• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2010 года  Дело N А29-6112/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Караваевой А.В.,

судей Буториной Г.Г., Лысовой Т.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Братухиной Е.А.

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя Каганцева Я.М., действующего на основании доверенности от 01.01.2010,

представителя ответчика - Гусевой Л.В., действующей на основании доверенности от 12.11.2010, Домэ Э.В., действующей на основании доверенности от 12.11.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лукойл - Коми»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.11.2010 по делу № А29 - 6112/2010, принятое судом в составе судьи Шипиловой Э.В.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лукойл - Коми»

к Сыктывкарской таможне

о признании незаконными действий,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Лукойл - Коми» (далее - заявитель, общество, ООО «Лукойл - Коми») обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Сыктывкарской таможне (далее - ответчик, таможенный орган, Сыктывкарская таможня) о признании незаконными действий по учету в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета остатков денежных средств по платежному поручению от 31.08.2005 № 2310 в сумме 52905 рублей 89 копеек, по платежному поручению от 30.10.2001 № 10080 в сумме 17,44 долларов США.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 03.11.2010 ООО «Лукойл - Коми» в удовлетворении требований отказано. Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о том, что действия Сыктывкарской таможни являются незаконными, однако в результате таких действий права и законные интересы общества не нарушены.

ООО «Лукойл - Коми» с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.11.2010 отменить.

В апелляционной жалобе ООО «Лукойл - Коми» указывает, что действия таможенного органа нарушают права и законные интересы общества, поскольку незаконно лишают его части имущества. В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного равноценного возмещения. Общество считает, что таможенный орган неправомерно ссылается на редакцию Федерального закона от 09.04.2009 № 58 - ФЗ, которая вступила в силу с 01.10.2009, в обоснование списания остатка денежных средств. Заявитель указывает, что в соответствии со статьей 4 ТК РФ акты таможенного законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы. Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

Сыктывкарская таможня в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 27.05.2009 Арбитражный суд Республики Коми принял решение по делу № А29 - 1623/2009 о признании незаконными действий Сыктывкарской таможни по перечислению в доход федерального бюджета остатка денежных средств в сумме 52 905 рублей 89 копеек по платежному поручению № 2310 от 31.08.2005. Суд обязал Сыктывкарскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Лукойл - Коми» путем восстановления списанных сумм в размере 52905 рублей 89 копеек на лицевом счете общества.

17.09.2009 Сыктывкарская таможня письмом № 08 - 32/10352 сообщила ООО «Лукойл - Коми» о том, что денежные средства, перечисленные на счет таможенного органа платежным поручением от 31.08.2005 № 310 в сумме 52905 рублей 86 копеек, а также платежным поручением от 30.10.2001 № 10080 в сумме 17,44 долларов США восстановлены на лицевом счета общества (л.д.18).

30.04.2010 общество направило в Сыктывкарскую таможню письмо о предоставлении информации об остатке авансовых платежей общества, поскольку согласно отчету Сыктывкарской таможни по состоянию на 31.03.2010 года остаток авансовых платежей ООО «Лукойл - Коми» оставил 0,00 рублей (л.д.26 - 27).

19.05.2010 Сыктывкарская таможня направила обществу сообщение о том, что в соответствии с изменениями, внесенными в пункт 5 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации (вступили в силу с 01.10.2009), остатки авансовых платежей в сумме 52905 рублей 89 копеек и 17,44 долларов США в октябре 2009 года учтены в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета в октябре 2009 года.

ООО «Лукойл - Коми», считая действия таможенного органа по учету в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета остатков денежных средств по платежному поручению от 31.08.2005 № 2310 в сумме 52905 рублей 89 копеек, по платежному поручению от 30.10.2001 № 10080 в сумме 17,44 долларов США, обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми.

Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о том, что действия Сыктывкарской таможни являются незаконными, однако в результате таких действий права и законные интересы общества не нарушены. В удовлетворении требований, заявленных ООО «Лукойл - Коми» отказано.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным действий таможенного органа необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых действий нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела, денежные средства в сумме 52905 рублей 89 копеек и в сумме 17,44 долларов США поступили на счет таможенного органа по платежным поручениям от 31.08.2005 № 2310 и от 30.10.2001 № 10080 соответственно. Следовательно, правоотношения между обществом и таможенным органом возникли в 2001 и 2005 гг.

Пунктом 1 статьи 4 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрено, что акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Таким образом, Сыктывкарская таможня необоснованно применила к спорным правоотношениям редакцию статьи 330 ТК РФ, действующую с 01.10.2009, в то время как применению подлежала редакция статьи 330 ТК РФ, действовавшая до принятия и вступления в силу Федерального закона от 09.04.2009 № 58 - ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 330 ТК РФ (в редакции, действовавшая до внесения в нее изменений Федеральным законом от 09.04.2009 № 58 - ФЗ) авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. В соответствии с пунктом 3 статьи 330 ТК РФ денежные средства, перечисленные на счет Федерального казначейства в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока лицо, внесшее авансовые платежи, не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 ТК РФ. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.

В силу пункта 5 статьи 330 ТК РФ (в редакции до 01.10.2009) возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным ТК РФ для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33 ТК РФ), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа.

Таким образом, авансовые платежи являются собственностью внесшего их лица, и истечение трехгодичного срока возврата авансовых платежей со дня их внесения на счет таможенного органа не является основанием прекращения права собственности на них и не препятствует распоряжению ими.

С 01.10.2009 вступила в силу новая редакция пункта 5 статьи 330 ТК РФ, согласно которой возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным ТК РФ для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей. Если лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.

Из анализа перечисленных норм следует, что до 01.10.2009 истечение трехлетнего срока для подачи заявления о возврате авансовых платежей не изменяло их правовой режим как имущества лица, внесшего авансовые платежи, не определяло их дальнейшую правовую судьбу в виде обязательного учета в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета.

В силу изложенного является правильным вывод суда первой инстанции о том, что действия таможенного органа по учету в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета остатков денежных средств по платежному поручению от 31.08.2005 № 2310 в сумме 52905 рублей 89 копеек, по платежному поручению от 30.10.2001 № 10080 в сумме 17,44 долларов США являются незаконными.

Однако Второй арбитражный апелляционный суд не может согласиться с мнением Арбитражного суда Республики Коми о ненарушении прав и законных интересов заявителя оспариваемыми действиями таможенного органа.

Из содержания пунктов 1 - 3, 5 статьи 330 ТК РФ (в редакции до 01.10.2009) следует, что авансовые платежи являются собственностью внесшего их лица, таможенные органы не наделены правом на списание в федеральный бюджет неизрасходованных авансовых платежей, время нахождения денежных средств на счетах (в кассе) таможенного органа каким - либо определенным сроком не ограничено.

Выбытие денежных средств в сумме 52905 рублей 89 копеек и в сумме 17,44 долларов США из имущественной сферы ООО «Лукойл - коми» посредством перечисления указанной суммы в федеральный бюджет является утратой имущества, принадлежащего обществу на праве собственности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В силу изложенного вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя незаконными действиями таможенного органа не соответствует требованиям статьи 35 Конституции Российской Федерации.

Также, апелляционный суд не может согласиться с мнением Арбитражного суда Республики Коми об отсутствии нарушений прав общества по причине наличия у него возможности обратиться с заявлением о возврате перечисленного в федеральный бюджет остатка авансового платежа в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 330 ТК РФ, поскольку ни действующая редакция пункта 5 статьи 330 ТК РФ, ни редакция, действовавшая до 01.10.2009, не регламентируют порядок возврата денежных средств, перечисленных в федеральный бюджет. Напротив, пунктом 5 статьи 330 (в редакции до 01.10.2009) предусмотрено, что возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа. В то же время, согласно пункту 9 статьи 355 ТК РФ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков. Таким образом, апелляционный суд считает, что Арбитражный суд Республики Коми неправильно применил нормы материального права, а именно неверно истолковал положения пункта 5 статьи 330 ТК РФ, не учел требования пункта 9 статьи 355 ТК РФ.

Ссылка на возможность обратиться с заявлением о возврате соответствующих сумм из федерального бюджета в Федеральную таможенную службу не может быть принята во внимание, так как свидетельствует о необходимости совершения обществом ряда действий для восстановления его нарушенных имущественных интересов.

При таких обстоятельствах, оспариваемые действия Сыктывкарской таможни являются незаконными и нарушают права ООО «Лукойл - Коми» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, требования общества о признании незаконными действий по учету в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета остатков денежных средств по платежному поручению от 31.08.2005 № 2310 в сумме 52905 рублей 89 копеек, по платежному поручению от 30.10.2001 № 10080 в сумме 17,44 долларов США следовало удовлетворить.

В соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неправильное применение норм материального права является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера. Следовательно, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 рублей подлежит возврату ООО «Лукойл - Коми» из федерального бюджета.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы за подачу заявления в суд первой инстанции и по апелляционной жалобе подлежат взысканию с Сыктывкарской таможни.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

апелляционную жалобу ООО «Лукойл - Коми» удовлетворить.

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.11.2010 по делу № А29 - 6112/2010 отменить.

Принять новый судебный акт.

Требования ООО «Лукойл - Коми» о признании незаконными действий Сыктывкарской таможни по учету в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета остатков денежных средств по платежному поручению от 31.08.2005 № 2310 в сумме 52905 рублей 89 копеек, по платежному поручению от 30.10.2001 № 10080 в сумме 17,44 долларов США удовлетворить.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Лукойл - Коми» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 18.11.2010 № 697.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Взыскать с Сыктывкарской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «Лукойл - Коми» расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в сумме 2000 рублей, за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей.

Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий

     А.В. Караваева

     Судьи

     Г.Г. Буторина

     Т.В. Лысова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А29-6112/2010
Принявший орган: Второй арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 29 декабря 2010

Поиск в тексте