ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июля 2010 года  Дело N А82-4978/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2010 года.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Метелевой Е.А.,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лори»

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.06.2010 по делу № А82 - 4978/2010, принятое судом в составе судьи Красновой Т.Б.,

по заявлению прокурора Дзержинского района города Ярославля

к обществу с ограниченной ответственностью «Лори»

о привлечении к административной ответственности,

установил:

прокурор Дзержинского района города Ярославля (далее - заявитель, Прокурор) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Лори» (далее - ответчик, Общество, ООО «Лори») к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее  -   КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 15.06.2010 данное требование удовлетворено. Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Не согласившись с вынесенным решением, ООО «Лори» обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное истолкование закона, просит решение от 15.06.2010 отменить. Ответчик указывает на то, что из двух журналов регистрации параметров воздуха, представленных в ходе проверки, один является продолжением другого. Пробел в их заполнении составляет три дня, которые были выходными. Лекарственные средства, отсутствовавшие в аптеке на момент проверки, были в наличии 30.04.2010, заказ на них направлен поставщику в первой половине дня 04.05.2010, то есть до начала поверки. Лекарства доставлены в аптеку 05.05.2010 в срок, установленный пунктом 2.12 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 № 785 (далее - Порядок отпуска лекарственных средств). Также ответчик полагает, что его вина в совершении административного правонарушения отсутствует, поскольку все меры для соблюдения законодательства им приняты: заведующая и провизоры имеют специальное образование, ознакомлены с должностными инструкциями, заключен договор на поставку лекарственных средств, имеются журналы регистрации параметров воздуха, каждый холодильник оснащен необходимыми для этого приборами. В решении от 15.06.2010 не указано, какие именно меры не были приняты Обществом. При этом, отказав в допросе свидетелей, суд создал ООО «Лори» препятствия для представления доказательств невиновности.

В отзыве на апелляционную жалобу Прокурор просит отказать в ее удовлетворении, обращает внимание на недоказанность доводов Общества относительно лекарств, отсутствовавших на момент проверки. Факт нарушения, выразившегося в ненадлежащем выполнении требования о ежедневном учете температур хранения лекарственных средств, подтверждается материалами дела. Вина ответчика заключается в отсутствии необходимого контроля за соблюдением его работниками законодательства в сфере реализации лекарственных средств, непринятии мер по обеспечению поступления лекарств, включенных в минимальный ассортимент.

Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. ООО «Лори» ходатайствовало о рассмотрении дела без его участия.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя и ответчика.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Лори» имеет лицензию от 25.02.2009 № ЛО - 76 - 02 - 000065 на осуществление фармацевтической деятельности. Срок действия лицензии до 25.02.2014. Согласно приложению № 1 к указанной лицензии в аптеке по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, 24а, Общество может осуществлять розничную торговлю лекарственными средствами без права их изготовления.

04.05.2010 прокуратурой Дзержинского района г. Ярославля на основании поручения прокуратуры Ярославской области № 5 - 150в - 2010 проведена проверка соблюдения законодательства в сфере оборота лекарственных средств в вышеназванной аптеке. В ходе проверки выявлено отсутствие лекарственных средств, включенных в минимальный ассортимент (этанол - раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм, Пилокарпин, Проксодолол, Альфузозин, Таурин, Доксазозин, Финастерид, Сеннозиды А+Б, Атенолол), нарушение условий хранения иммунобиологических препаратов (хранились совместно с пищевыми продуктами), невыполнение требования о ежедневном учете температурного режима хранения иммунобиологических препаратов и лекарственных средств.

Усмотрев в действиях ответчика признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, Прокурор 06.05.2010 в присутствии законного представителя ООО «Лори» вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.

Удовлетворяя требования Прокурора, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях ООО «Лори» состава правонарушения. Обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех от него зависящих мер по соблюдению требований законодательства, либо свидетельствующих об объективной невозможности их выполнения. Процессуальные нарушения, являющиеся основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования, не установлены. Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из следующего.

Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128 - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 Закона о лицензировании).

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления данной деятельности определены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416 (далее - Положение о лицензировании).

В силу пункта 5 Положения о лицензировании под грубым нарушением лицензионных требований и условий понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 4 настоящего Положения.

Согласно подпункту «в» пункта 4 Положения лицензиат, осуществляющий розничную торговлю лекарственными средствами, обязан соблюдать требования статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 № 86 - ФЗ «О лекарственных средствах» (далее - Закон о лекарственных средствах) и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 - 1 «О защите прав потребителей».

Согласно пункту 8 статьи 32 Закона о лекарственных средствах аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.

Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005 № 312 (далее - Приказ № 312).

Лекарственные средства, перечисленные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 06.05.2010 (л.д. 5 - 7), включены в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи. Отсутствие данных лекарств на момент проверки в аптеке, расположенной по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, 24а, подтверждается материалами дела (л.д. 5 - 7, 12, 13) и Обществом не оспаривается.

Доказательства, свидетельствующие о наличии соответствующих лекарственных средств в продаже по состоянию на 30.04.2010, направлении заказа на их поставку до начала проверки, заявителем не представлены. Письмо поставщика (л.д. 35) подтверждает лишь факт обращения ООО «Лори» 04.05.2010 с заказом на поставку двух лекарственных средств из числа отсутствовавших во время проверки.

Установленные Порядком отпуска лекарственных средств максимальные сроки обслуживания различных категорий рецептов на лекарственные средства не освобождают аптечное учреждение от обязанности иметь в наличии лекарства, включенные в минимальный ассортимент, и от ответственности за неисполнение данной обязанности.

В силу пункта 4 статьи 32 Закона о лекарственных средствах правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.

Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 № 80 утвержден Отраслевой стандарт «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.07 - 2003» (далее - ОСТ), пунктом 3.19 которого предусмотрено, что помещения для хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами или психрометрами). Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте), который ведется ответственным лицом в течение года и хранится год, не считая минувшего.

Из объяснений работников ООО «Лори» (л.д. 9, 12) следует, что в аптеке имеется два холодильника, в одном из которых хранятся иммунобиологические препараты, а в другом - иные лекарственные препараты, подлежащие хранению при температуре до 8 °C. В журнале учета температурного режима иммунобиологических препаратов последняя запись сделана 30.03.2010 (л.д. 14). Журнал учета температуры и влажности содержит записи за период с 18.04.2010 по 30.04.2010 (л.д. 15). Таким образом, невыполнение Обществом требований о ежедневной фиксации данных о показаниях контролирующих приборов, Прокурором доказано.

Доводы апелляционной жалобы о том, что один журнал учета является продолжением другого, не могут быть приняты во внимание, поскольку в первом журнале регистрировались показатели температуры воздуха в отношении только одного места хранения, а во втором - в отношении трех. Кроме того, температуры, указанные во втором журнале (16 °C, 23 °C), не характерны для холодильного оборудования.

Согласно пункту 2.3 ОСТа аптечные организации в своей работе также должны руководствоваться  определенными требованиями, установленными государственными стандартами, санитарными, противопожарными правилами и другими нормативными документами.

В соответствии с пунктами 4.7, 4.16 Санитарно - эпидемиологических правил «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям транспортировки, хранению и отпуску гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики, аптечными учреждениями и учреждениями здравоохранения. СП 3.3.2.1120 - 02», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04.04.2002, хранение иммунобиологических препаратов осуществляется в холодильниках, оборудованных термометрами при температуре 5 +/ - 3 °C (в пределах от 2 до 8 °C), медицинские иммунобиологические препараты хранятся в промышленной упаковке и располагаются таким образом, чтобы в каждой упаковке был обеспечен доступ охлажденного воздуха, а препараты одного наименования хранятся по сериям, с учетом сроков годности.  Хранение в холодильнике иных предметов или лекарственных препаратов не допускается.

Факт хранения в холодильнике с иммунобиологическими препаратами продуктов питания ООО «Лори» не оспаривает.

В силу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Поэтому отказ суда первой инстанции в допросе свидетелей (провизора и заведующей аптеки), которые, как указано в протоколе судебного заседания от 09.06.2010 (л.д. 50 - 51), могли бы подтвердить свою вину в совершении правонарушения, не нарушает права Общества.

В рассматриваемом случае вина ООО «Лори» заключается в том, что им не был организован надлежащий контроль за выполнением работниками их должностных обязанностей, в частности, за соблюдением требований действующего законодательства при хранении и реализации лекарственных средств.

Наличие обстоятельств, создающих непреодолимые препятствия для соблюдения Обществом требований статьи 32 Закона о лекарственных средствах, Приказа № 312, ОСТа, санитарно - эпидемиологических требований, не установлено.

Нормы КоАП РФ, регулирующие порядок производства по административному делу, заявителем не нарушены.

Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно привлек ООО «Лори» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и назначил ему наказание в виде минимального штрафа, предусмотренного санкцией данной нормы.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции от 15.06.2010 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.

По делам о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается. Следовательно, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2000 рублей, уплаченная ООО «Лори» по платежному поручению от 22.06.2010 № 956, должна быть возвращена заявителю из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В ИЛ :

решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.06.2010 по делу № А82 - 4978/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лори» - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Лори» (ОГРН 1037600010711, ИНН 7602041536, место нахождения: Ярославская область, г. Ярославль, ул. Строителей, д. 3, корп. 3, кв. 57) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 22.06.2010 № 956.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление  вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий
  Т.В. Лысова

     Судьи
  Л.Н. Лобанова

     Г.Г. Перминова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка