ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2010 года  Дело N А82-18006/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Метелевой Е.А.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рекламная группа "ДРИМ"

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.02.2010 по делу №  А82 - 18006/2009, принятое судом в составе судьи Сорокиной С.Р.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рекламная группа "ДРИМ"

к Департаменту социально - экономического развития города мэрии города Ярославля

третье лицо: Департамент культуры Ярославской области

о признании незаконным решения

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Рекламная группа «ДРИМ» (далее - заявитель, Общество, ООО «РГ «ДРИМ») обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Департаменту социально - экономического развития города мэрии г. Ярославля (далее - ответчик, Департамент), о понуждении Департамента к выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте № 372 в Кировском районе г. Ярославля по адресу: г. Ярославль, ул. Свободы, от ул. Республиканская до ул. Собинова (место 7) (далее - спорная рекламная конструкция).

Заявлениями от 23.11.2009 (л.д. 5 - 6, 7 - 8) Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования и просило признать незаконным решение Департамента об отказе в выдаче разрешения на установку названной рекламной конструкции, признать незаконным действие Департамента по невыдаче указанного разрешения.

Суд первой инстанции, приняв во внимание то обстоятельство, что Департаментом принято распоряжение от 31.12.2008 № 132 об отказе в выдаче разрешения на установку в числе прочих спорной рекламной конструкции,  пришел к выводу, что заявителем оспаривается указанное распоряжение.

Определением суда от 28.12.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент культуры Ярославской области (далее - Департамент культуры, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 18.02.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с принятым решением, ООО «РГ «ДРИМ» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, оснований для отказа в выдаче разрешения на установку спорной рекламной конструкции у ответчика не имелось; законность установки спорной рекламной конструкции подтверждается включением указанного места в Перечень городских рекламных мест и заключением между заявителем и Департаментом договора № 0216/08 - Р на установку рекламной конструкции, актом выбора рекламного места с согласованиями уполномоченных органов; Департаментом нарушен двухмесячный срок на вынесение решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на размещение рекламной конструкции; срок для обращения в арбитражный суд за защитой своих прав заявителем не пропущен (о нарушении своих прав и интересов заявитель узнал в сентябре 2009).

Ответчик и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили,  явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 15.02.2008 между индивидуальным предпринимателем Лернером Игорем Сергеевичем (далее - ИП Лернер И.С.) и Департаментом заключен договор № 0216/08 - Р на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте № 372 в Кировском районе г. Ярославля по адресу: г. Ярославль, ул. Свободы, от ул. Республиканская до ул. Собинова (место 7) (л.д. 14 - 16).

02.10.2008 Департамент получил заявление ООО «РГ «ДРИМ» о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции размером 2(1,2х1,8 м), расположенной по адресу: г. Ярославль, ул. Свободы, от ул. Республиканская до ул. Собинова (место 7)  (л. д. 18).

13.10.2009 между Департаментом, ИП Лернером И.С. и ООО «РГ ДРИМ» подписано дополнительное соглашение к договору от 15.02.2008 № 0216/08 - Р, в соответствии с которым право на установку рекламной конструкции на указанном рекламном месте перешло к Обществу (л. д. 17).

До поступления заявления Общества Департаментом на свой запрос получен ответ Департамента культуры (письмо от 25.09.2008 № 3027/01 - 09/03 - 19) с информацией о невозможности согласования размещения рекламных конструкций на ул. Свободы от ул. Республиканской до ул. Собинова, так как рекламные конструкции закрывают обзор фасадов объектов культурного наследия, исторической застройки и перспектив улицы (л.д. 40).

Распоряжением Департамента от 31.12.2008  № 132 (далее - Распоряжение № 132) ООО «РГ «ДРИМ» отказано в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций по адресам согласно приложению, в том числе в отношении спорной рекламной конструкции в связи с нарушением требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании, на основании пунктов 4 и 5 части 15 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе).

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой  инстанции пришел к выводу о пропуске ООО «РГ «ДРИМ»  установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока на обращение в арбитражный суд, что при отсутствии ходатайства о его восстановлении является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 указанной нормы заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Из этого следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда организации стало известно о нарушении прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Доказательств направления в адрес Общества копии распоряжения Департамента от 31.12.2008 № 132 и доказательств получения его Обществом в материалах дела не имеется.

При отсутствии названных документов невозможно сделать вывод о том, когда Общество узнало о принятии Департаментом Распоряжения № 132 и, как следствие, о нарушении своих прав и законных интересов. Соответственно, вывод суда первой инстанции о пропуске Обществом срока для оспаривания  ненормативного акта нельзя признать обоснованным.

В то же время, суд апелляционной инстанции считает возможным оставить без изменения решение суда первой инстанции с учетом следующего.

Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (часть 9 статьи 19 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 28 статьи 9, пунктом 21 статьи 98 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 16.10.1995 № 42, выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города относится к полномочиям мэрии города Ярославля.

Решением муниципалитета города Ярославля от 07.06.2007 № 470 утверждено положение о Департаменте социально - экономического развития города мэрии города Ярославля. В соответствии с пунктом 1.1 указанного положения Департамент является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим полномочия мэрии города Ярославля по  решению вопросов местного значения в сфере размещения рекламных конструкций на территории города.

Частью 13 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче.

В силу пункта 6 приложения 1 к Постановлению мэра города Ярославля от 05.09.2006 № 3190 «О мерах по реализации Закона о рекламе в части установки рекламных конструкций» (далее - Постановление № 3190) в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого распоряжения, согласование установки рекламных конструкций осуществляется с Департаментом культуры и туризма Администрации Ярославской области при установке рекламных конструкций на объектах, территориях и в охранных зонах объектов культурного наследия.

В соответствии с пунктом 5 Приложения 5 Постановления № 3190 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого распоряжения)  в буферной зоне памятника всемирного наследия - исторического центра г. Ярославля - допускается размещение всех видов рекламоносителей по согласованию с департаментом культуры и туризма Администрации Ярославской области, кроме отдельно стоящих рекламных конструкций сверхбольшого формата.

01.04.2008 принято Постановление Правительства Ярославской области №78 «О Департаменте культуры», которым утверждено положение о Департаменте культуры Ярославской области. В соответствии с пунктом 3 указанного Постановления Департамент культуры Ярославской области является правопреемником департамента культуры и туризма Ярославской области, за исключением функций в сфере туризма.

В соответствии с пунктом 1.2 указанного положения Департамент культуры является уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия.

Департамент культуры письмом от 25.09.2008 указал на невозможность согласования размещения рекламных конструкций на ул. Свободы от ул. Республиканской до ул. Собинова, поскольку рекламные конструкции закрывают обзор фасадов объектов культурного наследия, исторической застройки и перспектив улицы.

В соответствии со статьей 33 Закона РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" в целях обеспечения охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства устанавливаются охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Союза ССР и РСФСР.

В соответствии с пунктом 4.1.3 Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 24.01.1986 № 33 при близком расположении нескольких не связанных между собой памятников целесообразна объединенная охранная зона, своими границами охватывающая всю группу памятников.

Спорное рекламное место находится на территории групповой охранной зоны, режим содержания и использования которой установлен Проектом зон охраны памятников в г. Ярославле, утвержденным  решением исполнительного комитета Ярославского областного совета народных депутатов от 21.06.1990 №191 «Об утверждении охранных зон памятников истории и культуры г. Ярославля» (далее - Проект зон охраны от 21.06.1990).

На дату подготовки письма Департамента культуры от 25.09.2008 Проект зон охраны от 21.06.1990 являлся действующим нормативным актом. Данным Проектом было установлено, что режим содержания охранных зон состоит в сохранении исторической планировки, среды, ландшафта, в обеспечении благоприятных условий обзора памятника, выявлении его достоинств.

В обоснование занятой по делу позиции Департамент культуры указывает,  что спорная рекламная конструкция (размером 1,2 х 1,8 м) закроет обзор перспективы улицы Свободы, сформированной историческими зданиями (ценной исторической застройки) и памятниками истории и культуры  (дома № 12, 14, 16, 28), будет являться дисгармоничной по отношению к городской исторической среде.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 №73 - ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 10 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 № 315 особый режим использования земель и градостроительный регламент в границах охранной зоны устанавливаются, в том числе с учетом запрета или ограничения размещения рекламы.

На момент принятия оспариваемого Распоряжения № 132 действовал и  действует в настоящее время Проект зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля и границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля, утвержденный Постановлением Правительства Ярославской области от 10.12.2008 N 660 - п, в соответствии с которым участок размещения спорной рекламной конструкции находится в границах буферной зоны объекта всемирного наследия (подзона ЗРЗ.Ю.1.1). По общему регламенту на данной территории запрещается размещение рекламных конструкций размерами более 1,5 х 1,5 м; размещение рекламных конструкций на крышах, над улицами и перед главными фасадами объектов культурного наследия; размещение рекламы на фасадах.

Спорное рекламная конструкция превышает вышеназванные допустимые размеры, в связи с чем у Департамента отсутствовали правовые основания для выдачи разрешения на установку спорной рекламной конструкции.

В соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 19 Закона о рекламе нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании является основанием к принятию органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа решения об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.

Принимая во внимание, что распоряжение Департамента от 31.12.2008  № 132 в части отказа в выдаче разрешения на установку спорной рекламной конструкции принято уполномоченным органом и соответствует закону, оснований для признания его недействительным не имеется.

Ссылка Общества на письмо Департамента культуры от 12.03.2009 №562/01 - 32 не может быть принята судом апелляционной инстанции применительно к рассматриваемому спору об оспаривании распоряжения от 31.12.2008  №132, поскольку на момент принятия Департаментом распоряжения от 31.12.2008 данного письма не имелось. Законность и обоснованность оспариваемого Распоряжения № 132 проверяется судом на момент его принятия. На дату принятия распоряжения от 31.12.2008 № 132 согласование Департамента культуры на размещение рекламных конструкций получено не было. Кроме того, в письме от 12.03.2009 Департамент культуры указал, что считает допустимым рассмотрение предложений о размещении рекламных конструкций размером 1,2 х 1,8 м, а не о согласовании размещения спорной рекламной конструкции.

Доводы заявителя о нарушении ответчиком установленного Законом о рекламе двухмесячного срока для принятия решения о выдаче или об отказе в  выдаче разрешения, отклоняются судом апелляционной инстанции, как не влияющие на законность оспариваемого распоряжения, поскольку само по себе принятие распоряжения по истечении двухмесячного срока не свидетельствует о его незаконности.

Доводы заявителя, что соответствие рекламной конструкции требованиям нормативных актов подтверждается включением указанного места в Перечень городских рекламных мест и заключением договора между заявителем и Департаментом от 15.02.2008 № 0216/08 - Р, не принимаются судом апелляционной инстанции исходя из положений статьи 19 Закона о рекламе, поскольку наличие договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и включение рекламного места в Перечень городских рекламных мест не является безусловным основанием для выдачи разрешения на установку рекламной конструкции.

При таких обстоятельствах оснований для признания недействительным распоряжения ответчика от 31.12.2008 № 132 не имеется.

Остальные доводы заявителя судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны подлежащими отклонению, как не влияющие на существо рассматриваемого спора.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей относятся на заявителя жалобы. Излишне уплаченная госпошлина в размере 1000 рублей подлежит возврату на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 104, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд