ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2010 года  Дело N А82-6528/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Перминовой Г.Г.,

судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,

при отсутствии в судебном заседании представителей сторон и третьих лиц

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения здравоохранения "Санаторий "Ясные зори"

на решение Арбитражного суда Ярославской области от  05.08.2010 по делу №А82 - 6528/2010, принятое судом в составе судьи Сурововой М.В.,

по заявлению муниципального учреждения здравоохранения "Санаторий "Ясные зори"

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области,

третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Ярнефтепром", открытое акционерное общество "Сибнефть - Ярославнефтепродукт"

об оспаривании решения и предписания

установил:

муниципальное учреждение здравоохранения "Санаторий "Ясные зори" (далее - заявитель, учреждение, МУЗ "Санаторий "Ясные зори") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - ответчик, Управление, УФАС) с заявлением об оспаривании решения и предписания по делу №05 - 02/99ж - 10 от 09.06.2010.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных  требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены общество с ограниченной ответственностью "Ярнефтепром" (далее - ООО"Ярнефтепром")  и открытое акционерное общество "Сибнефть - Ярославнефтепродукт" (далее -   ОАО"Сибнефть - Ярославнефтепродукт").

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.08.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Муниципальное учреждение здравоохранения "Санаторий "Ясные зори" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя, при вынесении решения судом первой инстанции были неполно выяснены обстоятельства дела.

Учреждение считает, что включение в документацию об аукционе требования о представлении копий документов в составе заявки в соответствии с ГОСТ Р 6.30 - 2003 «Унифицированная система документации. Унифицированная система организационно - распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (далее - ГОСТ Р 6.30 - 2003) не противоречит части 2 статьи 35 Федерального закона от 21.07.2005 №94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов, Закон № 94 - ФЗ). Поскольку ООО "Ярнефтепром" представило копию решения единственного учредителя, заверенную ненадлежащим образом (не проставлена дата заверения документа), то действия единой комиссии по отказу в допуске указанного участника к участию в аукционе на основании части 1 статьи 12 Закона № 94 - ФЗ являются законными и обоснованными. Кроме того, заявка ООО "Ярнефтепром" содержит два предложения отпуска (отгрузки товара), в то время как участник должен указать лишь один вариант из двух, предложенных в аукционной документации. Заявитель также обращает внимание, что ООО "Ярнефтепром" при заполнении заявки не указало  адрес места нахождения пункта налива нефтепродуктов, ограничившись наименованием юридического лица - ОАО «Славнефть» (ЯНОС).

Заявитель полагает, что Управление необоснованно рассмотрело поступившую жалобу ООО "Ярнефтепром", которая не отвечала требованиям части 1 статьи 58 Закона  о размещении заказов. По мнению учреждения, жалоба третьего лица подлежала возврату на основании пункта 1 части 1 статьи 59 Закона о размещении заказов.

Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области в письменном отзыве опровергло доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу МУЗ "Санаторий "Ясные зори" - без удовлетворения.

ООО "Ярнефтепром" и ОАО "Сибнефть - Ярославнефтепродукт" отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Стороны и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Стороны просят рассмотреть дело в отсутствие представителей.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, муниципальным учреждением здравоохранения "Санаторий "Ясные зори" принято решение о размещении заказа в форме открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку мазута топочного согласно условиям заказа в объеме 230 тонн на 2 полугодие 2010 года для нужд МУЗ "Санаторий "Ясные зори".

23.04.2010 главным врачом МУЗ "Санаторий "Ясные зори" утверждена документация на проведение открытого аукциона в составе: инструкция для участников размещения заказа, информационная карта аукциона, техническое задание на поставку мазута топочного на 2 полугодие 2010 года, форма заявки на участие в аукционе, форма предложения об условиях исполнения контракта, форма запроса на предоставление аукционной документации, форма запроса на разъяснение аукционной документации, форма уведомления об отзыве заявки, форма доверенности на участие в аукционе, проект муниципального контракта (том 2 л.д. 8 - 42).

Пунктом 16 Инструкции для участников размещения заказа предусмотрен перечень документов, входящих в заявку на участие в аукционе, согласно которому наряду с иными документами участник должен представить документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица  (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность).

В соответствии с пунктом 17 Инструкции для участников размещения заказа при подаче заявки в письменной форме все листы заявки на участие в аукционе, все листы тома заявки на участие в аукционе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в аукционе и том заявки на участие в аукционе должны содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе документов и сведений. Документы заявки представляются в оригинале либо в случаях, предусмотренных документацией, в заверенных надлежащим образом копиях. Копия документа считается надлежаще заверенной, если она заверена в соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30 - 2003.

Форма №2 «Предложения об условиях исполнения контракта» предусматривает, что поставщик указывает место и условия поставки: за счет муниципального заказчика самовывозом с пунктов налива поставщика, путем налива товара в автотранспорт, поданный муниципальным заказчиком, или доставка осуществляется поставщиком за свой счет (в случае, если расстояние от пункта налива до места нахождения муниципального заказчика превышает 100 км.). Кроме того, в данной форме должны быть указаны наименование и местонахождение пунктов налива нефтепродуктов (том 2 л.д. 32).

В материалы дела представлена заявка ООО «Ярнефтепром» на участие в открытом аукционе, в составе которой имеется копия решения №1 от 12.01.2009 о назначении на должность директора Филиппова Николая Владимировича. Копия заверена путем указания «копия верна, директор Филиппов Н.В.» (том 1 л.д. 57). ООО «Ярнефтепром» представило Предложения об условиях исполнения контракта, согласно которым отпуск мазута должен осуществляться своевременно, по мере возникновения потребности у муниципального заказчика самовывозом с пунктов налива поставщика путем налива товара в автотранспорт, поданный муниципальным заказчиком. В случае, если расстояние от пункта налива до места нахождения муниципального заказчика превышает 100 км., поставщик осуществляет доставку товара заказчику за свой счет по адресу: 150501, Ярославская область, Ярославский район, дер. Мужево, МУЗ "Санаторий "Ясные зори". Наименование и местонахождение пунктов налива нефтепродуктов: ОАО «НГК «Славнефть (ЯНОС)» - пункт налива завода ЯНОС. Возможен самовывоз с завода или доставка собственным автотранспортом поставщика (том 1 л.д. 43).

31.05.2010 на заседании единой комиссии рассмотрены заявки на участие в открытом аукционе на соответствие поданных аукционных заявок требованиям, установленным в документации об аукционе. По результатам рассмотрения составлен протокол №9, согласно которому до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе представлено 5 заявок. К участию в аукционе допущено ОАО «Сибнефть - Ярославнефтепродукт». В отношении остальных четырех участников принято решение об отказе в допуске к участию в открытом аукционе. Обществу с ограниченной ответственностью «Ярнефтепром» отказано в допуске к участию в аукционе на основании части 1 статьи 12 Закона № 94 - ФЗ в силу несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе: решение единственного учредителя ООО «Ярнефтепром» оформлено с нарушением требований пункта 17 Инструкции для участников размещения заказа, подпунктов «в», «г» пункта 1 части 2 статьи 35 Закона № 94 - ФЗ, предложение об условиях исполнения контракта: место и условия поставки не оформлены в соответствии с требованиями технического задания и пункта 2 части 2 статьи 35 Закона № 94 - ФЗ (т.1 л.д.36 - 39).

Посчитав отказ в допуске к участию в открытом аукционе необоснованным, 01.06.2010 ООО «Ярнефтепром» обратилось в УФАС с жалобой на действия аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе (том 1 л.д. 121 - 122).

По результатам рассмотрения жалобы и представленных документов комиссия Управления установила, что включив в Инструкцию для участников размещения заказа пункт 17, в соответствии с которым копия документа считается надлежаще заверенной, если она заверена в соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30 - 2003, заказчик установил иные требования к оформлению заявки на участие в аукционе по сравнению с установленными частью 2.2 статьи 35 Закона №94 - ФЗ, что недопустимо в силу прямого указания закона. Условия поставки, указанные в заявке ООО «Ярнефтепром», соответствуют требованиям пункта 2.2 проекта муниципального контракта.

Решением по делу №05 - 02/99Ж - 10 от 09.06.2010 Управление признало жалобу ООО «Ярнефтепром» на действия аукционной (единой) комиссии муниципального заказчика - МУЗ "Санаторий "Ясные зори" при проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку мазута топочного согласно условиям заказа в объеме 230 тонн на 2 полугодие 2010 года обоснованной. Заказчик признан нарушившим часть 2.2 статьи 35 Закона №94 - ФЗ, единая комиссия признана нарушившей часть 3 статьи 36 Закона № 94 - ФЗ.

На основании данного решения 09.06.2010 заказчику и аукционной комиссии выдано предписание по делу №05 - 02/99Ж - 10, которым  указано устранить нарушения требований части 2.2 статьи 35 и части 3 статьи 36 Закона № 94 - ФЗ. Для устранения нарушения необходимо аннулировать открытый аукцион на право заключения муниципального контракта на поставку мазута топочного согласно условиям заказа в объеме 230 тонн на 2 полугодие 2010 года.

Считая, что указанные решение и предписание ответчика не соответствуют Закону о размещении заказов, МУЗ "Санаторий "Ясные зори" обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Ярославской области исходил из обоснованности решения УФАС о соответствии всех документов, поданных ООО «Ярнефтепром» в составе заявки, требованиям, установленным пунктом 2.2 статьи 35 Закона №94 - ФЗ, который введен в действие с 01.03.2009. Подлинность и достоверность копии документа о назначении руководителя на должность подтверждена оформлением заявки в виде единого прошитого комплекта, заверенного печатью и подписью участника, от лица которого директор общества действует без доверенности. Суд также поддержал вывод ответчика о том, что заявка ООО «Ярнефтепром» полностью соответствовала требованиям аукционной документации, касающимся способа поставки топлива.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагают, что этот акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 1 статьи 10 Закона № 94 - ФЗ установлено, что размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов, в том числе в форме аукциона.

Согласно части 1 статьи 35 Закона о размещении заказов для участия в аукционе участник размещения заказа подает заявку на участие в аукционе в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона № 94 - ФЗ аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 данного закона.

Частью 3 статьи 35 Закона о размещении заказов предусмотрено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона, или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Федерального закона, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 12 Закона № 94 - ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы.

Требования к заявке на участие в аукционе установлены частью 2 статьи 35 Закона № 94 - ФЗ. Частью 2.2 статьи 35 Закона №94 - ФЗ предусмотрено, что все листы заявки на участие в аукционе, все листы тома заявки на участие в аукционе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в аукционе и том заявки на участие в аукционе должны содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению заявки на участие в аукционе.

Проанализировав содержание пункта 17 Инструкции для участников размещения заказа, Управление пришло к обоснованному выводу, что содержащееся в аукционной документации требование о заверении копий документов, входящих в состав заявки на участие в аукционе, согласно ГОСТ Р 6.30 - 2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно - распорядительной документации. Требования к оформлению документов", является дополнительным требованием по отношению к требованиям, предусмотренных законодательством о размещении заказов, что в силу части 2.2 статьи 35 Закона N 94 - ФЗ недопустимо.

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что одним из оснований принятия единой комиссией муниципального заказчика решения об отказе ООО «Ярнефтепром» в допуске к участию в аукционе явилось то обстоятельство, что копия решения единственного учредителя общества о назначении его самого на должность директора общества оформлена с нарушением пункта 3.26 ГОСТ Р 6.30 - 2003, которое выразилось в отсутствии даты заверения копии документа.

Таким образом, несоответствие заявки ООО «Ярнефтепром» требованиям аукционной документации, установленным в нарушение требований части 2.2 статьи 35 Закона о размещении заказов, неправомерно признано заявителем основанием для отказа в допуске к участию в аукционе в порядке пункта 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов.

Довод апелляционной жалобы об обязательности применения ГОСТ Р 6.30 - 2003 к спорным правоотношениям по аналогии с применением законодательства о нотариате при оформлении выписки из единого государственного реестра юридических лиц, которая также представляется в составе заявки на  участие в аукционе, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку необходимость представления выписки обусловлена прямым указанием в Законе №94 - ФЗ (пункт «б» пункта 1 части 2 статьи 35) на нотариальный порядок заверения копии конкретно указанного документа, а не применением законодательства о нотариате, как ошибочно полагает заявитель.

Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 31.05.2010, ООО «Ярнефтепром» было отказано в допуске к участию в открытом аукционе также по причине представления в составе заявки Предложения об условиях исполнения контракта о месте и условиях поставки, оформленного с нарушением требований документации о проведении аукциона (технического задания) и пункта 2 части 2 статьи 35 Закона № 94 - ФЗ.

Форма №2 «Предложения об условиях исполнения контракта» предусматривает, что поставщик указывает место и условия поставки: за счет муниципального заказчика самовывозом с пунктов налива поставщика, путем налива товара в автотранспорт, поданный муниципальным заказчиком, или доставка осуществляется поставщиком за свой счет (в случае, если расстояние от пункта налива до места нахождения муниципального заказчика превышает 100 км.). Кроме того, в данной форме должны быть указаны наименование и местонахождение пунктов налива нефтепродуктов.

ООО «Ярнефтепром» представило в составе заявки Предложение об условиях исполнения контракта, согласно которому отпуск мазута должен осуществляться своевременно, по мере возникновения потребности у муниципального заказчика самовывозом с пунктов налива поставщика путем налива товара в автотранспорт, поданный муниципальным заказчиком. В случае, если расстояние от пункта налива до места нахождения муниципального заказчика превышает 100 км., поставщик осуществляет доставку товара заказчику за свой счет по адресу: 150501, Ярославская область, Ярославский район, дер. Мужево, МУЗ "Санаторий "Ясные зори". Наименование и местонахождение пунктов налива нефтепродуктов: ОАО «НГК «Славнефть (ЯНОС)» - пункт налива завода ЯНОС. Возможен самовывоз с завода или доставка собственным автотранспортом поставщика.

Заказчик считает, что данное предложение не соответствует форме №2 аукционной документации «Предложения об условиях исполнения контракта», которая предполагает, что участник размещения заказа должен был указать только один из возможных способов исполнения  обязательства по поставке товара - самовывоз или доставка. Оформление места и условий поставки не в соответствии с требованиями технического задания послужило основанием отклонения заявки со ссылкой на нарушение пункта 2 части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов.

При рассмотрении дела суд первой инстанции поддержал позицию ответчика о необоснованности отклонения заявки по данному основанию, указав, что заявка ООО «Ярнефтепром» содержала именно те требования к способу поставки, которые указал сам заказчик. Суд апелляционной инстанции находит данный вывод соответствующим представленным в материалы дела доказательствам по следующим основаниям.

Место поставки товара должно быть указано в извещении о проведении открытого аукциона в силу пункта 3 статьи 33 Закона о размещении заказов.

В извещении №8 о проведении открытого аукциона при определении места исполнения контракта заказчик указал, что отпуск мазута должен осуществляться своевременно, по мере возникновения потребности у муниципального заказчика самовывозом с пунктов налива поставщика, путем налива в автотранспорт, поданный муниципальным заказчиком. В случае если расстояние от пункта налива до места нахождения муниципального заказчика превышает 100 км, поставщик осуществляет доставку товара заказчику за свой счет (том 2 л.д.7).