• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 декабря 2010 года  Дело N А29-4666/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Перминовой Г.Г.,

судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя Наханович Н.А., действующей на основании доверенности от 30.11.2010,

представителей ответчика Марченко Ю.В., действующей на основании доверенности от 19.05.2010, Самарина Н.М., действующего на основании доверенности от 26.07.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сыктывкару

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.10.2010 по делу №А29 - 4666/2010, принятое судом в составе судьи Н.Ш.Махмутова,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая фирма АМ"

к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сыктывкару

о признании незаконным предписания,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Консалтинговая фирма АМ" (далее - заявитель, общество, ООО "Консалтинговая фирма АМ") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Сыктывкару (далее - ответчик, ИФНС, Инспекция) о признании незаконным предписания №4 от 19.04.2010, которым Обществу указано в срок до 19.05.2010 устранить выявленные нарушения Федерального закона от 11.11.2003 № 138 - ФЗ «О лотереях» (далее - Закон о лотереях) при проведении всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Студенческий билет».

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 08.10.2010 требование общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая фирма АМ" удовлетворено.

Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Сыктывкару с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

По мнению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Сыктывкару, решение суда первой инстанции содержит выводы, не соответствующие обстоятельствам дела.

Ответчик указывает, что по результатам проведенной проверки выявлено несоответствие деятельности ООО "Консалтинговая фирма АМ" как организатора и ООО «Рус - Лото» как оператора всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Студенческий билет» в обособленном подразделении ООО «РусЛото», расположенном по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, дом 119, положениям статьи 3 Закона о лотереях. Результаты проверки зафиксированы в акте №19 - 27/005 от 15.03.2010, на основании которого 19.04.2010 Инспекцией выдано оспариваемое предписание.

В апелляционной жалобе Инспекция обращает внимание, что оформление договорных отношений путем выдачи лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом предусмотрено в отношении всех видов лотерей. При этом при проведении бестиражной лотереи оформление договорных отношений путем выдачи квитанции (лотерейной квитанции), другого документа или иным способом Законом о лотереях не предусмотрено. Участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить является его лотерейный билет выигрышным или нет.

По мнению Инспекции, бестиражная лотерея не может проводиться в режиме реального времени, поскольку в силу пункта 7 статьи 3 Закона о лотереях проведение лотереи в режиме реального времени с использованием лотерейного оборудования, указанного в части 6 данной статьи, осуществляется только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации.

Ответчик не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что всероссийская негосударственная бестиражная лотерея «Студенческий билет» основывается на принципе определения выигрыша после внесения участником платы за участие в лотерее и предоставления лотерейной квитанции, поскольку из материалов дела следует, что участнику лотереи после внесения платы за участие в лотереи вместо квитанции выдается пластиковая идентификационная карта. Квитанция выдается по итогам выигрыша. Лотерейный билет участнику всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Студенческий билет» не выдается.

Подробно доводы Инспекции изложены в апелляционной жалобе и поддержаны представителями в судебном заседании суда апелляционной инстанции.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании суда апелляционной инстанции опровергло доводы жалобы, возражало против удовлетворения жалобы.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью ООО «Консалтинговая фирма АМ» выдано разрешение № 347 от 29.05.2007 на проведение всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Студенческий билет» на территории Российской Федерации со сроком действия до 28.05.2012 (л.д.49).

27.11.2009 ООО «Консалтинговая фирма АМ» (Организатор лотереи) и ООО «РусЛото» (Оператор лотереи) заключили договор №01/09 - РЛ - О/14, в соответствии с которым Организатор лотереи поручает, а Оператор лотереи за оговоренное вознаграждение принимает на себя обязательства в течение срока действия договора, действуя от имени, за счет и по поручению Организатора лотереи, осуществлять мероприятия по проведению лотереи (л.д. 157 - 161). Приложением №1 к указанному договору определено наименование лотереи, подлежащей проведению Оператором по поручению Организатора в рамках указанного договора, - всероссийская негосударственная бестиражная лотерея «Студенческий билет» (л.д. 167).

15.02.2010 и.о. начальника ИФНС издал приказ №01 - 04/55 о проведении проверки всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Студенческий билет», осуществляемой оператором ООО «РусЛото» по месту ее проведения обособленным подразделением ООО «РусЛото»: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, дом 119, на предмет ее соответствия условиям и законодательству Российской Федерации, в том числе за целевым использованием выручки от проведения данной лотереи, организатором которой является ООО «Консалтинговая фирма АМ» (л.д. 120).

На основании данного приказа в период с 17.02.2010 по 15.03.2010 должностные лица Инспекции в присутствии сотрудника обособленного подразделения ООО «РусЛото» в г. Сыктывкаре регионального менеджера Волкомурова Э.А. провели проверку всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Студенческий билет» на предмет её соответствия условиям и законодательству Российской Федерации согласно Федерального закона от 11.11.2003 № 138 - ФЗ «О лотереях», постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2004 №338 «О мерах по реализации Федерального закона «О лотереях», Федерального закона от 29.12.2006 № 244 - ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

17.02.2010 проведен осмотр помещения по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 119 с составлением протокола осмотра № 01 - 04/55 (л.д. 114 - 117). В ходе осмотра установлено, что в данном помещении располагается обособленное подразделение ООО «РусЛото». Помещение разделено на зал для проведения лотерей, в котором находится 24 единицы электронного оборудования; служебное помещение; помещение для кассовых операций; туалет.

По результатам проведенной проверки составлен акт №19 - 27/005 от 15.03.2010 (л.д. 16 - 28), который направлен в адрес ООО «РусЛото» и в адрес ООО «Консалтинговая фирма АМ».

12.04.2010 в Инспекцию поступили возражения ООО «Консалтинговая фирма АМ» на акт проверки (л.д. 81 - 86).

16.03.2010 начальник Инспекции, рассмотрев акт проверки № 19 - 27/05 от 15.03.2010, вынес решение предложить обществу с ограниченной ответственностью ООО «Консалтинговая фирма АМ» в срок до 15.04.2010 устранить выявленные нарушения Закона о лотереях при проведении всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Студенческий билет» (л.д. 99 - 101).

19.04.2010 начальником Инспекции вынесено предписание №4 об устранении ООО «Консалтинговая фирма АМ», которое является организатором всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Студенческий билет», выявленных нарушений действующего законодательства Российской Федерации согласно Закону о лотереях в срок до 19.05.2010 (л.д. 12 - 15).

Не согласившись с предписанием, Общество оспорило его в Арбитражный суд Республики Коми.

Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности Инспекцией правомерности выдачи заявителю предписания № 4 от 19.04.2010.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правовая основа государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, обязательные нормативы лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей, определены Законом о лотереях.

В соответствии со статьей 2 Закона о лотереях лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Согласно части 1 статьи 21 Закона о лотереях контроль за проведением лотерей осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью 3 указанной статьи (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого предписания) определено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления обязан ежегодно проводить проверку соответствия лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N506 "Об утверждении Положения о федеральной налоговой службе" (далее - Положение) Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 5.1, 5.1.8, 5.2, 5.2.9, 5.5, 5.5.8, 5.22 Положения Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет контроль и надзор за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей; выдает в установленном порядке разрешения на проведение всероссийских лотерей; ведет в установленном порядке единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей; рассматривает уведомления о проведении стимулирующих лотерей и осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2004 N 338 "О мерах по реализации федерального закона "О лотереях" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N338) установлено, что Министерство финансов Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию лотерейной деятельности, а также методологическое обеспечение федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации N338 Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции: выдача разрешений на проведение всероссийских лотерей, рассмотрение уведомлений о проведении стимулирующих лотерей, ведение единого государственного реестра лотерей и государственного реестра всероссийских лотерей, контроль за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.

Во исполнение Закона о лотереях и постановления Правительства Российской Федерации N338, Приказом Министерства финансов России от 09.08.2004 N 66н, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 10.09.2004 N 6014, установлены, в том числе Правила проведения негосударственной лотереи (приложение N 2) (далее - Правила).

Пунктом 5 вышеуказанных Правил определено, что Федеральная налоговая служба, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший разрешение на проведение лотереи, с целью контроля за проведением лотереи вправе проводить плановые и внеплановые проверки организатора (оператора) лотереи на предмет соответствия лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации, а также направлять своих представителей для работы в составе тиражной комиссии.

Проверка соответствия лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации осуществляется по представленным в Федеральную налоговую службу отчетам организаторов (операторов) лотерей, а также при проверке организатора (оператора) лотереи представителями соответствующего уполномоченного органа.

При проверке проведения лотереи с использованием лотерейного оборудования осуществляется контроль соответствия (неизменности) используемого программного обеспечения лотерейного оборудования заявленному (представленному) на момент получения разрешения.

Плановая проверка проводится не чаще одного раза в год по утвержденному уполномоченным органом плану.

Представитель Инспекции в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснил, что рассматриваемая проверка плановой не являлась.

Внеплановая проверка может проводиться в случае:

необходимости проверки достоверности представленных сведений;

получения уполномоченным органом, выдавшим разрешение на проведение лотереи, от органов государственной власти информации о нарушении организатором лотереи при проведении лотереи требований действующего законодательства Российской Федерации;

обращения участников лотереи с жалобами на нарушение их прав и законных интересов.

Из совокупности доказательств следует, что в рассматриваемом случае имела место проверка соответствия всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Студенческий билет» ее условиям и законодательству Российской Федерации при проверке, проведенной представителями соответствующего уполномоченного органа в обособленном подразделении ООО «РусЛото», расположенном по адресу Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, дом 119.

В материалы дела представлена копия приказа о проведении проверки №01 - 04/55 от 15.02.2010. В тексте приказа отсутствует указание на вид проверки. Из имеющихся в материалах дела доказательств также не следует, какая именно проверка проводилась в период с 17.02.2010 по 17.03.2010 - плановая или внеплановая. Не представлены утвержденный уполномоченным органом план ежегодных проверок либо документы, подтверждающие наличие предусмотренного пунктом 5 Правил повода для проведения внеплановой проверки.

Таким образом, Инспекцией в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие нормативно предусмотренных оснований для проведения проверки.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 18.07.2008 N 10 - П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.

Приказ о проведении проверки №01 - 04/55 от 15.02.2010 содержит информацию о том, что организатором всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Студенческий билет» является ООО «Консалтинговая фирма АМ», которому по результатам проведения проверки были выданы решение №4 от 16.03.2010 и оспариваемое предписание №4 от 19.04.2010. Вместе с тем, доказательств соблюдения прав Общества при проведении данной проверки в деле не имеется.

Приказ о проведении проверки №01 - 04/55 от 15.02.2010 представлен для ознакомления только сотрудникам ООО «РусЛото» Волкомурову Э.А. и Шутову Е.В. В материалах дела отсутствуют доказательства направления (вручения) приказа о проведении проверки ООО «Консалтинговая фирма АМ». Доказательств того, что ООО «Консалтинговая фирма АМ» было поставлено в известность о проведении проверки всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Студенческий билет», организатором которой оно является, а также того, что Обществу была предоставлена возможность принять участие в проведении проверки, по результатам которой в отношении него были вынесены обязательные для исполнения акты (решение и оспариваемое предписание), материалы дела не содержат.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В нарушение приведенных норм, возлагающих на Инспекцию обязанность доказать наличие оснований для вынесения предписания №4 от 19.04.2010, в том числе соблюдения порядка проведения проверки, по результатам которой вынесен оспариваемый ненормативный акт, соответствующие доказательства ответчиком в материалы дела не представлены. Направление акта проверки в адрес заявителя свидетельствует о том, что изложенные в нем выводы затрагивают права и законные интересы заявителя. Вместе с тем, само по себе направление такого акта после завершения проверки, о проведении которой Общество извещено не было, не подтверждает соблюдения прав проверяемого лица. Объяснения в ходе проведенных сотрудниками Инспекции проверки и осмотра были получены только от работников ООО «РусЛото» (л.д. 118).

Направленные Обществом возражения на акт, составленный по результатам проверки, были получены Инспекцией уже после вынесения решения от 16.03.2010, то есть позиция Общества при принятии решения учтена не была.

Допущенные Инспекцией при проведении проверки нарушения суд признает существенными.

Согласно пунктам 6 и 7 Правил в случае выявления при проведении лотереи нарушения организатором лотереи условий лотереи, а также требований действующего законодательства Российской Федерации Федеральная налоговая служба, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший разрешение на проведение лотереи, выносит решение об устранении организатором лотереи выявленного нарушения в срок, не превышающий 30 календарных дней.

Организатор лотереи уведомляет уполномоченный орган, выдавший указанное решение, об устранении нарушений в установленный уполномоченным органом срок.

В случае неисполнения организатором лотереи решения уполномоченного органа, а также в случае представления организатором лотереи в уполномоченный орган неполной или недостоверной информации Федеральная налоговая служба, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления выдает организатору лотереи предписание с указанием срока устранения организатором лотереи нарушений, повлекших за собой выдачу предписания. Указанный срок не может превышать 30 календарных дней.

Анализ положений пунктов 5, 6, 7 Правил показывает, что проверка соответствия лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации может осуществляться в двух формах: по представленным в Федеральную налоговую службу отчетам организаторов (операторов) лотерей либо при проверке организатора (оператора) лотереи представителями соответствующего уполномоченного органа. При этом решение и предписание может быть выдано в случае выявления нарушений условий лотереи и требований действующего законодательства Российской Федерации, допущенных при проведении лотереи организатором лотереи.

Согласно акту №19 - 27/005 от 15.03.2010 и протоколу осмотра №01 - 04/55 от 17.02.2010 проверочные мероприятия осуществлялись должностными лицами Инспекции по месту нахождения обособленного подразделения ООО «РусЛото», которое согласно договору от 27.11.2009 №01/09 - РЛ - О/14 является оператором лотереи, то есть непосредственно осуществляет мероприятия по проведению лотереи.

Данных о том, что на основании приказа от 15.02.2010 №01 - 04/55 проводилась проверка представленных в Федеральную налоговую службу отчетов организатора лотереи, а также о том, что какие - либо проверочные мероприятия проводились Инспекцией в отношении деятельности ООО «Консалтинговая фирма АМ», как организатора лотереи, материалы дела не содержат.

Несмотря на отсутствие сведений о проведении проверочных мероприятий в отношении ООО «Консалтинговая фирма АМ», в решении №4 от 16.03.2010, неисполнение которого послужило основанием для выдачи заявителю оспариваемого предписания, указано, что деятельность ООО «Консалтинговая фирма АМ» как организатора и ООО «РусЛото» как оператора при проведении всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Студенческий билет» в обособленном подразделении ООО «РусЛото, расположенном по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, дом 119, не соответствует положениям статьи 3 Закона о лотереях и условиям проведения лотереи.

Проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными доказательствами, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора Инспекцией не представлено надлежащих и достаточных доказательств, подтверждающих наличие оснований для выдачи Организатору лотереи оспариваемого предписания об устранении нарушений, зафиксированных в акте №19 - 27/005, с учетом характера описанных нарушений.

Согласно статье 2 Закона о лотереях организатор лотереи - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту);

организация лотереи - осуществление мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи;

проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи;

оператор лотереи - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства.

Из материалов дела видно, что лотерея проводилась в помещении, расположенном по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, дом 119, Оператором лотереи ООО «РусЛото» на основании договора от 27.11.2009 №01/09 - РЛ - О/14, заключенного с Организатором лотереи ООО «Консалтинговая фирма АМ». В соответствии с данным договором Оператор лотереи обязуется осуществлять проведение лотереи в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, условиями лотереи и при необходимости инструкциями, полученными от Организатора лотереи (пункт 3.1.5). Обязательства Оператора по проведению лотереи включают в себя заключение договоров с изготовителями лотерейных билетов, квитанций (иных носителей информации), изготовителями лотерейного и иного, необходимого для проведения лотерей оборудования, программных продуктов и прочих, необходимых для проведения лотерей, договоров; технологическое обеспечение изготовления, учета и хранений лотерейных билетов, квитанций (иных носителей информации), комплектации и доставки лотерейных билетов, квитанций (иных носителей информации) распространителям лотереи, распространение лотерейных билетов, квитанций (иных носителей информации) среди участников лотереи, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и передачу соответствующей информации распространителям и участникам лотереи, самостоятельно или с привлечением распространителей лотерей - выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотерей.

Организатор лотереи, в свою очередь, обязуется своевременно предоставлять Оператору необходимую информацию и документацию о лотерее и Организаторе лотереи, указанные в Приложении №4 к договору (копия разрешения на проведение лотереи, копия условий лотереи), оказывать необходимую консультационную и информационную, а по согласованию сторон - рекламную поддержку Оператора по вопросам проведения лотереи, незамедлительно уведомить Оператора лотереи обо всех изменениях, вносимых в условия проводимой в рамках настоящего договора лотереи, с приложением полученных согласований в уполномоченном на выдачу разрешений на проведение лотерей государственном органе, а также в случае необходимости, с приложением нового разрешения на проведение лотереи (пункты 3.3.1, 3.3.3, 3.3.6).

Нарушения, вмененные Обществу, которое является организатором всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Студенческий билет», и выразившиеся в несоответствии деятельности по проведению указанной лотереи статье 3 Закона о лотереях и условиям проведения лотереи, зафиксированы в пунктах с 2.1 по 2.7 решения от 16.03.2010 и оспариваемого предписания.

Согласно данным пунктам при фактическом проведении лотереи Оператором лотереи (ООО «РусЛото») в принадлежащем ему обособленном подразделении, расположенном по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, дом 119, имеет место нарушение условий, утвержденных Организатором лотереи, и статьи 3 Закона о лотереях.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о лотереях разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения.

Пунктом 6 названной статьи предусмотрено, что заявление о предоставлении разрешения на проведение лотереи составляется в произвольной форме, но должно содержать указание на срок проведения такой лотереи и вид лотереи. К заявлению о предоставлении разрешения на проведение конкретной лотереи должны прилагаться условия лотереи.

В силу части 4 статьи 6 Закона о лотереях несоответствие документов, представленных заявителем для получения разрешения на проведение лотереи, требованиям настоящего Федерального закона является основанием для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на проведение лотереи.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о лотереях условия лотереи утверждаются организатором лотереи.

Условия проведения негосударственной бестиражной всероссийской лотереи «Студенческий билет» утверждены организатором ООО «Консалтинговая фирма АМ», которому уполномоченным органом в установленном порядке выдано разрешение на проведение указанной лотереи со сроком действия до 28.05.2012. Решений об отзыве или приостановлении действия указанного разрешения не принималось.

Выводов о несоответствии условий проведения лотереи требованиям закона оспариваемое предписание не содержит.

«Консалтинговая фирма АМ» является организатором, утвердившим условия проведения лотереи, и получившим разрешение на проведение лотереи. Доказательств непосредственного осуществления Обществом деятельности в обособленном подразделении ООО «РусЛото» по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, дом 119 Инспекцией в оспариваемом предписании не приведено.

Из материалов дела видно, что в ходе проведения проверки Инспекция установила фактические отношения, возникшие между Организатором лотереи и Оператором лотереи, вместе с тем, данные обстоятельства не были оценены при вынесении оспариваемого предписания об устранении Организатором негосударственной бестиражной всероссийской лотереи «Студенческий билет» нарушений действующего законодательства.

Условия договора, заключенного Организатором лотереи и Оператором лотереи при вынесении предписания не оценены, во внимание не приняты.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит не подтвержденными достаточными доказательствами изложенный в акте проверки №19 - 27/005 вывод ИФНС о том, что нарушения статьи 3 Закона о лотереях и условий проведения лотереи допущены Обществом.

Из материалов дела не следует, в каких конкретно действиях Организатора лотереи усматриваются выявленные нарушения, и, каким образом Организатор лотереи должен устранить нарушения, выявленные в деятельности обособленного подразделения Оператора лотереи при наличии существующих условий проведения лотереи.

Как следует из приведенного выше пункта 7 Правил, предписание выдается в случае неисполнения организатором лотереи решения уполномоченного органа. Поскольку в решении №4 от 16.03.2010, направленном заявителю, предложено срок до 15.04.2010 устранить нарушения, допущенные непосредственно при проведении лотереи, и решение не содержит указания на способ устранения Организатором лотереи данных нарушений, выявленных в обособленном подразделении Оператора лотереи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что неисполнение решения с таким содержанием необоснованно явилось основанием для выдачи оспариваемого предписания Организатору лотереи.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает ответственность.

Предписание должно содержать четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить заявителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования.

Формулировка оспариваемого предписания позволяет прийти к выводу о несоответствии этого предписания принципам конкретности и исполнимости предписаний контролирующего органа.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая фирма АМ" о признании незаконным предписания Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Сыктывкару №4 от 19.04.2010.

С учетом вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для ее удовлетворения.

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.10.2010 по делу №А29 - 4666/2010 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции - без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем, государственная пошлина с ответчика не взыскивается.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.10.2010 по делу №А29 - 4666/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сыктывкару - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий

     Г.Г. Перминова

     Судьи

     А.В. Караваева

     Т.В.   Лысова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А29-4666/2010
Принявший орган: Второй арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 01 декабря 2010

Поиск в тексте