ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2010 года  Дело N А29-6101/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Лобановой Л.Н.,

судей Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания Калининым А.Ю.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя: Лосева А.В., действующего на основании доверенности от 15.12.2009 № 15,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Воркуте Республики Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.10.2010 по делу № А29 - 6101/2010, принятое судом в составе судьи Василевской Ж.А.,

по заявлению Открытого акционерного общества Коми региональный банк «Ухтабанк» (по деятельности филиала в г. Воркуте)

к Инспекции Федеральной  налоговой службы по г.Воркуте Республики Коми

и к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми,

о признании недействительным решения налогового органа от 19.04.2010 № 09 - 26/101,

установил:

Открытое акционерное общество Коми региональный банк «Ухтабанк» в лице филиала в г. Воркуте (далее - Общество, Банк, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Воркуте Республики Коми (далее - ИФНС России по г. Воркуте Республики Коми, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения налогового органа от 19.04.2010 № 09 - 26/101, которым Банк, в связи с деятельностью филиала в г. Воркуте, привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 134 Налогового кодекса Российской Федерации за неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в виде взыскания штрафа в размере 37 604 рубля 63 копейки.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18.10.2010 заявленные требования Банка удовлетворены.

ИФНС России по г. Воркуте Республики Коми с принятым решением суда не согласилась, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Банка.

По мнению Инспекции, решение арбитражного суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Налоговый орган указывает, что требованием № 555 по состоянию на 09.07.2009 МУП УМД «Горняцкое» было предложено в срок до 27.07.2009 уплатить задолженность, пени и штраф по налогу на доходы физических лиц в общей сумме 30 695 514 рублей 11 копеек на основании решения от 19.06.2009 № 10 - 60/11, вынесенного по акту выездной налоговой проверки. В связи с неисполнением предприятием требования Инспекции, налоговым органом принято решение в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в АК СБ РФ Комибанк ОСБ 7128 были направлены инкассовые поручения. Кроме этого налоговым органом на основании статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации были вынесены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках, в том числе решение от 31.07.2009 № 3291 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в ОАО Комирегионбанк «Ухтабанк» в г. Воркуте на сумму задолженности - 30 695 514 рублей 11 копеек. Данное решение, настаивает Инспекция, действует с момента получения его банком и до тех пор, пока налоговый орган не отменит его. Решение Инспекции от 31.07.2009 № 3291 было получено Банком, не отменено налоговым органом, однако, несмотря на эти обстоятельства, Банк исполнил поручения клиента, за период с 02.10.2009 по 19.10.2009 на сумму 188 023 рубля 16 копеек, по состоянию на 02.10.2009 остаток денежных средств на расчетном счете предприятия составил 8 023 рубля 16 копеек. В отношении МУП УМД «Горняцкое» введена процедура банкротства - наблюдение (с 04.09.2009), далее должник был признан банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. Вместе с тем, ссылаясь на положения статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, Инспекция считает, что при получении определения суда о начале конкурсного производства в отношении МУП УМД «Горняцкое», но не получив от Инспекции решение об отмене решения от 31.07.2009 № 3291 о приостановлении операций по счетам, Банк самостоятельно не имел права возобновлять операции по счету предприятия. По мнению Инспекции, выявив факт нарушения Банком требований пункта 6 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом правомерно принято решение в отношении Банка о привлечении к ответственности от 14.05.2010 № 09 - 26/101 по статье 134 Налогового кодекса Российской Федерации. Подробно позиция налогового органа изложена в апелляционной жалобе.

Банк в отзыве на апелляционную жалобу считает решение арбитражного суда законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению, указывает на отсутствие вины Банка и его должностных лиц в совершении налогового правонарушения.

Управление ФНС России по Республике Коми отзыв на апелляционную жалобу Инспекции не представило.

В судебном заседании апелляционного суда представитель Банка поддержал  доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу Инспекции.

Инспекция и Управление явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Инспекция просит арбитражный апелляционный суд рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей налоговых органов.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ИФНС России по г.Воркуте Республики Коми проведена проверка Банка, в результате которой установлено, что в период с 02.10.2009 по 19.10.2009 последним не исполнялось решение налогового органа от 31.07.2009 № 3291 о приостановлении операций по расчетному счету МУП по управлению многоквартирными домами «Горняцкое» МО ГО «Воркута». Результаты проверки отражены в акте от 19.04.2010 № 09 - 26/101 (л.д.30 - 32).

По фактам выявленных нарушений заместителем начальника налогового органа вынесено решение от 14.05.2010 № 09 - 26/101 о привлечении Банка к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа на основании статьи 134 Налогового кодекса Российской Федерации за неисполнение решений налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в размере 37 604 рубля 63 копейки.

Не согласившись с вынесенным решением, Банк обжаловал его в Управление ФНС России по Республике Коми.

Решением Управления от 03.08.2010 № 290 жалоба заявителя на решение ИФНС по г.Воркуте Республики Коми от 14.05.2010 № 09 - 26/101 оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с выводами налоговых органов, Банк обжаловал решение Инспекции в судебном порядке.

Арбитражный суд Республики Коми, учитывая, что в нарушение статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации налоговым органом не представлены надлежащие доказательства наличия вины Банка в совершенном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 134 Налогового кодекса Российской Федерации, признал оспариваемое Банком решение Инспекции недействительным, вынесенным с нарушением требований статей 101.4, 106, 108, 109, 110 Налогового кодекса Российской Федерации, без учета всех обстоятельств дела, без установления вины Банка и его должностных лиц.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя по делу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Статьей 134 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ), предусмотрена ответственность банка за исполнение при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации. Совершение банком указанный действий влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности - в размере 10 тысяч рублей.

В пункте 47 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 года № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что обязанности банка, за неисполнение которых статья 134 Кодекса устанавливает ответственность, определены в статье 76 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 76 Кодекса, приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа.

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 76 Кодекса, решение о приостановлении операций налогоплательщика - организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком - организацией этого требования.

При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика - организации по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика - организации в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика - организации по счетам в банке, если иное не предусмотрено абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика - организации по его счетам в банке передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде.

Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика - организации вручается должностным лицом налогового органа представителю банка по месту нахождения этого банка под расписку или направляется в банк в электронном виде или иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения (пункт 4 статьи 76).

Согласно пункту 5 статьи 76 Кодекса, банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика - организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика - организации в банке.

Пунктами 6 и 7 статьи 76 Кодекса предусмотрено, что решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика - организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.

Приостановление операций налогоплательщика - организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика - организации в банке.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика - организации в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа (пункт 8 статьи 76 Кодекса).

В силу пункта 11 статьи 76 Кодекса, правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банках налогового агента - организации и плательщика сбора - организации, по счетам в банках индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, а также по счетам в банках нотариусов, занимающихся частной практикой (адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты), - налогоплательщиков, налоговых агентов.

Как следует из материалов дела, 31 июля 2009 года заместителем начальника ИФНС России по г.Воркуте Республики Коми принято решение № 3291 о приостановлении операций по расчетному счету Муниципального унитарного предприятия по управлению многоквартирными домами «Горняцкое» муниципального образования городского округа «Воркута», открытому в Воркутинском филиале ОАО Коми региональный банк «Ухтабанк», для обеспечения исполнения решения от 31.07.2009 № 2607 о взыскании налогов, пени, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика, на основании которого с предприятия подлежали взысканию 30 695 514 рублей 11 копеек (листы дела 13 - 14).

Решение от 31.07.2009 № 3291 направлено по месту нахождения расчетного счета предприятия и получено Банком 06.08.2009, что подтверждается соответствующей отметкой на корешке решения (лист дела 14).

Проверкой установлено, что Банком в период с 02.10.2009 по 19.10.2009 при наличии решения о приостановлении операций по счетам, исполнено поручение на перечисление средств МУП УМД «Горняцкое» МО ГО «Воркута» на сумму 188 023 рубля 16 копеек в нарушение порядка очередности, установленной гражданским законодательством.

Из материалов дела также видно, что на основании определения Арбитражного суда Республики Коми от 04.09.2009 по делу А29 - 7713/2009 в отношении МУП УМД «Горняцкое» МО ГО «Воркута» введена процедура банкротства наблюдение.

Указанный факт не нашел своего отражения ни в акте от 19.04.2010№ 09 - 26/101, ни в оспариваемом решении налогового органа от 14.05.2010 № 09 - 26/101.

Вместе с тем, к налогоплательщикам, в отношении которых арбитражным судом введена процедура банкротства, нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок взыскания налогов, пени и штрафов, а также принятия  мер, направленных на обеспечение исполнения решения о взыскании налогов, к числу которых относится приостановление операций по счетам в банке (пункт 1 статьи 72, пункт 1 статьи 76 Кодекса), подлежат применению с учетом положений Федерального закона от 26.10.2002 № 127 - ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту - Закон о банкротстве).

Пунктом 9.1 статьи 76 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что действие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика - организации в банке приостанавливается (решение отменяется) в случаях, предусмотренных настоящей статьей и федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Закона о банкротстве, с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают, в числе прочих, следующие последствия: требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику; приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением случаев, названных в этой норме.

По смыслу приведенных норм, к числу таких ограничений по распоряжению имуществом должника относится и приостановление операций по счетам налогоплательщика в банках.

Способ обеспечения исполнения обязанностей в виде приостановления операций по банковским счетам за неисполнение требования об уплате налога, примененный налоговой инспекцией в соответствии со статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации, ограничивая права предприятия, фактически лишает его возможности осуществлять расчеты с контрагентами, то есть вести хозяйственную деятельность.

Как указано в пункте 2 статьи 63 Закона о банкротстве, в целях обеспечения наступления предусмотренных пунктом 1 этой статьи последствий (снятие арестов на имущество должника) определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

В пункте 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» указано, что в целях обеспечения последствий введения наблюдения определение о введении наблюдения направляется судом в кредитные организации, с которыми у налогоплательщика заключен договор банковского счета.

Получение кредитными организациями определения суда о введении наблюдения влечет прекращение действия имеющихся в данном банке решений о приостановлении операций по счетам в отношении данного налогоплательщика.

Из изложенного следует, что для снятия приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке не требуется дополнительного вынесения Инспекцией какого - либо решения.

Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, с введением арбитражным судом в отношении МУП УМД «Горняцкое» МО ГО «Воркута» процедуры наблюдения, бесспорный порядок взыскания налоговой задолженности, возникшей до принятия судом к своему производству заявления о признании предприятия банкротом (17.06.2009), на основании решения Инспекции от 31.07.2009 № 2607 не может быть применен. Фактически утрачивает свое значение и способ обеспечения исполнения указанного решения - приостановление операций по счетам налогоплательщика в Банке.

В рамках судебного разбирательства налоговым органом представлено требование от 09.07.2010 № 555, согласно которому сумма задолженности МУП УМД «Горняцкое» МО ГО «Воркута» включала в себя задолженность по налогу на доходы физических лиц, где предприятие выступает в качестве налогового агента (лист дела 81).