ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2010 года  Дело N А82-4805/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гуреевой О.А.,

судей Пуртовой Т.Е., Бармина Д.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Видякиной М.С.,

без участия представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Северная железная дорога на решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.09.2010 по делу № А82 - 4805/2010 - 32, принятое судом в лице судьи Еремычевой И.И.

по иску ОАО «Воркутауголь»

к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Северная железная дорога

о взыскании 125830 руб. 95 коп.,

установил:

открытое акционерное общество «Воркутауголь» обратилось с иском в Арбитражный суд Ярославской области к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» о взыскании 125830 руб. 95 коп. излишне списанных с лицевого счета в ТехПД за время нахождения собственных и арендованных вагонов на путях общего пользования.

Решением от 06.09.2010 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что перевозчик не представил доказательств, подтверждающих простой вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя. Кроме того, суд указал, что ст. 39 УЖТ  не содержит оснований для начисления платы за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО «РЖД», договором взимание такой платы также не предусмотрено. В этой связи суд счел списание спорной суммы со счета истца в ТехПД необоснованным.

Ответчик, не согласившись с принятым решением, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе истцу в удовлетворении иска.

По мнению ответчика, суд не учел, что простой вагонов на путях общего пользования произошел по вине истца. Ответчик  полагает, что правомерность списания спорной суммы подтверждается представленными в дело актами общей формы. Установленные Тарифным руководством № 2 ставки по возмещению перевозчику затрат закреплены в параграфе 9 договоров № 8 - 114 и № 8 - 24 от 10.05.2004. Применение за пользование вагонами, принадлежащими другим перевозчикам, размера платы, установленной в договорах с этими перевозчиками, является неправомерным.

Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Явку представителей в судебное заседание стороны не обеспечили.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 06.09.2010 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, Второй арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены или изменения оспариваемого ответчиком судебного акта.

Из материалов дела установлено следующее.

10.05.2004 между ОАО «РЖД» (перевозчиком) и ОАО «Воркутауголь» (владельцем) заключены договоры N 8 - 114 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО по добыче угля «Воркутауголь» по станции Мульда Северной железной дороги (л.д. 11 - 14) и N 8 - 24 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО по добыче угля «Воркутауголь» по станции Воркута Северной железной дороги (л.д. 18 - 20).

Согласно параграфам 9 данных договоров владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами за время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования либо за время ожидания подачи или приема по причинам, зависящим от владельца по ставкам, установленным Тарифным руководством № 2.

В соответствии с параграфом 10 договоров все платежи по договору вносятся перевозчику владельцем на расчетный счет ОАО «РЖД» в ТехПД - 1 Северной железной дороги до момента оказания услуг по подаче и уборке вагонов.

По перечню железнодорожных документов № 1000000708/200902/200904 от 30.04.2009, № 1000000708/200903/200904 от 30.04.2009, № 1000000708/2009046 от 30.04.2009 с лицевого счета  истца  в  ТехПД перевозчиком  списана плата  за  время  нахождения  собственных/арендованных вагонов на  путях общего пользования в общей сумме 169101 руб. 43 коп., которая начислена по накопительным ведомостям №№ 290403, 290404, 290405, 290406, 300401, 270401, 270402, 290401, 000001, 000003 и актам общей формы.

Претензиями от 18.06.2009 (л.д. 46 - 50) и 03.09.2009 (л.д. 42 - 44) истец потребовал возврата излишне списанных с лицевого счета в Сосногорском ТехПД денежных средств.

Претензия от 18.06.2009 оставлена перевозчиком без удовлетворения (л.д. 51), претензия от 03.09.2009 удовлетворена в части 43270 руб. 48 коп. (л.д. 45). Невозвращенная плата составила 125830 руб. 95 коп., что явилось основанием обращения ОАО «Воркутауголь» в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.

Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.

Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17 - ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147 - ФЗ «О естественных монополиях» ОАО «РЖД» относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.

Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.

В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2), утвержденных постановлением энергетическое комиссии Российской Федерации от 19.05.2002 № 35/12, за время нахождения принадлежащих дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.

Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные Федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.

Тарифное руководство № 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.

Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО «РЖД», за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема ветвевладельцами пути необщего пользования.

В рассматриваемом случае договорами от 10.05.2004 №№ 8 - 114, 8 - 24 взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, во время их нахождения на путях общего пользования не предусмотрено, не определен и размер такой платы.

Учитывая изложенное, решение арбитражного суда первой инстанции об удовлетворении иска является правомерным.

Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Оснований для отмены или изменения оспариваемого ответчиком решения, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд,

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.09.2010 по делу № А82 - 4805/2010 - 32 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Северная железная дорога - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в течение двух месяцев.

     Председательствующий
      О.А. Гуреева

     Судьи
     Т.Е. Пуртова

     Д.Ю. Бармин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка