• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 апреля 2010 года  Дело N А82-17181/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Караваевой А.В., Перминовой Г.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермошиной С.Г.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя Мароновой Е.Д., действующей на основании доверенности от 06.10.2009,

рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.02.2010 по делу № А82 - 17181/2009, принятое судом в составе судьи Сорокиной С.Р.

по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества «Керамик»

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области

о признании недействительным решения,

установил:

садоводческое некоммерческое товарищество «Керамик» (далее - заявитель, Садоводческое товарищество, СНТ «Керамик») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ярославской области (далее - орган кадастрового учета, Управление Роснедвижимости по Ярославской области) о признании недействительным решения от 30.06.2009 № 4000 об отказе в осуществлении кадастрового учета (далее - решение от 30.06.2009 № 4000) и возложении на Управление Роснедвижимости по Ярославской области обязанности осуществить кадастровый учет земельного участка, площадью 436436 кв. м, расположенного по адресу: г. Ярославль, Дзержинский район, Тутаевское шоссе, за № 130.

Определением от 09.12.2009 арбитражный суд заменил ответчика Управление Роснедвижимости по Ярославской области на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее - ответчик, административный орган, Управление Росреестра по Ярославской области).

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 09.02.2010 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, Управление Росреестра по Ярославской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению ответчика, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы права, что выразилось в нарушении части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ошибочном истолковании пункта 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221 - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), необоснованном применении статьи 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122 - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации). Административный орган просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

СНТ «Керамик» в отзыве на апелляционную жалобу просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Садоводческого товарищества поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 03.06.1959 решением исполнительного комитета Ярославского городского Совета депутатов трудящихся № 320 кирпичному заводу № 1 Управления промышленности строительных материалов Совнархоза разрешено использовать для организации садов рабочих и служащих земельный участок площадью 1 га, отведенный указанному заводу распоряжением Совета Министров СССР от 02.04.1951 № 5636 - р для производственных нужд (л. д. 22).

15.05.1967 решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета депутатов трудящихся № 349 Ярославскому кирпичному заводу № 1 в постоянное пользование под коллективные сады рабочих и служащих отведен земельный участок площадью 3 га (л. д. 56, 57).

22.09.1981 решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов № 617 Норскому заводу керамических стеновых материалов в постоянное пользование для организации коллективного садоводства отведен земельный участок площадью 5 га (л. д. 16 - 20).

В 1986 году решением исполнительного комитета Ярославского городского Совета народных депутатов утвержден план отвода земельного участка Ярославскому кирпичному заводу № 1 под размещение коллективного садоводческого общества «Керамик» общей площадью 20 га, отведенного на основании решения горисполкома от 03.06.1959 и решений облисполкома от 15.05.1967 № 349, от 25.04.1979 № 253 (л. д. 23).

12.01.1987 составлен и акт выбора земельного участка площадью 23 га под расширение коллективного сада «Керамик» 1 - го кирпичного завода (л. д. 24 - 28).

25.01.1993 на основании постановления мэра г. Ярославля от 11.12.1992 № 1303 заявителю выдано свидетельство № 01 - 03/С о праве собственности на землю. Согласно данному свидетельству Садоводческому товариществу в коллективно - долевую собственность предоставленземельный участок площадью 14,0 га для ведения коллективного садоводства (л. д. 12 - 14, 29).

08.02.2005 указанный земельный участок площадью 14,0 га прошел кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 76:23:010101:7. При этом граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что следует из кадастровой выписки о земельном участке от 24.12.2009 № 7623/210/09 - 2301 (л. д. 59).

С сентября 2008 года по май 2009 года проводились землеустроительные работы по установлению границ земельного участка СНТ «Керамик». В ходе землеустроительных работ и на основании вышеназванных актов определено, что общая площадь данного земельного участка составляет 436436 кв.м, в том числе площадь земли общего пользования - 173084 кв.м. В результате выполненных работ составлен проектный план границ земельного участка (л. д. 51, 52).

26.05.2009 установленные границы земельного участка согласованы с заинтересованными сторонами и смежными землепользователями (л. д. 11).

25.06.2009 Садоводческое товарищество обратилось в Управление Роснедвижимости по Ярославской области с заявлением о проведении государственного кадастрового учета изменений, связанных с уточнением местоположения границ и площади земельного участка (л. д. 42, 43).

30.06.2009 на основании пункта 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре недвижимости Управление Роснедвижимости по Ярославской области приняло решение 4000 об отказе в осуществлении кадастрового учета, поскольку площадь заявленного земельного участка больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем 10 % (л. д. 21).

Не согласившись с указанным решением об отказе, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что у ответчика отсутствовали основания для отказа в кадастровом учете изменений, связанных с уточнением местоположения границы и площади земельного участка, заявленные требования удовлетворил.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на не, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частями 4, 5 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Закон о кадастре применяется в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений.

Согласно статье 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1). Кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим законом для осуществления такого учета документов (часть 2).

В силу статьи 17 Закона о кадастре если иное не установлено настоящим законом, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете (часть 1). При учете изменений объекта недвижимости датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости новых сведений о соответствующем объекте недвижимости (часть 3).

Пунктом 6 части 1 статьи 22 Закона о кадастре определено, что при учете изменений объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве заявителя на такой объект в государственном кадастре недвижимости с заявлением о кадастровом учете в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости.

В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона о кадастре при учете изменений объекта недвижимости в случае принятия соответствующего решения заявителю или его представителю лично под расписку выдается кадастровая выписка об объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения о таком объекте недвижимости.

Из статьи 26 Закона о кадастре следует, что осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы (пункт 4 части 2). Решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 4 части 2 настоящей статьи, такое решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета (часть 4). Решение о приостановлении должно быть принято не позднее срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего закона (часть 5). Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении, направляет уведомление о принятии такого решения по указанному в соответствующем заявлении адресу электронной почты (при наличии в данном заявлении сведений о таком адресе) (часть 6). Орган кадастрового учета обязан выдать решение о приостановлении соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку либо не позднее рабочего дня, следующего за пятым рабочим днем со дня истечения установленного частью 1 статьи 17 настоящего закона срока, направить такое решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в соответствующем заявлении почтовому адресу (часть 7). Осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца. Принятие решения о приостановлении прерывает течение срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего закона. Часть такого срока, истекшая до принятия этого решения, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня устранения соответствующих обстоятельств (часть 9).

Пунктом 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре недвижимости установлено, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Согласно статье 37 Закона о кадастре при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка индивидуальный предприниматель или юридическое лицо передает заказчику таких кадастровых работ межевой план.

Из статьи 38 Закона о кадастре следует, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1). При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 9).

В силу частей 1, 3 статьи 39, частей 1, 2 статьи 40 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ. Результат согласования местоположения границ оформляется в форме акта согласования местоположения границ. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Согласно статье 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего закона или в переходный период его применения признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим законом (ранее учтенные объекты недвижимости) (часть 1). Отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 настоящего закона, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости. При этом отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости в указанном объеме не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации (часть 1). Кадастровый паспорт ранее учтенного и не указанного в части 11 настоящей статьи земельного участка не выдается (не направляется) и орган кадастрового учета принимает решение об отказе в выдаче (направлении) такого паспорта в случае, если: отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка; одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем (часть 12).

Из системного толкования названных норм следует, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок. С заявлением о кадастровом учете в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости. При отсутствии такого документа осуществление кадастрового учета приостанавливается. Заявителю направляется решение о приостановлении, содержащее указание на все отсутствующие документы, которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета. Если в государственном кадастре недвижимости ранее учтен только один из нескольких земельных участков, предоставленных заявителю для ведения огородничества или садоводства, не является основанием для отказа в кадастровом учете уточнения границ данного земельного участка в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре то обстоятельство, что в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом всех ранее неучтенных земельных участков, будет больше площади, сведения о которой относительно названного земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более 10 %.

В соответствии со статьями 2 - 5, 10 - 15 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного постановлением ВЦИК от 30 октября 1922 г., статьей 3 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 13 декабря 1968 года, статьями 3, 9 - 11 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 1 июля 1970 г., земля состоит в исключительной собственности государства и предоставляется только в пользование.

Согласно статье 5 Закона РСФСР от 23.11.1990 № 374 - 1 «О земельной реформе», статьям 3, 8, 9 Земельного кодекса РСФСР, введенного в действие постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 апреля 1991 г. № 1103/1 - I, колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также гражданам для ведения коллективного садоводства и огородничества земельные участки могут передаваться в коллективную (совместную или долевую) собственность.

Пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137 - ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» определено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Материалы дела свидетельствуют о том, что в период 1959 - 1993 годы Садоводческому товариществу для организации садоводства предоставлены земельные участки общей площадью 42 га, из них земельный участок площадью 14 га предоставлен в коллективно - долевую собственность, а земельные участки общей площадью 28 га - в пользование (л. д. 12 - 14, 16 - 20, 22 - 29, 56, 57). Земельный участок площадью 14,0 га 08.02.2005 прошел кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 76:23:010101:7, но при этом его границы в соответствии с требованиями земельного законодательства не были установлены. Остальные земельные участки, принадлежащие заявителю, кадастровый учет не проходили (л. д. 59). В результате проведения землеустроительных работ определены границы земельного участка СНТ «Керамик» общей площадью 436436 кв.м. В ходе указанных работ учитывались площади всех земельных участков, предоставленных заявителю на основании вышеназванных правоустанавливающих документов (л. д. 51, 52). Установленные границы земельного участка согласованы с заинтересованными сторонами и смежными землепользователями (л. д. 11). В связи с установлением границ названного земельного участка Садоводческое товарищество обратилось в Управление Роснедвижимости по Ярославской области с заявлением о проведении государственного кадастрового учета изменений, связанных с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 76:23:010101:7 (л. д. 42, 43). Управление Роснедвижимости по Ярославской области на основании пункта 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре отказало СНТ «Керамик» в осуществлении кадастрового учета в связи с тем, что площадь заявленного земельного участка больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем 10 % (л. д. 21). При этом Управление Росреестра по Ярославской области указывает на то, что документы, подтверждающие право Садоводческого товарищества на земельные участки, отведенные в период 1959 - 1987 годов, заявителем в орган кадастрового учета не представлялись. Но доказательства, подтверждающие, что орган кадастрового учета в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 22, пунктом 4 части 2, частями 4 - 7, 9 статьи 26, частью 9 статьи 38 Закона о кадастре приостановил осуществление кадастрового учета и направил СНТ «Керамик» соответствующее решение с указанием на необходимость представить документы, подтверждающие право заявителя на земельный участок с уточненными границами и площадью, в материалах дела отсутствуют. Следовательно, Управление Роснедвижимости по Ярославской области вынесло оспариваемое решение, не приняв предусмотренные законом меры для получения необходимых документов.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что решение от 30.06.2009 № 4000 не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя.

Довод апелляционной жалобы о том, что Управление Росреестра по Ярославской области не располагает документами, подтверждающими право Садоводческого товарищества на земельные участки, предоставленные ему в период 1959 - 1987 годов, свидетельствует, как ранее уже сказано, о неисполнении органом кадастрового учета обязанности по принятию мер к получению необходимых для осуществления кадастрового учета документов и, следовательно, о неправомерности оспариваемого решения.

Утверждение ответчика о том, что документы, представленные в судебное заседание подтверждают право СНТ «Керамик» на участок площадью 39 га, в связи с чем превышение заявленной площади над подтвержденной составляет 11,91%, что также противоречит пункту 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, судом апелляционной инстанции не принимается, как основанное на ошибочном толковании правовых норм и не влияющее на существо рассматриваемого спора.

Довод ответчика о том, что арбитражный суд необоснованно ссылается на статью 25.2 Закона о регистрации, судом апелляционной инстанции не может быть принят за основу, как не указывающий на ошибочность обжалуемого судебного акта.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Вопрос по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.02.2010 по делу № А82 - 17181/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий

     Г.Г. Буторина

     Судьи

     А.В. Караваева

     Г.Г. Перминова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А82-17181/2009
Принявший орган: Второй арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 01 апреля 2010

Поиск в тексте