• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 февраля 2010 года  Дело N А29-7608/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2010 года

Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2010 года

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Тетервака А.В.,

судей Губиной Л.В., Поляковой С.Г.

при ведении протокола судебного заседания судьей Тетерваком А.В.,

при участии в судебном заседании представителя ответчика Дичев П.М., доверенность 90/10 от 30.12.2009г.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - открытого акционерного общества «Коми энергосбытовая компания»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.12.2009 по делу № А29 - 7608/2009, принятое судом в составе судьи Тугарева С.В.,

по иску Управления опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Сыктывкару (Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Сыктывкару )

к открытому акционерному обществу «Коми энергосбытовая компания»

третье лицо: Агентство Республики Коми по социальному развитию

о возврате излишне перечисленной суммы,

у с т а н о в и л :

Управление социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Сыктывкару (далее - Управление социальной защиты, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к открытому акционерному обществу «Коми энергосбытовая компания» (далее - ОАО «Коми энергосбытовая компания», ответчик, заявитель).

Предметом иска явились требования истца о взыскании 1772 568 руб. 87 коп. излишне перечисленных по договору от 26.05.2008 № 20/2008Л по предоставлению мер социальной поддержки по оплате электроэнергии (далее - Договор).

основании распоряжения Правительства Республики Коми от 17 декабря 2009г. № 477 - р, приказа Агентства Республики Коми по социальному развитию от 22 декабря 2009г. № 186 Управление социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Сыктывкару было переименовано в Управление опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Сыктывкару.

Определением от 16.11.2009 по ходатайству истца к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Агентство Республики Коми по социальному развитию (далее - Агентство, третье лицо).

Ответчик в отзыве на исковое заявление исковые требования не признал.

Агентство исковые требования поддержало.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 07.12.2009 исковые требования удовлетворены.

Удовлетворяя исковые требования Управления социальной защиты, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что предъявленные ответчиком по спорным счетам - фактурам НДС не подлежали оплате Управлением социальной защиты и полученная сумма в размере 1772568 руб. 87 коп. является неосновательным обогащением на стороне ответчика.

Не согласившись с названным решением Арбитражного суда Республики Коми, ОАО «Коми энергосбытовая компания» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит упомянутое решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В своей апелляционной жалобе ее заявитель указывает, что арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права и не выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. По мнению заявителя, истец не доказал наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, так как собственниками взысканных денежных средств являются публично - правовые образования - Российская Федерация и субъект Российской Федерации - Республика Коми, от имени которых в судах выступают финансовые органы. Также заявитель указывает, что судом сделан необоснованный вывод о том, что денежные суммы, полученные из бюджета, не являются объектом налогообложения. По утверждению заявителя, субвенции выделенные государством, предназначены не на возмещение расходов по предоставлению льгот, а для оплаты реализованных товаров определенным категориям граждан. По мнению заявителя, суммы субвенций, предоставляемые из федерального бюджета в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям, при определении налоговой базы учитываются. Включение ответчиком НДС в стоимость коммунальных услуг для населения правомерно.

Управление социальной защиты отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Агентство Республики Коми по социальному развитию в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 266, пунктом 1 статьи 123, пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба ответчика рассмотрена арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей истца и третьего лица.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми от 07.12.2009 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, учитывая обстоятельства дела и представленные по нему доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, 26.05.2008 между Управлением социальной защиты (заказчик) и ОАО «Коми энергосбытовая компания» (исполнитель) заключен договор № 20/2008Л по предоставлению мер социальной поддержки по оплате электроэнергии во исполнение Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 № 280 «О социальной поддержке населения в Республике Коми» (л.д. 6 - 8).

Согласно пунктам 1.3.1, 1.3.2 Договора (в редакции дополнительного соглашения № 1 от 29.08.2008) заказчик принимает решение о предоставлении гражданину мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, определяет их размер, доводит соответствующее решение до исполнителя, производит оплату расходов исполнителя в размере предоставленных отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате электроэнергии за счет средств федерального бюджета, а исполнитель осуществляет предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на основании решений заказчика.

Пунктом 2.4 Договора предусмотрено, что заказчик производит перечисление денежных средств со своего лицевого счета, открытого в Министерстве финансов Республики Коми, на основании представленных исполнителем документов, указанных в пункте 2.2 Договора, на расчетный счет исполнителя в течение 30 календарных дней с момента поступления документов от исполнителя в соответствии с поквартальной разбивкой, предусмотренной бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Коми.

Материалами дела подтверждено, что в период с 01.01.2008 по 30.08.2008 ОАО «Коми энергосбытовая компания» отдельным категориям граждан предоставлены меры социальной поддержки по оплате электроэнергии.

При расчете стоимости предоставленных мер социальной поддержки ответчиком был включен налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 1772 568 руб. 87 коп., который истец оплатил. Перечисление истцом ответчику НДС в указанной сумме подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.

Полагая, что ответчиком при расчете на возмещение денежных средств из бюджета неправомерно был включен НДС, истец 06.07.2009 обратился к ответчику с претензией об уплате излишне перечисленной суммы НДС (л.д. 11).

Указанная претензия была оставлена ответчиком без рассмотрения, что послужило основанием для обращения истца в суд с вышеназванными требованиями.

В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления льгот, не являются объектом налогообложения по указанному налогу. Недополученные на основании закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из федерального бюджета без включения в них НДС.

В связи с этим, предъявленные ОАО «Коми энергосбытовая компания» по спорным счетам - фактурам НДС не подлежали оплате Управлением социальной защиты населения.

В силу изложенного ответчиком незаконно получены денежные средства в размере 1772568 руб. 87 коп.

В силу части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. К числу оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, предусмотренных указанной нормой, относятся и обязательства вследствие неосновательного обогащения.

Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что перечисленные истцом денежные средства на сумму 1772 568 руб. 87 коп., составляющие НДС, в соответствии со статьей 1102 ГК РФ подлежат взысканию с ответчика.

Доводы заявителя о том, что с 01.01.2008 абз. 2 и 3 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, касающиеся порядка определения налогооблагаемой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителя, отклоняются апелляционным судом, так как в целом установленный порядок определения налоговой базы по НДС изменен не был.

Как правильно указал суд, конструкция абзаца 2 и абзаца 3 пункта 2 статьи 154 НК РФ позволяет налогоплательщику при определении налоговой базы не учитывать как субсидии, предоставляемые бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, так и льготы, предоставляемые отдельным потребителям в соответствии с законодательством.

Постановлением Республики Коми от 19.12.2005 № 312 «О создании территориальных органов агентства Республики Коми по социальному развитию» предусмотрено, что все обязательства в части компенсации и выплат, установленных федеральными законами и законами Республики Коми, исполняются Агентством Республики Коми по социальному развитию и его территориальными органами.

Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 28.12.2005 № 1250 утверждено положение об Управлении социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Сыктывкару.

Управление, действуя на основании указанного Положения, и во исполнение Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 № 280 «О социальной поддержке населения в Республике Коми», самостоятельно принимает решение о предоставлении гражданам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и производит оплату расходов ответчика в размере предоставленных отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате электроэнергии за счет средств федерального бюджета со своего лицевого счета, открытого в Министерстве финансов Республики Коми.

Судом установлено, что оплата расходов, понесенных ответчиком в связи с предоставлением гражданам мер социальной поддержки была произведена за счет средств Министерства финансов Республики Коми с лицевого счета Управления.

Таким образом довод заявителя о том, что истец не вправе обращаться с данным иском, так как не является заинтересованным лицом, отклоняется апелляционным судом.

В связи с изложенным, при совокупности указанных выше обстоятельств доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными в полном объеме и апелляционный суд считает, что оснований для изменения обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.

Таким образом, арбитражный суд первой инстанции, всесторонне, полно и объективно исследовав фактические обстоятельства дела, а также представленные по нему доказательства, дал этим обстоятельствам и доказательствам надлежащую правовую оценку, в том числе с позиции относимости, допустимости и достоверности доказательств.

Выводы суда первой инстанции о применении норм материального права соответствуют установленным этим судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, последним не допущено.

Поскольку данное постановление принято не в пользу заявителя апелляционной жалобы, согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы, понесенные им в связи с подачей апелляционной жалобы, возлагаются на него же.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

МОТИВИРОВКИ

ВЫВОД

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 07 декабря 2009 года по делу А29 - 7608/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Коми энергосбытовая компания» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.

     Председательствующий  
   А.В. Тетервак

     Судьи  
   Л.В. Губина

     С.Г. Полякова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А29-7608/2009
Принявший орган: Второй арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 19 февраля 2010

Поиск в тексте