ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 декабря 2010 года  Дело N А82-8314/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Перминовой Г.Г.,

судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя Каранова К.С., действующего на основании доверенности от 29.12.2009

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания №2"

на решение Арбитражного суда Ярославской области от  19.10.2010 по делу №А82 - 8314/2010, принятое судом в составе судьи Глызиной А.В.,

по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания №2"

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания №2" (далее - заявитель, Общество, ОАО «ТГК №2») обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - ответчик, УФАС, Управление, антимонопольный орган)  о признании незаконным и отмене постановления Управления от 09.07.2010 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 03 - 07/32 - 10, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 19.10.2010 в удовлетворении требований отказано.

Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания №2" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя, решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что антимонопольный орган не устанавливал фактическое наличие у Общества запрошенных документов. Ответчик установил вину ОАО «ТГК №2» в совершении правонарушения исходя из того, что Обществом не направлено в Управление мотивированное уведомление о невозможности представления истребуемых документов. В то же время, по мнению Общества, непринятие заявителем мер по уведомлению антимонопольного органа об отсутствии истребуемых документов не образует состава вменяемого нарушения. Из буквального содержания статьи 25.4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135 - ФЗ), как указывает заявитель, следует обязанность сообщить о невозможности представления документов и информации в установленный срок с указанием срока, в течение которого возможно представление истребуемых документов и информации, но не обязанность уведомить должностных лиц антимонопольного органа о принципиальном отсутствии документов.

Кроме того Общество не согласно с выводом суда первой инстанции  о том, что непредставление информации и документов по требованию должностного лица, проводящего проверку, образует объективную сторону правонарушения по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ. Также заявитель считает, что включение в объективную сторону совершенного правонарушения непредставления пояснений со ссылкой на статьи 23, 25, 45 Закона о защите конкуренции  является необоснованным, поскольку правовым основанием привлечения Общества к ответственности является статья 25.4 Закона № 135 - ФЗ. Непредставление пояснений не включено в объективную сторону правонарушения по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за непредставление сведений (информации).

Общество в апелляционной жалобе указывает, что антимонопольным органом при привлечении ОАО «ТГК №2» к административной ответственности  были допущены процессуальные нарушения, которые не позволили заявителю реализовать право на защиту. В частности, извещения о времени и месте составления протокола и о рассмотрении дела об административном правонарушении были направлены по адресу обособленного структурного подразделения Общества г. Ярославль, ул. Рыбинская, 20, расположенного вне места его государственной регистрации, а не по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа.

В апелляционной жалобе также указано, что суд необоснованно, без учета факта возбуждения в отношении Общества дела о нарушении антимонопольного законодательства, отклонил довод ОАО «ТГК №2» о немотивированности требования должностного лица ответчика.

ОАО «ТГК №2» считает, что повторно привлечено к административной ответственности, поскольку за непредставление той же самой информации  в Ярославское УФАС Общество уже привлекалось к ответственности (постановление от 03.06.2010 по делу 03 - 07/27 - 10). Направление требования о предоставлении информации с иной датой и номером, по мнению заявителя,  не свидетельствует о наличии самостоятельного нарушения. Нарушение является длящимся и выражается в длительном непредставлении информации в антимонопольный орган.

Подробно доводы Общества изложены в тексте апелляционной жалобы и поддержаны представителем в судебном заседании суда апелляционной инстанции.

Антимонопольный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил,  явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в связи с рассмотрением заявления общества с ограниченной ответственностью «ЯрГорСтрой» (далее - ООО «ЯрГорСтрой») о нарушении ОАО «ТГК №2» требований антимонопольного законодательства, 13.04.2010 письмом № 1885/0304 антимонопольный орган запросил у заявителя ответ ОАО «ТГК №2» на письмо ООО «ЯрГорСтрой» №52 от 03.03.2010 о заключении договора с приложением доказательств доставки ответа ООО «ЯрГорСтрой» (т. 1 л.д. 12).

Ответ Общества направлен ответчику 22.04.2010 за №0001 - 01 - 7/1456 с приложением копий соглашения от 17.03.2010 № 1624, письма от 03.03.2010 №52 (вх. №1557 от 10.03.2010), акта от 09.03.2010 (т. 1 л.д. 13).

11.05.2010 в связи с поступившим заявлением ООО «ЯрГорСтрой» о злоупотреблении ОАО «ТГК №2» доминирующим положением, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства,  руководителем Ярославского УФАС издан приказ №180 о проведении внеплановой выборочной проверки соблюдения законодательства о защите конкуренции ОАО «ТГК №2» (т. 1 л.д. 31 - 32).

В соответствии  с указанным приказом предметом проверки является соблюдение обязательных требований законодательства о теплоэнергетике, в том числе требований о подключении объекта капитального строительства к сетям теплоснабжения и к заключению договора теплоснабжения с хозяйствующим субъектом ООО «ЯрГорСтрой».

В связи с проводимой внеплановой проверкой 18.05.2010 Обществу было направлено требование о предоставлении информации исх. № 2622/03 - 04 (т. 1 л.д. 33).

28.06.2010 Обществу направлено повторное требование исх. № 3393/03 - 04 о предоставлении информации (т. 1 л.д. 63). Установлен трехдневный срок для предоставления истребованных документов и материалов с момента получения запроса.

В порядке статьи 25.4 Закона о защите конкуренции  у Общества были истребованы: положение о документационном обороте ОАО «ТГК №2», положение о документационном обороте ГУ ОАО «ТГК №2» по Ярославской области; положение об учете входящих документов ОАО «ТГК №2» и ГУ ОАО «ТГК №2» по Ярославской области (иной внутренний документ, которым регламентируется порядок регистрации, учета входящих документов); внутренние документы ОАО «ТГК №2» и ГУ ОАО «ТГК №2» по Ярославской области, регламентирующие порядок заключения соглашений о поставке тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде (в том числе, устанавливающие порядок внутреннего согласования проектов соглашений); типовое соглашение о поставке тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде; письменно пояснить, каким образом соглашениям присваивается номер; отдельно необходимо пояснить, какого числа и каким соглашениям были присвоены номера 163, 164, 165 (в случае, если имеются подтверждающие документы, а именно - регистрационные книги, тетради, распечатки из электронной системы регистрации, то необходимо представить их заверенные копии); дополнительно необходимо представить в Ярославское УФАС России для обозрения оригинал акта проверки Застройщика ООО «ЯрГорСтрой» объекта по адресу ул. Клубная, стр. № 1 в районе дома № 29; пояснить, на каком основании проводилась проверка энергоустановок, результатом которой стал данный акт; пояснить, по какой причине данный акт не зарегистрирован как исходящий документ.

Требование получено Обществом 28.06.2010, входящий номер 7460.

Учитывая, что в срок до 01.07.2010 истребованные документы и материалы заявителем представлены не были, 08.07.2010 должностное лицо Управления составило в отношении Общества протокол по делу №03 - 07/32 - 10 об административном правонарушении по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

Постановлением от 09.07.2010 ОАО «ТГК №2» привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в Арбитражный суд Ярославской области.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и отсутствия оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции на антимонопольный орган возложены функции по обеспечению государственного контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции определены полномочия, которыми наделен антимонопольный орган в целях реализации своих функций и целей Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктами 1, 11 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме.

В соответствии с пунктами 1, 5.3.1.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, осуществляет контроль, в том числе за соблюдением коммерческими организациями антимонопольного законодательства.

Пунктами 6.1, 6.8 указанного Положения установлено, что ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции; издавать индивидуальные правовые акты по отнесенным к компетенции Службы вопросам, в том числе приказы, определения, постановления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

В соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции коммерческие организации (их должностные лица) обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде.

Статьей 25.4 Закона о защите конкуренции определен порядок истребования документов и информации при проведении проверки. Требование УФАС от 28.06.2010 №3393/03 - 04 содержит ссылку на указанную норму права.

В соответствии с частью 1  статьи 25.4 Закона о защите конкуренции должностные лица антимонопольного органа, проводящие проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки документы и информацию посредством вручения проверяемому лицу, его представителю под роспись мотивированного требования о представлении документов и информации. Форма требования о представлении документов и информации утверждается федеральным антимонопольным органом.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3.38 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы России от 24.02.2010 N 89. Если требование о предоставлении документов и информации не исполнено в установленный срок, то руководителем инспекции решается вопрос о возбуждении в отношении виновного лица дела об административном правонарушении (пункт 3.43 вышеназванного Административного регламента).

Таким образом, из вышеприведенных положений закона следует, что антимонопольный орган в целях реализации возложенных на него полномочий вправе запрашивать у хозяйствующих субъектов необходимые документы и информацию.

Объем запрашиваемых сведений определяется антимонопольным органом самостоятельно в зависимости от предмета и целей проверки, иных существенных обстоятельств.

Материалы дела показывают, что внеплановая проверка соблюдения законодательства о защите конкуренции открытым акционерным обществом «ТГК №2» при осуществлении подключения объекта ООО «ЯрГорСтрой» к тепловым сетям и заключения договора теплоснабжения проводилась в связи с поступившим заявлением ООО «ЯрГорСтрой». По мнению ООО «ЯрГорСтрой», нарушение выразилось в отказе от заключения договора теплоснабжения, в воспрепятствовании теплоснабжению объекта заявителя.

Проверка проводилась на основании приказа о проведении внеплановой проверки от 11.05.2010 № 180, направленного Обществу и полученного им 11.05.2010  (вх.№ 5372) в редакции приказа № 210 от 24.05.2010. Указанный приказ содержал необходимую и достаточную информацию об основаниях, целях, задачах и предмете проведения проверки.

Из имеющихся в деле документов следует, что требование УФАС от 28.06.2010 N 3393/03 - 04 соответствует объекту, предмету и цели проверки. В требовании содержится указание на проводимую внеплановую проверку, на заявление ООО «ЯрГорСтрой», как основание проведения проверки, на приказ о проведении проверки, а также перечень истребуемых документов и материалов.

Суд принимает во внимание представленную в материалы дела переписку антимонопольного органа и Общества (запрос УФАС от 13.04.2010, ответ ОАО «ТГК №2» от 22.04.2010 № 0001 - 01 - 7/1456 с приложением документов), из чего следует, что истребованные Управлением документы и информация были необходимы антимонопольному органу для всестороннего и полного исследования обстоятельств, подлежащих проверке, для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции антимонопольного органа.

Анализ положений Закона о защите конкуренции не позволяет сделать вывод, что лицу, которому направлено соответствующее требование о предоставлении документов, должно быть разъяснено для рассмотрения какого из перечисленных в заявлении о нарушении антимонопольного законодательства вопроса требуется представить тот или иной конкретный документ или дать конкретное пояснение.

В рассматриваемом случае ответчик уведомил Общество надлежащим образом об основаниях, целях, задачах и предмете проведения проверки, указал лицо, обратившееся в антимонопольный орган с заявлением о нарушении ОАО «ТГК №2» антимонопольного законодательства, сослался на положения статьи 25.4 Закона № 135 - ФЗ, определил перечень необходимых для проведения проверки документов и информации, что свидетельствует о соответствии запроса от 28.06.2010 требованиям законодательства. Подписавший требование главный специалист отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф. был уполномочен на проведение внеплановой проверки приказом от 11.05.2010 №180, действовал  от имени антимонопольного органа.

С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требование антимонопольного органа от 28.06.2010 являлось мотивированным, антимонопольным органом правомерно запрошены документы и информация в рамках осуществления возложенных на него функций по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства.

Доводы апелляционной жалобы Общества, что требование антимонопольного органа не было мотивированным, сведения, указанные в требовании, не были связаны с выявлением признаков нарушения антимонопольного законодательства (либо их отсутствия) и оснований для возбуждения соответствующего дела (отказа в возбуждении), поскольку и при отсутствии указанных сведений по заявлению ООО «ЯрГорСтрой» в отношении ОАО «ТГК №2» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, не могут быть приняты судом.

Сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной антимонопольной службы, территориальных органов ФАС России, их структурных подразделений, порядок взаимодействия между структурными подразделениями ФАС России и территориальными органами, а также порядок взаимодействия ФАС России и территориальных органов с гражданами, организациями, государственными органами и органами местного самоуправления при возбуждении и рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации урегулированы Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.12.2007 N447 (далее - Административный регламент).

Согласно пункту 3.1 Административного регламента (в редакции, действовавшей на дату направления запроса) основанием для возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства являются, в том числе поступающие от юридических и физических лиц заявления, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства (далее - заявление).

Антимонопольный орган рассматривает заявление, материалы в срок, не превышающий одного месяца. При рассмотрении заявления, материалов и изучении сведений и документов антимонопольный орган определяет, относится ли к компетенции федерального антимонопольного органа (территориального органа) данное дело, устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет норму антимонопольного законодательства, которая подлежит применению, определяет достаточность материалов для возбуждения дела, определяет круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, решает иные вопросы, необходимые для правильного и всестороннего рассмотрения дела (пункты 3.19, 3.21 Административного регламента).