ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 ноября 2008 года  Дело N А29-5990/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2008 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Черных Л.И.,

судей Лобановой Л.Н., Хоровой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Черных Л.И.,

при участии в судебном заседании:

представителей заявителя - Ермакова Э.Г., действующего на основании доверенности от 21.06.2007, Терентьева К.Н., действующего на основании доверенности от 06.05.2008,

представителей заинтересованного лица - Иванютиной Ю.Н., действующей на основании доверенности от 16.05.2007, Плехановой Г.К., действующей на основании доверенности от 02.09.2008,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Воркутауголь»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.10.2008 по делу № А29 - 5990/2008, принятое судом в составе судьи Василевской Ж.А.,

по заявлению открытого акционерного общества «Воркутауголь»

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Воркуте Республики Коми,

о признании решения недействительным,

установил:

открытое акционерное общество «Воркутауголь» (далее - ОАО «Воркутауголь», Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Воркуте Республики Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) от 03.07.2008 № 12 - 21/660.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 10.10.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество не согласилось с принятым решением суда и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

Заявитель считает, что кадастровая стоимость земельных участков в целях налогообложения по земельному налогу в 2008 году должна быть утверждена до 01.01.2008; утвержденные приказом Минприроды Республики Коми от 29.12.2007 № 705 результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Коми действуют с 18.02.2008 и не могут быть использованы для определения налоговой базы при исчислении земельного налога за 2008 год. По мнению заявителя, результаты государственной кадастровой оценки земель должны быть утверждены в порядке, предусмотренном действующим законодательством, с соблюдением требований, предъявляемых Законом Республики Коми от 04.11.2002 № 101 - РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов органов государственной власти Республики Коми». Указанный приказ Минприроды Республики Коми от 29.12.2007 № 705 опубликован без приложения, поэтому не содержал сведений относительно результатов государственной кадастровой оценки земельных участков и не может быть применим при разрешении спора в части Приложения № 1 к данному приказу. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе и дополнениях к ней.

Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании представители Общества и Инспекции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнениях к ней и в отзыве на апелляционную жалобу.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ИФНС России по г.Воркуте Республики Коми проведена камеральная проверка налогового расчета авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2008 года, представленного ОАО «Воркутауголь», в ходе которой установлено неправильное исчисление суммы земельного налога на 1 квартал 2008 года в размере 848 525 рублей в результате применения налогоплательщиком при расчете налога кадастровой стоимости земельных участков в общей сумме 364 653 786 рублей, действующей до 01.01.2008. По мнению налогового органа, налогоплательщиком при исчислении налога нарушен пункт 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации и не учтен факт переоценки земель населенных пунктов Республики Коми в 2007 году, результаты которой утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и окружающей среды Республики Коми от 29.12.2007 № 705. С учетом данной переоценки с 01.01.2008 кадастровая стоимость спорных земельных участков составляет 591 918 084 рублей.

Результаты проверки отражены в акте от 30.05.2008 № 12 - 21/660.

По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки, возражений налогоплательщика заместителем начальника ИФНС России по г.Воркуте Республики Коми принято решение от 03.07.2008 № 12 - 21/660 об отказе в привлечении ОАО «Воркутауголь» к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Обществу доначислен земельный налог в сумме 848 525 рублей.

Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Арбитражный суд Республики Коми отказал Обществу в удовлетворении требований. При этом суд первой инстанции руководствовался статьей 17, пунктами 1, 2 статьи 390, пунктами 1, 3 статьи 391, пунктами 1, 2, 11, 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 71, частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 17, статьей 22 Федерального закона от 02.01.2000 № 28 - ФЗ «О государственном земельном кадастре», статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221 - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 № 52 «О Порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков», Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 29.12.2007 № 705 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Коми» и исходил из того, что в данном случае соблюден установленный порядок доведения до сведения налогоплательщика кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2008 года; сам факт опубликования неполных сведений о кадастровой стоимости земельных участков в средствах массовой информации не может влиять на обязанность налогоплательщика по уплате налога, исходя из фактической кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на начало налогового периода.

Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Из материалов дела следует и Общество не оспаривает, что ему на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат 116 земельных участков.

На основании  пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно пункту 2 статьи 396 Кодекса налогоплательщики - организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

Пунктом 14 статьи 396 Кодекса установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.

Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 № 52 утвержден Порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». При этом до 1 марта 2008 г. указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона «О государственном земельном кадастре». Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.

Согласно статье 22 Федерального закона от 02.01.2000 № 28 - ФЗ «О государственном земельном кадастре» сведения государственного земельного кадастра об определенном земельном участке, в том числе о земельном участке, государственный кадастровый учет которого был проведен в установленном порядке до вступления в силу настоящего Федерального закона, предоставляются в виде выписок по месту учета данного земельного участка за плату или бесплатно в срок не более чем через десять рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении указанных сведений.

В статье 14 Федерального закона 24.07.2007 № 221 - «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, за исключением сведений, предоставляемых в виде кадастровых планов территорий или кадастровых справок, предоставляются в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса. Срок предоставления запрашиваемых сведений в виде кадастровых планов территорий или кадастровых справок не может превышать пятнадцать или тридцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса.

Таким образом, из изложенных норм следует, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет земельный налог, определяет налоговую базу по налогу с учетом сведений о кадастровой стоимости земельных участков, полученных им в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 № 52.

Из материалов дела следует, с 01.01.2008 применяются результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Коми, утвержденные Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 29.12.2007 № 705 (далее - Приказ).

Текст указанного Приказа был опубликован в газете «Республика» (официальное издание) 09 февраля 2008 года с приложениями № 2 и 3. Публикация также содержит указание на то, что полная версия приказа размещена на официальном портале Республики Коми в сети Интернет по адресу www.rkomi.ru.

Опубликование Приказа я № 1 положений Закона Республики Коми от 04.11.2002 № 101 - РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов органов государственной власти Республики Коми», порядок доведения до сведения налогоплательщиков информации о кадастровой оценке земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Следовательно, отклоняются доводы налогоплательщика о ненадлежащем опубликовании Приказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 29.12.2007 № 705.

Данный Приказ принят в 66 , 25.08.1999 № 945 « », 10 , 08.04.2000 № 316, 13.06.2002 № 76 « ».

Из материалов дела видно, что сведения о кадастровой стоимости земель населенных пунктов Республики Коми, применяемой с 01.01.2008, размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости  в сети Интернет.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в данном случае результаты кадастровой оценки спорных земельных участков по состоянию на 1 января 2008 года доведены до сведения налогоплательщика с соблюдением установленного порядка и в установленный срок - до 1 марта 2008 года, поэтому подлежали применению при исчислении авансового платежа по земельному налогу за 1 квартал 2008 года.

Кроме того, ОАО «Воркутауголь» не было лишено возможности обратиться в соответствующий орган и получить сведения о кадастровой стоимости земельных участков в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 02.01.2000 № 28 - ФЗ «О государственном земельном кадастре», статьей 14 Федерального закона 24.07.2007 № 221 - «О государственном кадастре недвижимости». Доказательств таких обращений и отказа соответствующих органов в предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков Обществом не представлено.

Суд первой инстанции правильно посчитал, что в данном случае Общество, не применив Порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 № 52, не исполнило обязанность по самостоятельному и правильному исчислению авансового платежа по земельному налогу за 1 квартал 2008 года, расчет которого произведен налогоплательщиком в нарушение пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми пришел к правильному выводу об обоснованном доначислении Обществу налоговым органом земельного налога в размере 848 525 рублей, и правильно отказал Обществу в удовлетворении требований о признании оспариваемого решения налогового органа недействительным.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. Излишне уплаченная Обществом по платежному поручению от 15.07.2008 № 10177 государственная пошлина в размере 1 000 рублей зачтена судом апелляционной инстанции в счет уплаты государственной пошлины за рассмотрение настоящей апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.10.2008 по делу № А29 - 5990/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Воркутауголь» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий

     Л.И.   Черных

     Судьи

     Л.Н.   Лобанова

     Т.В.   Хорова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка