• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 августа 2010 года  Дело N А29-9666/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2010 года

Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2010 года

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бармина Д.Ю.,

судей Гуреевой О.А., Кобелевой О.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Русиновой А.И.,

при участии в судебном заседании:

от истца - Засыпкин А.Д. по доверенности от 22.09.2009;

от ответчика (МУЗ «Ухтинская городская больница № 1») - Шабаков П.М. по доверенности от 01.08.2010;

от ответчика (ФОМС РК) - Маликова Т.И. по доверенности № 25/10 от 15.06.2010; Бабикова Л.В. по доверенности от 15.06.2010;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.05.2010 по делу № А29 - 9666/2009, принятое судом в составе судьи Вакулинской М.В.,

по иску Государственного унитарного предприятия Республики Коми «Государственные аптеки Республики Коми»

к муниципальному учреждению здравоохранения «Ухтинская городская больница № 1»,

Министерству здравоохранения Республики Коми,

Фонду обязательного медицинского страхования Республики Коми,

о взыскании 900067 руб. 13 коп. неосновательного обогащения,

установил:

Государственное унитарное предприятие Республики Коми «Государственные аптеки Республики Коми» (далее - истец, ГУП РК) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения «Ухтинская городская больница № 1» (далее - МУЗ «УГБ № 1»), с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства здравоохранения Республики Коми, Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми, о взыскании 900067 рублей 13 копеек неосновательного обогащения, приобретенного в результате получения лекарственных препаратов вне рамок государственных контрактов № ЕП 002/024 от 21.02.2007, № ЕП 004/024 от 21.02.2007, № ЕП 005/024 от 26.02.2007 и № ТП 029/095 от 04.04.2007.

Исковые требования основаны на положениях статей 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 24.12.2009 Министерство здравоохранения Республики Коми (далее - Министерство), Фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми (далее - ФОМС РК, заявитель жалобы) привлечены к участию в деле в качестве ответчиков (т. 8 л.д. 87 - 88).

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.05.2010 исковые требования ГУП РК удовлетворены. С ФОМС РК в пользу истца взыскано 900067 рублей 13 копеек долга. В удовлетворении исковых требований к Министерству и МУЗ «УГБ № 1» отказано.

При принятии решения по делу суд первой инстанции пришел к выводу, что на стороне МУЗ «УГБ № 1» отсутствует неосновательное обогащение, лекарственные препараты получены МУЗ «УГБ № 1» в рамках государственных контрактов, и обязанность по их оплате возлагается на ФОМС РК.

Не согласившись с принятым судебным актом, ФОМС РК обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 04.05.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым взыскать с МУЗ «УГБ № 1» в пользу истца 900067 рублей 13 копеек и 15500 рублей 67 копеек судебных расходов.

Как указывает заявитель жалобы, в государственные контракты № ЕП 002/024 от 21.02.2007, № ЕП 004/024 от 21.02.2007, № ЕП 005/024 от 26.02.2007 и № ТП 029/095 от 04.04.2007 не были внесены изменения, касающиеся количественных и ценовых характеристик поставляемого товара, в связи с чем товар, полученный МУЗ «УГБ № 1» сверх количества, предусмотренного государственными контрактами, не подлежит оплате ФОМС РК.

Кроме того, заявитель жалобы считает, что судом необоснованно отклонены доводы ФОМС РК о том, что МУЗ «УГБ № 1» располагало денежными средствами, необходимыми для оплаты полученных от истца лекарственных препаратов.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу доводы ФОМС РК отклонил, просил оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Министерство и МУЗ «УГБ № 1» отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направило.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Министерства.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции 05.08.2010 стороны поддержали свои доводы и возражения. Представитель МУЗ «УГБ № 1» просил оставить решение без изменения, а жалобу ФОМС РК без удовлетворения.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 16 часов 30 минут 12.08.2010.

После перерыва представители истца, МУЗ «УГБ № 1», Министерства в судебное заседание не явились.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в рамках реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Коми на 2007 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 25.12.2006 № 323, между Министерством здравоохранения Республики Коми (заказчик) и ГУП РК (поставщик) заключены следующие государственные контракты:

- государственный контракт на поставку химических реактивов, расходных реагентов и материалов для учреждений здравоохранения Республики Коми от 21.02.2007 № ЕП 002/024 (т. 1 л.д. 10 - 13);

- государственный контракт на поставку изделий медицинского назначения для учреждений здравоохранения Республики Коми от 21.02.2007 № ЕП 004/024 (т. 1 л.д. 14 - 17);

- государственный контракт на поставку фармацевтических препаратов для учреждений здравоохранения Республики Коми от 26.02.2007 № ЕП 005/024 (т. 1 д.д. 18 - 21);

- государственный контракт на поставку фармацевтических препаратов, изделий медицинского назначения, химических реактивов, расходных реагентов и материалов для обеспечения учреждений здравоохранения Республики Коми от 07.04.2007 № ТП 029/095 (т. 1 л.д. 22 - 25).

В соответствии с условиями заключенных государственных контрактов поставщик обязался осуществить поставку изделий медицинского назначения, фармацевтических препаратов, химических реактивов, расходных реагентов и материалов (далее - товар) для обеспечения учреждений здравоохранения Республики Коми, наименование, количество и цена которых указаны в Приложениях № 1 к контрактам, являющихся их неотъемлемыми частями. Государственными контрактами предусмотрено, что источниками финансирования являются внебюджетные средства (средства ФОМС РК); местом доставки товара являются аптечные учреждения в населенных пунктах согласно Приложениям № 2 и учреждения здравоохранения Республики Коми согласно Приложениям № 3.

На основании данных государственных контрактов между ГУП РК (поставщик) и ФОМС РК (плательщик) 09.03.2007 заключены договоры поставки для государственных нужд Республики Коми № 002 - Ф, № 004 - Ф и № 005 - Ф с протоколами разногласий от 09.03.2007 и договор поставки от 25.06.2007 № Ф - 29, по условиям которых поставщик обязался осуществить поставку изделий медицинского назначения, фармацевтических препаратов, химических реактивов, расходных реагентов и материалов по ценам, в количестве, ассортименте согласно спецификациям, являющимися неотъемлемыми частями договоров (Приложения № 1), а плательщик обязался оплатить поставленный по заявкам учреждений здравоохранения Республики Коми, участвующих в системе обязательного медицинского страхования (получателей), товар в пределах лимитов денежных средств, указанных в «контрольном листе» (пункты 1.1, 1.2 договоров) (том 10 л.д. 74 - 88).

По условиям договоров поставки от 09.03.2007 № 002 - Ф, № 004 - Ф и № 005 - Ф оплата товара производится плательщиком поэтапно: 30% согласно договорам перечисляется в течение 10 календарных дней со дня его подписания, оставшиеся 70% перечисляются в течение 10 банковских дней после предоставления поставщиком пакета отчетных документов, подтверждающих факт обеспечения получателей изделиями медицинского назначения, фармацевтическими препаратами.

По условиям договора поставки от 25.05.2007 № Ф - 29 оплата товара производится плательщиком поэтапно: предоплата ежемесячно после заключения договора поставки во исполнение государственного контракта в размере 5000 рублей, последующая оплата - ежемесячно в течение 10 дней после предоставления поставщиком плательщику согласованных форм отчетности, подтверждающих факт получения товара лечебно - профилактическими учреждениями системы обязательного медицинского страхования.

Во исполнение условий договоров поставки для государственных нужд Республики Коми от 09.03.2007 № 002 - Ф, № 004 - Ф и № 005 - Ф, между ФОМС РК и МУЗ «УГБ № 1» 28.05.2007 заключен договор о взаимодействии сторон по обеспечению лечебно - профилактических учреждений фармацевтическими препаратами, изделиями медицинского назначения, химическими реактивами, расходными реагентами и материалами № 1ОМС3/12 и дополнительные соглашения к нему от 05.06.2007, от 25.06.2007 № 2, от 03.09.2007 № 3 (т. 10 л.д. 89 - 93), по условиям которых ГУП РК осуществляет отпуск МУЗ «УГБ № 1» товара в пределах установленного ему месячного лимита средств с отметкой о получении товара в «контрольном листе», выданном ФОМС РК для обеспечения стационарной и амбулаторно - поликлинической помощи согласно утвержденному в установленном порядке лимиту потребления товара в расчете на месяц, а МУЗ «УГБ № 1» производит приемку, хранение и использование товара в соответствии с действующим законодательством (пункты 2.1, 2.2, 2.4, 3.1 договора).

По условиям договора, при осуществлении отпуска - приемки товара предусмотрено оформление товарной накладной (по торговым наименованиям и МНН). В срок до 2 числа месяца, следующего за отчетным, МУЗ «УГБ № 1» представляет «контрольный лист» за прошедший месяц и оригиналы товарных накладных, оформленные в отчетном периоде, в ФОМС РК, который осуществляет проверку на соответствие в них наименования полученного товара наименованию товара, подлежащего поставке согласно спецификациям к договорам поставки для государственных нужд, а также на соответствие его стоимости сумме выделенных в отчетном периоде средств по «контрольному листу». Для произведения расчетов по договорам поставки для государственных нужд ГУП РК направляет в ФОМС РК на оплату счет - фактуру и товарную накладную, подтверждающие факт обеспечения МУЗ «УГ № 1» товаром. Частичная оплата счетов производится ФОМС РК на основании акта, подписанного ФОМС РК и ГУП РК с указанием причин, повлиявших на их неполную оплату (пункты 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 договора).

За период с августа 2007 года по апрель 2008 года истец осуществил поставку лекарственных средств в адрес МУЗ «УГБ № 1» на общую сумму 1 338102 рублей 90 копеек и предъявил ФОМС РК для оплаты счета - фактуры. Однако ФОМС РК отклонил оплату счетов - фактур на сумму 900067 рублей 13 копеек, в том числе на сумму 41122 рубля 57 копеек в связи с нарушением ассортимента, подлежащих поставке лекарственных препаратов по государственным контрактам, и на сумму 858944 рубля 56 копеек в связи с превышением количества поставленных лекарственных препаратов.

Отсутствие оплаты за поставленные фармацевтические препараты, изделия медицинского назначения, химические реактивы, расходные реагенты и материалы в полном объеме послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Коми.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений указанного Федерального закона.

Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя (статья 509 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании статьи 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Статьей 531 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506 - 522 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует и сторонами не отрицается, что изменения в государственные контракты от 21.02.2007 № ЕП 004/024, от 26.02.2007 № ЕП 005/024, от 04.04.2007 № ТП 029/095, от 21.02.2007 № ЕП 002/024, а также в договоры поставки для государственных нужд Республики Коми № 002 - Ф, № 004 - Ф и № 005 - Ф от 09.03.2007 и договор поставки от 25.06.2007 № Ф - 29 относительно количества и цены поставляемых товаров не вносились.

Согласно актам проверки накладных на предмет соответствия спецификациям государственных контрактов, ФОМС РК отклонил оплату счетов - фактур на сумму 900067 рублей 13 копеек по следующим основаниям:

- 41122 рубля 57 копеек в связи с нарушением ассортимента, подлежащих поставке лекарственных препаратов по государственным контрактам;

- 858944 рубля 56 копеек в связи с превышением количества поставленных лекарственных препаратов.

При этом, акты проверки накладных подписаны как со стороны ФОМС РК, осуществлявшего проверки, так и со стороны истца (ГУП РК). Все акты проверки содержат ссылку на согласие ГУП РК с неполным акцептом счетов - фактур с указанием конкретной суммы.

Таким образом, материалами дела подтвержден факт поставок ГУП РК в адрес МУЗ «УГБ № 1» лекарственных препаратов сверх установленных государственными контрактами количеств, а также с нарушением ассортимента, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает, что вывод суда первой инстанции о получении МУЗ «УГБ № 1» лекарственных препаратов в рамках государственных контрактов является ошибочным, а, следовательно, у суда отсутствовали основания для взыскания задолженности в рамках государственных контрактов с ФОМС РК за полученные МУЗ «УГБ № 1» лекарственные препараты.

Суд апелляционной инстанции также учитывает, что, обращаясь в Арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с МУП «УГБ № 1» 900067 рублей 13 копеек, истец ссылался на нормы статей 1102, 1105 Гражданского кодекса, определяя сумму иска, подлежащую взысканию с ответчика, как неосновательное обогащение и указывая на получение МУЗ «УГБ № 1» лекарственных препаратов на заявленную сумму вне рамок государственных контрактов. Вместе с тем, суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований и, придя к выводу, что лекарственные препараты получены по государственным контрактам, взыскал с ФОМС РК задолженность.

Кроме того, в соответствии с Дополнительными соглашениями к Генеральному тарифному соглашению в системе обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации на территории Республики Коми на 2008 год от 03.09.2008г. (т. 5 л.д. 122 - 129) и от 14.10.2008г. (т. 4 л.д. 130 - 137) в связи с высвобождением средств, предусмотренных на завершение в 1 полугодии 2008 года расчетов за лекарственные средства, фактически полученные лечебно - профилактическими учреждениями в 2007 году, решением Республиканской согласительной комиссии лечебно - профилактическим учреждениям были выделены дополнительные средства на увеличение в 4 квартиле 2008 года расходов по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в части расходов на приобретение лекарственных средств и изделия медицинского назначения для расчетов за ранее полученные лекарственные средства и изделия медицинского назначения, использованные для обеспечения оказания медицинской помощи по программе ОМС. Размер средств, выделенных для МУЗ «УГБ № 1», определен в приложениях к соглашениям, в том числе в приложении № 2 к Дополнительному соглашению от 03.09.2008г. - 951119 рублей 29 копеек (т. 5 л.д. 127 - 129).

Представленные в материалы дела платежные поручения № 745 от 30.12.2008, № 9 от 12.01.2009 (т. 6 л.д. 9 - 10) подтверждают получение и наличие у МУЗ «УГБ № 1» дополнительных денежных средств на возмещение ранее полученных лекарственных препаратов.

Об осведомленности руководства МУЗ «УГБ № 1» о наличии выделенных денежных средств и их назначении также свидетельствует акт проверки целевого и рационального использования средств ОМС в МУЗ «УГБ № 1» от 06.04.2010 (т. 9 л.д. 67 - 86) с которым руководство лечебного учреждения было ознакомлено. Каких либо замечаний или возражений относительно акта проверки МУЗ «УГБ № 1» не предъявлено.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что МУЗ «УГБ № 1» в рамках Генерального тарифного соглашения получены дополнительные средства с целью возмещения расходов за ранее полученные лекарственные средства от ГУП РК.

МУЗ «УГБ № 1» не представлены доказательства расходования полученных денежных средств по назначению, в том числе для оплаты медикаментов, отпущенных истцом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что лекарственные препараты получены МУЗ «УГБ № 1» от истца вне рамок государственных контрактов, исковые требования ГУП РК подлежат удовлетворению в заявленном размере за счет МУЗ «УГБ № 1», а решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.05.2010 подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Исковые требования ГУП РК к Министерству здравоохранения Республики Коми и ФОМС РК удовлетворению не подлежат.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по делу и апелляционной жалобе относятся на МУЗ «УГБ № 1».

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.05.2010 по делу № А29 - 9666/2009 отменить, принять новый судебный акт.

Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения «Ухтинская городская больница № 1» в пользу Государственного унитарного предприятия Республики Коми «Государственные аптеки Республики Коми» 900067 рублей 13 копеек неосновательного обогащения, 15500 рублей 67 копеек судебных расходов.

Выдать исполнительный лист.

В удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Республики Коми и Фонду обязательного медицинского страхования Республики Коми отказать.

Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения «Ухтинская городская больница № 1» в пользу Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий  
  Д.Ю. Бармин

     Судьи
  О.А. Гуреева

     О.П. Кобелева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А29-9666/2009
Принявший орган: Второй арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 16 августа 2010

Поиск в тексте