ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 декабря 2009 года  Дело N А82-8409/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2009 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.

судей Лысовой Т.В., Перминовой Г.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермошиной С.Г.,

без участия представителей сторон,

рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РостСтрой»

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.09.2009 по делу  № А82 - 8409/2009, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РостСтрой»

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району  г. Ярославля,

о признании недействительным отказа в государственной регистрации,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «РостСтрой» (далее - заявитель, Общество, ООО «РостСтрой») обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля (далее - ответчик, налоговый орган, регистрирующий орган, Инспекция, ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля) о признании недействительным отказа от 01.07.2009 № 1260 в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, и возложении на Инспекцию обязанности по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц  (далее - государственный реестр, ЕГРЮЛ) изменений в сведения о ООО «РостСтрой», не связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании документов, представленных Обществом 24.06.2009.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 25.09.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, вывод суда не соответствует обстоятельствам дела, неправильно применены нормы права, что выразилось в ошибочном истолковании статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129 - ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее - Закон о регистрации), статьи 12 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14 - ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об обществах). ООО «РостСтрой» просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля в отзыве на апелляционную жалобу возражает против приведенных в ней доводов, считает, что решение арбитражного надлежит оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 17.06.2008 Трифонов Андрей Владимирович (далее - Трифонов А.В.) и Богаенко Сергей Александрович (далее - Богаенко С.А.) приняли решение о создании ООО «РостСтрой». Генеральным директором Общества избран Трифонов А.В. (л. д. 9).

03.07.2008 ООО «РостСтрой» прошло государственную регистрацию  (л. д. 8).

16.05.2009 Трифонов А.В. и Богаенко С.А. продали принадлежащие им доли в уставном капитале Общества Башориной Наталье Валентиновне (далее - Башорина Н.В.), Башорину Константину Александровичу (далее - Башорин К.А.) (л. д. 10 - 14).

01.06.2009 на общем собрании участников ООО «РостСтрой» заключен учредительный договор в новой редакции, утверждена новая редакция устава Общества, генеральным директором ООО «РостСтрой» избрана Башорина Н.В. (л. д. 11, 33, 39).

24.06.2009 в ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля представлены заявление по форме № Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества (далее - заявление по форме № Р13001, заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы) и заявление по форме № Р14001 о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения об ООО «РостСтрой», не связанных с внесением изменений в учредительные документы (далее - заявление по форме № Р14001, заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице). Указанные заявления подписаны Трифоновым А.В. Изменения, вносимые в учредительные документы названного юридического лица, касались состава участников Общества, адреса ООО «РостСтрой», новой редакции устава Общества и учредительного договора. Изменения в сведения о юридическом лице, вносимые в ЕГРЮЛ и не связанные с изменением учредительных документов, касались сведений о директоре Общества  и его участниках  (л. д. 15, 26 - 47, 50 - 59, 61).

01.07.2009 регистрирующий орган принял решение № 1260 об отказе во внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения об ООО «РостСтрой», не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица (далее - решение от 01.07.2009 г. № 1260),  поскольку отсутствует заявление по форме № Р14001 (л. д. 16, 61).

ООО «РостСтрой» не согласилось с решением от 01.07.2009 г. № 1260 и обжаловало его в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения об ООО «РостСтрой», не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, отказал в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6  постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Спорные правоотношения между ООО «РостСтрой» и Инспекцией возникли в момент обращения Общества в налоговый орган с заявлениями о государственной регистрации (24.06.2009). Следовательно, в силу статьи 1 Закона о регистрации, статьи 1 Закона об обществах, статей 3, 4 Гражданского кодекса Российской Федерации данные нормативные акты подлежат применению в редакции, действующей до 01.07.2009.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 1, пунктом 5 статьи 5 Закона о регистрации государственный реестр содержит, в том числе сведения об учредителях (участниках) юридического лица. Юридическое лицо обязано в течение трех дней с момента изменения сведений, содержащихся в государственном реестре, сообщить об этом в регистрирующий орган. В случае, если изменение сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в ЕГРЮЛ осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI данного закона.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Формы заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению».

Пунктом 2 статьи 18 Закона о регистрации установлено, что представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 данного закона.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 9 Закона о регистрации документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных данным законом.

Подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации предусматривает отказ в государственной регистрации при непредставлении определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Согласно пункту 1 статьи 11, статьей 12 Закона об обществах учредительный договор и устав общества являются учредительными документами общества. Учредительным договором определяется состав учредителей (участников) общества. Устав общества должен содержать сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества. Изменения в учредительные документы общества вносятся по решению общего собрания участников общества. Изменения, внесенные в учредительные документы общества, подлежат государственной регистрации. Изменения, внесенные в учредительные документы общества, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 91 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 33 Закона об обществах к исключительной компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью, в том числе относится образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий.

В силу статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 40 Закона об обществах лицо, чьи полномочия как единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью прекращены, не вправе действовать без доверенности от имени данного общества.

Статьей 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462 - 1 предусмотрено, что нотариус, свидетельствуя подлинность подписи на документе, не удостоверяет фактов, изложенных в документе, а лишь подтверждает, что подпись сделана определенным лицом.

Из указанных норм следует, что в процессе государственной регистрации налоговые органы должны проверять соответствие представленных на государственную регистрацию документов требованиям Закона о регистрации, в том числе должны проверять, подписано ли заявление о государственной регистрации уполномоченным лицом. Документы, не соответствующие требованиям данного нормативного акта, не могут рассматриваться как документы, определенные Законом о регистрации, что является основанием для отказа в государственной регистрации. Нотариус свидетельствует лишь подлинность подписи в заявлении о государственной регистрации, полномочия лица, подписавшего заявление, им не удостоверяются. В случае изменения состава участников общество обязано обратиться в регистрирующий орган с заявлением по форме № Р13001 и представить изменения в учредительные документы. Без осуществления государственной регистрации изменений в учредительные документы, изменения, касающиеся состава участников общества, не будут соответствовать сведениям и документам, содержащимся в государственном реестре. Следовательно, внесение в ЕГРЮЛ изменений в сведения об участниках общества (на основании заявления по форме № Р14001) непосредственно связано с фактом государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы (на основании заявления по форме № Р13001), и не может быть осуществлено без регистрации таких изменений.

Материалы свидетельствуют о том, что 01.06.2009 генеральным директором Общества избрана Башорина Н.В., приступившая к исполнению своих обязанностей 03.06.2009 (л. д. 47). В связи с этим полномочия Трифонова А.В. в качестве директора ООО «РостСтрой» прекратились. Доказательства того, что Трифонов А.В. имел право действовать от имени Общества на основании доверенности, отсутствуют. При таких обстоятельствах заявление по форме Р14001, представленное в регистрирующий орган 24.06.2009, подписано неуполномоченным лицом. Заявление о государственной регистрации изменений сведений об ООО «РостСтрой», подписанные уполномоченным лицом, в налоговый орган не подавалось.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что заявление по форме   № Р14001, поданное в Инспекцию 24.06.2008, не соответствует требованиям Закона о регистрации и не может рассматриваться как документ, определенный данным нормативным актом. Следовательно, решение об отказе в государственной регистрации от 01.07.2009 № 1260 является правомерным.

Кроме того, ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля решением от 01.07.2009 № 1259 отказала Обществу в государственной регистрации изменений, вносимых в его учредительные документы (л. д. 25). Без регистрации таких изменений внесение в государственный реестр изменений в сведения о директоре и  участниках ООО «РостСтрой» не может быть осуществлено.

Доказательства, подтверждающие нарушение оспариваемым отказом прав и законных интересов заявителя, отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в ходе судебного разбирательства налоговый орган представил копию поданного  Обществом заявления по форме Р14001, но арбитражный суд не оценил данное обстоятельство и не отразил его в решении; суд первой инстанции необоснованно указал в решении на зависимость государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, от внесения изменений в учредительные документы заявителя, поскольку эта зависимость не была указана в оспариваемом решении в качестве основания для отказа в государственной регистрации; вывод арбитражного суда о том, что к заявлению о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице не были приложены документы, не соответствует действительности, судом апелляционной инстанции отклоняются, как не свидетельствующие об ошибочности обжалуемого судебного акта.

Утверждение заявителя о том, что арбитражный суд необоснованно связал решение по настоящему делу с решением по делу № А82 - 9985/2009 - 29, в котором рассматривается заявление Общества, обжалующее решение Инспекции об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, судом апелляционной инстанции не принимается, как не соответствующее обстоятельствам дела.

Ссылка ООО «РостСтрой» на то, что решение арбитражного суда основано на недействующих редакциях Закона о регистрации и Закона об обществах, судом апелляционной инстанции не может быть принята за основу, как основанная на ошибочном толковании правовых норм.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.09.2009 по делу  № А82 - 8409/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РостСтрой» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий

     Г.Г. Буторина

     Судьи

     Т.В.   Лысова

     Г.Г. Перминова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка