ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 января 2010 года  Дело N А29-7610/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 января 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Перминовой Г.Г.,

судей Буториной Г.Г., Лысовой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,

при участии в судебном заседании:

представителей заявителя Гордиевской М.А., действующей на основании доверенности от 23.12.2009, Лосевой Н.Н., действующей на основании доверенности  от 24.12.2009,

представителей ответчика Белковской Е.В., действующей на основании доверенности от 12.01.2010, Колпащикова А.А., действующего на основании доверенности 29.10.2009

представителей третьих лиц: ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" Ложкина В.А., действующего на основании доверенности от 01.01.2010,

ООО "ЮТэйр - Экспресс" Ложкина В.А., действующего на основании доверенности  от 30.09.2009, Макарова М.Н., действующего на основании доверенности  от 07.05.2009,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного унитарного предприятия "Комиавиатранс", Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми, общества с ограниченной ответственностью "ЮТэйр - Экспресс"

на решение Арбитражного суда Республики Коми от  06.11.2009 по делу №А29 - 7610/2009, принятое судом в составе судьи Галаевой Т.И.,

по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Комиавиатранс"

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми,

третьи лица: открытое акционерное общество "Авиакомпания "ЮТэйр", общество с ограниченной ответственностью "ЮТэйр - Экспресс",

о признании недействительными решения и предписания,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Комиавиатранс" (далее - заявитель, ФГУП «Комиавиатранс») обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - ответчик, антимонопольный орган, УФАС) с учетом уточнения требований в суде первой инстанции о признании недействительным решения УФАС от 26.05.2009  № 02 - 78/2771 (изготовлено в полном объеме 09.06.2009) по делу № А08 - 03/09 (далее - Решение) и предписания от 09.06.2009 № 02 - 78/2771 (далее - Предписание) и об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Судом первой инстанции  к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Авиакомпания "ЮТэйр" (далее - ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр"), общество с ограниченной ответственностью "ЮТэйр - Экспресс" (далее - ООО "ЮТэйр - Экспресс").

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 06.11.2009 требования заявителя удовлетворены частично, Решение УФАС признано недействительным частично: по пункту 1 Решения - в части признания действий ФГУП «Комиавиатранс» противоречащими части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135 - ФЗ) в части злоупотребления доминирующим положением путем включения в договоры на наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах Республики Коми пунктов 3.1 и 8.3 в редакции ФГУП «Комиавиатранс»; пункт 2 решения - полностью. Предписание УФАС признано недействительным. В остальной части заявленных требований отказано.

ФГУП «Комиавиатранс» с принятым решением суда первой инстанции не согласно в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным пункта 1 Решения УФАС в части признания действий заявителя противоречащими части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части злоупотребления доминирующим положением путем включения в договоры на наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах Республики Коми пункта 2.2.7 в редакции ФГУП «Комиавиатранс», обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции  в указанной части и принять в данной части новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы ФГУП «Комиавиатранс» указывает, что судом первой инстанции  не дана оценка тому, что антимонопольный орган, признавая действия заявителя злоупотреблением доминирующим положением, не учел требования статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, не определил, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав, либо со стороны заявителя на контрагентов налагались неразумные ограничения. Доказательства ущемления интересов авиакомпаний в материалах дела отсутствуют. Включение в договоры на наземное обслуживание  воздушных судов пункта 2.2.7 было ошибочным, в связи с чем ФГУП «Комиавиатранс» направило авиакомпаниям письма об изменении условий договоров. Соглашения об исключении данного пункта из договоров и возложении обязанности по стикерованию бортовых запасов на заявителя  были подписаны до вынесения Решения УФАС.

УФАС с принятым решением суда не согласно в части удовлетворения заявленных требований, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции  в части удовлетворения требований ФГУП «Комиавиатранс» и принять в данной части по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов жалобы ответчик указывает, что включение в договоры на наземное обслуживание воздушных судов пунктов 3.1 и 8.3 в редакции ФГУП «Комиавиатранс» противоречит части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и может иметь своим результатом ущемление интересов авиакомпаний. УФАС полагает, что суд первой инстанции  рассмотрел спор с точки зрения гражданского законодательства, а не антимонопольного.

Подробно доводы изложены в тексте апелляционной жалобы.

ООО "ЮТэйр - Экспресс", не согласившись с решением суда в связи с недоказанностью обстоятельств, которые суд посчитал установленными, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции. По мнению ООО "ЮТэйр - Экспресс" включение в договоры на наземное обслуживание воздушных судов пунктов 3.1 и 8.3 в редакции ФГУП «Комиавиатранс» нарушает Закон о защите конкуренции и права авиакомпании.

УФАС в отзывах на апелляционные жалобы поддерживает жалобу ООО "ЮТэйр - Экспресс" и опровергает доводы жалобы ФГУП «Комиавиатранс». ФГУП «Комиавиатранс» в отзывах на апелляционные жалобы опровергло доводы жалоб УФАС и ООО "ЮТэйр - Экспресс". ООО "ЮТэйр - Экспресс" и ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" отзывы на жалобы не представили.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон и третьих лиц поддержали занятые по делу позиции.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в 2008 году при заключении договоров на наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах Республики Коми на 2009 год (далее - договоры) с отдельными авиакомпаниями у ФГУП «Комиавиатранс» возникли разногласия по условиям предложенных заявителем проектов договоров (типовых проектов).

В частности, при получении проекта договора от 28.11.2008 №9/58 - 08и/72/08 ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» не согласилось с предложенной редакцией проекта договора, направив свои разногласия по условиям договора в адрес ФГУП «Комиавиатранс».

ООО «ЮТэйр - Экспресс» подписало предложенный ему проект договора №9/57 - 08и - 01/1208 - 841 с протоколом разногласий, изложив свои возражения по 52 пунктам предложенного проекта.

В письме от 28.11.2008 №7/6253 ФГУП «Комиавиатранс», направляя ООО «ЮТэйр - Экспресс» новый договор на наземное обслуживание, указало, что изменение условий данного договора, являющегося публичным, не допускается. В случае неподписания договора, оказание услуг будет приостановлено (т. 2 л.д. 6).

ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр - Экспресс» посчитав, что действия субъекта естественной монополии нарушают требования Закона о защите конкуренции, обратились с заявлениями в УФАС о принятии к ФГУП «Комиавиатранс» мер по пресечению нарушений антимонопольного законодательства.

22.05.2009 указанные третьи лица обратились в УФАС с ходатайствами о выдаче ФГУП «Комиавиатранс» предписаний об изменении редакции пунктов 2.1 и 3.1 договоров и исключении из договора пункта 8.3.

Решением УФАС от 26.05.2009 действия ФГУП «Комиавиатранс» признаны противоречащими части 1 статьи 10 Закона № 135 - ФЗ в части злоупотребления доминирующим положением путем включения в договоры на наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах Республики Коми пунктов 2.2.7, 3.1, 8.3 в редакции ФГУП «Комиавиатранс», что имеет или может иметь своим результатом ущемление интересов авиакомпаний, в том числе авиакомпаний ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр - Экспресс».

09.06.2009  ФГУП «Комиавиатранс» выдано предписание в соответствии с которым заявитель обязан в трехмесячный срок  со дня получения предписания: 1) прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части злоупотребления доминирующим положением путем включения в договоры на наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах Республики Коми пунктов 3.1 и 8.3 в редакции ФГУП «Комиавиатранс», что имеет или может иметь своим результатом ущемление интересов авиакомпаний, в том числе авиакомпаний ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр - Экспресс»; 2) внести изменения в пункт 3.1. договора от 28.11.2008 № 9/57 - 08и - 01/1208 - 841, дополнив его ссылкой на пункт 6 Порядка применения аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02.10.2000 № 110, пункты 1.6 и 1.7 Порядка применения сборов, тарифов и цен и организации расчетов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной авиационной службы Российской Федерации от 11.10.1996 № 71; 3) внести изменения в пункт 8.3 договора от 28.11.2008 № 9/58 - 08и - 72/08ОА, заключенного между ФГУП «Комиавиатранс» и ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», указав в нем исключительный перечень случаев, при которых у ФГУП «Комиавиатранс» возникает право одностороннего внесудебного порядка расторжения договора; 4) ФГУП «Комиавиатранс» направить предложения всем контрагентам, с которыми заключены и действуют договоры на наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах Республики Коми о внесении изменений в обозначенные договоры, аналогичных указанным в пунктах 2 и 3 настоящего  предписания.

Не согласившись с Решением и Предписанием УФАС, ФГУП «Комиавиатранс» оспорило их в Арбитражный суд Республики Коми.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на нее, заслушав представителей сторон и третьих лиц, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие - либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для выявления состава данного нарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке хозяйствующий субъект занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.

ФГУП «Комиавиатранс» осуществляет деятельность в сфере оказания услуг аэропортов, является субъектом естественной монополии, постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 05.08.2003 №61 - т/1 включено в Перечень организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг аэропортов, включенных в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

Согласно части 5 статьи 5 Закона № 135 - ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, антимонопольным органом установлено и сторонами не оспаривается, что ФГУП «Комиавиатранс», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на товарном рынке предоставления аэропортовых услуг.

В качестве одного из нарушений требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольным органом расценено включение заявителем в договоры на наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах Республики Коми пункта 2.2.7 в редакции ФГУП «Комиавиатранс», которым на Авиакомпании возлагается обязанность по стикерованию бортовых запасов.

Указывая, что пункт 2.2.7 был включен в договоры ошибочно, ФГУП «Комиавиатранс» в апелляционной жалобе утверждает, что данные отношения сторон имели гражданско - правовой характер, нарушение антимонопольного законодательства отсутствовало.

В пункте 4 Постановления от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что, исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона N 135 - ФЗ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона N 135 - ФЗ, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В соответствии с пунктами 23, 24 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 25.07.2007 N 104, бортовые запасы воздушного судна в различных видах упаковки досматриваются в специально оборудованных пунктах досмотра в аэропорту. Досмотренный багаж, бортовое питание, грузы и почта подлежат маркировке номерными стикерами уполномоченными лицами служб авиационной безопасности.

В силу пункта 2.1 Типового положения о службе авиационной безопасности аэропорта, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 17.10.1994 N 76, служба авиационной безопасности аэропорта обязана обеспечить защиту деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в соответствии с нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности. При этом основными задачами службы авиационной безопасности аэропорта являются, в том числе осуществление в установленном порядке досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, авиапассажиров, ручной клади и багажа, почты, грузов и бортовых запасов (бортпитания) в целях предотвращения доставки на борт воздушного судна оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других веществ, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства.

В силу вышеизложенного, правовые основания для включения в договоры на наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах Республики Коми, в том числе и в договор от 28.11.2008 №9/58 - 08и/72/08, направленный в адрес ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», а также в типовую форму договора (т. 2 л.д. 29)  пункта 2.2.7 у заявителя отсутствовали.

Следовательно, квалификация УФАС нарушения, вменяемого заявителю, по части 1 статьи 10 Закона № 135 - ФЗ, является правомерной. При этом, суд отмечает, что антимонопольный орган констатировал факт нарушения именно части 1 статьи 10 Закона № 135 - ФЗ, в соответствии с которой запрещаются любые действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых может являться ущемление интересов других лиц.

Антимонопольный орган в Решении от 26.05.2009 установил, что действия ФГУП «Комиавиатранс» по включению в договоры на наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах Республики Коми пункта 2.2.7, которым устанавливается обязанность авиакомпаний обеспечивать стикерование бортовых запасов, незаконно возлагает на авиакомпании соответствующую обязанность, что может иметь своим результатом ущемление их интересов. Вышеназванное нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции устранено заявителем добровольно, в связи с чем ответчик счел возможным не выдавать в этой части предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Ссылка заявителя на то, что антимонопольный орган не установил, были ли совершены действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав, либо со стороны заявителя на контрагентов налагались неразумные ограничения, не может быть принята судом, поскольку антимонопольный орган, установив, что действия заявителя, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, не соответствуют закону и могут повлечь ущемление интересов других лиц, пришел к обоснованному выводу о нарушении ФГУП «Комиавиатранс» требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части включения в договоры пункта 2.2.7, возлагающего обязанность по стикерованию бортовых запасов на авиакомпании.

Доводы заявителя, что доказательства ущемления интересов авиакомпаний в материалах дела отсутствуют, отклоняются судом, поскольку для квалификации действий как злоупотребления доминирующим положением достаточно угрозы наступления любого из перечисленных в части 1 статьи 10 Закона № 135 - ФЗ последствий, в том числе и угрозы ущемления интересов других лиц. Такая угроза антимонопольным органом в Решении установлена, исходя из того, что пунктом 2.2.7 договора на авиакомпании неправомерно возлагалась дополнительная, не предусмотренная законом обязанность. Редакция пункта 2.2.7 прямо противоречила положениям нормативных правовых актов.

Позиция заявителя относительно того, что соглашения об исключении пункта 2.2.7 из договоров и возложении обязанности по стикерованию бортовых запасов на заявителя были подписаны до вынесения Решения УФАС, не свидетельствует об отсутствии вменяемого нарушения. С учетом устранения вышеназванного нарушения Закона, предписание о прекращении нарушения законодательства о конкуренции в данной части заявителю не выдано.

Указание ФГУП «Комиавиатранс» на то, что рассматриваемые отношения имели гражданско - правовой характер, нарушение антимонопольного законодательства не имело места, отклоняется судом апелляционной инстанции.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации. Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско - правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона. Учитывая это, арбитражные суды должны иметь в виду: требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско - правовым отношениям.  Это означает, в частности, что не подлежит признанию недействительным решение или предписание антимонопольного органа только на основании квалификации соответствующих правоотношений с участием хозяйствующего субъекта, которому выдано предписание антимонопольного органа, как гражданско - правовых.

С учетом вышеизложенного, оснований для удовлетворения жалобы ФГУП «Комиавиатранс» у суда апелляционной инстанции не имеется, в удовлетворении требований в данной части ФГУП «Комиавиатранс» отказано правомерно.