ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2010 года  Дело N А82-6710/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2010 года.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Метелевой Е.А.,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрев апелляционную жалобу администрации Ярославского муниципального района

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.03.2010 по делу № А82 - 6710/2009, принятое судом в составе судьи Сорокиной С.Р.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Красное»

к администрации Ярославского муниципального района Ярославской области

третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области, открытое акционерное общество «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод», Департамент лесного хозяйства Ярославской области,

о признании решения недействительным, бездействия незаконным,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Красное» (далее - заявитель, Общество, ООО «Красное») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Комиссии по земельным, имущественным отношениям и градостроительству Ярославского муниципального округа (далее - Комиссия) от 21.05.2009 № 19, о признании незаконным бездействия администрации Ярославского муниципального округа (далее - Администрация), выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 76:17:011501:0010, 76:17:033901:0056, 76:17:022901:0035 в аренду на 5 лет, обязании Администрации принять постановление о предоставлении указанных участков в аренду ООО «Красное» на 5 лет.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области (далее - Управление Росимущества), открытое акционерное общество «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод» (далее - ОАО «ЯШЗ»), Департамент лесного хозяйства Ярославской области (далее - Департамент лесного хозяйства).

Решением суда первой инстанции от 10.03.2010 требования Общества удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение от 10.03.2010 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению ответчика, у Администрации в 2005 году отсутствовали полномочия по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 76:17:033901:0056, на котором расположены объекты недвижимости, приобретенные ООО «Красное» в собственность в процессе приватизации государственного имущества. В силу абзацев 2, 3 пункта 3 статьи 28 и пункта 14 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 № 178 - ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в редакции, действовавшей до 01.07.2006 (далее - Закон № 178 - ФЗ), такие полномочия принадлежали Министерству имущественных отношений Российской Федерации и его территориальным органам. Поэтому договор аренды земельного участка от 02.11.2005 № 37/1 является ничтожным. В связи с чем у заявителя отсутствует право на преимущественное заключение нового договора аренды в отношении вышеназванного земельного участка, который может быть передан в аренду только в порядке пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101 - ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № 101 - ФЗ). Кроме того, Администрация полагает, что суд должен был дать оценку доводам о наличии лесов на спорных земельных участках, несмотря на то, что ответчик в судебном заседании на этих доводах не настаивал. Также суд не дал оценки пояснениям представителя Общества о согласовании границ земельных участков при проведении межевания с ГУ «Ярославское управление сельскими лесами». Администрация считает, что часть участков, занятая лесами, подлежит отнесению к лесным участкам, а значит - к федеральной собственности.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Красное» считает решение суда от 10.03.2010 законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения. Указывает на то, что судом правильно установлены и полностью выяснены юридически значимые для рассмотрения дела обстоятельства. Выводы суда этим обстоятельствам соответствуют.

В возражениях на апелляционную жалобу Департамент лесного хозяйства указал, что доводы Администрации об отнесении земельных участков к категории земель лесного фонда не подтверждаются материалами дела. Лесоустройство в отношении этих участков не проводилось.

Управление Росимущества и ОАО «ЯШЗ» письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании апелляционного суда объявлялся перерыв с 18.05.2010 до 25.05.2010.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания и перерыве извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя, ответчика и третьих лиц.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 02.11.2005 на основании постановления главы Ярославского муниципального округа от 03.10.2005 № 1635 между Администрацией и ООО «Красное» заключены договоры аренды №№ 37/1, 1172, 1173 о передаче Обществу во временное пользование для сельскохозяйственного использования земельных участков с кадастровыми номерами 76:17:033901:0056, 76:17:011501:0010, 76:17:022901:0035 площадью  1219000 кв.м., 3032000 кв.м., 943000 кв.м. соответственно. Срок аренды с 19.01.2004 по 18.01.2009. Запись о государственной регистрации договоров аренды внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.10.2008.

29.12.2008  ООО «Красное» обратилось к главе Ярославского муниципального района с заявлением о продлении аренды земли.

29.01.2009 на заседании Комиссии по земельным, имущественным отношениям и градостроительству Ярославского муниципального района принято решение о продлении договоров аренды сроком на пять лет (протокол № 3).

21.05.2009  Комиссия отменила решение от 29.01.2009 № 3 и приняла новое решение о заключении договоров аренды на срок до 1 года (протокол № 19).

На основании данного решения Комиссии Администрацией 11.06.2009 принято постановление № 3841 о заключении с ООО «Красное» новых договоров аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на срок с 19.01.2009 по 17.01.2010.

03.07.2009 в адрес ответчика поступил протест прокурора Ярославского района от 26.06.2009 № 164 - ж - 2009, в котором содержалось требование об отмене названного постановления как незаконного. Во исполнение данного протеста  Администрацией 24.07.2009 было издано постановление № 5550 об  отмене постановления от 11.06.2009 № 3841.

Полагая, что решение Комиссии от 21.05.2009 № 19 о предоставлении земельных участков в аренду на срок до 1 года, а также бездействие Администрации, выразившееся в непринятии решения о передаче земельных участков в аренду на 5 лет, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель оспорил их в арбитражный суд.

В процессе рассмотрения настоящего спора Общество 28.09.2009 повторно обратилось к главе Ярославского муниципального района  с заявлением  о перезаключении договоров аренды земельных участков на срок не менее 5 лет. Однако до настоящего времени Администрацией какого - либо решения по заявлению ООО «Красное» не принято.

Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение требований статьи 7 <2> Закона  Ярославской области от 23.10.2003 № 55 - з «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области» (далее - Закон ЯО) при решении вопроса по заявлению ООО «Красное» Комиссия неверно указала срок аренды: один год, в то время как минимальный срок не может быть менее пяти лет. Администрация, в свою очередь, до настоящего времени не приняла соответствующее  постановление о предоставлении испрашиваемых заявителем земельных участков в аренду. Доводы о нарушении ООО «Красное» установленного пунктами 3.4.5 договоров аренды 30 - дневного  срока для извещения арендодателя  о желании заключить договор на новый срок не имеют существенного значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку указанные договоры не предусматривают последствий несоблюдения арендатором данного срока. После истечения срока действия договора арендодатель каких - либо мер по возврату земельных участков в установленном порядке не принимал, земельные участки до настоящего времени находятся в пользовании Общества. Более того, в силу положений пункта 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункта 5 статьи 9 Закона № 101 - ФЗ арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. Направленное в адрес ООО «Красное» уведомление от 26.12.2008 № 790 о расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 76:17:011501:0010 после окончания срока его действия не свидетельствует о возражении арендодателя на возобновление аренды указанного земельного участка, так как письмом главы района от 13.02.2009 № 329 была удовлетворена жалоба Общества от 14.01.2009 в части заключения договора на новый срок. В отношении двух других земельных участков какие - либо уведомления арендодателя о невозможности заключения новых договоров аренды в адрес арендатора не поступали. Спорные земельные участки в реестре федерального имущества не учтены, поэтому Администрация вправе распоряжаться ими.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, апелляционный суд не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 29 ЗК РФ, пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 - ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункту 3 части 1 статьи 7 Устава администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, утвержденного решением Собрания представителей Ярославского муниципального района от 15.12.2005 № 113, ответчик распоряжается земельными участками, расположенными на территории Ярославского муниципального района, в том числе находящимися в неразграниченной государственной собственности.

В соответствии с пунктом 3.4.5 договоров аренды земельных участков от 02.11.2005 №№ 37/1, 1172, 1173 (т. 1 л.д. 13 - 36) Общество как арендатор было обязано за 30 календарных дней до окончания действия договора  уведомить Администрацию (арендодатель) о желании заключить договор на новый срок.

Как верно отметил суд первой инстанции, ООО «Красное» данное условие договоров не выполнило, заявление о продлении срока аренды подано арендодателю с нарушением указанного срока на 10 календарных дней. Поэтому на основании пунктов 6.4 договоров аренды они считаются расторгнутыми с момента окончания срока их действия.

Вместе с тем данное обстоятельство не лишает Общество права на рассмотрение его заявления от 29.12.2009 № 20 (т. 1 л.д. 40) в порядке, установленном действующим законодательством.

Пунктом 2 статьи 10 Закона № 101 - ФЗ предусмотрено, что передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.

Из материалов дела следует, что информация о возможности передачи в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 76:17:033901:0056, 76:17:011501:0010, 76:17:022901:0035 в средствах массовой информации не публиковалась.

Однако все указанные земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и предназначены для сельскохозяйственного использования. Одним из принципов, на которых основывается оборот таких земель, является сохранение их целевого использования (подпункт 1 пункта 3 статьи 1 Закона № 101 - ФЗ). ООО «Красное» пользуется данными участками длительное время - с 1999 года. На основании пункта 3 статьи 22 ЗК РФ, пункта 5 статьи 9 Закона № 101 - ФЗ и пунктов 3.3.3 договоров аренды от 02.11.2005 №№ 37/1, 1172, 1173 заявитель, как лицо, надлежащим образом исполнившее обязательства арендатора (факт нецелевого использования земель не нашел своего подтверждения - т. 1 л.д. 38, 39, 41, 42), приобрел преимущественное право на заключение новых договоров аренды. Несоблюдение срока уведомления арендодателя о намерении заключить договоры аренды на новый срок носит несущественный характер и не может свидетельствовать о ненадежности и недобросовестности арендатора как стороны договорных отношений. При таких обстоятельствах апелляционный суд полагает, что в рассматриваемом случае отсутствие публикации не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в предоставлении Обществу земельных участков в аренду.

Статья 34 ЗК РФ регулирует порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

Порядок рассмотрения соответствующих заявлений на момент обращения ООО «Красное» с ходатайством от 29.12.2008 № 20 о продлении аренды трех земельных участков, предоставленных ему на основании постановления главы Ярославского муниципального округа от 03.12.2005 № 1635 (т. 1 л.д. 40), регулировался разделом 3 постановления главы Ярославского муниципального района от 16.04.2008 № 680 «Об утверждении положения о порядке предоставления земельных участков, прохождения исходно - разрешительной документации для проектирования и строительства на территории Ярославского муниципального района» (далее - Положение № 680). С 11.06.2009 соответствующая процедура осуществляется по правилам раздела 5 постановления администрации Ярославского муниципального района от 04.06.2009 № 3474 «Об утверждении Положения о порядке предоставления и изъятия земельных участков на территории Ярославского муниципального района» (далее - Положение № 3474).

В соответствии с пунктами 3.1 - 3.9 Положения № 680 заявление о приобретении либо переоформлении прав на земельный участок подается на имя главы Ярославского муниципального района. Затем данное заявление вместе с приложенными к нему документами рассматривается Комиссией, решение которой оформляется протоколом.

Согласно Положению о Комиссии по земельным, имущественным отношениям и градостроительству Ярославского муниципального района, утвержденному постановлением главы Ярославского муниципального образования от 23.03.2005 № 419, Комиссия является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом при Администрации, который осуществляет муниципальное регулирование земельных отношений, в том числе рассматривает заявления юридических лиц о выделении земельных участков, приобретении или переоформлении прав на них и принимает по ним решения.

В случае положительного решения Комиссии земельное управление Администрации в двухнедельный срок с момента представления выписки из решения Комиссии и материалов межевания земельного участка готовит проект постановления о предоставлении земельного участка (пункт 3.8 Положения № 680).

Аналогичным образом процедура предоставления земельных участков описана в  пунктах 5.1 - 5.8 Положения № 3474.

В силу пункта 3 статьи 9 Закона № 101 - ФЗ минимальный срок аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий устанавливается законом субъекта Российской Федерации в зависимости от разрешенного использования сельскохозяйственных угодий, передаваемых в аренду.

Статьей 7 <2> Закона ЯО установлено, что минимальный срок аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий не должен быть менее 5 лет.

Таким образом, решение Комиссии от 21.05.2009 № 19 (т. 1 л.д. 10) о возможности продления договоров аренды земельных участков для сельскохозяйственного использования до 1 года и отмене решения Комиссии от 29.01.2009 № 3 о продлении договоров с ООО «Красное» на пятилетний срок противоречит требованиям Закона ЯО.

Ответчик признает данное нарушение, что подтверждается его действиями по отмене постановления от 11.06.2009 № 3841 о заключении с Обществом новых договоров аренды на срок менее года (т. 1 л.д. 77 - 79), а также доводами отзыва от 24.09.2009 (т. 1 л.д. 75 - 76), из которых следует, что после издания постановления от 24.07.2009 № 5550 Администрация считает действующим решение Комиссии от 29.01.2009 № 3 (т. 1 л.д. 11).

При этом в нарушение вышеуказанного порядка предоставления земельных участков Администрацией при наличии положительного решения Комиссии о продлении срока аренды земельных участков для сельскохозяйственного использования на 5 лет, и кадастровых планов этих земельных участков (т. 1 л.д. 18 - 19, 26 - 27, 34 - 35) постановление о предоставлении их заявителю в аренду до настоящего времени не принято. То есть имеет место незаконное бездействие, нарушающее право ООО «Красное» на аренду земельных участков, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности по выращиванию сельскохозяйственной продукции (пункт 4.1 устава).

На основании изложенного апелляционный суд считает, что Арбитражный суд Ярославской области обоснованно признал решение Комиссии от 21.05.2009 № 19 и бездействие Администрации незаконными. Решение суда в части возложения на ответчика обязанности по принятию постановления о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 76:17:011501:0010, 76:17:033901:0056, 76:17:022901:0035 в аренду  ООО «Красное» сроком на 5 лет на основании решения  Комиссии от 29.01.2009 № 3 соответствует пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Администрации полномочий на заключение договора от аренды от 02.11.2005 № 37/1 в отношении земельного участка с кадастровым номером 76:17:033901:0056 отклоняются, поскольку нормы пункта 3 статьи 28 и пункта 14 статьи 43 Закона № 178 - ФЗ предусматривали особенности принятия решений о продаже (приватизации) земельных участков, а не о передаче их во временное пользование (аренду).

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв Департамента лесного хозяйства от 02.03.2010 (т. 2 л.д. 36), письмо ГУ ЯО «Ярославское лесничество» от 15.02.2010  (т. 2 л.д. 33), экспликацию земель, оформленную в виде приложения к постановлению от 03.10.2005 № 1635 (т. 1 л.д. 81) и пояснения ответчика, данные в судебных заседаниях 19.01.2010 и 02.03.2010 (т. 2 л.д. 22 и 38, оборотные стороны), апелляционный суд не усматривает оснований для отнесения испрашиваемых Обществом земельных участков к землям лесного фонда.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

Таким образом, решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.03.2010 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе, поэтому вопрос о распределении судебных расходов на ее уплату не рассматривался.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.03.2010 по делу № А82 - 6710/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Ярославского муниципального района - без удовлетворения.

Постановление  вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий
  Т.В. Лысова

     Судьи
  Г.Г. Буторина

     А.В. Караваева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка