• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 мая 2010 года  Дело N А82-6/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2010 года.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Метелевой Е.А.,

при участии в судебном заседании представителя заявителя Колобанова С.Е. по доверенности от 14.09.2009,

рассмотрев апелляционную жалобу Департамента культуры Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.03.2010 по делу № А82 - 6/2010, принятое судом в составе судьи Сурововой М.В.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Трест «Ярпромжилстрой»

к Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля

третье лицо: Департамент культуры Ярославской области

о признании приказа недействительным,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Трест «Ярпромжилстрой» (далее - заявитель, Общество, ООО «Трест «Ярпромжилстрой») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным приказа начальника Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее - ответчик, Управление, УЗР) от 16.12.2009 № 3253 «Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность по ул. Некрасова, д. 18, в Кировском районе» и обязании Управления в 14 - дневный срок заключить с заявителем договор купли - продажи земельного участка общей площадью 1385 кв.м., кадастровый номер 76:23:030503:0026, находящегося по адресу: г. Ярославль, ул. Некрасова, 18, по цене (2,5% кадастровой стоимости земельного участка) и на условиях, предусмотренных пунктом 1 статьи 1 Закона Ярославской области от 09.06.2003 № 29 - з «О цене земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент культуры Ярославской области (далее - Департамент).

Решением суда первой инстанции от 01.03.2010 оспариваемый приказ признан недействительным, на ответчика возложена обязанность принять решение о предоставлении в собственность Общества вышеназванного земельного участка и совершить действия, предусмотренные пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ. Расходы на оплату государственной пошлины взысканы с Управления в пользу заявителя.

Не согласившись с вынесенным решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение от 01.03.2010 отменить и принять новый судебный акт. По мнению Департамента, вывод суда о том, что памятник архитектуры «Культурный слой г. Ярославля. XI - XVII вв.» относится к достопримечательным местам, противоречит его описанию, содержащемуся в паспорте памятника истории и культуры и учетной карточке памятника. Материалами дела подтверждается, что названный памятник охраняется как объект архитектурного наследия. Изменение видов объектов культурного наследия после вступления в силу Федерального закона от 25.06.2002 № 73 - ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73 - ФЗ) не повлияло на сущность этого объекта археологического наследия, скрытого под землей. Кроме того, Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденное приказом Росохранкультуры от 27.02.2008 № 37, не предусматривает установление новых критериев и правил определения вида объекта культурного наследия. В силу статей 6, 63, 64 Закона № 73 - ФЗ памятник «Культурный слой г. Ярославля. XI - XVII вв.» подлежит регистрации в реестре как объект археологического наследия. Изменение судом вида объекта культурного наследия затрагивает права Росохранкультуры, не привлеченного к участию в деле, и влечет правовые последствия, касающиеся процедуры изменения вида памятника. Также Департамент обращает внимание на то, что статус памятника археологии Обществом не оспаривался, требование об изменении вида объекта культурного наследия не заявлялось. В постановлении от 29.10.2004 по делу № А82 - 7463/2003 - 14 Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа сделал вывод о том, что памятник «Культурный слой г. Ярославля. XI - XVII вв.» по своей сущности является объектом археологического наследия.

ООО «Трест «Ярпромжилстрой» считает решение суда от 01.03.2010 законным и обоснованным, полагает, что испрашиваемый им земельный участок не органичен в обороте и потому может быть передан в частную собственность.

Управление письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Ответчик и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Департамент ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Трест «Ярпромжилстрой» является собственником нежилого 1 - этажного здания общей площадью 113,3 кв.м., расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Некрасова, 18. Запись о регистрации права собственности внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20.10.2009.

Вышеназванное здание находится на земельном участке с кадастровым номером 76:23:030503:0026 площадью 1385 кв.м., который передан Обществу в аренду по договору от 19.12.2006 № 19483 - и.

В порядке статьи 36 ЗК РФ ООО «Трест «Ярпромжилстрой» обратилось в Управление с заявлением о предоставлении указанного участка в собственность.

Приказом от 16.12.2009 № 3253 заявителю было отказано в предоставлении испрашиваемого участка в собственность. В обоснование данного решения Управление указало на то, что дом, расположенный на этом участке, включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; сам земельный участок относится к историческому центру современного Ярославля, который является объектом культурного наследия, включенным в Список всемирного наследия. Кроме того, центр города до ул. Республиканской представляет собой культурный слой г. Ярославля. Согласно статье 99 ЗК РФ земли объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия, относятся к землям историко - культурного наследия, отнесенным к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Земли указанной категории, в том числе земельные участки, занятые объектами археологического наследия, особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, ограничены в обороте и потому в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 27 ЗК РФ не могут быть переданы в частную собственность.

Считая приказ начальника Управления незаконным, ООО «Трест «Ярпромжилстрой» оспорило его в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок, находящийся в границах территории памятника истории и культуры - культурного слоя города Ярославля, включенного в список памятников археологии Ярославской области, не ограничен в обороте и потому может быть предоставлен в частную собственность. Закон № 73 - ФЗ относит объекты археологического наследия к такому виду объектов культурного наследия как памятники. Однако культурные слои древних городов отнесены к другому виду объектов культурного наследия - к достопримечательным местам. Поскольку масштабные археологические раскопки на территории г. Ярославля никогда не проводились, и они не являются и никогда не являлись ни одним из основных, ни, тем более, основным источником информации о существовании человека на территории города, культурный слой представляет собой густонаселенную и плотно застроенную территорию современного города, на которой археологические раскопки возможны только при сносе строений и сооружений, он не является «скрытыми в земле следами существования человека». Поэтому в действующем правовом регулировании культурный слой г. Ярославля, как бы этот памятник не был назван в 1993 году, по определению не является объектом археологического наследия и, тем более, не может считаться таковым в целях применения положений ЗК РФ, регулирующих оборот земельных участков. В связи с этим основания, препятствующие применению в настоящем случае статьи 36 ЗК РФ, отсутствуют.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого решения суда исходя из следующего.

Согласно статье 29 ЗК РФ, статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137 - ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статье 1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 21 - з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле», Положению о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденного постановлением мэрии г. Ярославля от 23.04.2007 № 1227, Управление распоряжается земельными участками, расположенными на территории г. Ярославля и находящимися в неразграниченной государственной собственности, за исключением случаев предоставления их для строительства объектов, не предназначенных для проживания граждан.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, если иное не установлено федеральными законами. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим кодексом, федеральными законами.

Наличие у ООО «Трест «Ярпромжилстрой» права собственности на здание, расположенное по адресу: г. Ярославль, ул. Некрасова, 18, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.10.2009 серия 76 - АА № 992283 (л.д. 33).

Как следует из приказа Управления от 16.12.2009 № 3253 (л.д. 9 - 10), основанием для отказа в предоставлении Обществу в собственность земельного участка по вышеуказанному адресу послужило отнесение данного участка к ограниченным в обороте землям историко - культурного назначения в связи с тем, что на нем находится дом, являющийся памятником истории и культуры, а сам участок расположен в границах исторического центра города, включенного в Список всемирного наследия, также указанный центр города представляет собой культурный слой города (объект археологического наследия).

Пунктом 3 статьи 129 ГК РФ установлено, что оборотоспособность земли определяется законами о земле.

Согласно пункту 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законодательством такое предоставление разрешено.

Подпункт 4 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ относит к участкам, ограниченным в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко - культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

Из охранного обязательства собственника на объект культурного наследия от 16.10.2009 № 483 - 336 (л.д. 27 - 32), следует, что здание по адресу: г. Ярославль, ул. Некрасова, 18, является памятником истории и культуры «Дом Гвоздева», конец XVIII века. Факт отнесения указанного памятника к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, подтверждается приложением 1 к постановлению Администрации Ярославской области от 03.09.2004 № 148. Однако названный памятник не является особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации, не включен он и в Список всемирного наследия. Следовательно, наличие на земельном участке с кадастровым номером 76:23:030503:0026 здания, имеющего статус памятника регионального значения, не может рассматриваться как основание для ограничения его в обороте.

Документы, подтверждающие факт включения исторического центра современного г. Ярославля в Список всемирного наследия, в материалах дела отсутствуют. Упомянутые в оспариваемом приказе материалы (схемы) генерального плана города, утвержденного решением муниципалитета г.Ярославля от 06.04.2006 № 226, позволяющие отнести испрашиваемый Обществом земельный участок к территории исторического центра г. Ярославля, также не представлены. В связи с этим данное обстоятельство также не доказывает обоснованность вывода Управления о том, что земельный участок с кадастровым номером 76:23:030503:0026 ограничен в обороте.

В силу статьи 3 Закона № 73 - ФЗ под объектами археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Названные объекты относятся к такому виду объектов культурного наследия как памятники.

Решением Малого Совета Ярославского областного совета народных депутатов от 29.04.1993 № 99 памятник археологии «Культурный слой города Ярославля. XI - XVII вв.» включен в список памятников археологии Ярославской области. В силу пункта 3 статьи 64 Закона № 73 - ФЗ указанный памятник является объектом культурного наследия регионального значения.

Материалами дела (л.д. 88) подтверждается, что испрашиваемый Обществом земельный участок находится в границах данного объекта.

С целью сохранения и содержания объекта культурного наследия заявителем 24.12.2009 заключено охранное обязательство на земельный участок № 633 - 561 (л.д. 36 - 42).

Паспорт памятника и его учетная карточка (л.д. 75 - 79) свидетельствуют о наличии на указанной территории скрытых под землей следов существования человека в XI - XVII веках, ценных археологических материалов по истории города и Ярославского края в XI - XVII веках, которые были выявлены и изучались при проведении раскопок в 1990 - 1993, 2002 годах.

Таким образом, данный памятник по своей сущности является объектом археологического наследия.

Видовая принадлежность памятника (памятник археологии), указанная в решении Малого Совета Ярославского областного совета народных депутатов от 29.04.1993 № 99, соответствовала действовавшему на момент его принятия Закону РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры», согласно статье 6 которого к памятникам археологии относились участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

Изменение названия объекта культурного наследия в статье 3 Закона № 73 - ФЗ не привело к изменению сущности этого объекта как объекта археологического наследия (культурного слоя древнего города, скрытого под землей).

Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции об отнесении объекта культурного наследия «Культурный слой г. Ярославля. XI - XVII вв.» к достопримечательным местам, включающим в себя культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок, то есть такие объекты, которые не скрыты под землей и доступны для обозрения, основан на неверном толковании закона и не соответствует материалам дела. Вместе с тем данное обстоятельство не привело к принятию неправильного решения.

В соответствии со статьей 5 Закона № 73 - ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко - культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и настоящим законом. При этом объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно (пункт 2 статьи 49 Закона № 73 - ФЗ).

В силу статей 94 и 99 ЗК РФ земли историко - культурного назначения являются землями особо охраняемых территорий.

Действующее законодательство не содержит норм запрещающих оборот и приватизацию земельных участков, относящихся к землям особо охраняемых территорий. Оно предусматривает лишь возможность запрета любой хозяйственной деятельности на отдельных землях историко - культурного значения. Однако такие ограничения в отношении земельного участка, на котором расположено здание, принадлежащее ООО «Трест «Ярпромжилстрой» на праве собственности, не устанавливались.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 76:23:030503:0026 по адресу: г. Ярославль, ул. Некрасова, 18, относящийся к землям историко - культурного назначения, может быть передан в собственность Общества.

Следовательно, суд первой инстанции правомерно признал недействительным приказ начальника Управления от 16.12.2009 № 3253 «Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность по ул. Некрасова, д. 18, в Кировском районе». Возложение на УЗР обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 76:23:030503:0026 в собственность ООО «Трест «Ярпромжилстрой» и совершению действий, предусмотренных пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ, соответствует пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Таким образом, решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.03.2010 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента - без удовлетворения.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на Департамент, выступающий в настоящем деле в качестве третьего лица.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.03.2010 по делу № А82 - 6/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента культуры Ярославской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий
  Т.В. Лысова

     Судьи
  Г.Г. Буторина

     А.В. Караваева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А82-6/2010
Принявший орган: Второй арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 04 мая 2010

Поиск в тексте