• по
Более 46000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 декабря 2010 года  Дело N А82-6803/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Губиной Л.В.,

судей Поляковой С.Г., Поляшовой Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Алалыкиным А.Н.,

в отсутствие сторон

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика открытого акционерного общества «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района»

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.10.2010 по делу № А82 - 6803/2010 - 72, принятое судом в составе судьи Бессоновой И.Ю.,

по иску открытого акционерного общества «Ярославльводоканал»

к открытому акционерному обществу «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района»

о внесении изменений в договор,

установил:

открытое акционерное общество «Ярославльводоканал» (далее - ОАО «Ярославльводоканал», истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Ярославской области к открытому акционерному обществу «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» (далее - ОАО «Управдом Ленинского района», Управляющая организация, ответчик, заявитель) о внесении изменений в договор № 4404 об отпуске (приеме) питьевой воды и приеме (сбросе) сточных вод от 12.05.2008.

Предъявленные требования основаны на статьях 450, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просил внести изменения в пункт 4.2 раздела 4 договора от 12.05.2008 об отпуске (приеме) питьевой воды и приеме (сбросе) сточных вод, изложив пункт 4.2. в следующей редакции:

«4.2. Количество полученной Абонентом холодной питьевой воды определяется следующим образом:

4.2.1. В случае наличия коллективных (общедомовых) приборов учета холодной питьевой воды на объектах, управляемых Абонентом, объем потребленных коммунальных ресурсов (холодной питьевой воды) определяется исходя из показаний вышеуказанных приборов.

4.2.2. В случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета холодной питьевой воды на объектах, управляемых Абонентом, объем потребленных коммунальных ресурсов (холодной питьевой воды) определяется:

4.2.2.1. для жилых помещений исходя из:

утвержденных в установленном порядке нормативов потребления холодной воды;

утвержденных в установленном порядке нормативов потребления холодной и горячей воды (в случае отсутствия централизованного горячего водоснабжения и приготовления горячей воды в объектах, управляемых Абонентом, с использованием внутридомовых инженерных систем соответствующих объектов (локального источника теплоты, бойлера, и другими способами)).

4.2.2.2. для нежилых помещений:

исходя из показаний индивидуальных приборов учета;

при отсутствии индивидуальных приборов учета - исходя из утвержденных в установленном порядке нормативов потребления холодной воды;

при отсутствии индивидуальных приборов учета - исходя из утвержденных в установленном порядке нормативов потребления холодной и горячей воды (в случае отсутствия централизованного горячего водоснабжения и приготовления горячей воды в объектах, управляемых Абонентом, с использованием внутридомовых инженерных систем соответствующих объектов (локального источника теплоты, бойлера, и другими способами));

при отсутствии индивидуальных приборов учета и утвержденных в установленном порядке нормативов потребления воды - исходя из требований строительных норм и правил.

4.2.3. При осуществлении ремонта, замены, проверки, поверки, истечения срока очередной госпроверки коллективных (общедомовых) приборов учета определение фактического потребления питьевой воды за расчетный период происходит следующим образом:

при отсутствии приборов учета (ремонт, замена, проверка, поверка) либо истечения срока их очередной госповерки до 30 дней - по среднемесячному показателю потребления за последние 6 месяцев, предшествующих месяцу в котором осуществлен демонтаж средства измерения для осуществления его ремонта, замены, проверки, поверки;

при отсутствии приборов учета (ремонт, замена, проверка, поверка) либо истечения срока их очередной госповерки свыше 30 дней - в соответствии с п.4.2.2 настоящего договора.

4.2.4. При осуществлении ремонта, замены, проверки, поверки, истечения срока очередной госпроверки индивидуальных, общих (для коммунальной квартиры) приборов учета в жилых помещениях, находящихся в жилых домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, определение Абонентом фактического потребления питьевой воды в данных жилых помещениях за расчетный период происходит следующим образом:

при отсутствии приборов учета (ремонт, замена, проверка, поверка) либо истечения срока их очередной госповерки до 30 дней - по среднемесячному показателю потребления за последние 6 месяцев, предшествующих месяцу в котором осуществлен демонтаж средства измерения для осуществления его ремонта, замены, проверки, поверки;

при отсутствии приборов учета (ремонт, замена, проверка, поверка) либо истечения срока их очередной госповерки свыше 30 дней - исходя из утвержденных в установленном порядке нормативов потребления воды.

4.2.5. При осуществлении ремонта, замены, проверки, поверки, истечения срока очередной госповерки индивидуальных приборов учета в нежилых помещениях, находящихся в жилых домах, определение Абонентом фактического потребления питьевой воды за расчетный период происходит следующим образом:

при отсутствии приборов учета (ремонт, замена, проверка, поверка) либо истечения срока их очередной госповерки до 30 дней - по среднемесячному показателю потребления за последние 6 месяцев, предшествующих месяцу в котором осуществлен демонтаж средства измерения для осуществления его ремонта, замены, проверки, поверки;

при отсутствии приборов учета (ремонт, замена, проверка, поверка) либо истечения срока их очередной госповерки свыше 30 дней - в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.02.1999г. № 167».

Ответчик иск не признал, указал на отсутствие существенных нарушений условий договора.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 07.10.2010 исковые требования ОАО «Ярославльводоканал» удовлетворены: решено внести изменения в пункт 4.2 раздела 4 заключенного между сторонами договора № 4404 от 12.05.2008 об отпуске (приеме) питьевой воды и приеме (сбросе) сточных вод. Пункт 4.2 раздела 4 договора изложен в испрошенной истцом редакции.

При вынесении данного решения суд первой инстанции руководствовался положениями статей 422, 426, 450, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами пользования системы коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, (далее - Правила № 167), Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, (далее - Правила № 307) и исходил из наличия правовых и фактических оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Не согласившись с принятым по настоящему делу решением, ОАО «Управдом Ленинского района» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.10.2010 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

По мнению заявителя, при вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права.

В обоснование жалобы ответчик указывает на отсутствие оснований для внесения изменений в договор № 4404 от 12.05.2008 об отпуске (приеме) питьевой воды и приеме (сбросе) сточных вод. При этом отмечает, что на момент вынесения обжалуемого судебного решения законодательство, которым стороны руководствовались при заключении указанного договора, не изменилось.

Заявитель также указывает, что в обжалуемом судебном акте не указаны правовые нормы, которым бы противоречили условия указанного договора, при этом полагает, что при вынесении решения суд руководствовался лишь постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 5290/09 от 22.09.2009, которое не является источником права.

Ответчик считает, что истец в нарушение Правил № 307 предлагает определять объем потребленных коммунальных услуг независимо от установленных впомещениях индивидуальных приборов учета.

Кроме того, заявитель возражает против включения в договор пунктов 4.2.4, 4.2.5, отмечая, что данными пунктами истец устанавливает способы определения объемов потребления воды и сброшенных сточных вод при ремонте приборов учета в зависимости от назначения помещения (жилое или нежилое) без каких - либо правовых оснований.

Заявитель также считает, что положения статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут распространяться на правоотношения сторон, поскольку имеются специальные нормы, содержащиеся в Правилах № 307.

По мнению ответчика, пункт 15 Правил № 307 не должен применяться к рассматриваемым правоотношениям сторон.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу отклоняет доводы заявителя, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, направили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 12.05.2008 между сторонами заключен договор № 4404 об отпуске (приеме) питьевой воды и приеме (сбросе) сточных вод , по условиям которого МУП «Ярославльводоканал» (правопредшественник истца, ресурсоснабжающая организация) обязуется поставлять ОАО «Управдом Ленинского района» (абоненту) питьевую воду в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074 - 01 на условиях настоящего договора, а также принимать от абонента сточные воды и производить их очистку, включая объем сточных вод, образующийся в результате горячего водоснабжения, переданного абоненту теплоснабжающей организацией, а абонент обязуется оплачивать питьевую воду и оказанные услуги по водоотведению и очистке сточных вод.

В разделе 4 «Порядок учета количества полученной питьевой воды и принятых сточных вод» настоящего договора предусмотрено:

4.2. Количество полученной питьевой воды определяется:

4.2.1. В случае наличия общедомовых приборов учета питьевой воды на объектах, управляемых абонентом и (или) наличия приборов учета у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц находящихся в данных объектах, количество потребленной питьевой воды определяется в соответствии с данными вышеуказанных приборов.

4.2.2. В случае отсутствия общедомовых приборов учета питьевой воды на объектах, управляемых абонентом, количество потребленной питьевой воды определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке:

- нормативами потребления холодного водоснабжения (в случае централизованного горячего водоснабжения);

нормативами потребления холодного и горячего водоснабжения (в случае отсутствия централизованного горячего водоснабжения и приготовления горячей воды в объектах, управляемых абонентом, с использованием внутридомовых инженерных систем соответствующих объектов (локального источника теплоты, бойлера, и другими способами));

- индивидуальными приборами учета питьевой воды (в случае их наличия).

4.2.3. В период осуществления ремонта, замены, проверки средств измерений, указанных в пункте 4.2.1, либо истечения срока их очередной госпроверки определение фактического потребления питьевой волы за расчетный период происходит следующим образом:

- при отсутствии прибора учета либо истечения срока его очередной госповерки до 30 дней - по среднемесячного показателю потребления за последние 6 месяцев, предшествующих месяцу в котором: осуществлен демонтаж средства измерения для осуществления его ремонта, замены, проверки, поверки; истек срок очередной госповерки;

- при отсутствии прибора учета либо истечения срока его очередной госповерки свыше 30 дней - по нормативам водопотребления до момента установки отремонтированного, нового, поверенного прибора учета.

Истец, посчитав, что на сегодняшний день пункт 4.2 раздела 4 указанного договора не соответствует действующему законодательству, направил 26.05.2010 ответчику соглашение об изменении указанных условий договора, которое получено последним в тот же день, о чем имеется на сопроводительном письме соответствующая отметка.

С письмом 03.06.2010 № 03 - 07/897 ответчик возвратил указанное соглашение без подписи, что послужило основанием для обращения ОАО «Ярославльводоканал» с настоящим иском в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В силу статьи 452 названного Кодекса требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Договор № 4404 от 12.05.2008 об отпуске (приеме) питьевой воды и приеме (сбросе) сточных вод является действующим. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Возможность изменений условий договора предусмотрена разделом 8 указанного договора.

Поскольку направленное истцом ответчику сопроводительное письмо от 26.05.2010 № 36 - 01/2798 с соглашением является требованием об изменении договора № 4404 от 12.05.2008, от подписания данного соглашения ответчик отказался, установленный законом досудебный порядок изменения условий договора соблюден.

В соответствии с пунктом 11 Правил № 167, пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод является публичным договором.

Правовой режим публичных договоров является исключением из принципа свободы договора, установленного статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Основной особенностью публичного договора является необходимость его заключения коммерческой организацией в обязательном порядке (статья 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают возможность какого - либо запрета на расторжение или изменение публичного договора. Поэтому к публичным договорам применяются положения главы 29 Гражданского кодекса Российской Федерации об изменении и расторжении договора.

В силу пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Согласно пункту 5 статьи 426 Кодекса условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктом 4 настоящей статьи, ничтожны.

В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Материалами дела подтверждается, что ОАО «Управдом Красноперекопского района» является управляющей организацией.

Следовательно, условия в рассматриваемом случае к договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил № 307, поскольку коммунальные ресурсы приобретаются управляющей компанией не в целях перепродажи, а для предоставления потребителям коммунальных услуг.

Кроме того, в данном случае применяются утвержденные Правительством Правила № 167, а также Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306). При этом в силу пункта 8 Правил № 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов (приеме и сбросе сточных вод) не должны противоречить настоящим Правилам.

В связи с этим суд первой инстанции пришел выводу о необходимости приведения условий договора в соответствии с Правилами № 307 и внесения в раздел 4 договора соответствующих изменений.

Предусмотренный Правилами № 307 порядок расчетов и внесения платы за коммунальные услуги подлежит применению независимо от организационно - правовой формы исполнителя коммунальной услуги, а также заключения собственниками жилья в многоквартирном доме прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией в случае выбора жильцами непосредственного способа управления.

В соответствии с пунктами 33, 34 Правил № 167 количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется на основании данных учета фактического потребления и сброса по показаниям средств измерения, для которых оборудуется узел учета, который должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно - канализационного хозяйства и абонентом.

Действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов:

либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно - канализационного хозяйства и абонентом,

либо при отсутствии средств измерения, предусмотренных пунктом 34 Правил № 167, расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды (подпункт «а» пункта 5, пункт 10, подпункт «в» пункта 39 Правил № 306). При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не принимаются во внимание.

Данная позиция согласуется с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.09.2009 № 5290/09.

Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в случае ремонта, замены, поверки прибора учета определен в пунктах 31, 32 Правил № 307, пункте 55 Правил № 167.

Исходя из изложенного, учитывая, что вышеуказанные Правила являются обязательными для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, сопоставив существующие условия раздела 4 договора № 4404 от 12.05.2008 об отпуске (приеме) питьевой воды и приеме (сбросе) сточных вод с заявленными истцом условиями, апелляционный суд пришел к выводу о правомерности принятого по настоящему делу судебного решения об удовлетворении иска.

При этом апелляционный суд также исходил из того, что изложенные истцом условия пункта 4.2 раздела 4 указанного договора соответствуют требованиям действующего законодательства.

Ссылка заявителя жалобы на то, что к рассматриваемым правоотношениям сторон не должен применяться пункт 15 Правил № 307, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный: в абзаце втором пункта 15 Правил № 307 установлено, что в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно - строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Прочие доводы жалобы проверены апелляционным судом и в силу вышеизложенного отклонены как не влияющие на правильность принятого по делу судебного решения.

Апелляционный суд находит обжалуемый судебный акт отвечающим нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Правовых оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ярославской области и удовлетворения апелляционной жалобы у апелляционного суда не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе (госпошлина уплачена по платежному поручению № 2157 от 26.11.2010) относятся на заявителя жалобы.

Поскольку заявителем платежным поручением № 1944 от 01.11.2010 уплачена государственная пошлина в сумме 2000 рублей по ненадлежащим реквизитам, данная госпошлина подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.10.2010 по делу № А82 - 6803/2010 - 82 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» - без удовлетворения.

Открытому акционерному обществу «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» возвратить уплаченную по платежному поручению № 1944 от 01.11.2010 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий

     Л.В. Губина

     Судьи

     С.Г. Полякова

     Т.М. Поляшова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А82-6803/2010
Принявший орган: Второй арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 17 декабря 2010

Поиск в тексте