ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 октября 2009 года  Дело N А82-7284/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2009 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Перминовой Г.Г.,

судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,

при отсутствии в судебном заседании представителей сторон и третьего лица

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента жилищно - коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.09.2009 по делу  № А82 - 7284/2009, принятое судом в составе судьи Сурововой М.В.,

по заявлению индивидуального предпринимателя Величко Сергея Викторовича

к Департаменту жилищно - коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск,

третье лицо: индивидуальный предприниматель Лебедев Евгений Сергеевич,

о признании недействительным решения конкурсной комиссии,

установил:

индивидуальный предприниматель Величко Сергей Викторович (далее - ИП Величко С.В., Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения конкурсной комиссии Департамента жилищно - коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск (далее - Департамент, организатор конкурса, ответчик) от 16.06.2009 по результатам проведения открытого конкурса по привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения на территории городского округа город Рыбинск с правом посадки и высадки пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок по лоту № 14.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечен индивидуальный предприниматель Лебедев Евгений Сергеевич (далее - ИП Лебедев Е.С.).

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 07.09.2009 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении требований ИП Величко С.В.

По мнению Департамента, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы Департамент указывает, что 10.04.2009 в газете «Рыбинские известия» опубликовано извещение о проведении конкурса (далее - Извещение). На основании пунктов 3.3, 4.1 конкурсной документации Департамент вправе вносить изменения в Извещение и конкурсную документацию. Извещение и изменения в него опубликованы в газете «Рыбинские известия» и размещены на официальном сайте администрации городского округа город Рыбинск. Конкурсная документация и изменения в конкурсную документацию размещены на официальном сайте администрации городского округа город Рыбинск. Учитывая, что получение полной информации о конкурсе возможно либо на сайте, либо в печатном или электронном виде у организатора конкурса, ответчик считает, что заявитель получал информацию о конкурсе самостоятельно на сайте, с заявлением о предоставлении информации о конкурсе в Департамент не обращался.

Факт своевременного размещения на официальном сайте изменений в извещение и конкурсную документацию подтверждается письмом Центра информационных ресурсов администрации городского округа город Рыбинск от 26.08.2009 № 45/01 - 102, в связи с чем Департамент считает недоказанными доводы заявителя о том, что изменения в конкурсную документацию были размещены на сайте после окончания срока подачи заявок.

ИП Величко С.В. и ИП Лебедев Е.С. отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 10.04.2009 директором Департамента утверждена конкурсная документация к открытому конкурсу по привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения на территории городского округа город Рыбинск с правом посадки и высадки пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок (далее - конкурсная документация).

В составе конкурсной документации утверждены приложения: № 1 - схемы маршрутов, выставляемых организатором на конкурс, № 2 - графики (расписание) движения транспортных средств на маршрутах, являющихся предметом конкурса, № 3 - перечень критериев оценки результатов конкурса, № 4 - образцы форм и документов, заполняемых конкурсантом.

В этот же день Извещение опубликовано в газете «Рыбинские известия» (л.д.79) и размещено на официальном сайте администрации городского округа город Рыбинск (www.rybinsk.ru).

В Извещении указано, что конкурсная документация предоставляется, конкурсные заявки принимаются с 9.00 до 16.00 часов по московскому времени с 11.04.2009 до 14 часов 00 минут 12.05.2009 в письменном и электронном виде. С формой заявки, перечнем документов, требованиями к претендентам, а также типовым договором на выполнение пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярного сообщения с правом посадки и высадки пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок можно ознакомиться на официальном сайте www.rybinsk.ru. Вскрытие конвертов с конкурсными заявками состоится в 14 часов 00 минут 12.05.2009, рассмотрение и оценка конкурсных заявок состоится 20.05.2009.

17.04.2009 Департамент внес изменения в Извещение и конкурсную документацию. В Извещении изменено описание предмета конкурса, в конкурсной документации изменены схемы маршрутов, выставляемых на конкурс, расписание движения транспортных средств на маршрутах, в приложение № 3 - перечень критериев оценки результатов конкурса. Соглашение о совместном осуществлении регулярных перевозок (форма № 3 приложения № 4) и проект договора (форма № 7 приложения № 4) дополнены новыми пунктами.

Изменение в Извещение опубликовано в газете «Рыбинские известия» от 17.04.2009 (л.д.80) с указанием предмета открытого конкурса с учетом изменений. Изменения в конкурсную документацию в официальном печатном издании опубликованы не были.

06.05.2009 Департаментом внесены изменения в Извещение: продлен срок предоставления конкурсной документации и приема конкурсных заявок до 08.06.2009, с учетом изменений рассмотрение и оценка конкурсных заявок состоится 16.06.2009. Указанные изменения в Извещение опубликованы в газете «Рыбинские известия» 17.05.2009 (л.д.81)

16.06.2009 решением конкурсной комиссии по рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок и определения победителя открытого конкурса по маршруту регулярных перевозок по лоту № 14 к участию в конкурсе допущено два участника: ИП Лебедев Е.С. и ИП Величко С.В. Заявке ИП Лебедева Е.С. присвоен первый номер, он признан победителем конкурса по лоту № 14 с количеством баллов 22, заявке ИП Величко С.В. присвоен второй номер с количеством баллов 16. Результаты рассмотрения отражены в выписке из протокола от 16.06.2009 и приложении 1 к протоколу «Перечень критериев оценки результатов конкурса» (л.д.53 - 58). Протокол от 16.06.2009 опубликован 19.06.2009 в газете «Рыбинские известия» (л.д.82).

Не согласившись с решением конкурсной комиссии по рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок и определения победителя открытого конкурса от 16.06.2009, ИП Величко С.В. обратился в Арбитражный суд Ярославской области.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что установленный порядок внесения изменений в конкурсную документацию прямо предусматривает опубликование всех изменений, как в конкурсную документацию, так и в извещение о проведении конкурса в официальном печатном издании - газете «Рыбинские известия». Установив, что изменения в конкурсную документацию в части критериев оценки (начисления баллов) не были опубликованы, также не была опубликована какая - либо информация о внесенных изменениях, суд первой инстанции пришел к  выводу, что использование при начислении баллов изменений в конкурсную документацию не может быть признано правомерным и отвечающим задаче проведения конкурса.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие)  (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

В соответствии со статьей 9 Закона Ярославской области от 04.12.2006 №90 - з «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Ярославской области» (далее - Закон Ярославской области № 90 - з) регулярные перевозки осуществляются перевозчиками в соответствии с заключенными ими договорами об организации регулярных перевозок, утвержденными расписаниями движения транспортных средств и правилами организации пассажирских перевозок. Привлечение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к организации регулярных перевозок производится на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством в порядке, установленном Администрацией Ярославской области и органами местного самоуправления в рамках своей компетенции.

В силу пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Постановлением Главы городского округа город Рыбинск от 21.01.2008 №55 «Об организации транспортного обслуживания населения на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения» утвержден Порядок организации и проведения открытого конкурса по привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на внутримуниципальных маршрутах (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 1.1 указанного Порядка предметом открытого конкурса по привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения на территории городского округа город Рыбинск является предоставление юридическим и физическим лицам возможности заключения договора об организации регулярных перевозок на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения на территории города.

Задачей конкурса является создание условий для добросовестной конкуренции перевозчиков различных организационно - правовых форм и форм собственности путем объективной оценки их квалификации и возможностей обеспечения справедливого отбора лучших кандидатур для удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках на территории города, организации безопасных и качественных регулярных перевозок пассажиров и развития рынка услуг по регулярным перевозкам пассажиров (пункт 1.2 Порядка).

Аналогичная задача проведения конкурса указана в пункте 1.2 конкурсной документации (л.д.10).

Пунктом 3.3 Порядка установлено, что Департамент вправе принять решение о внесении изменений в извещение и конкурсную документацию. Указанные изменения подлежат официальному опубликованию в газете «Рыбинские известия» и размещаются на официальном сайте администрации города Рыбинска www.rybinsk.ru не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе.

Пунктом 4.1 конкурсной документации также установлено, что организатор конкурса вправе принять решение о внесении изменений в извещение и конкурсную документацию. Указанные изменения подлежат официальному опубликованию в газете «Рыбинские известия» не позднее, чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе.

Доказательств публикации изменений в конкурсную документацию в части изменения критериев оценки заявок в официальном печатном издании газете «Рыбинские известия» в материалах дела не имеется и Департаментом не представлено.

Из приложения №1 к протоколу заседания конкурсной комиссии от 16.06.2009 следует, что победитель ИП Лебедев Е.С. получил большее количество баллов против заявителя по двум критериям: стаж лицензиата и наличие необходимого количества транспортных средств для обеспечения бесперебойной работы на маршруте, соответственно: «5» против «1» и «5» против «0». По стажу лицензиата Департамент признал ошибочное присвоение ИП Величко С.В.  одного балла вместо трех.

По критерию необходимое количество транспортных средств для обеспечения бесперебойной работы на маршруте оценки участникам выставлены Департаментом с учетом внесенных в конкурсную документацию изменений. В то же время, материалами дела подтверждается, что Департамент после внесения изменений в конкурсную документацию в нарушение положений Порядка и  конкурсной документации не осуществил публикацию указанных изменений в газете «Рыбинские известия», иных доказательств, свидетельствующих об извещении ИП Величко С.В. о внесении изменений в конкурсную документацию в части изменения перечня критериев оценки результатов конкурса материалы дела не содержат.

Таким образом, начисление баллов по критерию наличия транспортных средств для обеспечения бесперебойной работы на маршруте на основании измененной конкурсной документации не может быть признано правомерным.

В соответствии с приложением №1 к протоколу заседания конкурсной комиссии от 16.06.2009 по двум критериям: средний срок эксплуатации заявленных автобусов и средний экологический класс заявленных автобусов большее количество баллов получил ИП Величко С.В., соответственно: «4» против «2» и «2» против «1». По всем другим критериям оба участника конкурса получили одинаковое количество баллов.

В случае начисления баллов в соответствии с конкурсной документацией (без учета изменений критериев оценки) участники получили бы одинаковое количество баллов.

При таких обстоятельствах, оспариваемым решением конкурсной комиссии Департамента нарушаются права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ссылка ответчика на письмо Центра информационных ресурсов администрации городского округа город Рыбинск от 26.08.2009 № 45/01 - 102 (л.д.142) не может быть принята судом апелляционной инстанции, поскольку в данным письмом подтверждается размещение изменений только на официальном сайте администрации городского округа город Рыбинск. Порядком и конкурсной документацией установлена обязательность публикации изменений в конкурсную документацию в газете «Рыбинские известия». Размещение информации на сайте не освобождает Департамент от обязанности осуществить публикацию изменений в конкурсную документацию в официальном печатном издании.

Довод ответчика о том, что заявитель получал информацию о конкурсе самостоятельно на сайте, не основан на имеющихся в деле доказательствах и не свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя, поскольку оспариваемое решение конкурсной комиссии Департамента от 16.06.2009 по рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок и определения победителя открытого по лоту № 14 не соответствует действующему законодательству и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности.

Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.

В силу изложенного, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела с учетом норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем, взыскание государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы с Департамента не производится.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.09.2009 по делу  №А82 - 7284/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента жилищно - коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий

     Г.Г. Перминова

     Судьи

     А.В. Караваева

     Т.В. Лысова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка