ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2010 года Дело N А29-7966/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2010 года
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2010 года
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетервака А.В.,
судей Губиной Л.В., Поляшовой Т.М.
при ведении протокола судебного заседания судьей Тетерваком А.В.,
при участии в судебном заседании представителя истца Якоби И.Н., доверенность № 04 - 05/15 от 23.03.2009г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.11.2009 по делу № А29 - 7966/2009, принятое судом в составе судьи Козлова О.Г.,
по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару
к обществу с ограниченной ответственностью «Салман»
третьи лица: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 8 по Саратовской области, Векслер Игорь Владимирович,
о признании недействительным решения учредителя № 2 от 21.04.2009 и отмене регистрационных действий о внесении изменений в сведения о юридическом лице, связанных с внесением изменений в учредительные документы,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (далее - ИФНС по г. Сыктывкару, истец, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Салман» (далее - ООО «Салман», Общество, ответчик).
Предметом иска явилось требование истца о признании недействительным решения учредителя № 2 от 21.04.2009 и отмене регистрационных действий о внесении изменений в сведения о юридическом лице, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО «Салман» от 30.04.2009.
Определением от 16 сентября 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Векслер Игорь Владимирович (далее - Векслер И.В., третье лицо).
Ответчик, извещенный надлежащим образом о судебном заседании, своего представителя в суд не направил, отзыв на исковое заявление не представил.
Третье лицо отзыв на исковое заявление не представило.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 30.11.2009 в удовлетворении исковых требований ИФНС по г. Сыктывкару отказано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований истца, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов обжалуемым решением ООО «Салман».
Не согласившись с принятым решением, ИФНС по г. Сыктывкару обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований истца.
В обоснование своей апелляционной жалобы заявитель указывает, что ООО «Салман», указав недостоверные сведения о месте нахождения организации, нарушило положения статьи 17 Федерального Закона от 08.08.2001 № 129 - ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации). По мнению заявителя, отсутствие достоверной информации о месте нахождения Общества приводит к невозможности осуществления ИФНС по г. Сыктывкару в полной мере мероприятий налогового контроля и привлечения к ответственности виновных лиц за представление в регистрирующий орган недостоверных сведений, а также нарушения прав иных лиц на получение достоверной информации, содержащейся в ЕГРЮЛ. По утверждению заявителя, указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с Обществом, не осуществляющим деятельность по указанному в учредительных документах адресу.
ООО «Салман» отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Третьи лица отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Определения апелляционного суда от 20 января 2010г., направленные в адрес ООО «Салман» и Векслера И.В. возвратились в суд с отметкой почты «за истечением срока хранения».
В соответствии со статьями 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные лица считаются надлежащим образом извещёнными.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба истца рассмотрена арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, учитывая обстоятельства дела и представленные по нему доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что ООО «Салман» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц в Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области 07.09.2007.
Решением учредителя от 21.04.2009 № 2 в учредительные документы ООО «Салман» внесены изменения с указанием нового адреса местонахождения Общества: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Серова, д. 45, кв. 2.
Межрайонная ИФНС России № 8 по Саратовской области вынесла решение от 30.04.2009 № 2081 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, на основании которого в единый государственный реестр юридических лиц внесены изменения о месте нахождения ООО «Салман».
Регистрационное дело ООО «Салман» было передано в ИФНС по г. Сыктывкару.
23.07.2009 в ИФНС по г. Сыктывкару поступило заявление Векслера В.И., проживающего по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Серова, д. 45, кв. 2, и являющего собственником указанной квартиры, о том, что по указанному адресу отсутствует ООО «Салман».
Считая, что внесенные ответчиком в учредительные документы сведения об изменении адреса местонахождения являются недостоверными, истец обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями.
В силу пункта 2 статьи 52 ГК РФ в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
Согласно пункту 4 статьи 12 Федерального Закона Российской Федерации № 14 - ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью» изменения в устав общества вносятся по решению общего собрания участников общества; изменения, внесенные в устав общества, подлежат государственной регистрации.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Закона о регистрации, государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом о регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о регистрации государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице, в связи с переменой места нахождения юридического лица, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (пункт 4 статьи 18 Закона о регистрации).
На основании пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации (в редакции, действовавшей в момент принятия оспариваемого решения) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
В пункте 1 статьи 17 Закона о регистрации предусмотрен исчерпывающий перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений.
Согласно подпунктам «а», «б» и «в» пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а также в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 Закона о регистрации.
Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации Законом о регистрации не предусмотрено.
Как установил суд и подтверждается материалами дела, для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, Общество в лице директора, представило в регистрирующий орган надлежащим образом оформленное и подписанное заявление по установленной форме и все необходимые документы. В заявлении подтверждено, что сведения, вносимые в учредительные документы, достоверны.
При изложенных обстоятельствах у Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области не имелось предусмотренных статьей 23 Закона о регистрации оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «Салман».
В силу пункта 1 статьи 25 Закона о регистрации заявитель несет ответственность за достоверность подаваемых им сведений о юридическом лице, в том числе и административную.
В качестве последствия грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц Закон о регистрации (пункт 2 статьи 25 Федерального закона N 129 - ФЗ) предусматривает право регистрирующего органа в судебном порядке ликвидировать такое юридическое лицо.
Несоответствие адреса, указанного в учредительных документах, фактическому месту нахождения Общества не может рассматриваться в качестве единственного основания для признания регистрации недействительной
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Суд первой инстанции правильно указал, что истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав обжалуемым решением ООО «Салман», а также не доказаны обстоятельства наступления для истца негативных последствий.
Кроме того, в силу положений Федерального закона Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» истец не может оспаривать решение учредителя или учредителей общества. Таким правом обладают только участники общества или само общество.
В связи с изложенным при совокупности указанных выше обстоятельств доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными и апелляционный суд считает, что оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции, всесторонне, полно и объективно исследовав фактические обстоятельства дела, а также представленные по нему доказательства, дал надлежащую правовую оценку обстоятельствам дела и названным доказательствам, в том числе с позиции относимости, допустимости и достоверности этих доказательств.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, последним не допущено.
Поэтому обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 30 ноября 2009 по делу № А29 - 7966/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий
А.В. Тетервак
Судьи
Л.В. Губина
Т.М. Поляшова
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка