ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 августа 2011 года  Дело N А17-1048/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Лысовой Т.В., Ившиной Г.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кирилловых О.В.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя Слободенюка В.Б., действующего на основании доверенности от 25.07.2011,

представителя ответчика Шамина К.С., действующего на основании доверенности от 18.07.2011,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Службы по охране объектов животного мира Ивановской области

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.04.2011 по делу № А17 - 1048/2011, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.

по заявлению Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов (ОГРН 1023700005746, адрес местонахождения: г. Иваново, ул. Ташкентская, д. 20 )

к Службе по охране объектов животного мира Ивановской области (ОГРН 1083702007531, адрес местонахождения: г. Иваново, Демидова, д.6 ),

о признании недействительным отказа в выдаче бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов и возложении обязанности выдать заявителю бланки разрешений,

установил:

Ивановская областная общественная организация охотников и рыболовов (далее - заявитель, Общественная организация, Ивоблохотрыболовобщество) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Службе по охране объектов животного мира Ивановской области (далее - ответчик, Служба), с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным отказа в выдаче бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, содержащегося  в письме Службы  от 24.02.2011  № 245, и возложении обязанности на Службу выдать Обществу бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов  на весенний сезон охоты 2011 года, а именно:  Вичугское охотничье хозяйство: тетерев - 10 бланков, глухарь - 5 бланков, вальдшнеп - 250 бланков, селезень - 7 бланков, гусь - 200 бланков; Гав - Посадское охотничье хозяйство: тетерев - 15  бланков, глухарь - 5 бланков, вальдшнеп - 550 бланков, селезень - 5 бланков, гусь - 600 бланков; Заволжское охотничье хозяйство: тетерев - 20  бланков, глухарь - 10 бланков, вальдшнеп - 250 бланков, селезень - 20 бланков, гусь - 300 бланков; Ивановское охотничье хозяйство: тетерев - 8  бланков, глухарь - 3 бланка, вальдшнеп - 400 бланков, селезень - 15 бланков, гусь - 300 бланков; Ильинское охотничье хозяйство: тетерев - 16  бланков, глухарь - 5 бланков, вальдшнеп - 500 бланков, селезень - 33 бланка, гусь - 500 бланков; Кинешемское охотничье хозяйство: тетерев -  10  бланков, глухарь - 4 бланка, вальдшнеп - 300 бланков, селезень - 50 бланков, гусь - 400 бланков; Комсомольское охотничье хозяйство: тетерев - 15  бланков, глухарь - 3 бланка, вальдшнеп - 250 бланков, селезень - 45 бланков, гусь - 400 бланков; Лухское охотничье хозяйство: тетерев -  11  бланков, глухарь - 5 бланков, вальдшнеп - 200 бланков, селезень  10 бланков, гусь - 200 бланков; Палехское охотничье хозяйство: тетерев - 10  бланков, глухарь - 2 бланка, вальдшнеп - 200 бланков, селезень -  10 бланков, гусь - 300 бланков; Пестяковское охотничье хозяйство: тетерев - 9 бланков, глухарь - 3 бланка, вальдшнеп - 200 бланков, селезень - 26 бланков, гусь - 300 бланков; Пучежское охотничье хозяйство: тетерев - 8  бланков, глухарь - 2 бланка, вальдшнеп - 200 бланков, селезень - 10 бланков, гусь - 400 бланков; Родниковское охотничье хозяйство: тетерев - 11  бланков, глухарь - 1 бланк, вальдшнеп - 250 бланков, селезень - 10 бланков, гусь - 400 бланков; Савинское охотничье хозяйство: тетерев - 10  бланков, глухарь - 4 бланка, вальдшнеп - 250 бланков, селезень - 10 бланков, гусь - 400 бланков; Приволжское охотничье хозяйство: тетерев - 12 бланков,  вальдшнеп - 250 бланков, селезень -  15 бланков, гусь - 240 бланков; Тейковское охотничье хозяйство: тетерев - 11  бланков, глухарь - 3 бланка, вальдшнеп - 350 бланков, селезень - 40 бланков, гусь - 400 бланков; Фурмановское охотничье хозяйство: тетерев - 10 бланков, глухарь - 2 бланка, вальдшнеп - 200 бланков, селезень - 24 бланка, гусь - 300 бланков; Шуйское охотничье хозяйство: тетерев - 11  бланков, вальдшнеп - 400 бланков, селезень - 5 бланков, гусь - 600 бланков; Верхнеландеховское охотничье хозяйство: тетерев - 5  бланков, глухарь - 1 бланк, вальдшнеп - 100 бланков, селезень - 10 бланков, гусь - 200 бланков; Южское охотничье хозяйство: тетерев - 11  бланков, глухарь - 5 бланков, вальдшнеп - 200 бланков, селезень - 78 бланков, гусь - 400 бланков; Юрьевецкое охотничье хозяйство: тетерев - 10  бланков, глухарь - 4 бланка, вальдшнеп - 300 бланков, селезень - 10 бланков, гусь - 400 бланков; Лежневское охотничье хозяйство: тетерев - 10  бланков, глухарь - 4 бланка, вальдшнеп - 250 бланков, селезень   -  12 бланков, гусь - 300 бланков; Увальевское охотничье хозяйство: тетерев - 8  бланков, глухарь - 3 бланка, вальдшнеп - 100 бланков, селезень - 9 бланков, гусь - 200 бланков; Гусевское охотничье хозяйство: тетерев - 1  бланк, вальдшнеп - 100 бланков, селезень - 3 бланка, гусь - 200 бланков; Стиберское охотничье хозяйство: тетерев - 8 бланков, глухарь - 10 бланков, вальдшнеп - 100 бланков, селезень - 8 бланков, гусь - 200 бланков; Рыбинское охотничье хозяйство: тетерев - 2 бланка, вальдшнеп - 150 бланков, селезень - 4 бланка, гусь - 200 бланков.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 18.04.2011 заявленные требования удовлетворены.

Служба с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное истолкование судом части 1, 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 № 209 - ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об охоте), пунктов 5, 8, 9 Порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 23.04.2010 № 121 «Об утверждении порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов» (далее - Порядок выдачи разрешений), суд принял решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Общественная организация в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании стороны поддержали свои позиции.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 27.02.1997 Администрацией Ивановской области и Общественной организацией заключен договор, на основании которого  организации охотников и рыболовов  предоставлены  в  пользование сроком на 25 лет охотничьи угодья, расположенные на территории административных районов Ивановской области для содержания и ведения охотничьих  хозяйств, пользования животным миром в границах, установленных решением Ивановского облисполкома от 26.09.1986 № 296 и другими решениями, общей площадью 1860 тысяч гектаров в соответствии с перечнями охотничьих хозяйств (далее - договор от 27.02.1997) .

18.12.2001  Ивоблохотрыболовобществу выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира со сроком действия с 23.10.2001 по 01.03.2022. В соответствии с условиями данной лицензии  пользование животным миром разрешено в границах, определенных договором от 27.02.1997; Площадь территории - 1860 тысяч гектаров.

31.07.2008 между Общественной организацией и правительством Ивановской области заключено дополнительно соглашение к договору от 27.02.1997, которым уточнена общая площадь переданных Общественной организации охотничьих хозяйств до 1823 тысяч гектаров, из приложения к договору исключен пункт 26 (Маркушинское охотхозяйство) (пункт 1), обязательства сторон, не затронутые дополнительным соглашением, остаются в неизменном виде (пункт 3) (том 1 л.д. 37).

27.10.2010 решением Арбитражного суда Ивановской области по делу № А17 - 9093/2009 договор от 27.02.1997 расторгнут. Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.10.2010 и постановлением Федерального арбитражного суда Волго - Вятского округа от 02.02.2011 по делу № А17 - 9093/2009 указанное решение оставлено без изменения.

01.10.2010 Общественной организацией в Службу направлены заявки на выдачу необходимого количества бланков разрешений для добычи охотничьих ресурсов в угодьях Ивоблохотрыболовобщества в весенний сезон охоты 2011 года (л.д. 16 - 21).

Письмом от 16.07.2010 Служба сообщила Общественной организации об отказе в выдаче бланков на основании пункта 19 Порядка выдачи разрешений (л.д. 15) .

Не согласившись с отказом Службы в выдаче бланков, Общественная организация обратилась в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Служба не имела оснований для отказа в выдаче бланков.

Указанная позиция суду апелляционной инстанции представляется ошибочной исходя из следующего.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Статьей 1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52 - ФЗ «О животном мире» в редакции, действовавшей до 01.04.2010, (далее - Федеральный закон о животном мире) определено, что пользование животным миром - это юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объ­ектов животного мира; пользователями животным миром являются граждане, индивиду­альные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться жи­вотным миром.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона о животном мире, объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.

В силу статьи 37 Федерального закона о животном мире для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает заявку, в которой указываются: сведения о заявителе; вид пользования животным миром; перечень объектов животного мира; границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира; предполагаемый срок пользования животным миром. Заявки на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации подаются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации. Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром. На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.

Согласно статье 38 Федерального закона о животном мире долгосрочная лицензия на пользование животным миром в зависимости от вида пользования должна содержать: сведения о пользователе животным миром; разрешенные виды пользования животным миром; перечень объектов животного мира, передаваемых в пользование; границы и площадь территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром; срок действия лицензии; условия пользования животным миром, а также территориями, акваториями, необходимыми для осуществления пользования животным миром.

В соответствии со статьей 60 Федерального закона об охоте внесены изменения в Федеральный закон о животном мире, в том числе признаны утратившими силу статьи 37 и 38 Федерального закона о животном мире; статья 33  Федерального закона о животном мире изложена в редакции, предусматривающей, что объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом и федеральным законом об охоте.

Такие основания предусмотрены в статьях 25, 27 Федерального закона об охоте.

Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона об охоте расположенные в границах охотничьих угодий не предоставленные физическим лицам, юридическим лицам и находящиеся в государственной собственности земельные участки и лесные участки (если предоставление таких земельных участков и лесных участков осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации) предоставляются в аренду для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений.

В соответствии с частями 2, 4 статьи 27 Федерального закона об охоте  по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в части 2 статьи 25 настоящего Федерального закона земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (часть 2). Охотхозяйственное соглашение включает в себя, в том числе  следующие условия: сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках; сведения об охотничьих ресурсах в границах охотничьего угодья, а также о видах разрешенной охоты в его границах; годовой размер арендной платы за предоставляемые в аренду и расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки, рассчитанный исходя из минимальных размеров арендной платы, и годовой размер сборов за пользование объектами животного мира; срок действия охотхозяйственного соглашения; обязательства юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство; обязательство органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, право на добычу охотничьих ресурсов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение охотхозяйственного соглашения (часть 4).

Следовательно, Федеральный закон об охоте, как и Федеральный закон о животном мире в редакции, действовавшей до 01.04.2010, связывает существование права пользования объектами животного мира с наличием договора, заключенного с уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на предоставление в пользование соответствующих территорий.

Частью 2 статьи 31 Федерального закона об охоте предусмотрено, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, по их заявкам органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32 - 34 данного Закона, предоставляются бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов для последующей выдачи таких разрешений лицам, указанным в части 1 данной статьи.

В соответствии со статьей 70 Федерального закона об охоте до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.

Согласно частям 1, 3, 4 статьи 71 Федерального закона об охоте право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 1). Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (часть 3). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 4).

Таким образом,  наличие у юридического лица предусмотренных Федеральным законом о животном мире лицензии на пользование животным миром и договора о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, является основанием для сохранения права долгосрочного пользования животным миром, поскольку позволяет оформить охотхозяйственное соглашение. Бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов предоставляются юридическим лицам, заключившим охотхозяйственные соглашения, а также  лицам, имеющим основания для сохранения права долгосрочного пользования животным миром.

Из материалов дела следует, что на момент обращения в Службу с заявками на выдачу  бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов  договор  от 27.02.1997 расторгнут. Названное обстоятельство свидетельствует об отсутствии у Общественной организации права пользования животным миром и, следовательно, права на получение бланков разрешений. Отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя в силу положений части 1 статьи 198, части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Довод Общественной организации о том, что часть 3 статьи 71 Федерального закона об охоте не может быть применена в рамках спора о законности отказа в выдаче бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, отклоняется судом апелляционной инстанции, как основанный на неверном толковании  норм Федерального закона об охоте, поскольку наличие договора о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, является одним из условий сохранения права долгосрочного пользования животным миром за лицами, указанными в части 1 статьи 71 Федерального закона об охоте. В свою очередь наличие права долгосрочного пользования животным миром является основанием для получения юридическим лицом бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов.

Изложенное позволяет суду апелляционной инстанции прийти к выводу о том, что Арбитражным судом Ивановской области при вынесении решения от 18.04.2011 допущено неправильное применение норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании пункта 1 статьи 31, пунктов 1, 3, 8, 9 статьи 71  Федерального закона об охоте.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует отменить на основании пункта 4 части 1, пункта 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В заявлении (входящий № 898 - эс от 15.07.2011) Общественная организация изложила требование  о взыскании с ответчика судебных издержек по оплате услуг представителя в размере 21074 рублей 20 копеек.

В соответствии с частями первой и второй статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований, основания для удовлетворения заявления Общественной организации о взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя отсутствуют.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делу составляет 2000 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по ее уплате относятся на заявителя. Государственная пошлина уплачена заявителем  при обращении с заявлением в Арбитражный суд Ивановской области по платежному поручению от 02.03.2011 № 106 в размере 4000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета 2000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.