ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 апреля 2010 года  Дело N А31-10481/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2010 года.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,

при участии в судебном заседании представителя ответчика Ланцовой Н.А., действующей на основании доверенности от 14.12.2009 № 30Д,

рассмотрев апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области

на решение Арбитражного суда Костромской области от 18.02.2010 по делу № А31 - 10481/2009, принятое судом в составе судьи Беляевой Т.Ю.,

по заявлению индивидуального предпринимателя Загрибельного Алексея Петровича

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области

о признании распоряжения недействительным,

установил:

индивидуальный предприниматель Загрибельный Алексей Петрович (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Загрибельный А.П.) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области (далее - ответчик, Территориальное управление) от 25.11.2009 № 563 о предоставлении в собственность за плату гражданину Российской Федерации Загрибельному А.П. земельного участка, расположенного по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Костромская, д. 110, с кадастровым номером 44:27:050601:265, в порядке приватизации и обязании ответчика принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность ИП Загрибельному А.П. с расчетом выкупной цены в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.

Решением суда первой инстанции от 18.02.2010 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным решением, Территориальное управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение от 18.02.2010 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.

Ответчик указывает на то, что за выкупом земельного участка обратился гражданин Российской Федерации Загрибельный А.П., а не ИП Загрибельный А.П. При обращении в Территориальное управление заявитель подал заявку, которая не была оформлена на бланке индивидуального предпринимателя и не была заверена печатью индивидуального предпринимателя. Кроме того, прилагаемый к заявке договор аренды от 11.03.2009 № 285 был заключен с Загрибельным А.П. как с гражданином Российской Федерации, а не как с индивидуальным предпринимателем. Предприниматель не направлял в Территориальное управление своих возражений относительно выкупной цены земельного участка, хотя знал (либо должен был знать) на момент заключения сделки о пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 - ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 137 - ФЗ). В связи с этим обращение заявителя в арбитражный суд свидетельствует о злоупотреблении правом.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу заявитель считает решение суда законным и обоснованным, в связи с чем, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения. Предприниматель указывает на то, что при обращении с заявлением о разрешении на выкуп земли Загрибельный А.П. полностью подтвердил свой статус индивидуального предпринимателя. В свидетельстве о государственной регистрации права в графе «субъект права» в соответствии с действующими правилами не может быть указано «ИП». При заключении договора аренды от 11.03.2009 № 285 Загрибельным А.П. также был приложен весь пакет документов, подтверждающий его статус индивидуального предпринимателя.

Заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора купли - продажи от 18.05.2006 № 2, заключенного  со специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества», Валиев Ариф Агмад оглы приобрел в собственность высвобождаемое военное имущество (нежилое строение (здание штаба), расположенное по адресу: г. Кострома, ул. Костромская, д. 110, общая площадь 352,8 кв.м., основная площадь 269,7 кв.м., вспомогательная площадь 83,1 кв.м., инв. №А лит I - 13487В, условный номер объекта 44 - 44 - 01/029/2006 - 218), принадлежащее на праве собственности Российской Федерации и находящееся в оперативном управлении за Костромской квартирно - эксплуатационной частью. Право собственности Валиева А.А.о зарегистрировано 18.08.2006.

10.11.2008 Валиев Ариф Агмад оглы и Загрибельный А.П. заключили договор купли - продажи, согласно которому Загрибельный А.П. купил нежилое строение (здание штаба), находящееся по адресу: г. Кострома, ул. Костромская, д. 110.

Право собственности Загрибельного А.П. зарегистрировано 26.11.2008, выдано свидетельство серии 44 АБ № 241920.

Приобретенное заявителем здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 44:27:050601:265 площадью 1951,69 кв.м.

11.03.2009 Предпринимателем с Территориальным управлением в соответствии с пунктом 4 договора купли - продажи от 10.11.2008 и на основании распоряжения от 19.02.2009 № 94 заключен договор аренды № 285 указанного земельного участка. Срок действия договора 11 месяцев (пункт 2.1 договора аренды).

25.03.2009 Загрибельный А.П. обратился в Территориальное управление с заявлением от 23.03.2009, в котором просил дать разрешение на выкуп земельного участка, находящегося по адресу: г. Кострома, ул. Костромская, д. 110, с кадастровым номером 44:27:050601:265, на котором расположено нежилое строение (здание штаба). К данному заявлению были приложены копия свидетельства о государственной регистрации права на нежилое строение (здание штаба), копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица, копия паспорта, копия договора аренды земельного участка от 11.03.2009 № 285, кадастровый паспорт на указанный земельный участок.

Рассмотрев данное заявление, Территориальное управление 30.03.2009 письмом № 1623 возвратило заявку и прилагаемый к ней пакет документов на приватизацию земельного участка по причине отсутствия выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копий иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, а также выписки из реестра федерального имущества.

17.07.2009 Загрибельный А.П. повторно обратился с заявлением о приватизации земельного участка с кадастровым номером 44:27:050601:265.

Письмом от 15.09.2009 № ПП - 10/23103 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом поручило Территориальному управлению провести приватизацию названного земельного участка.

25.11.2009 распоряжением № 563 Территориальное управление предоставило в собственность за плату в размере 1079970,59 рублей согласно расчету выкупной цены земельного участка, являющемуся неотъемлемым приложением к данному распоряжению, гражданину Российской Федерации Загрибельному А.П. земельный участок из категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для эксплуатации зданий и сооружений, находящийся в собственности Российской Федерации, расположенный по адресу: г. Кострома, ул. Костромская, д. 110, с кадастровым номером - 44:27:050601:265, реестровым номером П11450000626, общей площадью 1951,69 кв.м.

Не согласившись с размером выкупной цены земельного участка, Предприниматель обратился в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования Предпринимателя, суд первой инстанции исходил из того, что Загрибельный А.П. относится к категории собственников, для которых в силу пункта 1 статьи 2 Закона № 137 - ФЗ действует льготная цена выкупа земельного участка.

Исследовав имеющиеся материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, Второй арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: 1) несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию указанных земельных участков или приобретение права аренды на них.

В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли - продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом № 137 - ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 137 - ФЗ (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления) до 01.01.2010 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности; гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;

- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

Из названной нормы следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.

Следовательно, достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности.

Из смысла норм пункта 1 статьи 2 Закона № 137 - ФЗ можно сделать вывод, что любой собственник недвижимого имущества, отчужденного из государственной (муниципальной) собственности, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке. Данный вывод подтверждается положениями письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.07.2009 № Д23 - 2455.

Материалами дела подтверждается (л.д. 20 - 24), что нежилое строение (здание штаба), расположенное на земельном участке с кадастровым номером 44:27:050601:265, до отчуждения его Валиеву А.А.о с последующей продажей заявителю находилось в собственности Российской Федерации.

Субъектом Российской Федерации - Костромской областью установлена выкупная цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Постановлением Администрации Костромской области от 22.10.2007 № 242 - а утверждено Положение «О порядке определения цены земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Костромской области, при продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, и их оплаты» (далее - Положение «О порядке определения цены земельных участков»). Пунктом 1 статьи 3 указанного Положения предусмотрено, что цена земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, устанавливается в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка при его продаже коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таком земельном участке зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной собственности.

Как следует из материалов дела Загрибельный А.П. имеет статус индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 13.04.2007 (л.д. 14).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что Предприниматель имеет право на выкуп земельного участка под объектом недвижимости на льготных условиях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Закона № 137 - ФЗ и пунктом 1 статьи 3 Положения «О порядке определения цены земельных участков».

Доводы апелляционной жалобы отклоняются в силу следующего. Заявитель, подавая заявку о приватизации земельного участка, приложил к ней все необходимые документы, предусмотренные Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной ил муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370, в том числе копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 13.04.2007, что подтверждается письмом Территориального управления от 30.03.2009 № 1623 (л.д. 44). Кроме того, и заявление от 23.03.2009 (л.д. 28), и заявление от 17.07.2009 (л.д. 60) заверены печатью индивидуального предпринимателя.

Ссылка ответчика на то, что договор аренды земельного участка от 11.03.2009 № 285 был заключен с Загрибельным А.П. как с гражданином, а не индивидуальным предпринимателем, отклоняется, так как из норм статей 23, 24 Гражданского кодекса Российской Федерации и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2001 № 88 - О следует, что юридически имущество индивидуального предпринимателя, используемое им в личных целях, не обособлено от имущества, непосредственно используемого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности. При этом факт использования заявителем нежилого строения (здания штаба) в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, не подтверждается материалами дела.

Таким образом, у Территориального управления имелась возможность сделать однозначный вывод о наличии у Предпринимателя права на льготу при определении выкупной стоимости земельного участка.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

Таким образом, решение Арбитражного суда Костромской области от 18.02.2010 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления - без удовлетворения.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н  О В И Л :

решение Арбитражного суда Костромской области от 18.02.2010 по делу № А31 - 10481/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области - без удовлетворения.

Постановление  вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий
  Т.В. Лысова

     Судьи
   А.В. Караваева

     Г.Г. Перминова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка