы по личному составу ОАО «ЛПК «Сыктывкарский ЛДК» в количестве 2729 дел за период с 1934 года по 2001 год. Кроме того, материалы дела не содержат доказательств, что Архивное агентство Республики Коми совершило такие действия (направило оспариваемый отказ). Заявление Общества от 04.03.2010 требований о приеме на хранение документов по личному составу ОАО «ЛПК «Сыктывкарский ЛДК» не содержало.

Доводы о нарушении прав Общества, которые выразились в несении дополнительных расходов, связанных с хранением документов, не принимается в качестве основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку доказательств того, что данные обстоятельства вызваны противоправными действиями ответчиков, материалы дела не содержат.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оценив действия Архивного агентства Республики Коми и государственного учреждения "Республиканский архив документов по личному составу", суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований открытого акционерного общества "Лесопромышленная компания "Сыктывкарский ЛДК" о признании незаконным отказа ответчиков принять на хранение документы по личному составу ОАО «Сыктывкарский ЛДК» и обязании ответчиков принять на хранение документы по личному составу ОАО «ЛПК «Сыктывкарский ЛДК» в количестве 2729 дел за период с 1934 года по 2001 год.

Доводы заявителя жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются как не опровергающие правильности выводов суда первой инстанции.

Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы составляет 1000 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя жалобы. Государственная пошлина уплачена заявителем при обращении с апелляционной жалобой по платежному поручению №2102 от 26.08.2010 в размере 2000 рублей, в связи с чем, на основании статьи 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.07.2010 по делу №А29 - 2885/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Лесопромышленная компания "Сыктывкарский ЛДК" - без удовлетворения.

Выдать открытому акционерному обществу "Лесопромышленная компания "Сыктывкарский ЛДК" справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению №2102 от 26.08.2010 в сумме 1000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий

     Г.Г. Перминова

     Судьи

     А.В. Караваева

     Т.В.   Лысова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А29-2885/2010
Принявший орган: Второй арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 29 сентября 2010

Поиск в тексте