• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 февраля 2010 года  Дело N А29-3894/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2010 года.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,

при участии в судебном заседании представителя заявителя Торлопова В.Г. по доверенности от 01.12.2009,

рассмотрев апелляционную жалобу жилищно - строительного кооператива № 19

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.11.2009 по делу № А29 - 3894/2009, принятое судом в составе судьи Шипиловой Э.В.,

по заявлению жилищно - строительного кооператива № 19

к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар», Управлению по земельным ресурсам администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»,

третьи лица: Управление архитектуры, градостроительства и землепользования администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар», общество с ограниченной ответственностью «Стройбизнес»,

о признании постановления недействительным,

установил:

жилищно - строительный кооператив № 19 (далее - заявитель, Кооператив, ЖСК - 19) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным постановления и.о. главы администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 30.05.2008 № 5/2111 «Об утверждении границ земельного участка».

Данное требование адресовано администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее - ответчик, Администрация) и Управлению по земельным ресурсам администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар». Однако, учитывая, что с момента вступления в законную силу решения Совета МО ГО «Сыктывкар» от 14.11.2008 № 15/11 - 307 «Об утверждении структуры администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» данное Управление исключено из состава Администрации, ответчиком по настоящему делу оно быть не может.

Кроме того, из положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что ответчиком по делам об оспаривании ненормативных правовых актов может выступать тот государственный орган или должностное лицо, которые приняли указанный акт. Являющееся предметом настоящего спора постановление от 30.05.2008 № 5/2111 принято не Управлением по земельным ресурсам, а и.о. главы Администрации, который является муниципальным служащим и принимает акты от имени Администрации (статьи 25, 45, 59 Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар»).

Функции Управления по земельным ресурсам переданы Управлению архитектуры, градостроительства и землепользования (далее - УАГиЗ), привлеченному к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Также в качестве третьих лиц к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью «Стройбизнес» (далее - ООО «Стройбизнес»).

Решением суда первой инстанции от 13.11.2009 в удовлетворении требований Кооператива отказано.

Не согласившись с данным решением, ЖСК - 19 обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение от 13.11.2009 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении его требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что в нарушение статьи 63 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) он не был за один год уведомлен об уменьшении площади земельного участка, используемого для эксплуатации жилого дома. Более того, площадь участка, определенная оспариваемым постановлением, намного меньше нормативного размера участка, установленного законодательством для жилого 9 - этажного дома. Суд необоснованно придал статус законности проекту границ земельного участка, утвержденному после исключения данного понятия из ЗК РФ и замены его на «схему расположения земельного участка на кадастровом плане». Также в нарушение части 7 статьи 36 ЗК РФ суд не выяснил и не указал в решении площадь фактически используемого Кооперативом земельного участка, не применил соответствующие нормы земельного и градостроительного законодательства. Вывод суда о непредставлении ЖСК - 19 документов, подтверждающих его право на спорный участок, не обоснован. Заявитель является кооперативом, который в силу статьей 103, 104 Земельного кодекса РСФСР 1970 года получил земельный участок для обслуживания жилого дома № 48 по ул. Красных Партизан в постоянное (бессрочное) пользование. Документы по отводу земельного участка под строительство и вводу дома в эксплуатацию представлялись суду.

Кооператив полагает, что статья 36 ЗК не имеет отношения к пункту 2 оспариваемого постановления, которым земельный участок площадью 991 кв.м. переводится в резервные территории для муниципальных нужд. Суд не установил, соответствует ли данный пункт, а также подпункт 2.1 постановления, Администрации закону. ЖСК - 19 считает незаконным возложение на него обязанности по постановке земельного участка на кадастровый учет в связи с отсутствием у заявителя полномочий государственного органа по кадастровому учету. Кроме того, по мнению Кооператива, суд не установил наличие у и.о. главы Администрации Овакимяна В.К. полномочий на подписание оспариваемого постановления.

В отзыве на апелляционную жалобу ответчик считает решение суда от 13.11.2009 законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу заявителя - без удовлетворения. Указывает на то, что в соответствии со статьями 18, 88 Земельного кодекса РСФСР 1970 года право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, оформляемое после ввода жилого дома в эксплуатацию, должно было удостоверяться государственным актом. Однако такой акт ЖСК - 19 не представил, а значит, не доказал наличие у него соответствующего права. Также в деле отсутствует и договор аренды земельного участка площадью 3799 кв.м., который должен был заключаться на основании постановления главы администрации г. Сыктывкара от 16.03.1998 № 3/607.

Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Администрация, УАГиЗ и ООО «Стройбизнес» явку своих представителей в апелляционный суд не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчика и третьих лиц.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением главы администрации г. Сыктывкара от 16.03.1998 № 3/607 «Об утверждении проектов установления границ землепользователей кадастровых кварталов» заявителю предоставлен в аренду на 5 лет земельный участок по адресу: г. Сыктывкар, ул. Красных Партизан, 48, на котором расположен 108 - квартирный 9 - этажный жилой дом. Заявителю предписано заключить договор аренды. Указано на то, что право пользования земельным участком наступает с момента регистрации договора в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Сыктывкара.

28.12.2005 председатель ЖСК - 19 обратился к главе муниципального образования «Город Сыктывкар» с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка площадью 3799 кв. м., расположенного по адресу: ул. Красных Партизан, 48.

Письмом 11.01.2006 № 01 - 08/8202 заместитель главы Администрации сообщил председателю Кооператива, что границы земельного участка для обслуживания жилого дома № 48 по ул. Красных Партизан утверждены постановлением главы Администрации от 16.03.1998 № 3/607, площадь участка 3799 кв.м. Для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность в соответствии со статьей 36 ЗК РФ необходимо представить: заявления всех собственников помещений многоквартирного жилого дома о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность; документы, подтверждающие право собственности на помещения каждого собственника; согласованный с каждым собственником помещений расчет долей собственности на строение; технический паспорт на строение в целом и на помещения собственников.

22.09.2006 заместитель главы Администрации, рассмотрев письменное обращение заявителя, направил в адрес ЖСК - 19 письмо № 01 - 08/2955, в котором также указал, что земельный участок для обслуживания жилого дома по ул. Красных Партизан, 48, сформирован по материалам инвентаризации земель в 1998 году, то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в связи чем Кооперативу необходимо обратиться в УФРС для регистрации права собственности на земельный участок.

27.05.2008 главой Администрации принято постановление № 5/2036 «О предоставлении земельного участка в аренду» об утверждении проекта границ земельного участка площадью 654 кв.м. и предоставлении его ООО «Стройбизнес» в аренду сроком на 11 месяцев, на период строительства объекта «многоквартирные жилые дома в квартале улиц Красных Партизан - Первомайской - Интернациональной - Свободы».

03.03.2009 Кооператив обратился к главе Администрации с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 3303 кв.м., находящегося в кадастровом квартале 11:05 по адресу: г. Сыктывкар, ул. Красных Партизан, 48, для обслуживания многоквартирного дома.

Письмом от 13.03.2009 № 01 - 08/1710 первый зам. главы Администрации сообщил о том, что данная схема не может быть принята к рассмотрению, так как постановлением главы Администрации от 30.05.2008 № 5/2111 утверждены границы земельного участка площадью 2696 кв.м. для облуживания жилого дома ЖСК - 19. Участок сформирован в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, указным постановлением земельный участок площадью 991 кв.м. по ул. Красных Партизан, 48, переведен в резервные территории для муниципальных нужд. Земельный участок площадью 112 кв.м. по ул. Красных Партизан, 48, переведен в земли общего пользования в составе земель населенных пунктов. На ЖСК - 19 возложена обязанность, произвести постановку земельного участка на государственный кадастровый учет. В связи с истечением срока действия признано утратившим силу постановление главы Администрации от 16.03.1998 № 3/607 в части утверждения и предоставления в аренду земельного участка по ул. Красных Партизан, 48.

Считая постановление от 30.05.2008 № 5/2111 незаконным, Кооператив оспорил его в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ЖСК - 19 не представил доказательства нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов Кооператива. Договор аренды на земельный участок площадью 3799 кв.м. (согласно постановлению главы администрации от 16.03.1998 № 3/607) заявителем не заключался. В государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о земельном участке, расположенном по адресу: г. Сыктывкар, ул. Красных Партизан, 48, отсутствуют. Межевание земельного участка по данному адресу не производилось. Следовательно, земельный участок под многоквартирным домом не сформирован, государственный кадастровый учет не проведен.

Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Второй арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189 - ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса российской Федерации» (далее - Закон № 189 - ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Также норма, относящая земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, к общей долевой собственности собственников помещений этого дома содержится в статье 36 ЖК РФ. При этом положения главы 6 настоящего Кодекса, в которую входит статья 36, распространяются на отношения собственности в многоквартирном доме в жилищном и жилищно - строительном кооперативе при условии полностью выплаченного паевого взноса хотя бы одним членом кооператива (часть 2 статьи 129 ЖК РФ).

Согласно частям 1, 4 статьи 110 ЖК РФ жилищным или жилищно - строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме. Жилищные и жилищно - строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (часть 2 статьи 48 ГК РФ).

Из пунктов 1.1, 2.1 - 2.3 устава ЖСК - 19 (т. 2 л.д. 72 - 82) следует, что Кооператив представляет собой добровольное объединение граждан на основе членства для совместного ведения хозяйственной и иной деятельности на базе принадлежащего ему на праве собственности имущества. Целью деятельности заявителя является эксплуатация принадлежащего ему жилого дома и территории домовладения, выполнение строительно - монтажных работ (ремонт дома, благоустройство дворовой территории и т.д.), осуществление иных видов деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Часть 1 статьи 124 ЖК РФ предусматривает, что жилое помещение в домах жилищного кооператива предоставляется гражданину или юридическому лицу, принятым в члены жилищного кооператива, на основании решения общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) в соответствии с размером внесенного паевого взноса. Член жилищного кооператива приобретает право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме в случае полной выплаты паевого взноса (часть 1 статьи 129 ЖК РФ, пункт 4 статьи 218 ГК РФ, пункты 5.1.2 - 5.1.5 устава ЖСК - 19).

Таким образом, жилищный кооператив является собственником всего многоквартирного жилого дома в целом до момента полной выплаты паевого взноса одним из его членов. После этого возникает право общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома.

С момента создания ЖСК - 19 (03.04.1979) и приемки в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по адресу: г. Сыктывкар, ул. Красных Партизан, 48 (июнь 1981 года), до момента обращения Кооператива в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Администрации (20.05.2009), мотивированного ссылками на статью 16 Закона № 189 - ФЗ, прошло более 20 лет (т. 1 л.д. 25, 27 - 29, т. 2 л.д. 8 - 10, т. 1 л.д. 12). Поэтому апелляционный суд полагает, что до обращения Кооператива в арбитражный суд, некоторые его члены могли стать собственниками жилых помещений в многоквартирном доме. Документы, подтверждающие, что заявитель является единственным собственником всего жилого дома в целом, не представлены.

Следовательно, акт органа местного самоуправления по вопросу утверждения границ земельного участка под многоквартирным домом будет затрагивать интересы всех собственников в совокупности. То есть в рассматриваемом случае требования ЖСК - 19 направлены на защиту не только его прав, но и прав других собственников помещений в доме № 48 по ул. Красных Партизан г.Сыктывкара, при формировании земельного участка, предназначенного для его эксплуатации. На это указывает и сам заявитель в пояснении к исковому заявлению (т. 1 л.д. 30 - 31).

Вместе с тем действующим законодательством не предусмотрено право жилищно - строительного кооператива на представительство в суде по таким спорам. Пункт 2 части 2 статьи 119 ЖК РФ наделяет председателя кооператива правом на представление интересов лишь самого кооператива.

В уставе ЖСК - 19 также не имеется норм, позволяющих отнести заявителя к лицам, уполномоченным на представление и защиту интересов всех собственников помещений многоквартирного дома. В нем идет речь только об имуществе, принадлежащем Кооперативу на праве собственности.

При таких обстоятельствах лицо, обращающееся в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Администрации от 30.05.2008 № 5/2111, должно иметь документы, подтверждающие наделение его собственниками помещений полномочиями на представление их интересов. Данный вывод подтверждается также нормами части 3 статьи 16 Закона № 189 - ФЗ, предусматривающей, что с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не сформированного до введения в действие ЖК РФ, в органы государственной власти или органы местного самоуправления вправе обратиться любое лицо, уполномоченное решением общего собрания собственников помещений.

Между тем в настоящем деле документы о полномочиях ЖСК - 19 по представлению интересов всех собственников помещений многоквартирного дома № 48 по ул. Красных Партизан отсутствуют, что свидетельствует о невозможности признания его надлежащим заявителем.

Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, ЖСК - 19 не представил доказательств нарушения его прав и законных интересов в связи с изданием оспариваемого постановления.

Кооператив не доказал, что земельный участок, занятый многоквартирным домом, был закреплен за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования. В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 18, 88, 104 Земельного кодекса РСФСР 1970 года, Постановления Совмина СССР от 06.03.1975 №199 «О выдаче землепользователем государственных актов на право пользования землей», данный факт может быть подтвержден только соответствующим государственным актом. Такой акт суду представлен не был.

Договор аренды на основании постановления от 16.03.1998 № 3/607 заявителем также не заключался. Поэтому нельзя утверждать, что для эксплуатации жилого дома фактически использовался земельный участок большей площади, чем та, которая указана в оспариваемом постановлении.

В соответствии с частью 2 статьи 6 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент вступления в силу Закона № 189 - ФЗ) и статьи 11.1 ЗК РФ (вступила в силу 24.10.2008) земельный участок может считаться сформированным только после постановки его на государственный кадастровый учет. Кадастровый паспорт на земельный участок, занятый многоквартирным домом по адресу: г. Сыктывкар, ул. Красных Партизан, 48, Кооперативом не представлен. Следовательно, основанные на письмах должностных лиц Администрации доводы ЖСК - 19 о том, что этот участок был сформирован до введения в действие ЖК РФ, и уменьшение оспариваемым постановлением его границ нарушает права пользователей данного участка, являются необоснованными.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недоказанность нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя о признании ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным вне зависимости от того, был ли нарушен закон при его принятии. В связи с этим доводы апелляционной жалобы о несоответствии постановления Администрации от 30.05.2008 № 5/2111 закону отклоняются как не имеющие правового значения для настоящего спора.

Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что требования ЖСК - 19 не могут быть удовлетворены.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

Таким образом, решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.11.2009 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кооператива - без удовлетворения.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на уплату государственной пошлины по апелляционной инстанции относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.11.2009 по делу № А29 - 3894/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу жилищно - строительного кооператива № 19 - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий
  Т.В. Лысова

     Судьи
  А.В. Караваева

     Г.Г. Перминова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А29-3894/2009
Принявший орган: Второй арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 24 февраля 2010

Поиск в тексте