ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 декабря 2010 года  Дело N А29-4664/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Перминовой Г.Г.,

судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя Наханович Н.А., действующей на основании доверенности от 30.11.2010,

представителей ответчика Марченко Ю.В., действующей на основании доверенности от 19.05.2010, Самарина Н.М., действующего на основании доверенности  от 26.07.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сыктывкару

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.10.2010

по делу №А29 - 4664/2010, принятое судом в составе судьи Н.Ш. Махмутова,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая фирма АМ"

к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сыктывкару

о признании незаконным предписания,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Консалтинговая фирма АМ" (далее - заявитель, общество, ООО "Консалтинговая фирма АМ") обратилось  в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Сыктывкару (далее - ответчик, ИФНС, Инспекция) о признании незаконным предписания №3 от  19.04.2010, которым Обществу указано в срок до 19.05.2010 устранить выявленные нарушения Федерального закона от 11.11.2003 № 138 - ФЗ «О лотереях» (далее - Закон о лотереях) при проведении всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Фермер».

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 08.10.2010 требование общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая фирма АМ" удовлетворено.

Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Сыктывкару с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

По мнению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Сыктывкару, решение суда первой инстанции содержит выводы, не соответствующие обстоятельствам дела.

Ответчик указывает, что по результатам проведенной проверки выявлено несоответствие деятельности ООО "Консалтинговая фирма АМ" как организатора и ООО «Рус - Лото» как оператора всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Фермер» в обособленном подразделении ООО «РусЛото», расположенном по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, дом 119, положениям статьи 3 Закона о лотереях. Результаты проверки зафиксированы в акте №19 - 27/004 от 15.03.2010, на основании которого 19.04.2010 Инспекцией выдано оспариваемое предписание.

В апелляционной жалобе Инспекция обращает внимание, что оформление договорных отношений путем выдачи лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом предусмотрено в отношении всех видов лотерей.  При этом при проведении бестиражной лотереи оформление договорных отношений путем выдачи квитанции (лотерейной квитанции), другого документа или иным способом Законом о лотереях не предусмотрено. Участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить является его лотерейный билет выигрышным или нет.

По мнению Инспекции, бестиражная лотерея не может проводиться в режиме реального времени, поскольку в силу пункта 7 статьи 3 Закона о лотереях проведение лотереи в режиме реального времени с использованием лотерейного оборудования, указанного в части 6 данной статьи, осуществляется только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации.

Ответчик не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что всероссийская негосударственная бестиражная лотерея «Фермер» основывается на принципе определения выигрыша после внесения участником платы за участие в лотерее и предоставления лотерейной квитанции, поскольку из материалов дела следует, что участнику лотереи после внесения платы за участие в лотереи вместо квитанции выдается пластиковая идентификационная карта. Квитанция выдается по итогам выигрыша. Лотерейный билет участнику всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Фермер» не выдается.

Подробно доводы Инспекции изложены в апелляционной жалобе и поддержаны представителями в судебном заседании суда апелляционной инстанции.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании суда апелляционной инстанции опровергло доводы жалобы, возражало против удовлетворения жалобы.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью ООО «Консалтинговая фирма АМ» выдано разрешение №374  от 23.07.2007 на проведение  всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Фермер» на территории Российской Федерации со сроком действия до 22.07.2012 (л.д.49).

27.11.2009 ООО «Консалтинговая фирма АМ» (Организатор лотереи) и ООО «РусЛото» (Оператор лотереи) заключили договор №01/09 - РЛ - О/14, в соответствии с которым Организатор лотереи поручает, а Оператор лотереи за оговоренное вознаграждение принимает на себя обязательства в течение срока действия договора, действуя от имени, за счет и по поручению Организатора лотереи, осуществлять мероприятия по проведению лотереи (л.д. 135 - 139). Приложением №1 к указанному договору определено наименование лотереи, подлежащей проведению Оператором по поручению Организатора в рамках указанного договора, - всероссийская негосударственная бестиражная лотерея «Фермер» (л.д. 140).

11.02.2010 Прокуратура города Сыктывкара направила в адрес ИФНС по г.Сыктывкару письмо №07 - 19 - 2010, в котором указала, что в ходе проведенной прокуратурой проверки выявлено, что в нежилом помещении в доме 119 по ул. Интернациональной организована деятельность обособленного подразделения ООО «РусЛото» по проведению всероссийских негосударственных бестиражных лотерей «Щит Отечества», «Студенческий билет», «Фермер». Ссылаясь на положение пункта 5 Правил проведения негосударственной лотереи, утвержденных Приказом Министерства финансов России от 09.08.2004 N 66н, в письме изложена просьба провести проверку законности организации и проведения ООО «РусЛото» всероссийских негосударственных бестиражных лотерей «Щит Отечества», «Студенческий билет», «Фермер» (л.д. 118 - 119).

15.02.2010 и.о. начальника ИФНС издал приказ №01 - 04/57 о проведении проверки всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Фермер», осуществляемой  оператором ООО «РусЛото» по месту ее проведения обособленным подразделением ООО «РусЛото»: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, дом 119, на предмет ее соответствия условиям и законодательству Российской Федерации, в том числе за целевым использованием выручки от проведения данной лотереи, организатором которой является ООО «Консалтинговая фирма АМ» (л.д. 110).

На основании данного приказа в период с 17.02.2010 по 15.03.2010 должностные лица Инспекции в присутствии сотрудника обособленного подразделения ООО «РусЛото» в г. Сыктывкаре регионального менеджера Волкомурова Э.А. провели проверку всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Фермер» на предмет её соответствия условиям и законодательству Российской Федерации согласно Федерального закона от 11.11.2003 № 138 - ФЗ «О лотереях», постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2004 №338 «О мерах по реализации Федерального закона «О лотереях», Федерального закона от 29.12.2006 № 244 - ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

17.02.2010 проведен осмотр помещения по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 119 с составлением протокола осмотра № 01 - 04/57 (л.д. 111 - 113). В ходе осмотра установлено, что в данном помещении располагается обособленное подразделение ООО «РусЛото». Помещение разделено на зал для проведения лотерей, в котором находится 24 единицы электронного оборудования; служебное помещение; помещение для кассовых операций; туалет.

По результатам проведенной проверки составлен акт №19 - 27/004 от 15.03.2010 (л.д. 16 - 28), который направлен в адрес ООО «РусЛото» и в адрес ООО «Консалтинговая фирма АМ».

12.04.2010 в Инспекцию поступили возражения ООО «Консалтинговая фирма АМ» на акт проверки (л.д. 80 - 85).

16.03.2010 начальник Инспекции, рассмотрев акт проверки № 19 - 27/004 от 15.03.2010, вынес решение предложить обществу с ограниченной ответственностью ООО «Консалтинговая фирма АМ» в срок до 15.04.2010 устранить выявленные нарушения Закона о лотереях при проведении всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Фермер» (л.д. 100 - 102).

19.04.2010 начальником Инспекции вынесено предписание №3 об устранении ООО «Консалтинговая фирма АМ», которое является организатором всероссийской негосударственной бестиражной лотереи  «Фермер», выявленных нарушений действующего законодательства Российской Федерации согласно Закону о лотереях в срок до 19.05.2010 (л.д. 12 - 15).

Не согласившись с предписанием, Общество оспорило его в Арбитражный суд Республики Коми.

Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности Инспекцией правомерности выдачи заявителю предписания №3 от 19.04.2010.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правовая основа государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, обязательные нормативы лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей,  определены Законом о лотереях.

В соответствии со статьей 2 Закона о лотереях лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Согласно части 1 статьи 21 Закона о лотереях контроль за проведением лотерей осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью 3  указанной статьи (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого предписания) определено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления обязан ежегодно проводить проверку соответствия лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N506 "Об утверждении Положения о федеральной налоговой службе" (далее - Положение) Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 5.1, 5.1.8, 5.2, 5.2.9, 5.5, 5.5.8, 5.22 Положения Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет контроль и надзор за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей; выдает в установленном порядке разрешения на проведение всероссийских лотерей; ведет в установленном порядке единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей; рассматривает уведомления о проведении стимулирующих лотерей и осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2004 N 338 "О мерах по реализации федерального закона "О лотереях" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N338) установлено, что Министерство финансов Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию лотерейной деятельности, а также методологическое обеспечение федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации N338 Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции: выдача разрешений на проведение всероссийских лотерей, рассмотрение уведомлений о проведении стимулирующих лотерей, ведение единого государственного реестра лотерей и государственного реестра всероссийских лотерей, контроль за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.

Во исполнение Закона о лотереях и постановления Правительства Российской Федерации N338, Приказом Министерства финансов России от 09.08.2004 N 66н, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 10.09.2004 N 6014, установлены, в том числе Правила проведения негосударственной лотереи (приложение N 2) (далее - Правила).

Пунктом 5 вышеуказанных Правил определено, что Федеральная налоговая служба, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший разрешение на проведение лотереи, с целью контроля за проведением лотереи вправе проводить плановые и внеплановые проверки организатора (оператора) лотереи на предмет соответствия лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации, а также направлять своих представителей для работы в составе тиражной комиссии.

Проверка соответствия лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации осуществляется по представленным в Федеральную налоговую службу отчетам организаторов (операторов) лотерей, а также при проверке организатора (оператора) лотереи представителями соответствующего уполномоченного органа.

При проверке проведения лотереи с использованием лотерейного оборудования осуществляется контроль соответствия (неизменности) используемого программного обеспечения лотерейного оборудования заявленному (представленному) на момент получения разрешения.

Плановая проверка проводится не чаще одного раза в год по утвержденному уполномоченным органом плану.

Представитель  Инспекции в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснил, что рассматриваемая проверка плановой не являлась.

Внеплановая проверка может проводиться в случае:

необходимости проверки достоверности представленных сведений;

получения уполномоченным органом, выдавшим разрешение на проведение лотереи, от органов государственной власти информации о нарушении организатором лотереи при проведении лотереи требований действующего законодательства Российской Федерации;

обращения участников лотереи с жалобами на нарушение их прав и законных интересов.

Из совокупности доказательств следует, что в рассматриваемом случае имела место проверка соответствия всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Фермер» ее условиям и законодательству Российской Федерации при проверке, проведенной представителями соответствующего уполномоченного органа в обособленном подразделении ООО «РусЛото», расположенном по адресу Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, дом 119.

В материалы дела представлена копия приказа о проведении проверки №01 - 04/57 от 15.02.2010. В тексте приказа отсутствует указание на вид проверки. Из имеющихся в материалах дела доказательств также не следует, какая именно проверка проводилась в период с 17.02.2010 по 17.03.2010 - плановая или внеплановая. Не представлены утвержденный уполномоченным органом план ежегодных проверок либо документы, подтверждающие наличие предусмотренного пунктом 5 Правил повода для проведения внеплановой проверки.

Письмо Прокуратуры города Сыктывкара от 11.02.2010 №07 - 19 - 2010 не может быть принято в обоснование наличия повода для проведения внеплановой проверки, поскольку  по своему содержанию оно не является информацией о нарушении организатором лотереи при проведении лотереи требований действующего законодательства Российской Федерации и не указано в приказе  №01 - 04/57 от 15.02.2010 в качестве основания проведения проверки Инспекцией.

Таким образом, Инспекцией в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие нормативно предусмотренных оснований для проведения проверки.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 18.07.2008 N 10 - П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.

Приказ о проведении проверки №01 - 04/57 от 15.02.2010 содержит информацию о том, что организатором всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Фермер» является ООО «Консалтинговая фирма АМ», которому по результатам проведения проверки были выданы решение №3 от 16.03.2010 и оспариваемое предписание №3 от 19.04.2010. Вместе с тем, доказательств соблюдения прав Общества при проведении данной проверки не имеется. Приказ о проведении проверки №01 - 04/57 от 15.02.2010 представлен для ознакомления только сотрудникам ООО «РусЛото» Волкомурову Э.А. и Шутову Е.В. В материалах дела отсутствуют доказательства направления (вручения) приказа о проведении проверки ООО «Консалтинговая фирма АМ». Доказательств того, что ООО «Консалтинговая фирма АМ» было поставлено в известность о проведении проверки всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Фермер», организатором которой оно является, а также того, что Обществу была предоставлена возможность принять участие при проведении проверки, по результатам которой в отношении него были вынесены обязательные для исполнения акты (решение и оспариваемое предписание) материалы дела не содержат.