ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 июня 2010 года  Дело N А82-16326/2009

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Сандалова В.Г.,

судей: Кобелевой О.П., Пуртовой Т.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Русиновой А.И.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Хорохордина Александра Герасимовича

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.03.2010 по делу  № А82 - 16326/2009 - 56, принятое судом в составе судьи Стройковой М.А.,

по иску индивидуального предпринимателя Хорохордина Александра Герасимовича

к муниципальному учреждению «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля»,

третье лицо: Правительство Ярославской области,

о признании незаконным одностороннего изменения договора аренды, установленного в уведомлении от 21.01.2009 № 109,

установил:

индивидуальный предприниматель Хорохордин Александр Герасимович (далее - предприниматель, истец, заявитель жалобы) обратился с иском в Арбитражный суд Ярославской области к муниципальному учреждению «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля» (далее - Агентство, ответчик) о признании изложенного в уведомлении от 21.01.2009  № 109 одностороннего изменения ответчиком договора № 20703 - и аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 05.08.2008 в части установления арендной платы с 29.09.2008 в сумме 275 376 руб. 20 коп. в год или 22 948 руб. 20 коп. в месяц. Кроме того, просил взыскать с ответчика понесенные по делу расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб.

Исковые требования основаны на положениях договора аренды от 23.06.2008 № 20703 - и, статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивированы тем, что постановление Администрации Ярославской области от 23.07.2007 № 276 - а и утвержденное им положение о порядке расчета арендной платы являлись действующими в спорный период времени, а также в виду отсутствия в спорный период какого - либо нормативного акта органа местного самоуправления, определяющего ставки арендной платы при пользовании земельными участками, собственность на которые не разграничена, у Агентства не имелось полномочий на одностороннее изменение условий договора аренды в части увеличения размера арендной платы.

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 18.12.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Ярославской области (далее - третье лицо).

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 15.03.2010 в удовлетворении исковых требований предпринимателю отказано.

При этом суд исходил из того, что, направив уведомление № 109, ответчик фактически инициировал внесение соответствующих изменений в договор аренды, истец же, не внося платежи согласно данному уведомлению, отказался от предложенных изменений в договор. Таким образом, данное изменение не состоялось. Кроме того, истец не доказал, что само по себе уведомление № 109 затрагивает его права и законные интересы, поскольку арендные платежи он не уплачивает в соответствии с данным уведомлением, и в данном процессе требование о взыскании с Хорохордина А.Г. сумм применительно к уведомлению № 109 не рассматривается. В ходе разбирательства по делу ответчик фактически  не оспаривал то обстоятельство, что постановлений администрации Ярославской области, регламентирующих  изменение ставок арендной платы за земельные участки в г.Ярославле, в спорный период не издавалось. Уведомление от 21.01.2009 № 109 также не основано на  постановлениях администрации области, регламентирующих изменение ставок арендной платы. Следовательно, данное уведомление противоречит пункту 3.4. договора именно по данной правовой причине. Соответственно, истец как сторона договора вправе не учитывать  данное уведомление при внесении арендных платежей, что он фактически и сделал.  Не согласившись с принятым решением суда, предприниматель обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 15.03.2010 отменить в полном объеме, исковое заявление удовлетворить.

По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции достаточно противоречиво, суд, признав материальное обоснова­ние иска правомерным и установив, что уведомление № 109 противоречит пункту 3.4. договора аренды, тем не менее, отказал в удовлетворении требований исключительно по процессуаль­ным мотивам, тем самым, суд не защитил права и интересы истца, а, напротив, создал условия для предъявления к истцу требований о взыскании задолженности по арендной плате.

Считает, что содержание уведомления от 21.01.2009 № 109, являющееся приложением и неотъ­емлемой частью договора аренды, позволяет сделать вывод о нарушении арендодателем части 2 статьи 424, статей 450, 452  ГК РФ, а также порядка пересмотра арендной платы, закрепленного пунктом 3.4. договора аренды. В данном случае имеет место незаконное одностороннее изменение договора аренды и необоснованное установление новых условий договора в части арендной платы, непосредственно затрагивающих права и обязанности истца.

Заявитель указывает, что пунктом 1 постановления Правительства Ярославской области от 09.09.2008 № 462 - п установлено, что до утверждения единого по­рядка определения размера арендной платы за использование в Ярославской области земель­ных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определение разме­ра арендной платы за использование земельных участков осуществляется в порядке, уста­новленном органами государственной власти Ярославской области и органами местного са­моуправления муниципальных образований области, уполномоченными на распоряжение со­ответствующими земельными участками на момент вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 212 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Фе­дерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, нахо­дящиеся в государственной или муниципальной собственности». В пункте 3 указанного постановления изложено, что порядок, усло­вия, сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, установленные ор­ганами государственной власти Ярославской области и органами местного самоуправления муниципальных образований области, уполномоченными на распоряжение соответствующими земельными участками на момент вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 212 - ФЗ также подлежат применению до утверждения на территории Ярославской области единого порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных уча­стков.

Статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 212 - ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 25.10.2001 № 137 - ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в частности, статья 3 которого дополнена пунктом 2.2. следующего со­держания: «Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на ко­торые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации».

Более того, как на момент заключения договора аренды, так и вступления в силу ука­занного Федерального закона действовало постановление администрации Ярославской об­ласти от 23.07.2007 № 276 - а. При этом указанным постановлением был утвержден порядок оформления договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г.Ярославле, а также утверждено положение о порядке расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в г.Ярославле, пунктом 2 кото­рого устанавливалось, что за использование земельных участков, переданных в аренду, взима­ется арендная плата, рассчитанная в соответствии с данным положением, также предусматривались коэффициенты вида использования, поправочные коэффициенты и коэффициенты дифферен­циации для расчета величины годовой арендной платы по видам функционального использо­вания соответствующих земельных участков.

Постановление администрации Ярославской области от 23.07.2007  № 276 - а является действующим, отменено не было. Положение о порядке расчета арендной платы, утвержденное данным постановлением действовало в спорный период времени. Какого - либо постановления администрации Ярославской области, изменяющего размер ставок арендной платы при пользовании земельными участками, собственность на которые не разграничена, в спорный период государственным органом принято не было.

В нарушение установленного законодательными актами порядка, в нарушение пунктов 3.4., 3.5. договора аренды, уведомлением от 21.01.2008  № 109 Агентство изменило условие догово­ра в части определения размера арендной платы с 29.09.2008, руководствуясь при этом поста­новлением мэра г.Ярославля от 29.12.2006 № 4660.

Однако, как следует из содержания пунктов 1, 1.1 названного постановления мэра г.Ярославля, последнее устанавливало порядок расчета аренд­ной платы за земельные участки, находящиеся исключительно в муниципальной собственно­сти города Ярославля. Указание на то, что данный нормативный акт распространяет свое дей­ствие именно на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности г.Яро­славля, было внесено постановлением от 29.07.2008 № 2088. Между тем, земельный участок, находящийся в аренде у истца, к данной категории не относится.

Действие постановления № 4660 на отношения по аренде земельных участков, находя­щихся в государственной собственности, право на которые не разграничено и распоряжение которыми осуществляется органами городского самоуправления, было распространено позд­нее, в связи с введением пункта 2.1. постановлением мэра г.Ярославля от 19.03.2009 № 659 и вступившим в силу с 01.04.2009.

При таких обстоятельствах, заявитель полагает, что уведомлением от 21.01.2009 ответчиком  необоснованно были внесены изменения не только в сумму аренд­ной платы, но и в порядок ее определения, поскольку в уведомлении указывается, что основа­нием к повышению арендной платы служит не постановление администрации Ярославской области, а постановление мэра города Ярославля. Учитывая изменение ответчиком порядка определения размера арендной платы, право менять который в одностороннем порядке вы­шеупомянутый договор не предусматривает, ответчик должен был выполнить процедуру, предусмотренную главой 29 ГК РФ.

Кроме того, ставка арендной платы при заключении договора аренды была установлена именно постановлением администрации Ярославской области № 471 - а от 15.10.2007 (приложение № 3 к договору аренды).

Также истец полагает, что заявленное ответчиком ходатайство о привлечении в качестве третьего лица Правительства Ярославской области является необоснованным, поскольку Пра­вительство области стороной спорных договорных отношений не является, и представитель истца возражал против удовлетворения данного ходатайства.

Истец просит дело рассмотреть в свое отсутствие и в отсутствие своего представителя.

Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение арбитражного суда от 15.03.2010 без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения, считает, что истцом не приведено доводов, которые не рассматривались бы судом первой инстанции, все доводы жалобы были отклонены в мотивировочной части решения суда.

Стороны, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Ответчик отзыва на апелляционную жалобу не представил.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей сторон по имеющимся материалам.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 23.06.2008 на основании постановления мэра города Ярославля от 21.04.2008 № 1167 от имени города Ярославля Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля (арендодатель) в лице Агентства и общество с ограниченной ответственностью «АЛВА» (арендатор) подписали договор № 20703 - и аренды находящегося в государственной собственности земельного участка (л.д. - 10 - 14), в соответствии с условиями которого арендодатель обязался предоставить за плату, а арендатор принять в аренду и использовать 3145 кв.м земельного участка из общей площади 3145 кв.м из земель населенных пунктов с кадастровым номером 76:23:01 04 06:70, расположенного по ул.Строителей, напротив д. № 21, в Дзержинском районе, в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемом к договору и являющемся его неотъемлемой частью (пункт 1.1. договора).

Актом приема - передачи земельного участка от 23.06.2008 подтверждается передача земельного участка арендатору с 21.04.2008.

23.07.2008 на основании пункта 2.3.6. договора аренды и дополнительного соглашения № 1 к договору аренды (л.д. - 22) ООО «АЛВА» с согласия арендодателя передало индивидуальному предпринимателю Хорохордину А.Г. все права и обязанности арендатора по указанному договору аренды (акт приема - передачи от 23.07.2008, л.д. - 24).

С 23.07.2008 по настоящее время истец является арендатором по договору от 23.06.2008 № 20703 - и аренды находящегося в государственной собственности вышеуказанного земельного участка.

Срок действия договора определен сторонами с 21.04.2008 на неопределенный срок (пункт 6.2. договора).

Пунктом 3.1. договора установлено, что пользование земельным участком является платным. За аренду земельного участка в соответствии с постановлением администрации Ярославской области начисляется арендная плата в сумме 84 348 руб. 90 коп. в год или 7029 руб. 08 коп. в месяц.

В силу пункта 3.4. договора арендная плата пересматривается арендодателем в одностороннем порядке в соответствии с постановлением администрации Ярославской области, регламентирующим изменение ставок арендной платы за земельные участки в целом в городе Ярославле.

На основании пункта 3.5. договора арендодатель письменно уведомляет арендатора об изменении арендной платы. Направляемое арендодателем уведомление об изменении арендной платы является неотъемлемой частью договора. Ставки арендной платы считаются измененными с даты, установленной постановлением администрации Ярославской области.

21.01.2009 ответчиком в адрес истца было направлено уведомление об изменении арендной платы в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 09.09.2008 № 462 - п и постановлением мэра г. Ярославля от 29.12.2006 № 4660 (в редакции от 29.07.2008 № 2088, от 02.12.2008 № 3401),  где указано, что арендная плата с 29.09.2008 составляет 275 376 руб. 20 коп. в год или 22 948 руб. 02 коп. в месяц. К уведомлению прилагается расчет размера арендной платы (л.д. - 26).

Оплата арендной платы в новом размере истцом не производилась.

Посчитав, что ответчик неправомерно изменил размер арендной платы в одностороннем порядке, истец обратился в Арбитражный суд Ярославской области.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене исходя из нижеследующего.

Согласно статье 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, земельный участок, переданный в аренду истцу, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

В рассматриваемом случае договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 23.06.2008 № 20703 - и предусматривает возможность начисления и пересмотра арендодателем в одностороннем порядке арендной платы в соответствии с постановлением администрации Ярославской области, регламентирующим изменение ставок арендной платы за земельные участки в целом в городе Ярославле; арендодатель обязан письменно уведомить арендатора об изменении арендной платы (пункты 3.1., 3.4., 3.5. договора).

В пункте 1 постановления Правительства Ярославской области от 09.09.2008 № 462 - п, вступившим в силу с 29.09.2008, установлено, что до утверждения единого порядка определения размера арендной платы за использование в Ярославской области земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки), определение размера арендной платы за использование земельных участков осуществляется в порядке, установленном органами государственной власти Ярославской области и органами местного самоуправления муниципальных образований области, уполномоченными на распоряжение соответствующими земельными участками, на момент вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 212 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 № 212 - ФЗ), за исключением случая, указанного в пункте 2 настоящего постановления.

В пункте 3 данного постановления установлено, что порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, установленные органами государственной власти Ярославской области и органами местного самоуправления муниципальных образований области, уполномоченными на распоряжение соответствующими земельными участками на момент вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 212 - ФЗ, подлежат применению до утверждения на территории Ярославской области единого порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, за исключением случая, указанного в пункте 4 настоящего постановления.

На момент заключения договора аренды от 23.06.2008 действовало постановление администрации Ярославской области от 23.07.2007 № 276 - а «О порядке оформления договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле и порядке расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле», которым утверждены порядок оформления договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле; положение о порядке расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле; коэффициенты вида использования, поправочные, дифференциации для расчета величины годовой арендной платы по видам функционального использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле.

Как следует из материалов дела, Агентство изменило арендную плату с 29.09.2008 со ссылкой на постановление мэра города Ярославля от 29.12.2006  № 4660 (в редакциях постановлений мэра города Ярославля от 29.07.2008  № 2088 и от 02.12.2008 № 3401).

Учитывая, что пунктом 3.4. договора аренды предусмотрена возможность одностороннего изменения арендодателем размера арендной платы в соответствии с постановлением администрации Ярославской области, регламентирующим изменение размера ставок арендной платы, постановление администрации Ярославской области от 23.07.2007 № 276 - а является действующим, доказательств изменения размера ставок арендной платы постановлением администрации области ответчиком не представлено, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для одностороннего изменения договора в части размера арендной платы у арендодателя не имелось.

При этом также до внесения дополнения пунктом 2.1. постановления мэрии города Ярославля от 19.03.2009 № 656 в постановление мэра города Ярославля от 29.12.2006 № 4660 (в редакциях постановлений мэра города Ярославля от 29.07.2008 № 2088 и от 02.12.2008 № 3401) Агентство было не вправе в одностороннем порядке изменять условия договора в части увеличения арендной платы в отношении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

Арбитражный суд Ярославской области обоснованно установил, что спорное уведомление № 109 противоречит пункту 3.4. подписанного сторонами договора аренды № 20703 - и, однако пришел к ошибочному выводу об отказе в удовлетворении требования истца о признании незаконным одностороннего изменения договора аренды в части изменения арендной платы, в связи с тем, что изменение не состоялось, истец не доказал, что само по себе уведомление  № 109 затрагивает  его права и законные интересы (в соответствии с данным уведомлением арендные платежи он не уплачивает), а требование о взыскании с предпринимателя сумм применительно к спорному уведомлению не рассматривалось.

Апелляционная инстанция не может с этим согласиться, так как согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исследовав и оценив материалы дела в соответствии со статьей 71 АПК РФ, апелляционный суд считает заявленное требование правомерным и подлежащим удовлетворению.

Ссылку заявителя жалобы на необоснованное привлечение судом в качестве третьего лица Правительства Ярославской области, суд апелляционной инстанции не принимает, поскольку привлечение Правительства области к участию в деле в качестве третьего лица не влияет на выводы суда, а, кроме того, при выяснении судом первой инстанции вопроса о привлечении к участию в деле третьего лица истец указал, что оставляет рассмотрение этого вопроса на усмотрение суда (л.д. - 39 - 41).