ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2010 года  Дело N А29-3023/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Немчаниновой М.В.,

судей Лобановой Л.Н., Черных Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,

при участии в судебном заседании:

представителей заявителя - Тимофеева К.В., действующего на основании доверенности от 03.08.2010, Поздникова О.О., действующего на основании доверенности от 31.05.2010, Мухиной О.К., действующей на основании доверенности от 28.04.2010, Медведевой С.В., действующей на основании доверенности от 28.04.2010,

представителей Инспекции - Фроловой Г.Д., действующей на основании доверенности от 09.12.2009, Нестеровой Т.М., действующей на основании доверенности от 09.12.2009,

представителя Управления - Абрамовой О.Г., действующей на основании доверенности от 29.01.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от  16.07.2010 по делу № А29 - 3023/2010, принятое судом в составе судьи Макаровой Л.Ф.,

по заявлению открытого акционерного общества «Северные магистральные нефтепроводы»

к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми

третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми

о признании частично недействительным решения от 21.12.2009 № 13 - 16/6,

установил:

Открытое акционерное общество «Северные магистральные нефтепроводы» (далее - ОАО «СМН», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) от 21.12.2009 № 13 - 16/6 в части привлечения к налоговой ответственности за неполную уплату налога на прибыль и налога на добавленную стоимость в виде штрафов в сумме 4 274 213 рублей 83 копеек; в части начисления пени по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость в сумме 6 708 563 рублей 50 копеек; в части начисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость в сумме 22 008 239 рублей.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 16.07.2010 требования, заявленные ОАО «Северные магистральные нефтепроводы», удовлетворены в полном объеме.

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.07.2010, в удовлетворении заявленных ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» требований отказать. Заявитель жалобы указывает, что в ходе проверки Инспекцией было установлено, что Общество, включив в расходы, уменьшающие доходы для целей налогообложения в 2006 году одновременно и фактические выплаты вознаграждения работникам предприятия по итогам работы за 2005 год в сумме 83 737 127 рублей 42 копейки и сумму начисленного резерва на выплату вознаграждений за 2006 год в размере 80 783 441 рублей 60 копеек, занизило налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за 2006 год. По мнению налогового органа, при создании налогоплательщиком резерва для данного вида выплат, положениями пункта 24 статьи 255 и статьи 324.1 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено одновременное включение в состав расходов суммы фактических выплат и суммы указанного резерва.  Исходя из указанных норм, Общество должно было учесть в расходах для целей налогообложения либо суммы фактических выплат (в случае если резерв не формируется), либо сумму резерва в размере фактических выплат. В связи с чем, налоговый орган полагает, что Общество имело право включить в расходы для целей налогообложения сумму резерва  в размере  80 783 441 рублей 60 копеек и сумму фактических выплат, превышающих начисленный резерв в размере 2 953 685 рублей 82 копейки, то есть учесть в расходах всю сумму фактических выплат в размере 83 737 127 рублей 42 копейки.  Также Инспекция указывает, что судом первой инстанции не приняты во внимание пояснения представленные по расчету (таблица) по вопросу создания и использования ОАО «СМН» резерва за 2002 - 2007 годы.

Инспекция также не согласилась с решением суда о признании недействительным решения налогового органа в части включения в состав расходов по налогу на прибыль и в состав налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость затрат по приобретению товаров у ООО «Евротек». Ссылаясь на обстоятельства установленные в ходе выездной проверки, Инспекция утверждает, что представленные налогоплательщиком счета - фактуры и иные первичные документы не могут являться надлежащим доказательством несения ОАО «СМН» расходов по приобретению товаров именно у ООО «Евротек», так как документы, оформленные от имени указанного поставщика, не отвечают признакам достоверности и подписаны не установленным лицом. Налоговый орган указывает, что анализ расчетного счета поставщика Общества, на который перечислялись денежные средства ОАО «СМН», подтверждает транзитный характер расчетов, что доказывает отсутствие осуществления реальной хозяйственной деятельности ООО «Евротек». Руководитель и главный бухгалтер ООО «Евротек» Майоров В.В. является инвалидом с детства по психическому заболеванию и, следовательно, не мог осуществлять руководство деятельностью ООО «Евротек». Кроме того, показаниями водителей подтверждается доставка товаров из г. Санкт - Петербурга, а не из г. Москвы, в котором согласно учредительных документов зарегистрировано ООО «Евротек». Налоговый орган считает, что Общество действовало без должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента. В связи с этим, налоговый орган полагает, что представленные налогоплательщиком счета - фактуры и первичные документы не могут являться основанием для отнесения спорных расходов на затраты, учитываемых при исчислении и уплате налога на прибыль и подтверждением налоговых вычетов по НДС. Подробно доводы налогового органа изложены в апелляционной жалобе.

В судебном заседании представители Инспекции поддержали свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель Управления в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу Инспекции, настаивает на ее удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представители Общества указали, что с жалобой Инспекции не согласны, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просят оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение Арбитражного суда Республики Коми - без изменения.  Подробно доводы Общества изложены в отзыве на апелляционную жалобу.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка в отношении ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2006 по 31.12.2007. Результаты проверки отражены в акте от 26.10.2009 № 13 - 16/6.

По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, возражений налогоплательщика начальником Инспекции принято решение от 21.12.2009 № 13 - 16/6 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое было обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган.

Рассмотрев апелляционную жалобу Общества, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми решило изменить решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми от 21.12.2009 № 13 - 16/6, изложив резолютивную часть решения в новой редакции (решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 03.03.2010 № 72 - А).

Согласно решению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми от 21.12.2009 № 13 - 16/6 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 03.03.2010 № 72 - А ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» привлечено к налоговой ответственности за неполную уплату налогов на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафов в сумме 4 273 213 рублей 83 копейки, в том числе:

- за неуплату налога на прибыль в сумме 4 166 574 рублей 90 копеек;

- за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 107 638 рублей 93 копейки;

Налогоплательщику (налоговому агенту) начислены пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 6 710 793 рублей 63 копейки, в том числе:

- по налогу на прибыль в сумме 6 557 657 рублей 93 копейки;

- по налогу на добавленную стоимость в сумме 150 905 рублей 57 копеек;

- по налогу на доходы физических лиц в сумме 2 230 рублей 13 копеек;

и предложено уплатить налоги  в сумме 22 008 239 рублей, в том числе:

- налог на прибыль в сумме 20 832 874 рублей;

- налог на добавленную стоимость в сумме 1 175 365 рублей.

Не согласившись с решением налогового органа в части доначисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, Общество обжаловало его в арбитражный суд.

Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил требования налогоплательщика. Руководствуясь пунктами 1, 2 статьи 252, статьей 255, пунктами 1, 4 статьи 272, статьей 324.1 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что ОАО «Северные магистральные нефтепроводы», формируя в порядке, установленном учетной политикой предприятия, резерв на выплату вознаграждения по итогам работы за 2006 год, на основании пункта 24 статьи 255, статьи 324.1 Налогового кодекса РФ вправе было учесть суммы ежемесячных отчислений в указанный резерв при исчислении налога на прибыль за 2006 год и перенести недоиспользованные суммы резерва на следующий налоговый период.

Руководствуясь пунктами 1, 2, 6 статьи 169, пунктами 1, 2 статьи 171, пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды», суд первой инстанции пришел к выводу, что Общество документально подтвердило факт несения расходов по приобретению товаров у ООО «Евротек», а также выполнило все условия, установленные для применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по хозяйственным операциям с ООО «Евротек», сделки по приобретению товаров у ООО «Евротек» носили реальный характер, налоговым органом не представлено доказательств свидетельствующих о том, что налогоплательщик в отношении с указанным контрагентом действовал без должной осмотрительности и осторожности.

Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

1. В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Статьей 255 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

К расходам на оплату труда в целях настоящей главы относятся, в частности:

- начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели (пункт 3 статьи 255 Налогового кодекса РФ);

- расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам и (или) в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, осуществляемые в соответствии со статьей 324.1 настоящего Кодекса (пункт 24 статьи 255 Налогового кодекса РФ);

- другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором (пункт 25 статьи 255 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 272 Налогового кодекса РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений настоящей главы, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 настоящего Кодекса.

Расходы на оплату труда признаются в качестве расходов ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со статьей 255 настоящего Кодекса расходов на оплату труда.

В соответствии со статьей 324.1 Налогового кодекса РФ  налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму единого социального налога с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

На конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва.

Недоиспользованные на последний день текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.

При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний рабочий день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и соответственно сумму единого социального налога, по которым ранее не создавался указанный резерв.

Если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.

В аналогичном порядке налогоплательщик осуществляет отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год.

Таким образом, законодательством о налогах и сборах предусмотрено, что расходы в виде отчислений в резерв на выплату  ежегодного вознаграждения по итогам работы за год в порядке статьи 324.1 Налогового кодекса РФ учитываются в затратах налогоплательщика при исчислении налога на прибыль.

Как следует из материалов дела, пунктами 5.6 Коллективных договоров ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» на 2003 - 2005 годы и на 2006 - 2008 годы предусмотрены премирование, поощрения, вознаграждения работников по итогам года и выплаты за другие достижения в соответствии с утвержденными и согласованными с профсоюзным комитетом Положениями (том 5 л.д. 1 - 31, 32 - 50).

Положение о выплате годового вознаграждения работникам ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» было утверждено генеральным директором по согласованию с профсоюзным комитетом 19.07.2004 (том 5 л.д. 52 - 57). В соответствии с указанным Положением источником выплаты годового вознаграждения является «Резерв на выплату вознаграждения по итогам работы за год», который в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства и обращения отчетного периода ежемесячно начисляется следующим образом:

резерв на выплату годового вознаграждения (месячный):

ФОТ год : 13 : 12, где ФОТ год - годовой фонд оплаты труда, единый социальный налог на сумму резерва годового вознаграждения (месячный):

(ФОТ год х % ЕСН) : 13 : 12.