ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июля 2010 года  Дело N А82-153/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2010 года.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Метелевой Е.А.,

при участии в судебном заседании представителя заявителя - Казанцева Л.Ю. по доверенности от 04.06.2009,

рассмотрев апелляционную жалобу Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля

на  решение  Арбитражного  суда  Ярославской  области  от  07.05.2010  по  делу № А82 - 153/2010, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В.,

по заявлению индивидуального предпринимателя Березняк Натальи Дамировны

к Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Ярославля, мэрии города Ярославля, Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля

третье лицо: Правительство Ярославской области,

о признании решения и требования незаконным,

установил:

индивидуальный предприниматель Березняк Наталья Дамировна (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Березняк Н.Д.) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Ярославля (далее - Комиссия), содержащегося в протоколе от 30.10.2009 № 33, об освобождении земельного участка площадью 212 кв.м. у дома № 5 по ул. Чехова г. Ярославля от расположенного на нем временного сооружения, принадлежащего Предпринимателю; о признании незаконным требования Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее - Управление, УЗР), содержащегося в письме от 13.11.2009 № 03 - 05/8574, об освобождении указанного земельного участка от временной постройки, не являющейся объектом капитального строительства -  торгового павильона. Кроме Комиссии и Управления данные требования адресованы мэрии г. Ярославля.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Ярославской области (далее - Правительство ЯО).

Решением суда первой инстанции от 07.05.2010 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение от 07.05.2010 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ИП Березняк Н.Д. По мнению УЗР, заявителем избран ненадлежащий способ защиты в части признания незаконным решения Комиссии, которая не является органом местного самоуправления и не обладает правами юридического лица. Также Управление обращает внимание на то, что возможность принятия уполномоченным органом (Правительство ЯО) решения о предоставлении земельного участка для строительства объекта соцкультбыта отсутствует до освобождения этого участка от временного сооружения по причине необходимости использования его для иных целей. В связи с этим, учитывая решение Правительства ЯО об использовании этого участка для строительства ГУЗ ЯО «Областная клиническая больница», и было принято оспариваемое решение об освобождении земельного участка. Данный участок площадью 212 кв.м. был снят с кадастрового учета, площадь смежного земельного участка № 76:23:050301:28 уточнена в связи с включением спорного участка в его границы. Кроме того, в соответствии со схемой функционального зонирования территорий в составе генерального плана г. Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 06.04.2006 № 226 (далее - Генеральный план г. Ярославля), и картой градостроительного зонирования в составе правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 № 201 (далее - ПЗиЗ г. Ярославля), размещение мини - магазина в зоне специализированных центров городского и районного значения (зоне медицинских центров) противоречит видам ее разрешенного использования.

ИП Березняк Н.Д. считает доводы УЗР необоснованными, просит оставить решение суда от 07.05.2010 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагает, что согласно разъяснениям Конституционного суда Российской Федерации (определения от 20.12.2005 № 518 - О, от 05.11.2002 № 319 - О) решение Комиссии об освобождении земельного участка, нарушающее права Предпринимателя, может быть оспорено в арбитражном суде. Заявитель указывает на то, что при рассмотрении дела № А82 - 3859/2009 арбитражными судами был рассмотрен довод ответчиков о реконструкции ГУЗ ЯО «Областная клиническая больница». Решение суда по этому делу является для них обязательным. Также ИП Березняк Н.Д. не усматривает нарушений Генерального плана г. Ярославля и ПЗиЗ г. Ярославля в случае размещения принадлежащего ей временного сооружения в зоне медицинских центров, поскольку спорный участок используется в соответствии с видом разрешенного использования. Постановление мэра г. Ярославля и решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.09.2009 по делу № А82 - 3859/2009 о признании права Предпринимателя на аренду этого участка приняты до вступления в силу ПЗиЗ г. Ярославля.

В отзыве на апелляционную жалобу Правительство ЯО поддерживает доводы и требования Управления.

Комиссия и мэрия г. Ярославля отзывы на апелляционную жалобу не представили.

УЗР, Правительство ЯО, Комиссия и мэрия г. Ярославля явку представителей в апелляционный суд не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Правительство ЯО ходатайствовало о рассмотрении дела  без его участия.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей названных лиц, участвующих в деле.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора купли - продажи от 30.04.2004 ИП Березняк Н.Д. приобрела в собственность у Бидяновой Е.Ю. (продавец) торговый павильон, являющийся временным строением и расположенный у дома № 5 по ул. Чехова г. Ярославля. Передача киоска от продавца покупателю осуществлена по акту, являющемуся приложением к договору купли - продажи. Ввод объекта в эксплуатации оформлен актом приемки временного сооружения от 05.07.2001, утвержденным главой администрации Ленинского района мэрии г. Ярославля.

Постановлением мэра г. Ярославля от 17.09.2004 № 3772 Березняк Н.Д. в аренду на 11 месяцев был предоставлен земельный участок общей площадью 120 кв.м. для размещения торгового павильона. На основании постановления мэра г. Ярославля от 13.10.2005 № 4804 срок аренды указанного земельного участка установлен до 15.08.2006.

01.11.2005 заключен договор аренды земельного участка № 15714/1. Уведомлением от 15.08.2006 № 69 договор продлен на неопределенный срок.

Решением от 18.01.2008 по делу № А82 - 12191/2007 Арбитражный суд Ярославской области обязал Предпринимателя освободить земельный участок в связи с тем, что вышеназванный договор аренды является незаключенным из - за отсутствия кадастрового учета земельного участка. Решение до настоящего времени не исполнено.

14.11.2008 земельный участок площадью 212 кв.м. у дома № 5 по ул. Чехова, предназначенный для эксплуатации торгового павильона, поставлен на кадастровый учет под номером 76:23:050301:26.

18.12.2008 ИП Березняк Н.Д. обратилась в Управление с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду для эксплуатации торгового павильона.

Письмом от 15.01.2009 УЗР сообщило заявителю об отсутствии возможности для рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в аренду, а фактически - об отказе в его предоставлении, до окончания исполнительного производства по исполнению решения Арбитражного суда Ярославской области от 18.01.2008 по делу № А82 - 12191/2007.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 04.09.2009 по делу № А82 - 3859/2009, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.10.2009, признано незаконным решение Управления, содержащееся в письме от 15.01.2009. На мэрию г. Ярославля возложена обязанность после вступления решения в законную силу предоставить в аренду ИП Березняк Н.Д. земельный участок у дома № 5 по ул. Чехова г. Ярославля (кадастровый номер 76:23:050301:26) для эксплуатации принадлежащего ей торгового павильона. На УЗР возложена обязанность заключить с Предпринимателем договор аренды земельного участка на основании соответствующего постановления мэра г. Ярославля.

Данное решение не исполнено, спорный земельный участок в аренду  не предоставлен.

29.09.2009 Правительство ЯО обратилось к мэру г. Ярославля с письмом, в котором просило в соответствии с постановлением мэра г. Ярославля от 15.05.2007 № 1519 принять решение об  использовании земельного участка по адресу: г. Ярославль, ул. Чехова, у дома 5. Также Правительство ЯО указало на необходимость использования этого участка для осуществления строительства ГУЗ ЯО «Областная клиническая больница».

Учитывая обращение Правительства ЯО, Управление 28.10.2009 обратилось к директору Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля с просьбой принять на Комиссии решение об использовании земельного участка с кадастровым номером 76:23:050301:26, на котором расположено временное сооружение Березняк Н.Д., по иному назначению.

30.10.2009 на заседании Комиссии (протокол № 33) принято решение: освободить указанный земельный участок от временной постройки в связи с необходимостью использования его для целей строительства капитальных объектов; Управлению обеспечить осуществление мероприятий по освобождению земельного участка.

Во исполнение данного решения УЗР направило ИП Березняк Н.Д. письмо от 13.11.2009 № 03 - 05/8574 с требованием об освобождении спорного земельного участка от временной постройки в течение 14 дней с момента получения настоящего уведомления в связи с необходимостью использования участка для размещения строительной площадки ГУЗ ЯО «Областная клиническая больница».

Считая решение Комиссии и требование Управления незаконными, Предприниматель оспорил их в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что - ей не принималось. Более того, Комиссия, ющая , вообще имеет ий на ятие таких решений.  , , , 76:23:050301:26 ЯО, г. ( ) 27.04.2007 21 - « , , - » (далее - Закон ЯО), . . Следовательно, с м 4.1 4.2 Положения о размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства, на территории г. Ярославля, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля от 15.05.2007 № 1519 (далее - Положение о размещении временных построек), а именно: им - . ИП . . также является .

Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя заявителя, Второй арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 04.09.2009 по делу № А82 - 3859/2009 признано право ИП Березняк Н.Д. на использование земельного участка с кадастровым номером 76:23:050301:26 площадью 212 кв.м. по адресу: г. Ярославль, ул. Чехова, у дома № 5, для размещения временной постройки - торгового павильона. Данное решение вступило в законную силу 28.10.2009.

Следовательно, на момент принятия Комиссией оспариваемого решения от 30.10.2009 (протокол № 33) и направлению требования об освобождении земельного участка Предприниматель де - факто являлся законным землепользователем.

Процедура демонтажа временного объекта урегулирована разделом 4 Положения о размещении временных построек.

Согласно пункту 4.1 настоящего Положения владелец временного объекта предупреждается за три месяца об отказе от договора аренды, осуществляет демонтаж временного объекта и освобождение земельного участка в случае: 1) принятия органами городского самоуправления решения об использовании территории по иному назначению, в том числе для целей строительства капитальных объектов, объектов транспортной, инженерной инфраструктур, благоустройства территории; 2) отказа владельца временного объекта произвести реконструкцию (ремонт, замену, модернизацию) временного объекта в связи с его неприглядным внешним обликом.

В этих случаях вопрос об освобождении участка от временного объекта рассматривается Комиссией. Отказ от договора аренды и осуществление структурными подразделениями мероприятий по освобождению земельного участка возможен при положительном решении Комиссии (пункт 4.2 Положения о размещении временных построек).

Указанная Комиссия создана на основании постановления мэра г. Ярославля от 27.01.2006 № 167 «О подготовке проекта правил землепользования и застройки города Ярославля». В соответствии утвержденным им Положением о Комиссии она является постоянно действующим координационным органом при мэрии г. Ярославля, созданным для организации подготовки проекта правил землепользования и застройки г. Ярославля, решения вопросов в области градостроительного регулирования при размещении объектов строительства (реконструкции, реставрации, капитального ремонта) на территории г. Ярославля, а также иных вопросов в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

К функциям Комиссии, в частности, относятся: рассмотрение заявлений и обращений по вопросам, связанным со строительством, реконструкцией, реставрацией, капитальным ремонтом; подготовка предложений об отмене и признании утратившими силу правовых актов органов городского самоуправления в области градостроительной деятельности; рассмотрение вопросов, связанных с резервированием земельных участков для муниципальных нужд. Решения Комиссии учитываются при подготовке в установленном порядке проектов правовых актов органов городского самоуправления.

Таким образом, Комиссия не является органом местного самоуправления и не имеет полномочий по принятию обязательных решений об использовании земельных участков в г. Ярославле.

Вместе с тем из буквального толкования норм пункта 4.2 Положения о размещении временных построек следует, что решение Комиссии об освобождении земельного участка от временного объекта является основанием для осуществления органами местного самоуправления мероприятий по его освобождению, то есть влечет юридические последствия.

В соответствии со статьями 27, 29, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений иных органов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Поэтому решение Комиссии об освобождении земельного участка, используемого для осуществления такой деятельности, может быть предметом спора, рассматриваемого арбитражным судом.

Вывод Управления о невозможности оспаривания в арбитражном суде решения Комиссии в связи с отсутствием у нее статуса юридического лица отклоняется, как не имеющий правового обоснования.

Из решения Комиссии от 30.10.2009 (протокол № 33) и требования УЗР от 13.11.2009 № 03 - 05/8574 следует, что указанные органы считают основанием для освобождения Предпринимателем земельного участка необходимость использования его для строительства капитальных объектов ГУЗ ЯО «Областная клиническая больница» (л.д. 6, 27, 60 - 64).

Однако, как установил суд первой инстанции, Правительством ЯО, в компетенцию которого входит распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г. Ярославле в целях строительства объектов капитального строительства, за исключением жилищного строительства (статья 1 Закона ЯО), решение об использовании земельного участка с кадастровым номером 76:23:050301:26 для строительства объектов здравоохранения принято не было. Органы местного самоуправления такое решение также не принимали. Данный вывод ни Правительство (л.д. 45 - 46, 93 - 95), ни Управление не оспаривают.

Доводы апелляционной жалобы о том, что соответствующее решение не может быть принято до освобождения земельного участка от временного сооружения, никак не обоснованы. Документы, подтверждающие необходимость использования спорного участка для строительства объектов ГУЗ ЯО «Областная клиническая больница», также не представлены.

Утверждение УЗР о снятии земельного участка площадью 212 кв.м. с кадастрового учета и включении его в границы смежного участка с кадастровым номером 76:23:050301:28 не подтверждается материалами дела.

Учитывая изложенное, апелляционный суд считает верным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение было принято Комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 4.1, 4.2 Положения о размещении временных построек. В связи с чем данное решение, а также  выставленное на его основании требование Управления от 13.11.2009 № 03 - 05/8574 об освобождении земельного участка являются незаконными и нарушают права и законные интересы ИП Березняк Н.Д. в сфере предпринимательской деятельности, создают препятствия в оформлении арендных правоотношений по решению Арбитражного суда Ярославской области от 040.9.2009 по делу № А82 - 3859/2009.

Ссылка Управления на то, что размещение на спорном участке торгового павильона не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, расположенных в зоне медицинских центров, не может быть принята во внимание, поскольку названное обстоятельство не являлось основанием для принятия решения об освобождении участка по адресу: г. Ярославль, ул. Чехова, у дома № 5. Кроме того, торговый павильон был установлен на этом участке до вступления в силу ПЗиЗ г. Ярославля (01.01.2010), использование данного временного сооружения не представляет опасность для жизни и здоровья людей, для окружающей среды и объектов культурного наследия (пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Таким образом, решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.05.2010 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.о______________________________________________________________________________________________________________________________

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе, поэтому вопрос о распределении судебных расходов на ее уплату не рассматривался.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение  Арбитражного  суда  Ярославской  области  от 07.05.2010  по делу № А82 - 153/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля - без удовлетворения.

Постановление  вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий
  Т.В. Лысова

     Судьи
   Л.Н. Лобанова

     Г.Г. Перминова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка