ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2010 года  Дело N А29-6789/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Лобановой Л.Н.,

судей Хоровой Т.В., Немчаниновой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя: Лариной Н.М., действующей на основании доверенности от 24.06.2010, Козлова В.М., действующего на основании доверенности от 01.12.2010;

представителя ответчика: Осипова В.В., действующего на основании доверенности от 12.01.2010 № 05 - 14/2;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Фазлыева Мубина Мугтасимовича

на решение Арбитражного суда Республики Коми от  08.10.2010 по делу № А29 - 6789/2010, принятое судом в составе судьи Гайдак И.Н.,

по заявлению индивидуального предпринимателя Фазлыева Мубина Мугтасимовича

к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Коми,

о признании частично недействительным решения налогового органа от 12.03.2010 № 13 - 21/12,

установил:

индивидуальный предприниматель Фазлыев Мубин Мугтасимович (далее - Предприниматель, налогоплательщик, заявитель) обратился с заявлением, с учетом уточнения,  в Арбитражный суд Республики Коми к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным  решения руководителя налогового органа от 12.03.2010 № 13 - 21/12  о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части выявления недоимки по единому социальному налогу за 2006 год в сумме 59 198 рублей 45 копеек, за 2007 год в сумме 87 371 рубль 50 копеек,  по налогу на доходы физических лиц за 2006 год в сумме 176 147 рублей, за 2007 год в сумме 337 773 рубля, по налогу на добавленную стоимость  за 2007 год в общей сумме 316 355 рублей; начисления пеней по оспариваемым налогам  в общей сумме 298 543 рублей 30 копеек и предъявления налоговых санкций за неполную неуплату оспариваемых налогов по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 148 299 рублей 90 копеек.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 08.10.2010 заявленные требования индивидуального предпринимателя Фазлыева Мубина Мугтасимовича  удовлетворены частично, решение Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Коми от 12.03.2010 № 13 - 21/12 признано недействительным в части привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налогов в сумме 98 299 рублей 90 копеек в связи с наличием смягчающих обстоятельств. В остальной части заявленных требований Предпринимателю отказано.

Индивидуальный предприниматель Фазлыев Мубин Мугтасимович с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований отменить, доначисление оспариваемых сумм налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, единого социального налога, пеней и штрафов налогоплательщик считает необоснованным.

Налогоплательщик не согласен с выводами Инспекции о том, что Предпринимателем необоснованно в составе профессионального налогового вычета учтены расходы в сумме 3 220 187 рублей 93 копейки по приобретению товаров у поставщика ООО «Экорон», также суд посчитал, что фактически хозяйственные отношения между поставщиком ООО «Бизнес Партнер» и налогоплательщиком отсутствовали.

По мнению заявителя жалобы, арбитражный суд и налоговый орган не учли, что все товарные операции налогоплательщика носили реальный характер, лом черных металлов Фазлыевым М.М. был действительно приобретен, оплата товара произведена в адрес поставщиков в полном объеме, договоры и счета - фактуры подписаны лично руководителями организаций - поставщиков, в последующем лом черных металлов был реализован налогоплательщиком, от реализации товара заявителем получен доход. Показания свидетеля Грекова Ю.Н., руководителя поставщика ООО «Бизнес Партнер», индивидуальный предприниматель Фазлыев М.М. считает ложными, просит учесть, что ранее, в ходе камеральных проверок представленных Предпринимателем налоговых деклараций по НДС, налоговый орган претензии не предъявлял.

Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Коми в отзыве на апелляционную жалобу налогоплательщика просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Фазлыева М.М. без удовлетворения.

В судебном заседании арбитражного суда представители индивидуального предпринимателя Фазлыева М.М. и Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Коми поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми в обжалуемой налогоплательщиком части проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Фазлыева М.М. по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2006 по 31.12.2008, по результатам которой составлен акт от 01.12.2009 № 13 - 21/12.

Рассмотрев материалы выездной проверки, возражения налогоплательщика, руководитель налогового органа принял решение от 12.03.2010 № 13 - 21/12 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанным решением индивидуальному предпринимателю Фазлыеву М.М. предложено уплатить 1 556 478 рублей 95 копеек налогов, 525 022 рубля 87 копеек пеней и налоговые санкции в общем размере 148 849 рублей  90 копеек.

Не согласившись с решением руководителя Инспекции от 12.03.2010 № 13 - 21/12, индивидуальный предприниматель Фазлыев М.М. обжаловал его в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми (далее - Управление).

Решением Управления от 28.07.2010 № 281 - А, принятым по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Фазлыева М.М., решение Инспекции от 12.03.2010 № 13 - 21/12 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба налогоплательщика без удовлетворения, решение налогового органа утверждено и признано вступившим в законную силу с даты его утверждения.

Частично не согласившись решением руководителя Инспекции от 12.03.2010 № 13 - 21/12, заявитель обжаловал его в судебном порядке по эпизодам связанным с доначислением сумм налогов, пеней и штрафов по взаимоотношениям с контрагентами ООО «Бизнес Партнер» и  ООО «Экорон».

Предпринимателем оспаривалось доначисление следующих сумм:  налога на доходы физических лиц за 2006 год в сумме 176 147 рублей,  за 2007 год в сумме 337 773 рубля, пени по налогу в сумме 136 761 рубль 84 копейки, привлечение налогоплательщика к ответственности за неполную уплату налога в виде штрафа в размере 67 554 рубля 60 копеек; единого социального налога за 2006 год в сумме 59 198 рублей 45 копеек, за 2007 год в сумме 87 371 рубль 50 копеек, начисление пени по налогу в сумме 38 161 рубль 27 копеек, привлечение налогоплательщика к ответственности за неполную уплату налога в виде штрафа в размере 17 474 рубля 30 копеек;  налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2007 года в сумме 169 080 рублей;  за 3 квартал 2007 года  в сумме 147 275 рублей; пени по налогу в сумме 123 620 рублей 19 копеек, привлечение налогоплательщика к ответственности за неполную уплату налога в виде штрафа в размере 63 271 рубль.

Арбитражный суд Республики Коми, отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявления, посчитал, что налоговым органом представлены достаточные доказательства того, что в действительности контрагенты Предпринимателя ООО «Экорон» и ООО «Бизнес Партнер» хозяйственных операций не осуществляли, в систему сделок были вовлечены юридические лица не прошедшие государственную регистрацию, зарегистрированные по несуществующим адресам; основной целью налогоплательщика и его контрагентов являлось получение необоснованной налоговой выгоды.  Принимая решение по делу, арбитражный суд руководствовался статьями 169, 171, 172, 210, 221, 237, 252 Налогового кодекса Российской Федерациистатьей 9 Федерального закона от 31.11.1996 № 129 - ФЗ «О бухгалтерском учете», нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, /заслушав представителей сторон/, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии со статьей 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ) налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Кодекса, объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиком.

Пунктом 1 статьи 210 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

Налоговая база определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 210  Кодекса, согласно которой доход, подлежащий налогообложению, уменьшается на сумму вычетов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 227 Кодекса физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являются плательщиками налога на доходы физических лиц и самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет.

Согласно пункту 1 статьи 221 Кодекса налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Кодекса, при исчислении налоговой базы по налогу на доходы имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленного главой «Налог на прибыль организаций».

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 235 Кодекса налогоплательщиками единого социального налога признаются индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 2 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Кодекса, являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

На основании пункта 3 статьи 237 Кодекса налоговая база для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 стать 235 НК РФ, то есть для индивидуальных предпринимателей, определяется как сумма доходов, полученная такими налогоплательщиками за налоговый период, как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 252 главы 25 Кодекса «Налог на прибыль организаций», в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В силу пункта 2 статьи 54 Кодекса индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

Учет доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями осуществляется в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным  совместным приказом Минфина России от 13.08.2002  № 86 - н и МНС России  № БГ - 3 - 04/430 (далее по тексту - Порядок).

В  соответствии с пунктом 4 Главы II вышеназванного Порядка, учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом.

Согласно пункту 13 Порядка доходы и расходы отражаются в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя (далее - Книга учета) кассовым методом, то есть после фактического получения дохода и совершения расхода, что подтверждается соответствующими платежными документами.

В силу пункта 15 Порядка под расходами понимаются фактически произведенные и документально подтвержденные затраты, непосредственно связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности. Учет расходов индивидуальными предпринимателями ведется с учетом следующих особенностей: стоимость приобретенных материальных ресурсов включается в расходы того налогового периода, в котором фактически были получены доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг; расходы по материальным ресурсам, приобретенным впрок либо использованным на изготовление товаров (выполнение работ, оказание услуг), не реализованных в налоговом периоде, а также не использованным полностью в отчетном налоговом периоде, учитываются при получении доходов от реализации товаров (работ, услуг) в последующих налоговых периодах.

Законодательство о бухгалтерском учете установило основные требования к оформлению документов. В статье 9 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.1996 № 129 - ФЗ «О бухгалтерском учете» указано, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в данной статье.

При решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов в целях налогообложения с учетом положений главы 25 Налогового кодекса  Российской Федерации необходимо исходить из того, подтверждают ли документы, имеющиеся у налогоплательщика, произведенные им расходы, то есть условием для включения затрат в налоговые расходы является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы фактически произведены. При этом во внимание должны приниматься представленные налогоплательщиком доказательства в подтверждение факта и размера этих затрат, которые подлежат правовой оценке в совокупности. Предъявляемые в целях уменьшения налогооблагаемой прибыли документы в своей совокупности должны с достоверностью подтверждать реальность произведенной операции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Кодекса индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 Кодекса (в редакции, действующей в проверяемый период), налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в порядке статьи 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении, в том числе, товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В пункте 1 статьи 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов - фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), при наличии соответствующих первичных документов.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 169 Кодекса счет - фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. Счета - фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Согласно подпункту 2 пункта 5 названной статьи в счете - фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя.

Счет - фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации (пункт 6 статьи 169 Кодекса).

Из указанных норм права следует, что необходимыми условиями для применения налоговых вычетов по приобретенным товарам (работам, услугам) являются: приобретение товаров (работ, услуг) в производственных целях либо для перепродажи; оприходование (постановка на учет) товаров (работ, услуг); наличие счета - фактуры, оформленного с соблюдением требований пунктов 5 и 6 статьи 169 Кодекса, и наличие первичных документов, подтверждающих реальность совершения хозяйственных операций.

Положения вышеназванных статей также предполагают возможность применения налоговых вычетов при наличии доказательств реальности осуществления хозяйственных операций.